• Иванъ Василевичъ Баженовъ – Введеніе во храмъ Пресвятой Богородицы (По изображенію въ богослужебныхъ пѣснопѣніяхъ праздника).

    Иванъ Василевичъ Баженовъ – Введеніе во храмъ Пресвятой Богородицы (По изображенію въ богослужебныхъ пѣснопѣніяхъ праздника).

    Свѣдѣнія о Введеніи Пресвятой Дѣвы Маріи въ Іерусалимскій храмъ, составляющемъ важное и знаменательное событіе изъ ея дѣтства, восходятъ къ глубокой древности, даже къ I вѣку (отъ Еводія, Антіохійскаго епископа). Общецерковное преданіе св. отцы и учители Церкви запечатлѣли въ своихъ твореніяхъ, а вдохновенные пѣснописцы – въ дивныхъ своихъ пѣснопѣніяхъ. Послѣднія издревле находятъ свое употребленіе въ церковномъ богослуженіи 21 ноября, каковой день есть великій дванадесятый и вселенскій праздникъ, причемъ воспоминаніе Введенія во храмъ Богородицы продолжается на богослуженіи шесть дней, съ 20 по 25 ноября. Указанія на зтотъ праздникъ можно находить еще въ IV вѣкѣ въ словахъ св. Григорія Нисскаго, также въ преданіяхъ палестинскихъ христіанъ, которые доселѣ указываютъ на бывшую древле церковь въ честь Введенія Пресвятой Богородицы, по построенію приписываемую царицѣ Еленѣ. Изъ VIII вѣка свидѣтельствуетъ объ этомъ праздникѣ поученія, произнесенныя Константинопольскими патріархами Германомъ и Тарасіемъ, а изъ IX вѣка, – два поемые православною Церковію на богослуженіи 21 ноября канона, изъ коихъ первый принадлежитъ Георгію, митрополиту Никомидійскому, а второй – Василію Македонянину, Византійскому императору (по мнѣнію же другихъ Василію, архіепископу Кесарійскому, жившему около XI вѣка).

    03 December 2024 читать далее


  • Праздники Православной Церкви: Воздвиженіе честнаго и животворящаго креста Господня.

    Праздники Православной Церкви: Воздвиженіе честнаго и животворящаго креста Господня.

    Время установленія праздника Воздвиженія честнаго креста Господня. Первоначально праздникъ Воздвиженія креста не вездѣ совершался 14 сентября, можетъ быть, по тому, что обрѣтеніе креста было во дни Пасхи и праздновалось въ эти дни до построенія на мѣстѣ обрѣтенія храма Воскресенія. О празднованіи Воздвиженія креста въ Пасху въ Іерусалимѣ упоминаетъ Павлинъ, Ноланскій Епископъ (393 г.). Онъ пишетъ: «Епископъ города ежегодно, когда бываетъ Пасха Господня, выноситъ крестъ къ народу для поклоненія, самъ начиная это поклоненіе». Ученый оріенталистъ Ассемани, на основаніи слова св. Софронія Іерусалимскаго, утверждаетъ, что празднованіе Воздвиженію въ древности отправлялось въ Іерусалимѣ на 2-й день Пасхи. Св. Софроній въ своемъ словѣ между прочимъ говоритъ: «Сегодня идетъ воскресеніе, а завтра является крестъ, сегодня прославляется воскресеніе, завтра – на возвышенномъ мѣстѣ возносится крестъ. Древле крестъ предшествовалъ воскресенію, а нынѣ воскресеніе ведетъ за собою и предваряетъ крестъ. Удивительное измѣненіе!» Но празднованіе обрѣтенію св. креста на 2-й день Пасхи продолжалось недолго. Въ 7 вѣкѣ по возвращеніи креста Господня изъ Персіи и особенно по освященіи храма Воскресенія (335 г.), два событія обрѣтеніе и возвращеніе креста изъ Персіи соединены были въ одинъ праздникъ Воздвиженія.

    Значеніе праздника. Праздникъ Воздвиженія честнаго креста причисленъ къ двунадесятымъ и соединенъ съ постомъ, какъ день воспоминанія крайняго уничиженія и поносной смерти Господа. Этотъ праздникъ считался съ древняго времени великимъ, всемірнымъ торжествомъ. Съ 4-го вѣка встрѣчаются у св. отцевъ слова на этотъ праздникъ, какъ напр. у св. Кирилла Іерусалимскаго, Амвросія Медіоланскаго, Іоанна Златоуста и др. Въ 5 в. Анатолій, Константинопольскій Епископъ, составилъ церковныя пѣснопѣнія на праздникъ Воздвижепія и на сей праздникъ стекались въ Іерусалимъ многочисленные поклонники (см. житіе преп. Маріи Египетской); въ этомъ же вѣкѣ Евагрій упоминаетъ о Воздвиженіи креста, поклоненіи ему и цѣлованіи его. (Истор. кн. IV. гл. 26.). Въ 7 в. св. Андрей Критскій въ словѣ на Воздвиженіе говоритъ: «Крестъ воздвигается и всѣ вѣрные стекаются. Крестъ воздвигается, и градъ торжествуетъ, и народы совершаютъ празднество».

    27 September 2024 читать далее


  • Василій Ивановичъ Залуцкій – Ветхозавѣтные прообразы Пресвятыя Дѣвы Богоматери.

    Василій Ивановичъ Залуцкій – Ветхозавѣтные прообразы Пресвятыя Дѣвы Богоматери.

    Въ акаѳистахъ, канонахъ, стихирахъ, тропаряхъ, и кондакахъ въ честь Богоматери Православная Церковь, прославляя Пресвятую Дѣву, не рѣдко воспоминаетъ событія, лица и предметы, прообразовавшіе собою лице и свойства Богородицы. Нельзя понять возвышеннаго значенія этихъ похвальныхъ пѣсней, не зная первоначальнаго, историческаго смысла упоминаемыхъ въ нихъ лицъ и предметовъ. Укажемъ и кратко объяснимъ, по крайней мѣрѣ, нѣкоторые изъ нихъ, слѣдуя порядку времени.

    Радуйся, земле ненасѣянная: такія слова влагаетъ св. Церковь въ уста Архангела Гавріила. Первозданная земля произвела изъ себя быліе травное и древо плодовитое, не бывъ воздѣлана руками человѣческими, не принявъ сѣмени, но по единому слову Творца силою Духа Божія. Такъ и Пресвятая Дѣва невоздѣланно израстила изъ себя класъ неоранный и спасительный міру – безсѣменно зачала и родила Іисуса Христа наитіемъ Духа Святаго.

    Рай, блаженное жилище невинныхъ людей, имѣвшее посреди древо жизни, прообразовалъ собою Богоматерь, вмѣстившую въ Себѣ Источника вѣчной жизни, что Тя наречемъ, о Благодатная, пѣсненно вопрошаетъ св. Церковь, и – отвѣчаетъ: Ты небо, – яко возсіяла еси Солнце правды, рай – яко прозябла еси Цвѣтъ нетлѣнія. Таинъ еси, Богородице, рай, невоздѣланно возрастившій Христа, Имже крестное живоносное на земли насадися древо.

    21 September 2024 читать далее


  • Рождество Пресвятой Богородицы.

    Рождество Пресвятой Богородицы.

    Событіе, которое въ Православной Церкви издревле празднуется 8 сентября, есть одно изъ важнѣйшихъ священныхъ событій въ исторіи Церкви Христіанской, – именно рожденіе Пресв. Дѣвы Маріи, Матери Божіей{1}.

    Нельзя должнымъ образомъ праздновать праздникъ тому, кто не знаетъ предмета праздника и не вошелъ, такъ сказать, въ духъ его. Постараемся же усвоить празднуемое событіе со всѣми его подробностями такъ, какъ сохранило намъ ихъ преданіе Православной Церкви{2}, и войти въ пониманіе самаго духа праздника, который выражается въ праздничномъ богослуженіи.

    Перенесемся мыслію за двѣ почти тысячи лѣтъ тому назадъ, въ небольшую страну, которую населялъ народъ Израильскій. Не многочислененъ былъ этотъ народъ, но народъ любимый Богомъ, народъ избранный Имъ. Господь его избралъ для того, чтобы онъ хранилъ самое дорогое для человѣчества и всей вселенной обѣтованіе, что нѣкогда сойдетъ на землю Сынъ Божій, который спасетъ міръ отъ грѣха, проклятія и смерти и примиритъ людей сь Богомъ, такъ какъ люди со временемъ грѣхопаденія нашихъ прородителей, Адама и Евы, находились подъ гнѣвомъ и проклятіемъ Божіимъ. Одному изъ праотцевъ народа Израильскаго сказано было, что этотъ Примиритель и Спаситель міра придетъ тогда, когда у народа не будетъ своего царя, и будутъ владѣть имъ цари изъ иноплеменниковъ (Быт. 49, 10), а пророками предвозвѣщено, что Онъ родится отъ Дѣвы (Исаіи 7, 14). Теперь это время приближалось. У Израильскаго народа уже не было своего царя; надъ нимъ царствовалъ иноилеменникъ Иродъ. Тогда-тο родилась и Пресв. Дѣва, Матерь Божія.

    20 September 2024 читать далее


  • Объясненіе Богослуженія: Преображеніе Господне.

    Объясненіе Богослуженія: Преображеніе Господне.

    На горѣ преобразился еси, и якоже вмѣщаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видѣша: да егда Тя узрятъ рапинаема – страданіе убо уразумѣютъ вольное, мірови же проповѣдямъ, яко Ты еси воистину Отчее сіяніе. Кондакъ праздника.

    Преобразился ecи на горѣ, Христе Боже, показавый ученикамъ Твоимъ славу Твою, якоже можаху. Да возсіяетъ и намъ грѣшнымъ свѣтъ Твой присносущный, молитвами Богородицы. Свѣтодавче, слава Тебѣ. Тропарь праздника.

    Такъ поетъ святая Церковь, празднуя Господне Преображеніе, явленіе божественной силы и благодати Господа Іисуса Христа. Свидѣтели столь многихъ чудесъ, слушатели ученія Христа, апостолы, однако долго еще смущались помыслами о земномъ величіи и земной славѣ. Недавно Господь явилъ всенародно божественную силу Свою, напитавъ пятью хлѣбами болѣе 5000 человѣкъ; недавно Петръ отъ лица всѣхъ апостоловъ исповѣдалъ Его за Христа, Сына Бога Вышняго; но когда Господь сталъ затѣмъ говорить имъ о страданіяхъ и смерти Своей; указывать на путь крестный, коимъ должны идти послѣдователи Его, то они смутились; сердца ихъ исполнились скорби; Петръ началъ прекословить Ему; они не могли совмѣстить понятія о Его божественномъ величіи съ попятіемъ о Его земномъ уничиженіи, о страдапіяхъ и смерти Его; болѣе думая о томъ, что человѣческое, нежели о томъ, что Божіе, они все еще надѣялись видѣть Его, Мессію, въ сіяніи земной славы; надѣялись, что Онъ возстановитъ царство Израильское и возвеличитъ избранный народъ Свой. И вотъ Господь, знавшій помышленія ихъ, благоволилъ показать имъ сіяніе истинной славы Своей, дабы укрѣпилась вѣра ихъ; дабы они не поколебались и не смутились при видѣ вольныхъ Его страданій. Взявъ съ Собою Петра, Іакова и Іоанна, Господь возвелъ ихъ на гору высокую (древнѣйшее преданіе называетъ Ѳаворъ) и тамъ, по молитвѣ, преобразился передъ ними; лице Его просіяло какъ солнце, одежда Его стала бѣла какъ снѣгъ; Моисей и Илія предстали во славѣ, и съ прославленнымъ Іисусомъ бесѣдовали о будущихъ Его страданіяхъ въ Іерусалимѣ; апостолы, сначала отягченные сномъ, пробудились и увидѣли славу сію; ихъ тоже осѣнило свѣтлое облако; и съ неба они услышали голосъ, свидѣтельствовавшій о Христѣ: «сей есть Сынъ Мой возлюбленный; Его слушайте». Устрашенные, они пали ницъ; но Господь, коснувшись ихъ, сказалъ имъ: «Встаньте, не бойтесь».

    18 August 2024 читать далее


  • Павелъ Петровичъ Забѣлинъ – О праздникѣ въ честь Рождества св. Іоанна Предтечи.

    Павелъ Петровичъ Забѣлинъ – О праздникѣ въ честь Рождества св. Іоанна Предтечи.

    Елисаветѣ, женѣ Захаріи, настало время родить, и она родила сына. Радостная вѣсть объ этомъ дошла до родственниковъ и сосѣдей ея, и всѣ они возрадовались вмѣстѣ съ нею. Въ восьмой день по рожденіи пришли въ домъ Захаріи священники и родственники его, чтобы по закону (Лев. 12, 3) совершить обрѣзаніе надъ младенцемъ, и хотѣли наречь ему имя отца – Захаріи. Захарія, поелику былъ нѣмъ, потребовалъ дощечку и написалъ: «Іоаннъ имя ему». Всѣ удивились; и въ тотъ же мигъ, какъ будто ключъ, слово Іоаннъ отверзло уста Захаріи. Св. Григорій Богословъ говоритъ: «молчаніе Захаріи разрѣшилъ родившійся Іоаннъ, ибо неприлично было молчать отцу Гласа, когда Гласъ уже происшелъ; но какъ невѣріе Гласу связало языкъ, такъ явленіе Гласа должно было разрѣшить отца, которому и благовѣствованъ и родился сей Гласъ и свѣтильникъ, Предтеча Слова и Свѣта». Напалъ страхъ на всѣхъ живущихъ близъ Хеврона, и по всей нагорной странѣ іудейской разнесся слухъ о чудномъ приключеніи съ Захаріею, при пареченіи имени сыну его Іоанну. Всѣ, слышавшіе объ этомъ, говорили: «что будетъ младенецъ сей»? Захарія же, отецъ Предтечи, исполнясь Духа Святаго, сталъ пророчествовгть (Лук. 1, 57-79) о высокомъ служеніи святого Іоанна Предтечи.

    «Почему Господь и Спаситель нашъ назвалъ блаженнаго Іоанна свѣтильникомъ и для чего благоволилъ послать его предъ Собою? говоритъ блаженный Августинъ. Если угодно, я кратко предложу это любви вашей. Іоаннъ предпосланъ былъ, какъ гласъ предъ словомъ, какъ свѣтъ предъ солнцемъ, какъ глашатай предъ судіею, какъ слуга предъ господиномъ, какъ другъ предъ женихомъ. Поелику мракъ грѣховъ и ночь невѣрія покрывала весь міръ, и люди не могли взирать на Солнце правды: то блаженный Іоаннъ посланъ быль напередъ, какъ свѣтильникъ, дабы очи сердца, – до того, помраченныя злобою, что не могли сносить великаго и истиннаго свѣта, – привыкли сперва къ слабому сіянію свѣтильника и тогда уже, – по удаленіи мрака грѣховнаго, по разсѣяніи облака невѣрія, радостно и безъ боли, а не съ тягостію, взирали на небесный свѣтъ, пришедшій къ намъ во Христѣ. Слабые глаза возбуждаются и привыкаютъ къ свѣту, если напередъ поставляютъ предъ ними слабый свѣтъ свѣтильника; напротивъ, когда вдругъ обращаютъ ихъ къ дневному свѣтилу, то причиняютъ имъ страданіе и боль. Такъ еслибы Господь и Спаситель нашъ, Который есть истинный свѣтъ, не послалъ напередъ блаженнаго Іоанна, какъ свѣтильника; то цѣлый міръ не могъ бы снести сіянія свѣта Его».

    06 July 2024 читать далее


  • Павелъ Петровичъ Забѣлинъ – Уроки Богослуженія недѣли «Всѣхъ Святыхъ», – первой по Пятидесятницѣ.

    Павелъ Петровичъ Забѣлинъ – Уроки Богослуженія недѣли «Всѣхъ Святыхъ», – первой по Пятидесятницѣ.

    Хотя торжество Пятидесятницы оканчивается отданіемъ въ субботу этой недѣли, тѣмъ не менѣе и слѣдующій воскресный день имѣетъ еще очень близкое отношеніе къ этому празднику. Въ первую недѣлю по Пятидесятницѣ Православная Церковь совершаетъ память «всѣхъ святыхъ», – ибо святые суть благодатный плодъ св. Духа. «Божественные отцы наши, говоритъ объ этомъ праздникѣ синаксарь церковный, установили совершать его по сошествіи св. Духа для того, чтобы показать намъ тѣ плоды, какіе принесло чрезъ апостоловъ пришествіе св. Духа, – какъ оно освятило соестественныхъ намъ человѣковъ, умудрило ихъ, возвысило на степень ангеловъ и привело къ Богу»... Это первая причина установленія настоящаго праздника; вторая, по указанію того же синаксаря, заключается въ намѣреніи Церкви почтить благочестивымъ воспоминаніемъ всѣхъ тѣхъ святыхъ, имена которыхъ, при общей ихъ многочисленности, оставались и будутъ оставаться неизвѣстными или непрославленными въ потомствѣ, т. е. не были почтены въ нарочитые дни, «яко же пріятъ церковный обычай». Наконецъ, «на кійждо день празднуемыя святыя во единъ собрати день» подобаетъ для того, говорится въ синаксарѣ, чтобы показать, «яко о единомъ Христѣ подвизашася, и вси тожде добродѣтели поприще текоша, и тако вси яко единаго Бога ради достойно вѣнчани быша», и что всѣ они составляютъ одну Церковь, обитаютъ въ одномъ горнемъ мірѣ, «поощряюще же и насъ равный подвигъ совершати».

    29 June 2024 читать далее