• Священный обычай церковнаго водоосвященія въ праздникъ Срѣтенія Господня.

    Священный обычай церковнаго водоосвященія въ праздникъ Срѣтенія Господня.

    От Ред.: Появление обычая освещения свечей (т.н. "грумниц") относиться ко времени унии и объясняеться влиянием католического костела, в котором ежегодно в день “Очищения Пресвятой Девы Марии” (как именуют католики праздник Сретения) совершается освящение свечей («месса света» или «месса свечей»). На Западе сам обычай освящения свечей имел местный характер вплоть до XI в., и только в 2-й пол. XVI в. был утвержден для повсеместного употребления. Этот неизвестен Восточной Церкви обычай, появилься во 2-й пол. XVII в. в Киевской Митрополии при митр. Петре (Могиле), заимствовавшим его из латинского «Римского Ритуала» а затем в переработанным виде, поместившим в своем Требнике. Сретенское водоосвящение в Православной Церкви ведет свое начало из глубокой древности. Отсюда явствует что древние церковные обычаи и обряды следует не забывать, а вновь возрождать к жизни и действию на сердца и умы верующих православных христиан, а все чуждые духу Православия устранять.

     

    Въ дѣйствующей практикѣ юго-западной православной церкви встрѣчается нѣсколько богослужебныхъ обычаевъ и священныхъ обрядовъ, какихъ не знаютъ другія части нашей обширной и великой православно-россійской церкви. Мѣстные церковно-богослужебные обычаи эти имѣютъ за собою любопытное историко-бытовое прошлое, а вмѣстѣ съ тѣмъ они не лишены и общаго литургическаго интереса, поучительнаго значенія и церковно-знаменательнаго характера. Однимъ изъ таковыхъ мѣстныхъ церковно-богослужебныхъ обычаeвъ представляется обычай освященія такъ называемой Срѣтенской святой воды. Этотъ обычай практикуется въ приходскихъ и монастырскихъ церквахъ Кіева и вообще юго-западнаго края.

    14 February 2020 читать далее


  • О нецѣлесообразности и вредѣ для пастырскаго служенія частыхъ переходовъ священниковъ изъ прихода въ приходъ.

    О нецѣлесообразности и вредѣ для пастырскаго служенія частыхъ переходовъ священниковъ изъ прихода въ приходъ.

    От Ред.: В нынешнее время мы являемся свидетелями практики произвольного перемещения священников с прихода на приход, которое делается во вред Св. Церкви. Модернистические епископы сбросившие с себя всякую ответственность за свои действия, в угоду духа апостасии, завели в своих епархиях постоянную ротацию священнослужителей, чем привели к уничтожению сути православного пастырства: духовный союз пастыря с своею паствою. Согласно актуальному Уставу Московской Патриархии (Раздел 11, 25), епископ не обязан объяснять свое решение на перевод и увольнение священнослужителей, руководствуясь в этом «церковной целесообразностью», под которой скрывается собственный произвол.

     

    Не довольно ли вамъ, яко на благой пажити пасостеся (Іезек. 34, 18).

    Пасите, еже въ васъ стадо Божіе...

    ниже неправедными прибытки, но усердно (1 Петр. 1-4)

     

    Слѣдя за движеніями и перемѣнами по службѣ въ средѣ духовенства нашей Симбирской епархіи, публикуемыми въ Епархіальныхъ Вѣдомостяхъ, можно убѣдиться, что большой процентъ въ движеніи по службѣ падаетъ на священниковъ.

    Считая здѣсь неумѣстнымъ разсуждать о причинахъ, побуждающихъ каждаго священника къ ходатайствамъ о перемѣщеніяхъ, мы въ то же время считаемъ возможнымъ высказать на этотъ предметъ свой взглядъ, основанный на личномъ наблюденіи за отношеніемъ сельскихъ пастырей къ исполненію всѣхъ вообще своихъ обязанностей, на бесѣдахъ съ нѣкоторыми извѣстными намъ тружениками на нивѣ Христовой и на отзывахъ самихъ прихожанъ.

    08 February 2020 читать далее


  • Молитва на Рождество Христово сыномъ духовнымъ.

    Молитва на Рождество Христово сыномъ духовнымъ.

    Владыко, Господи Боже, Вседержителю, егда родился еси отъ Дѣвы Маріи въ Виѳлеемѣ Іудейстѣмъ, трепетно тварь просвѣтися, и міръ возрадовася рождеству Твоему. Сотворивый человѣка по образу Твоему и по подобію, и давый ему крещеніе въ покаяніе; введый рябы Твоя въ пречестныя дни сія, къ воздержанію страстемъ, къ надеждѣ воскресенія, наставляя ихъ на истину Твоего Божества, отверзи имъ сердце и умъ знати Тя Сына Божія, вземлющаго грѣхи всего міра! Ты и нынѣ Владыко, Человѣколюбче, пріими рабы Твоя N. N., якоже пріялъ еси Петра утопающа въ мори, и отвергшагося Тебе трижды и плакавшагося горько, и паки пріята Тобою; пріими и нынѣ, Владыко, слезы и воздыханіе и покаяніе рабовъ Твоихъ, якоже пріятъ мытарево воздыханіе, и блудницу плакавшуюся, и слезами омочившую нозѣ Твои, и власы своими отершую милости ради. Пріемый разбойника съ Собою, на крестѣ вопіюща къ Тебѣ «помяни мя, Господи, егда пріидеши во царствіи Твоемъ», и рекій ему: «днесь со Мною будеши въ рай»! Слышахомъ гласъ глаголющій, и волхвомъ кланяющимся съ дары, пастыремъ свиряющимъ (играющимъ на свирѣли) и Ангеломъ воспѣвающимъ: «слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ, въ человѣцѣхъ благоволеніе», и Иродъ мятяшеся, яко Богъ плотію явися на спасеніе роду человѣческому. Тя нынѣ, Владыко, Человѣколюбче, вся тварь воспѣваетъ глаголющи: «Христосъ рождатся, славите, Христосъ съ небесе, срящите, Христосъ на земли, возноситеся». Нынѣ Ангельстіи собори радуются, и мученичестіи лицы веселятся, видѣвше славное и честное Рождество, да вси достойно похвалимъ сердцемъ и усты. И нынѣ, благій Человѣколюбче, Господи, пріими рабы Твоя сія N. N.. кающіяся грѣховъ своихъ, вѣдомыхъ и невѣдомыхъ, вольныхъ и невольныхъ, и обычнымъ человѣколюбіемъ Твоимъ, пріими колѣнное поклоненіе и постъ рабовъ Твоихъ N. N., да скончавше заповѣди Твоя, и достигше нынѣ святаго и честнаго Рождества Твоего, чисти и безъ порока будутъ причастницы пречистаго тѣла и честныя крове Твоея, яко Тебѣ подобаетъ слава со Отцемъ и со Святымъ Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ, аминь.

    Книга молебныхъ пѣній Православной Каѳолической Восточной Церкви. Нѣмецкій переводъ съ параллельнымъ славянскимъ текстомъ, провѣреннымъ по греческимъ оригиналамъ, протоіерея Алексѣя Мальцева, mag. theol., Наcтоятеля церкви при Императорскомъ Россійскомъ Посольствѣ въ Берлинѣ. Берлинъ 1897. С. 553-557.

    29 November 2019 читать далее


  • Священникъ Ѳеодоръ Тихомировъ – Усѣкновеніе честныя главы Іоанна Предтечи Господня, и соединенные съ симъ праздникомъ народные обычаи и повѣрья.

    Священникъ Ѳеодоръ Тихомировъ – Усѣкновеніе честныя главы Іоанна Предтечи Господня,  и соединенные съ симъ праздникомъ народные обычаи и повѣрья.

    Св. прав. Церковь воспоминаетъ, какъ извѣстно, мученическую кончину великаго пророка, проповѣдника, Предтечи и Крестителя Господа нашего Іисуса Христа 29-го августа. Страшное и богомерзкое дѣло совершилось тогда во дни Ирода – царя Іудейскаго. Этотъ пребеззаконный – нечестивый царь однажды пиршествовалъ по случаю дня своего рожденія съ своими вельможами, тысяченачальниками Галилейскими. Дочь Иродіады вошла на пиръ, плясала и угодила Ироду и возлежащимъ съ нимъ. Тогда царь сказалъ ей: – проси у меня, чего хочешь, и дамъ тебѣ, даже до полцарствія, – и свое обѣщаніе подтвердилъ клятвою. Дѣвица пошла и спросила у матери своей: «чего мнѣ просить у царя»? – «Голову Іоанна пустынника», отвѣчала та. Иродіадѣ, – прежде бывшей женѣ Филиппа, брата Ирода, а теперь ставшей незаконной женой самого царя, – желалось во что бы ни стало умертвить великаго пророка, ибо онъ неоднократно обличалъ царя за беззаконнее сожитіе съ нею, и вотъ она обрадовалась такому случаю и не замедлила воспользоваться имъ, научивъ дочь свою просить у царя голову Пророка. Дѣвица пошла къ царю и сказала ему: «даждь мнѣ на блюдѣ голову Іоанна Крестителя». Иродъ опечалился отъ такого требованія, ибо и онъ почиталъ Іоанна великимъ праведникомъ, но ради своей клятвы рѣшился исполнить обѣщанное, и тотчасъ же велѣлъ позвать оруженосца, которому приказалъ отсѣчь голову у Іоанна въ темницѣ. Оруженосецъ исполнилъ приказаніе и отсѣченную голову св. пророка принесъ на блюдѣ царю, а царь отдалъ ее дѣвицѣ, а та – матери своей (Марк, гл. 6, 21-28).

    10 September 2019 читать далее


  • Замѣтка о молитвѣ въ причащеніи гроздія въ 6 день августа (по ст. ст.).

    Замѣтка о молитвѣ въ причащеніи гроздія въ 6 день августа (по ст. ст.).

    Святая Церковь не оставляетъ безъ благословеніи ничего, предпринимаемаго человѣкомъ во славу Божію, и въ пользу своей жизни. Устраивается ли храмъ Божій, или обновляется, устраивается ли домъ для жилища, засѣвается ли поле, насаждается ли садъ и проч. все сопровождается благословеніемъ Церкви. Это же благословеніе и освященіе дѣлается надъ овощами и плодами, и особенно надъ виноградомъ – (гроздіемъ). Благословеніе сего послѣдняго въ нашихъ богослужебныъ книгахъ и требникахъ положено въ 6 день августа мѣсяца, и въ этотъ день и читается молитва. Но благоразумно ли поступаютъ нѣкоторые священнослужители, читая молитву, положенную на благословеніе винограда надъ яблоками, грушами, сливами и другими плодами? Нѣтъ, не благоразумно.

    18 August 2019 читать далее


  • Чинъ благословенія новаго меда.

    Чинъ благословенія новаго меда.

    По началѣ обычномъ, Господу помолимся, и молитва сія:

    Необыменный въ милости и неизреченный во щедротахъ, Господи Іисусе Христе, дивенъ Сый во славѣ и творяй чудеса. Ты, дѣйствомъ Святаго Духа иногда благословивый Израиля, и его медомъ насытивый отъ камене, Самъ и нынѣ призри свыше на созданіе Твое сіе, и благословеніемъ Твоимъ небеснымъ благослови и освяти соты пчелъ и отъ нихъ медъ, и подаждь ему дѣйственну благодать, паче всѣхъ совершенну, да всякъ отъ него вкушающій, пріемлющій и ядущій обрящетъ благополучное здравіе, и пищею сею насытится, и исполнится всякаго блага. Яко Ты еси подаваяй всяческая благая, и Тебѣ славу возсылаемъ, со Безначальнымъ Твоимъ Отцемъ и Пресвятымъ и Благимъ и Животворящимъ Твоимъ Духомъ, нынѣ, и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

    И кропитъ священною водою.

    13 August 2019 читать далее


  • Чинъ, бываемый въ церквахъ, находящхся на пути Высочайшаго шествія.

    Чинъ, бываемый въ церквахъ, находящхся на пути Высочайшаго шествія.

    Приветствие по царскому чину перед богослужением. Взаимное целование рук св. н-мч. Императрицы Александры Федоровны и архиерея. Фото К. Е. фон Ган.

     

    Чинъ сей составленъ блаженной памяти митрополитомъ Московскимъ Филаретомъ въ 1824 г.

    и данъ въ руководство духовенству Московской епархіи.

     

    1) По приближеніи Его Императорскаго Величества къ селенію, начинается благовѣстъ, а по въѣздѣ въ селеніе – звонъ.

    2) Когда Его Императорское Величество проѣзжаетъ мимо церкви, священникъ стоитъ предъ церковію на паперти въ праздничномъ облаченіи, держа въ рукахъ святый крестъ, діаконъ съ кадиломъ, а причетники со свѣчями, въ стихаряхъ; могутъ быть притомъ и хоругви, смотря по удобности.

    19 July 2019 читать далее