Икона Богородицы «Непроходимая Дверь» – пророческая дверь непроходимая, виденная пророком Иезекиилем.
Икона Божией Матери «Непроходимая дверь» (варианты названия: «Непроходимые Врата», «Дверь Небесная», «Затворенные Врата»), редкая по своей иконографии, была распространена в XVII в. в русских православных обителях. Молитвами перед этой иконой можно было защититься от нападения грабителей и разбойников. Икона действительно помогала и поэтому стала называться чудотворной. Кто написал эту икону – неизвестно, по времени её написания оно относиться к Смутному времени, когда на троне оказался, после Лжедмитрия, Василий Шуйский. Самый ранний список иконы, считающийся первообразом, был написан в XVII в. в Сольвычегодске, он хранится в Русском Государственном музее Санкт-Петербурга.
Основу иконографии иконы составляет текст входной молитвы «Непроходимая двере тайно знаменана…», читаемой в начале литургии Иоанна Златоуста. Образ Богоматери Непроходимая Дверь («Затворенные врата»), восходящей к толкованиям на Книгу прор. Иезекииля (Иез. 44, 2), символизировал Приснодевство Богоматери, бессеменно зачавшей и по рождении Иисуса оставшейся Девой: «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими; ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены». По своему символическому смыслу дана икона близка к акафистному типу икон, так как в образе заключен богословский догмат о том, Божия Матерь является Приснодевой, сохранившей Свое девство после зачатия и рождения Иисуса Христа. В названии заложена мысль, что Божия Матерь является как бы Дверью в Царство Небесное, которую трудно пройти грешникам. Праведники же, наоборот, стремятся к этой чудесной Двери.
Существенное влияние на формирование подобных композиций оказало последование служб Великой вечерни в канун богородичных праздников, включающее чтение текста Иезекииля и пение стихир, раскрывающих тему его пророчества. По одной из версий, икона была написана на текст тропаря вечерних молитв: «Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиися на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианского». Название иконы также связывают со словами 4-го икоса Великого акафиста Богоматери: «Радуйся, райских дверей Отверзение».
Одну из выразительных параллелей иконографии памятника дает стихира Сергия Патриарха, исполняемая на Великой вечерне в канун Рождества Богоматери 21 сент.: «Сей день Господень, радуйтесь, людие, сие бо света Чертог и Книга Слова Животнаго, из утробы произыде. И яже к востоком дверь рождшися, ожидает входа Святителя Великого, Едина, и Единого входящи Христа во Вселенную, во спасение душ наших». Центральное место в ней отведено образу Богоматери Оранты с Младенцем Христом в лоне. Спускающийся на Богородицу с небес поток света, заключающий изображение голубя – символа Святого Духа, исходит из уст представленного в облаках Господа Саваофа. Тема прославления Девы Марии передается образами славословящих святых, представленных по сторонам композиции. Первым среди них изображен прор. Иезекииль, держащий в руках свиток с текстом пророчества. Надежду на грядущее спасение выражают фигуры в белых саванах, олицетворяющие души умерших, томящихся в преисподней. Раскрытию символического замысла композиции способствует архитектурный фон иконы. Образ Богоматери Врата Слова, Истинная Дверь Спасения нарочито соотнесен с изображенным за Ее спиной архитектурным сооружением, решенным в виде портика – входом в Небесный град.
Сост. по: Н. Пивоварова. Богоматерь Непроходимая Дверь // София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII–XIX веков из собрания музеев России. М. 2000. С. 348.
⸭ ⸭ ⸭
Икону почитают два раза в год в особые дни прославления Богородицы: 1) Собор Пресвятой Богородицы, который празднуется на второй день после Рождества Христова, т. е. 8 января по новому стилю; 2) Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста) – в субботу пятой седмицы (недели) Великого поста.
Псковская икона. Кон. XVI в. (ГТГ). (тут)
Икона из Благовещенского собора Сольвычегодска. 2-я пол. XVII в. (ГРМ). (тут)
⸭ ⸭ ⸭
Ипакои праздника Рождества Пресвятой Богородицы, гл. 2-й:
Две́рь непроходи́мую проро́къ ви́дѣ Тя́, Дѣ́во Пречи́стая,/ ю́же Еди́нъ про́йде;/ Ему́же вси́ пѣснопое́мъ:// Бо́же, благослове́нъ еси́.
Въ славян. праздничн. Минеѣ по 3-й пѣсни канона нѣтъ ипакоя, хотя такой положенъ въ греч. Минеяхъ, перев. его помѣщенъ въ декабрской мѣсячной Минеѣ, въ службѣ пророку Науму, какъ Богородиченъ 7-й пѣсни канона.
Богородиченъ въ понедѣлникъ вечера Богородиченъ, гл. 2-й:
Непроходимая Врата, тайно запечатствованная,/ Благословенная Богородице Дѣво,/ пріими моленія наша,/ и принеси Твоему Сыну и Богу,// да спасетъ Тобою душы наши.
Тропарь изъ Богородичнаго канона Воскр. службы 2-го гл.:
Про́йде сквозѣ́ две́рь непрохо́дную заключе́нныя утро́бы Твоея́, Пра́вды Со́лнце, Чи́стая, и мíрови возсія́, я́ко просла́вися.
Въ недѣлю на утрени.
Ирмосъ 9-й пѣсни Воскреснаго канона Воскр. службы 3-го гл.:
Но́вое чу́до и боголѣ́пное,/ дѣви́ческую бо две́рь затворе́нную/ я́вѣ прохо́дитъ Госпо́дь,/ на́гъ во вхо́дѣ,/ и плотоно́сецъ яви́ся во исхо́дѣ Бо́гъ,/ и пребыва́етъ две́рь затворе́на;/ Сію́ неизрече́нно,// я́ко Богома́терь велича́емъ.
Въ субботу на повечеріи; въ недѣлю утра, на полунощницѣ; въ недѣлю на утрени.
Богородиченъ догматикъ, гл. 5-й:
Въ Чермнѣ́мъ мо́ри/ Неискусобра́чныя Невѣ́сты о́бразъ написа́ся иногда́:/ та́мо Моисе́й, раздѣли́тель воды́,/ здѣ́ же Гавріи́лъ, служи́тель чудесе́;/ тогда́ глубину́ ше́ствова немо́кренно Изра́иль,/ ны́нѣ же Христа́ роди́ безсѣ́менно Дѣ́ва;/ мо́ре по проше́ствіи Изра́илевѣ пребы́сть непрохо́дно,/ Непоро́чная по рождествѣ́ Емману́илевѣ пребы́сть нетлѣ́нна./ Сы́й и пре́жде Сы́й,/ явле́йся я́ко Человѣ́къ,// Бо́же, поми́луй на́съ.
Богородиченъ отпустительный, гл. 5-й:
Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня непроходи́мая;/ ра́дуйся, стѣно́ и покро́ве притека́ющихъ къ Тебѣ́;/ ра́дуйся, необурева́емое приста́нище и Неискусобра́чная,/ ро́ждшая пло́тію Творца́ Твоего́ и Бо́га,/ моля́щи не оскудѣва́й о воспѣва́ющихъ/ и кла́няющихся Рождеству́ Твоему́.