• Святитель Филаретъ (Дроздовъ), митр. Московскій – Слово о непризванныхъ учителяхъ вѣры и Церкви.

    Святитель Филаретъ (Дроздовъ), митр. Московскій – Слово о непризванныхъ учителяхъ вѣры и Церкви.

    Слово на сію тему, и текстъ произнесено святителемъ Филаретомъ дважды – февраля 12, въ день святителя Алексія, въ 1825 и 1845 году. Въ общемъ сходны, въ частностяхъ значительная разница, почему оба слова, въ полномъ посмертномъ изданіи, напечатаны отдѣльно. Изъ первеначальной редакціи слова и дальнѣйшаго его развитія видно, что святитель чувствовалъ особенную нужду вь раскрытіи ученія объ учительствѣ въ церкви. Мудрое слово великаго учителя Россійской Церкви особенно благопотребно нынѣ въ виду поднятаго въ печати вопроса и, по видимому, еще спорнаго объ этомъ важномъ предметѣ.

    Не мнози учители бывайте, братіе моя,

    вѣдяще, яко большее осужденіе пріимемъ:

    много бо согрѣшаемъ вси (Іаков. 3, 1. 2).

    Къ единому отъ богопросвѣщенныхъ Учителей Церкви Россійскія, уже нѣсколько вѣковъ безмолвствующему и покоющемуся, собралось нынѣ здѣсь множество учениковъ. Или онъ, и безмолствуя, еще учитъ, и покоясь, еще дѣйствуетъ? По истинѣ, и теперь учитъ онъ, вѣрѣ и жизни, сильнѣе слова, примѣромъ вѣры, Богомъ оправданной, и жизни, Богомъ прославленной. И теперь дѣйствуетъ онъ для насъ, предъ Богомъ, своими о насъ молитвами, а предъ нами благодатнымъ дарованіемъ, по которому въ самомъ тѣлѣ его, какъ въ чистомъ сосудѣ духа, вмѣсто обыкновенныхъ человѣческихъ немощей, имѣемъ мы открытыя святыя мощи, – возвышенныя силы, которыя, подобно вещественному благоуханію, простираютъ сокровенное дѣйствіе на чувство вѣры, возвышаютъ наши собственныя силы и производятъ благотворныя перемѣны.

    24 February 2021 читать далее


  • Два письма свт. Митрополита Московскаго Филарета.

    1. Къ племяннику о выборѣ званія.

    Съ заботою, А. И., прочиталъ я твою заботу. Буду отвѣтствовать по возможности.

    При наклонности къ ипохондріи, монашеская жизнь, съ учеными трудами, соглашаюсь, неудобна. Напротивъ была бы удобна и полезна простая монашеская жизнь, при искусномъ наставникѣ, къ которому есть довѣренность и любовь, но сіе найти не легко въ нынѣшнее время.

    Мысль, какъ смотрятъ нынѣ на духовенство, ничего не значитъ для выбора сего званія. Мало ли какъ смотрятъ и на христіанство? Сказано: горе, егда добрѣ рекутъ вамъ (о васъ) вси человѣци (Лук. 6, 26); а нигдѣ не сказано, чтобы бѣда была, когда иные худо смотрятъ.

    02 December 2020 читать далее


  • Свт. Митрополитъ Филаретъ и А. С. Пушкинъ (Поэтическій діалогъ).

    I.

    26 мая 1828 г. А. С. Пушкинъ написалъ слѣдующіе стихи:

        Даръ напрасный, даръ случайный,

        Жизнь, зачѣмъ ты мнѣ дана?

        Иль зачѣмъ судьбою тайной

        Ты на казнь осуждена?

        Кто меня враждебной властью

        Изъ ничтожества воззвалъ,

        Душу мнѣ наполнилъ страстію

        Умъ сомнѣніемъ взволнованъ?...

        Цѣли нѣтъ передомною:

        Сердце пусто, празденъ умъ,

        И томитъ меня тоскою.

        Однозвучный жизни шумъ.

    02 December 2020 читать далее


  • Разсказы о святителѣ Филаретѣ, митрополитѣ Московскомъ.

    МОЛИТВА ЗА УСОПШИХЪ.

    Вылъ въ Москвѣ, въ церкви у Дѣвичьяго поля (прилегающаго къ Новодѣвичьему монастырю), священникъ, страдавшій запоемъ... Терпѣли его прихожане, но, наконецъ, стало не втерпежъ и было доведено до свѣдѣнія митрополита Филарета Московскаго о порокѣ священника и о великомъ соблазнѣ, производимомъ въ приходѣ.

    Митрополитъ Филаретъ былъ человѣкъ очень строгій и требовательный, а предъявленныя обвиненія были такъ несомнѣнны, и вредъ, приносимый священникомъ, столь великъ, что митрополитъ рѣшилъ удалить его изъ прихода и запретить священнослуженіе.

    Однако, кончая вечерамъ дѣла и отложивъ дѣло священника на самый конецъ, онъ въ послѣднюю минуту не рѣшился почему-то положить резолюцію на поданномъ прошеніи и оставилъ дѣло до утра.

    02 December 2020 читать далее


  • Замѣтка: Молитва свт. Митрополита Филарета, написанная для покойной Государыни Маріи Александровны.

    Шелъ 1849-й годъ, когда Царю Царствующихъ угодно было ниспослать первое испытаніе любвеобильному сердцу Государыни Цесаревны Маріи Александровны. Въ будущемъ, когда она стала Его Помазанницей, готовилъ Онъ ей столько тяжкихъ сердечныхъ испытаній, что, перенеся ихъ съ христіанскимъ терпѣніемъ, Императрица въ глазахъ всѣхъ, знавшихъ про тяжелый крестъ ею носимый съ такою любовью и вѣрою къ Богу, стала великой страстотерпицей и молитвенницей о землѣ Русской.

    02 December 2020 читать далее


  • Как создать православную семью: по трудам Святителя Филарета Московского христианам, живущим в миру.

    Предисловие

    Брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и церковию обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз во образе духовного союза Христа с церковию и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей». Брак установлен Самим Богом в раю. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника подобного ему. И создал ГосподьБог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

    Как возникла первая семья

    «Брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и церковию обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз во образе духовного союза Христа с церковию и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей». Брак установлен Самим Богом в раю. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника подобного ему (Быт. 2:18). И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (ст. 22). «Закон брака» заключается в следующих словах: сего ради оставит человек отца своего и свою мать и прилепится к жене своей; и будут два плоть одна (Быт. 2:24).

    02 December 2020 читать далее


  • Житіе святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московскаго и Коломенскаго.

    Святитель Филаретъ Московскій (въ міру Василій Михайловичъ Дроздовъ) родился 26 декабря 1783 года (ст. ст.) въ городѣ Коломнѣ Московской губерніи. Первоначальное воспитаніе Василій получилъ отчасти дома, отчасти въ семьѣ дѣда, священника Богоявленской церкви. Въ 1791 году Василій поступилъ въ Коломенскую семинарію, гдѣ въ то время господствовали суровые порядки и учиться было нелегко.

    Въ 1800 году будущій святитель перешелъ въ философскій классъ подмосковной Троицкой семинаріи. Въ 1801 году будущій митрополитъ обратилъ на себя вниманіе тѣмъ, что написалъ четверостишіе по-гречески въ честь митрополита Платона. Въ семинаріи Василій особенно усердно изучалъ греческій и еврейскій языки и по окончаніи курса былъ назначенъ преподавателемъ этихъ языковъ въ той же семинаріи. Съ 1806 году начинается проповѣдническая дѣятельность будущаго святителя. Въ это же время его назначили преподавателемъ поэзіи. Въ 1808 году Василія постригаютъ въ монашество съ именемъ Филаретъ и переводятъ въ Санктъ-Петербургъ инспекторомъ духовной академіи и профессоромъ философскихъ наукъ.

    02 December 2020 читать далее