• Епископъ Ириней (Орда) – Почему женщинамъ не позволяется стоять въ церкви съ непокрытою головою?

    Епископъ Ириней (Орда) – Почему женщинамъ не позволяется стоять въ церкви съ непокрытою головою?

    Этотъ вопросъ нерѣдко предлагаютъ священникамъ люди, у которыхъ возбужденная любопытствомъ къ изслѣдованію мысль хочетъ сознательно относиться къ окружающимъ явленіямъ. Мы думаемъ, что священники въ своихъ отвѣтахъ на этотъ вопросъ всегда основывались на извѣстныхъ словахъ ап. Павла въ первомъ его посланіи къ Коринѳянамъ, гл. 11, ст. 2-16.

    Коринѳскія женщины, должно быть, имѣли притязаніе на полное равенство своего пола съ мужескимъ поломъ. Быть можетъ, къ этому подало поводъ ученіе о христіанской свободѣ, особенно то ученіе, что во Христѣ нѣсть мужескій полъ ни женскій (Гал. 3, 28), т. е. что мужчина и женщина, какъ христіане, имѣютъ полное равенство. Дѣйствительно христіанство высвободило женщинъ изъ долгаго рабства, въ какомъ онѣ въ слѣдствіе перваго грѣха находились подъ суровымъ владычествомъ мужчинъ (особенно на востокѣ и у грековъ; гораздо сноснѣе это рабство было у римлянъ и особенно у славянъ и древнихъ германцевъ). Ибо когда, по исполненіи временъ, женщинѣ досталось въ удѣлъ безконечно высокое призваніе – быть посредницею въ вочеловѣченіи Бога Слова, тогда вдругъ измѣнилось и все положеніе женщины. Стыдъ и проклятіе, постигшіе женскій полъ вслѣдствіе грѣха первой женщины, сняты были съ нее въ пресвятой Дѣвѣ Маріи, и вмѣстѣ съ тѣмъ женщина возведена была къ своему первоначальному достоинству изъ той пропасти, въ какую низвергъ ее грѣхъ. Ангельское привѣтствіе пресвятой Дѣвѣ: Господь съ тобою! Благословенна Ты въ женахъ! сдѣлалось поворотнымъ пунктомъ въ исторіи женскаго пола и имѣетъ поэтому всемірно-историческое значеніе. Но какъ легко могло статься, что это новое ученіе, принесенное въ міръ христіанствомъ, первоначально будетъ понято слишкомъ внѣшнимъ, а потому и неправильнымъ образомъ! Такъ, кажется, и было въ Коринѳѣ; потому что, какъ мы видимъ изъ содержанія посланія къ Коринѳянамъ, женщины переступали тамъ назначенныя имъ природою и обычаями границы особенно тѣмъ, что молились въ церковныхъ собраніяхъ съ непокрытыми головами и рѣшались учить всенародно. Апостолъ съ неудовольствіемъ смотрѣлъ на то и на другое и не оставилъ безъ обличенія своего и наставленія.

    09 April 2024 читать далее


  • Праведная Олимпіада, діаконисса цареградская, сподвижница свт. Іоанна Златоуста (Память 25 іюля по ст. ст.).

    Олимпіада была пріемной дочерью св. Іоанна Златоуста. По рожденію своему она принадлежала къ знатному языческому роду Константинопольскому. Родилась около 368 года. Отецъ ея Анисій былъ вторымъ изъ царскихъ адъютантовъ, а дѣдъ, Абларій, при Константинѣ былъ начальникомъ тѣлохранителей и однимъ изъ самыхъ вліятельныхъ сановниковъ. Родители Олимпіады умерли прежде, чѣмъ ея воспитаніе было окончено. Имъ занялась Ѳеодосія, благочестивая сестра св. Амфилохія. Юная Олимпіада была одарена всѣми преимуществами тѣла и духа. Высокаго происхожденія, умная, красивая, наслѣдница большаго состоянія, могла она предъявлять притязанія на всѣ блага сего міра. Опекунъ ея, Прокопій, выдалъ ее замужъ за Небридія, молодого, всѣми уважаемаго человѣка, бывшаго тогда градоначальникомъ Константинополя. Григорій Назіанзинъ во время свадьбы былъ боленъ и, не будучи въ состояніи прибыть лично, привѣтствовалъ новобрачныхъ свадебнымъ стихотвореніемъ, въ коемъ ласково давалъ «своей» Олимпіадѣ различныя наставленія, касавшіяся будущей ея супружеской жизни. Но жизнь эта не долго продолжалась. Уже 20 мѣсяцевъ спустя Небридій скончался.

    Восемнадцатилѣтняя вдова, богатая и красивая, теперь рѣшилась отказаться отъ свѣта. Она была одной изъ тѣхъ натуръ, которыя чувствуютъ въ себѣ непреодолимое влеченіе къ Божественному. Стремленіе это въ ней было пробуждено и поддержано ея воспитаніемъ, а созрѣло оно благодаря ранней смерти ея мужа.

    07 August 2023 читать далее


  • Новосвмуч. Анатолий (Жураковский), пресвитер Киевский – ПРАЗДНИК ЖЕНЩИНЫ. Память святой Марии Магдалины.

    Новосвмуч. Анатолий (Жураковский), пресвитер Киевский – ПРАЗДНИК ЖЕНЩИНЫ. Память святой Марии Магдалины.

    Праздник Марии Магдалины есть по преимуществу праздник женщины. Он ярко напоминает, говорит нам о бесконечной важности служения женщины Господу нашему Иисусу. Мы сами часто не замечаем, как много и как глубоко сказано о женщине на страницах Евангелия. Евангелие – это книга, по которой можно было бы писать целое исследование о женской душе. Сколько светлых, прекрасных образов видим мы в Евангелии, и первое место среди них занимает святая мироносица Мария Магдалина.

    Мы немного знаем о ее прошлом. Евангелие повествует о том, что Господь изгнал из нее семь бесов. Семь – это число символическое. Оно означает просто большое число. Душа ее была во власти темных сил, томилась и не находила выхода... Как часто это бывает с человеческой душой! В особенности с юной, с женской душой! Много духовных сил, смутная жажда отдает их на служение чему-то великому, и как часто в ослеплении создаются ложные кумиры, и им приносятся в жертву лучшие силы... То же, быть может, было с Марией Магдалиной. Но была какая-то встреча... Она закрыта от нашего взора. Быть может, она была на желтой песчаной дороге, или на берегу голубого прозрачного Генисаретского озера, но эта встреча решила все в сердце святой Марии Магдалины, направила стопы ее ко Господу нашему Иисусу Христу. С тех пор она неотступно была с Ним, на всех путях Его земной жизни, служила Ему, как могла, и потом ее любовь приводит ее к подножию креста и ко гробу Господню, где ей первой является воскресший Христос за неотступность ее любви.

    04 August 2023 читать далее


  • Молитва матери о своихъ дѣтяхъ.

    Молитва матери о своихъ дѣтяхъ.

    Эта молитва раздавалась въ Россіи до революціи въ Казанской Амвросіевской женской пустынѣ при с. Шамординѣ.

     

    Боже! Создатель всѣхъ тварей, прилагая милость къ милости, Ты содѣлалъ меня достойной быть матерью семейства; благость Твоя даровала мнѣ дѣтей, и я дерзаю сказать: они Твои дѣти! потому, что Ты даровалъ имъ бытіе, оживотворилъ ихъ душою безсмертною, возродилъ ихъ крещеніемъ для жизни, сообразной съ Твоей волей, усыновилъ ихъ и принялъ въ нѣдра Церкви Своей.

    Господи! Сохрани ихъ въ благодатномъ состояніи до конца жизни; сподоби ихъ быть причастниками таинствъ Твоего Завѣта; освѣщай Твоею Истиною; да святится въ нихъ и черезъ нихъ святое Имя Твое! Ниспосли мнѣ Твою благодатную помощь въ ихъ воспитаніи для славы Имени Твоего и пользы ближняго! Подаждь мнѣ для сей цѣли способы, терпѣніе и силы! Научи меня насадить въ ихъ сердца корень истинной мудрости – страхъ Твой! Озари ихъ свѣтомъ Твоей Премудрости, управляющей вселенною. Да возлюбятъ Тебя всею душею и помышленаемъ своимъ; да прилепятся къ Тебѣ всемъ сердцемъ и во всю жизнь свою да трепещутъ словъ Твоихъ! Даруй мнѣ разумъ убѣдить ихъ, что истинная жизнь состоитъ въ соблюденіи заповѣдей Твоихъ; что трудъ, управляемый благочестіемъ, доставляетъ въ сей жизни безмятежное довольствіе, и въ вѣчности – неизреченное блаженство.

    11 December 2021 читать далее


  • Священникъ Петръ Стеллецкій – О внутреннемъ достоинствѣ и внутренней красотѣ женщины-христіанки (Къ празднику Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы).

    Священникъ Петръ Стеллецкій – О внутреннемъ достоинствѣ и внутренней красотѣ женщины-христіанки (Къ празднику Введенія во храмъ Пресвятой Богородицы).

    «Вся слава дщере Царевы внутрь» (Пcал. 44, 14).

     

    Эти слова Псалмопѣвца полнѣйшимъ образомъ относятся къ предъизбранной Дщери Царя Небеснаго, Пресвятой Дѣвѣ Маріи, какъ совершеннѣйшей изъ всѣхъ дщерей человѣческихъ по своимъ внутреннимъ достоинствамъ, ради коихъ Она Сама содѣлалась Царицей Небесной, Честнѣйшею Херувимъ и Славнѣйшею безъ сравненія Серафимъ.

    Но и всѣ христіанскія женщины въ нѣкоторомъ родѣ дщери Царевы, какъ созданія Царя Небеснаго, а вмѣстѣ и невѣсты Христовы, сочетавшіяся съ Нимъ связію посредствомъ вѣры въ Него, какъ Царя и Бога, которая (связь) должна быть неразрывна до гроба и за гробомъ. А если вы, возлюбленныя сестры, дщери Царя Небеснаго, то и должны воспитать въ себѣ силою свободной дѣятельности соотвѣтствующія достоинства, для собственнаго счастія и для блага и утѣшенія того общества, къ которому принадлежите. Какія же это достоинства?

    03 December 2021 читать далее


  • Союзъ благочестивыхъ женщинъ.

    Союзъ благочестивыхъ женщинъ.

    «Учрежденіе союза женщинъ – дѣло новое для Церкви... дѣло очень хорошее и важное»... Это отзывъ о «союзѣ благочестивыхъ женщинъ» одного Преосвященнаго. Преосвященный же Никодимъ, Епископъ Полоцкій, высказалъ непреклонную свою волю, чтобы союзы эти были открыты во всѣхъ приходахъ, всеми священниками: «предлагаю», пишетъ Владыка въ своей резолюціи, «о о. благочиннымъ вмѣсто показаній объ исправности взносовъ и выборкѣ свѣчъ, показывать въ этой графѣ о томъ, учрожденъ-ли при церкви союзъ женщинъ».

    Давнымъ давно сознано, что велика сила убѣжденной женщины-христіанки, христіанки сознательной. Но до сего времени, къ прискорбію, сила эта въ нашей православной Церкви какъ бы игнорировалась. Въ приходахъ мы видимъ женщинъ благочестивыхъ, богомольныхъ, видимъ женщинъ отдавшихъ себя дѣламъ благотвореній; видимъ женщинъ, придающихъ своими трудами и жертвами благолѣпіе своимъ приходскимъ храмамъ. Но, все это дѣлается по личному лишь усердію, по внутреннему лишь побужденію вѣрующаго сердца, а потому эти благія проявленія столь святой и полезной дѣятельности наблюдаются только какъ единичные случаи. Нѣтъ объединенія, нѣтъ единодушія, нѣтъ съорганизованности!

    18 May 2021 читать далее


  • Св. жены первыхъ христіанскихъ временъ.

    Св. жены первыхъ христіанскихъ временъ.

    Старое прошло, вотъ все стало новымъ. Если и къ каждому въ частности человѣку примѣнимо это апостольское слово, ко всякому, кого Господь отъ господства тьмы освободилъ и призвалъ въ предивный свой свѣтъ, то въ мѣрѣ преизбыточествующей оно примѣнимо къ тому поворотному пункту во всемірной исторіи, начиная съ котораго и незначительнѣйшій изъ послѣдователей Христа Іисуса становится славнѣе славнѣйшаго изъ славнѣйшихъ языческихъ предшественниковъ по добродѣтели.

    Кто не знаетъ тѣхъ славныхъ женщинъ изъ народовъ Греческаго и Римскаго за время язычества ихъ, которыя и до сихъ поръ возбуждаютъ въ каждомъ образованномъ и нравственно мыслящемъ человѣкѣ почтеніе къ себѣ! Охраняющая и предваряющая благодать Божія дѣйствовала въ человѣчествѣ даже и тогда, когда оно находилось въ гибельномъ состояніи; звѣздами подъ дѣйствіемъ ея восходили и среди тѣни смертной образы, назначеніемъ которыхъ было указывать на то Солнце, съ восходомъ котораго разсвѣлъ для человѣчества полный день. И въ міръ языческихъ женщинъ широкой полосой палъ лучъ этого высшаго свѣта, пронизывавшаго собою ночь грѣха и преображавшаго поврежденную природу до красоты нравственной. Среди мраморныхъ образовъ великихъ богинь и прекрасныхъ безпутницъ, блиставшихъ всѣми красотами духа и тѣла, древнее искуство передало намъ и восхитительные образы женственности и дѣвственности, любви материнской, супружеской и дочерней. Даже міръ варваровъ передалъ намъ много прекрасныхъ чертъ и много благородныхъ образовъ женственности. Вотъ мать-жрица, такъ воспитавшая своихъ сыновой, что смерть ихъ въ храмѣ становится для нихъ верхомъ счастія. Вотъ Корнелія, въ лицѣ своихъ дѣтей показывающая драгоцѣнности своего дома. Вотъ Спартанка благодарящая боговъ, что ея сынъ умеръ на полѣ славы. Вотъ Андромаха и Пенелопа, Антигона и Исмена, Ифигенія и Навсикая и всѣ другіе свѣтлые образы древне-эллинской поэзіи и истины. Образы эти и для христіанскаго сознанія, глаза и сердца остаются свидѣтелями благодати, которая никогда и нигдѣ не переставала о себѣ свидѣтельствовать (Дѣян. XIV, 17)

    18 May 2021 читать далее