• Епископъ Григорій (Граббе) – Нѣтъ ничего дороже истины.

    Слева - протодиак. Никита (Чагиров), Свт. Филарет Исповедник, Еп. Григорий (Граббе)

    Казалось бы, что съ отдѣленіемъ отъ Русской Церкви и объявленіемъ своей автокефаліи, Православной Церкви въ Америкѣ нечего особенно заботиться о проблемахъ въ Русской Церкви или ея заграничной части. Надо думать, что современность и у нея создаетъ немало своихъ духовныхъ и правовыхъ проблемъ чисто мѣстнаго характера.

    Такъ это представляется съ объективной точки зрѣнія. Но на самомъ дѣлѣ оказывается, что Американская Церковь очень даже занята положеніемъ Русской Зарубежной Церкви и старается возстановить противъ нея свое духовенство и мірянъ. Мы видимъ это изъ копіи циркуляра за подписью Начальника Канцеляріи Митрополіи отъ 1 іюля с.г., протоіерея Роберта Кондратика, опубликованной 8 сентября с.г. въ газетѣ «Русская Жизнь». При вышеуказанномъ циркулярѣ о. Кондратикъ разослалъ и свою статью подъ заглавіемъ: «Зачѣмъ углублять раздѣленіе?» Подзаголовокъ объясняетъ, что это есть «Заявленіе Православной Церкви въ Америкѣ по поводу посланія такъ называемой Русской Православной Церкви Заграницей».

    11 Октябрь 2018 читать далее


  • Епископъ Григорій (Граббе) – Что дѣлать малому стаду?

    Послѣ чудеснаго обращенія Савла, вѣрующіе не сразу стали ему довѣрять. Въ Дѣяніяхъ Апостоловъ читаемъ: «Савлъ прибылъ въ Іерусалимъ и старался пристать къ ученикамъ, но всѣ боялись его, не вѣря, что онъ ученикъ» (Дѣян. 9, 26). Такая осторожность у гонимыхъ вѣрующихъ чадъ Церкви понятна и естественна. Если она проявлялась даже въ отношеніи чудесно призваннаго, черезъ явленіе ему Спасителя, апостола, то не удивительно, что въ условіяхъ гоненій вѣрные сыны Церкви соблюдали ее, когда прятались въ катакомбы древняго Рима. Столь же естественна настороженность много лѣтъ проведшихъ въ катакомбахъ вѣрныхъ сыновъ Русской Православной Церкви въ отношеніи приходящихъ къ нимъ вѣрующихъ теперь. Эта осторожность вызывалась необходимостью. Читалъ я какъ-то объ одномъ тайномъ подвижникѣ подъ Москвой. Встрѣтившись черезъ кого-то изъ своихъ духовныхъ чадъ съ расположенной къ крещенію молодой дѣвушкой, онъ долгое время даже послѣ ея рѣшенія креститься не рѣшался на это открыто, продолжая въ тайнѣ учить ее и готовить къ присоединенію къ его малой катакомбной паствѣ.

    08 Октябрь 2018 читать далее


  • Епископъ Григорій (Граббе) – К избранию патриарха Алексия II (проект Послания).

    Не без волнения и беспокойства мы ожидали избрания нового Всероссийского Патpиаpха. В преддверии этого события мы читали сообщения прессы и пропагандистов о, якобы, коренном изменении положения Российской Православной Церкви при новой политике и так называемой "перестройке". Мы не знали, можно ли надеяться на то, что на Всероссийском Собоpе появяться новые церковные силы и сменится ведущий состав сотрудничавших с коммунистическим правительством епископов.

    Многие верующие у нас начинили думать, что коренная перемена уже наступила. Некоторые выражения в начале послания Собоpа, созванного для избрания нового Патpиаpха как будто могли нас в этом обнадеживать. "Церковь наша и весь народ, – вещает новый Патpиаpх, – вступили в эпоху больших перемен, отмеченную новыми возможностями и новой ответственностью". Послание справедливо говорит: "И ныне, как может быть никогда раньше, нам необходимо критически осмыслить свое прошлое и свое нынешнее состояние, осудить в себе не только те внутренние болезни, которые порождались стеснениями и внешними условиями церковного бытия, но и то, что происходило от нашей слабости и несовершества, дабы всем нам "ходить в обновленной жизни" (Рим. 6, 4)".

    Однако далее послание не останавливается на сути упомянутых в нем "внутренних болезней", а переходит к необходимости устранения некоторых пастырских и администратичвных недостатков текущей церковной жизни, не касаясь корней их происхождения. Тем более, не может оно устранить тревоги, вызываемой самой личностью новоизбранного Патpиаpха.

    05 Октябрь 2018 читать далее


  • Епископ Григорий (Граббе) – Современное Сергианство.

    Вскоре после окончания Второй мировой войны Московской патриархии было поручено Сталиным зазывать обратно в Россию русских беженцев из свободных стран. Одновременно везде, где это было возможно, шли акции насильственных репатриаций. Пропаганда вещала о якобы коренном изменении положены ни Родине, полной свобод религии и т. п. По последнему вопросу особенно успешным пропагандистом выступал митрополит Киевский Николай. Мучительна была участь всех, кто внял его призывам...

    Успех его пропаганды зиждился на том, что любящим Россию хотелось ему верить. Эмоции у них заменяли разум.

    Нечто подобное проявляется и теперь в пропаганде о якобы полном уже изменении положения Церкви в СССР. Нам стараются внушить, что «перестройка» в этой области уже – если не совсем, то почти – устранила все причины для разделения между Московской Патриархией и Зарубежной Церковью.

    02 Октябрь 2018 читать далее


  • Епископъ Григорій (Граббе) – ЭКУМЕНИЗМЪ И АНТИХРИСТЪ. Докладъ Архіерейскому Собору РПЦЗ 1981 г.

    Въ началѣ нашего столѣтія, т.е. болѣе семидесяти лѣтъ тому назадъ, была издана книга Сергія Нилуса, у которой подзаголовкомъ стояло: «Антихристъ, какъ близкая политическая возможность». Въ этой книгѣ онъ говорилъ о находящейся въ дѣйствіи еще со дней св. апостола Павла «тайнѣ беззаконія» (Сол. 2,7).

    За эти десятилѣтія развитіе этой «тайны» на много продвинулось впередъ и событія, указывающія на возможность появленія Антихриста, м.б. даже при нашей жизни, дѣлаются настолько явными, что о нихъ говорятъ уже люди далекіе отъ Церкви. Есть даже три фильма подъ названіемъ «Антихристъ».

    Я видѣлъ первый изъ нихъ, изображающій Антихриста еще въ его дѣтскіе годы. Онъ представленъ тамъ какъ порожденіе демоновъ. Ребенокъ сатанинскаго происхожденія, исчадіе ада, лишенный всякаго чувства любви къ кому бы то ни было, а вмѣсто этого исполненный злобы ко всѣмъ и отвращенія отъ всякой вѣры. Второй и третій фильмы, которыхъ мнѣ къ сожалѣнію не довелось видѣть, представляютъ того же Антихриста уже взрослымъ, вплоть до его гибели.

    28 Сентябрь 2018 читать далее


  • Епископъ Григорій (Граббе) – Ново-мученичество въ Русской Православной Церкви.

    Епископъ Григорій (Граббе) – Ново-мученичество въ Русской Православной Церкви.

    Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей, разработваший чин прославления Новомучеников Российских в 1981 г. Епископ Григорий стоит первый слева.

    Жизнь есть даръ Божій. Не всѣ это сознаютъ, но почти всѣ такъ или иначе дорожатъ ею и для сохраненія этого дара нерѣдко готовы пойти даже на преступленіе. Въ такомъ случаѣ люди иногда не знаютъ границъ униженія лишь бы сохранить свою жизнь, забывая кѣмъ и для чего она имъ дана. Тѣмъ не менѣе часто они преодолѣваютъ инстинктъ самосохраненія по разнымъ причинамъ: по чувству долга, патріотизма, любви къ ближнимъ и т. п. Каждая такая причина похвальна и во многихъ случаяхъ проявленный самоотверженный героизмъ будетъ угоденъ Богу.

    Однако, превыше всего всякій подвигъ самоотреченія, свидѣтельствующій о любви къ Богу. Если Спаситель указывалъ высшую степень проявленія любви къ людямъ въ томъ, чтобы «душу свою полагать за друзей своихъ», то самой высшей является любовь, побуждающая положить свою душу за вѣру въ Самого Господа нашего Іисуса Христа. Мученичество лежитъ въ основаніи Церкви съ самого начала ея исторіи, съ избіенія за Христа Виѳлеемскихъ младенцевъ. Замѣтьте, что они почитаются Церковью какъ св. мученики только потому, что они были убиты за Христа даже безъ того, чтобы съ ихъ стороны могла быть проявлена та или иная прямая воля къ мученичеству.

    25 Сентябрь 2018 читать далее


  • Епископъ Григорій (Граббе) – Современное экуменическое обновленчество и наше отношеніе къ нему (Докладъ Пастырскому Совѣщанію сдѣланный въ 1971 г.).

    Объ экуменизмѣ и его несовмѣстимости съ Православіемъ за послѣднее время писалось не мало. Всѣмъ извѣстны обращенія нашего Владыки Митрополита по этому вопросу и, конечно, особенно свѣжо въ памяти недавно напечатанное его «Скорбное Посланіе», обращенное ко всѣмъ православнымъ епископамъ. Совсѣмъ недавно въ «Православной Руси» была напечатана и моя статья объ Уппсальской Конференціи. Поэтому, чтобы не повторяться, я въ настоящемъ докладѣ постараюсь говоритъ объ экуменизмѣ съ нѣсколько другой точки зрѣнія.

    Исходя изъ еретической сущности экуменизма, доказывать которую здѣсь нѣтъ необходимости, мнѣ хотѣлось бы подойти къ нему съ духовно-практической стороны, т.е. со стороны, которая ближайшимъ образомъ можетъ касаться каждаго изъ насъ въ нашемъ пастырскомъ дѣланіи.

    До сравнительно недавняго времени экуменизмъ былъ для большинства нашихъ приходовъ явленіемъ отдаленнымъ и, можетъ быть, даже отвлеченнымъ. Нѣкоторые изъ насъ читали о немъ въ журналахъ, но мало кто соприкасался съ нимъ непосредственно.

    19 Сентябрь 2018 читать далее