• Епископ Григорий (Граббе) - СВЯТЫЕ ОТЦЫ НА ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРА

    Святые отцы IV Вселенского Собора изгоняют еретиков. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Сербия XIV в.

    Речь, произнесённая на торжественном собрания 22 октября/4 ноября 1951 г. в Нью-Йорке.

    Нелегко даётся человеку познание истины.

    Господь говорит, что узрят Бога, т. е. познают Того, Кто есть и Путь, и Истина, и Жизнь, (Ин. XIV, 6) — чистые серд­цем (Мф. V, 8).

    Грех же искони скрывает от нас истинный лик Бо­жий. Особенно можно сказать это о смертном грехе гордости. Гордый ум не зрит Бога. Он не способен усваивать ис­тин, раскрываемых Богом о Себе. Гордый человек созда­ёт своё, искажённое представление о Боге и с ожесточением отстаивает это представление, как непререкаемую истину.

    Таково происхождение всех ересей. Ересиархи не хотят подчинять свой ум, свое сердце и душу голосу Вселенской Церкви. И они борятся с этим голосом, когда он осужда­ет их заблуждение.

    Напротив, подлинные сыны Церкви во всех своих сомнениях ищут ответа у неё, в её Писании и Предании. Если возникает у них недоумение, они добросовестно, в мире, смирении, любви и молитве стараются разслышать и уразуметь доходящий до них с отдаленных веков голос Церкви.

    Они знают, что полнота истины содержится в Церкви, что Ей она вручена Самим Её Божественным Главой.

    Мы помним обетование Господне: «Создам Церковь Мою и врата ада не одолеют её» (Мф. XVI, 18). Веря этому обетованию, мы знаем, что и в последние дни отступления все-таки останется малое стадо, которое и будет Церковью на земле и что, таким образом, на земле всегда были и бу­дут, до второго Пришествия Спасителя, иерархи и общины, принадлежащие к Таинственному Телу Христову.

    09 January 2017 читать далее

  • В ОПРОВЕРЖЕНИЕ СЛОВ «НАДО ВСЕМ ОБЪЕДИНЯТЬСЯ».

    В ОПРОВЕРЖЕНИЕ СЛОВ «НАДО ВСЕМ ОБЪЕДИНЯТЬСЯ».

    Критский еретический лже-собор 2016 г.

    Фреска сербского храма Св. Иоанна Владимира в Баре

    «Блажен муж,

    иже не иде на совет нечестивых,

    и на пути грешных не ста,

    и на седалищи губителей не седе»

    (Пс. 1,1)

    Один из недобрых плодов экуменизма - экуменическая дружба, помогающая сжиться с грехом инославных, которая завязывается между экуменистами. Незаметно для самих себя участники экуменических встреч отступают от своих прежних убеждений и усваивают особый язык, терминологию и образ мышления, которые вырабатываются в процессе диалога. Этим достигается отчуждение православных от Матери-Церкви, затмение их сознания инославными, еретическими заблуждениями. Недаром святой апостол Павел говорит, что «худые сообщества развращают добрые нравы» (I Кор. 15,33). Экуменическая дружба всячески способствует размыванию вероисповедных границ, т.е. разрушению церковной ограды. Экуменисты проникаются заблуждениями инославных и сживаются с их грехом.

    1) ВНЕ ЦЕРКВИ НЕТ ЕДИНОМЫСЛИЯ И ЕДИНОДУШИЯ ВЕРУЮЩИХ

    Пусть не обольщают себя некоторые словами, сказанными Господом: «идеже еста два или трие собраны во имя Мое, ту есмь посреде их» (Мф. 18, 20). Извратители Евангелия и ложные толкователи приводят эти слова, но это слова последующие, а предыдущие они пропускают; напоминая об одной части, а о другой коварно умалчивают; как сами отделились от Церкви, так рассекают и целость одного и того же места. Господь, внушая ученикам своим хранить единомыслие между собою и мир, говорит им: «глаголю вам, яко аще два от вас совещаета на земли о всякой вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего, иже на небесех; идеже бо еста два или трие собраны во имя Мое, ту есмь посреде их» (Мф. 18, 19-20) – и тем показывает, что многое предоставляется не многочисленности, но единомыслию молящихся. «Аще два от вас совещаета на земли», – говорит Он. Таким образом. Господь заповедал сперва единодушие, указал на согласие и научил верно и решительно соглашаться между собою. Как же согласится с кем-либо тот, кто не согласен с телом самой Церкви и со всем братством? Как могут собираться во имя Христово двое или трое, о которых известно, что они отделяются от Христа и от Евангелия Его? Ведь не мы отошли от них, а они от нас. После того как через учреждение ими различных сборищ произошли у них ереси и расколы, они оставили главу и начало истины. А Господь говорит о Своей Церкви, говорит к находящимся в Церкви, что если они будут согласны, если, сообразно с Его напоминанием и наставлением, собравшись двое или трое, единодушно помолятся, то, несмотря на то что их только двое или трое, они могут получить просимое от величия Божия. «Идеже еста два или трие» собраны «во имя Мое», ту есмь посреде их, т.е., посреде простых и миролюбивых, боящихся Бога и хранящих заповеди Его.

    09 January 2017 читать далее

  • Похвальное Слово Пресвятой Богородицѣ св. Прокла, архіепископа Константинопольскаго

    Похвальное Слово Пресвятой Богородицѣ св. Прокла, архіепископа Константинопольскаго

    Всѣ празднества въ честь святыхъ досточудны, и уподобляются блистанію звѣздъ. Какъ звѣзды, бывъ утверждены на небѣ въ извѣстномъ порядкѣ, на извѣстномъ разстояніи одна отъ другой, распознаются и освѣщаютъ весь земной шаръ; одна и та же звѣзда видна и у индійцевъ, не скрывается и отъ скиѳовъ, сіяетъ надъ землею и озаряетъ море, путеводствуя плавателей; и хотя всѣхъ ихъ, по причинѣ множества, именъ мы не знаемъ, однако удивляемся ихъ красотѣ и блеску: такъ и всякій святой. Хотя останки (святыхъ) заключены въ гробахъ; но сила ихъ не ограничивается поднебесною. И что сказанное справедливо, можно тебѣ удостовѣриться изъ самаго опыта. Палестина скрываетъ останки Авраама, а куща его споритъ съ раемъ: тамъ Богъ произнесъ приговоръ Адаму; здѣсь же гостепріимно принятъ былъ патріархомъ. Кости Іосифа вмѣщаются въ одинокомъ гробѣ; но брань его съ египтянкою изумляетъ концы вселенной. Гробъ Моисея неизвѣстенъ (Втор. 34, 6); но о немъ и по смерти возвѣщаетъ жезлъ, разсѣкшій Чермное море. Гдѣ погребенъ Исаія — не знаемъ; но вся Церковь провозглашаетъ его пророчество: «се Дѣва во чревѣ зачнетъ и родитъ Сына» (Ис. 7, 14). Даніилъ погребенъ въ Вавилонѣ; но вѣщаніе его слышится по всей землѣ: «се на облацѣхъ небесныхъ, яко Сынъ человѣчь идый бяше» (Дан. 7, 13). Ананія и другіе (два) отрока скончались также въ Вавилонѣ; но вся вселенная каждодневно воспѣваетъ ихъ пѣснь: благословите вся дѣла Господня Господа (Дан. 3, 57). Іезекіиль преданъ землѣ у Персовъ; но онъ съ Херувимами вопіетъ: «благословенна слава Господня отъ мѣста Его» (Іез. 3, 12). Такимъ образомъ діаволъ не получилъ никакой пользы отъ того, что нанесъ смерть Адаму въ раю: такъ какъ чрезъ смерть Богъ отверзъ праведнымъ дверь упованія.

    08 January 2017 читать далее

  • ИКОНА БОГОРОДИЦЫ «НЕПРОХОДИМАЯ ДВЕРЬ» – УТЕШИТЕЛЬНИЦА РУССКОГО НАРОДА В СМУТНОЕ ВРЕМЯ.

    ИКОНА БОГОРОДИЦЫ «НЕПРОХОДИМАЯ ДВЕРЬ» – УТЕШИТЕЛЬНИЦА РУССКОГО НАРОДА В СМУТНОЕ ВРЕМЯ.

    «Новое чудо и Боголепное: / девическую бо дверь затворенную

    / яве проходит Господь, / наг во входе, /

    и плотоносец явися во исходе Бог, / и пребывает дверь затворена.

    / Сию неизреченно / яко Богоматерь, величаем».

    Октоих Воскресный, гл. 3, Ирмос, 9 песни, 1 канона на Утрени

    В названии заложена мысль, что Божия Матерь является как бы Дверью в Царство Небесное, которую трудно пройти грешникам. Праведники же, наоборот, стремятся к этой чудесной Двери. Икона Божией Матери «Непроходимая дверь», редкая по своей иконографии, была распространена в 17-м веке в русских православных обителях. Молитвами перед этой иконой можно было защититься от нападения грабителей и разбойников. Икона действительно помогала и поэтому стала называться чудотворной. Кто написал эту икону - неизвестно, по времени её написания оно относиться к так называемому "Смутному времени", когда на троне оказался, после Лжедмитрия, Василий Шуйский.

    08 January 2017 читать далее

  • Священномученикъ Никонъ (Рождественскій) - Евангельскіе волхвы и мудрецы нашего времени.

    Возсіяетъ Звѣзда отъ Іакова и возстанетъ Человѣкъ отъ Израиля...(Числ. 24, 17).

    Видѣхомъ звѣзду Его на востоцѣ и пріидохомъ поклонитися Ему (Мѳ. 2, 2).

    Звѣздамъ служащіи звѣздою учахуся Тебѣ кланятися Солнцу правды и Тебе вѣдѣти съ высоты Востока (Тропарь праздника).

    Дивны пути Промысла Божія въ судьбахъ міра, неисповѣдимы они въ домостроительствѣ спасенія рода человѣческаго! Самыя заблужденія людей, если только они искренни, если только человѣкъ ищетъ истины Божіей отъ чистаго сердца, Господь направляетъ ко спасенію человѣка.

    Господь Богъ нашъ не есть Богъ только іудеевъ, но и язычниковъ: Онъ есть Творецъ и Спаситель всѣхъ сыновъ Адамовыхъ. Народъ еврейскій избранъ былъ изъ всѣхъ народовъ земныхъ только для того, чтобы сохранить въ немъ, посредствомъ особаго водительства Божія, начатки истиннаго богопознанія среди той тьмы, въ какую погрузилось грѣшное человѣчество ко времени пришествія въ міръ Спасителя міра. Ко спасенію же и призывалъ и приготовлялъ Господь всѣхъ людей, весь родъ человѣческій. У ветхозавѣтнаго евангелиста, какъ называютъ великаго пророка Божія Исаію, есть небольшая, но чудная картина, изображающая какъ бы въ лицахъ состояніе и чаянія древняго языческаго міра подъ образомъ мрачной ночи. Пророкъ говоритъ о потомкахъ Исава, но слово его можетъ быть отнесено ко всему языческому міру.

    07 January 2017 читать далее

  • РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

    Дорогие о Господе собратья Архипастыри, духовенство и чада духовные!

    Всех вас поздравляю с великим праздником Рождества Спасителя нашего Господа Иисуса Христа!

    В наше время почти полного отступления от веры во Христа Спасителя нашего, особенно важно нам с вами помнить, ЧТО совершилось в те далёкие времена, что было предсказано пророком Исаией: совершилось чудо из чудес, осуществилась «велия благочестия тайна»— Бог во плоти явился!

    05 January 2017 читать далее

  • В ОПРОВЕРЖЕНИЕ СЛОВ «НЕ НАМ СУДИТЬ ИЕРАРХОВ».

    В ОПРОВЕРЖЕНИЕ СЛОВ «НЕ НАМ СУДИТЬ ИЕРАРХОВ».

    Преп. Симеон Новый Богослов обличает в неблагочестии Патриарха Сергия и Патриарший Синод.

     

    Молчать об Истине все то же, что отвергать Ее.

    Св. Максим Исповедник

    В V веке, патриарх Константинопольский Несторий, близкий ко двору императора, начал проповедывать с церковной кафедры свое еретическое учение о тайне воплощения Иисуса Христа, известное под именем "несторианства". Своими хитросплетенными лжеумствованиями Несторий подвергал извращению догмат об искуплении человечества Божеством и вводил в учение св. Православной Церкви новое, неслыханное учение и злейшую ересь. Благодаря его высокому положению и близости ко двору императора и благодаря смелости, с которой он защищал принятое им направление, — ересь Нестория взволновала умы и получила широкое распространение.

    И что же? Стояла ли паства, как невежды несмысленные, принимая новое участие и соглашаясь с ересью Нестория только потому, что он патриарх и возседает на святительском престоле? О, нет! Не престол освящает веру, а правя вера освящает святительский престол. И если архиерей оскверняет свой престол нечистой, поврежденной верой, то и престол его становится скверным и теряет Божью благодать.

    Так и против еретика Нестория из среды духовенства выступил св. Прокл, пресвитер, а из среды мирян — некто благочестивый Евсевий, адвокат по профессии. Немедленно составилась оппозиция Несторианской ереси, и еще задолго до осудившего Нестория Халкидонского Собора нечестивец был назван еретиком и на дверях патриаршего храма появилось воззвание, обличавшее Нестория в злой ереси и в отступлении от преданий Церкви, в которой он был воспитан и обучен.

    02 January 2017 читать далее