-
Мысли на каждый день года: 31-е Августа – Положеніе честнаго пояса Пресвятыя Богородицы.
Приблизимся еще разъ съ благоговѣніемъ къ смертному одру Матери Божіей, вслушаемся въ послѣднія слова, которыми утѣшала Она всѣхъ окружавшихъ Ее. Когда св. Апостолы и всѣ христіане Іерусалимскіе, прощаясь съ Нею, плакали о сиротствѣ своемъ; то Пресвятая Дѣва, какъ говоритъ благочестивое преданіе, «даде извѣствованіе плачущимъ, яко не имать ихъ остаити въ сиротствѣ по своемъ преставленіи, и не точію тѣхъ, но и міръ весь имать посѣщати, назирати и помоществовати страждущимъ». И въ подтвержденіе непреложности сего обѣтованія, въ третій день послѣ всеблаженнаго успенія своего, Она явилась св Апотоламъ во славѣ небесной, окруженная ликомъ св. Ангеловъ и рекла имъ «радуйтеся, се Азъ съ вами есмь!» Что это всеблагое обѣтованіе Матери Божіей простирается на всѣ времена Церкви, досязаетъ и до насъ грѣшныхъ, свидѣтельствуетъ цѣлая, такъ сказать, рѣка чудесъ, не умаляющаяся, а расширяющаяся все болѣе съ теченіемъ вѣковъ, досязающая и до нашихъ скудвыхъ вѣрою временъ, неисчетное множество благотворекій, являемыхъ Пресвятою Дѣвою во всѣхъ странахъ свѣта, гдѣ право вѣруютъ въ Сына Ея и Бога, гдѣ съ теплою вѣрою и горячимъ усердіемъ призываютъ Ея материнское заступленіе и помощь. Какая страна въ православномъ отечествѣ нашемъ не имѣетъ благодатнаго залога Ея всегдашняго пребыванія съ намия чудотворной Иконы? Кто изъ притекающихъ къ Ней съ живою вѣрою, съ теплою молитвою, съ крѣпкимъ упованіемъ, не видѣлъ надъ собою Ея благодатнаго покрова и заступленія? Все это видимо свидѣтельствуетъ, что каждый христіанинъ, каждый, кто истинно вѣруетъ въ Господа Іисуса Христа, любитъ Его и повинуется Ему, кто бы онъ ни былъ и гдѣ бы ни находился, всегда имѣетъ необореваемое пристанище, крѣпкое заступленіе, скорую Помощницу, благонадежную Ходатаицу, въ Лицѣ честнѣйшей Херувимовъ и славнѣйшей безъ сравненія Серафимовъ Матери Господа, молитва Которой много можетъ на умоленіе Владыки, Которой Пресвятаго Имени боятся и трепещутъ всѣ духи злобы, Которой повинуются всѣ силы небесныя и всѣ стихіи земныя. Итакъ не смущайся ни чѣмъ, земной странникъ, идущій къ горнему Іерусалиму подъ Материнскимъ покровомъ и заступленіемъ Святѣйшей Святыхъ – Царицы небесе и земли. Притекай съ вѣрою и упованіемъ ко всемощному Ея ходатайству и покрову, во всѣхъ обстояніяхъ жизни; но преимущественно предай себя всецѣло, всею полнотою вѣры и упованія, Ея заступленію тогда, когда приблизится къ послѣднему предѣлу твоего земнаго странствованія, когда переступишь чрезъ порогъ смерти въ безконечное лоно вѣчности, когда готовишся страшному и нелицепріятному Суду Божно. Благосердая Матерь любви не презритъ твоего моленія; Царица неба и земли все можетъ, чтобы защитить и спасти твою душу отъ предстоящихъ ей лютыхъ испытаній, по разлученіи ея съ тѣломъ Господь Іисусъ Христосъ, молитвами Пречистой и Преблагословенной Матери Своей да даруетъ намъ обращеніе и покаяніе, въ продолженіи жизни, христіанскую кончину живота въ часъ смерти и добрый отвѣтъ на судѣ Своемъ! Іисусе – надеждо въ смерти моей, Іисусе животе по смерти моей, Іисусе – утѣшеніе мое на судѣ Твоемъ, Іисусе – желаніе мое не посрами тогда. Аминь.
13 September 2024 читать далее
-
Мысли на каждый день года: 13-е Апрѣля – Святаго священномученика Артемона.
Тѣ, которые научились вѣровать во единаго Бога Отца – Вседержителя, должны вѣровать и въ Сына Его единороднаго; ибо всякій отвергающій Сына не имѣетъ и Отца (1 Іоан. 2, 23), и никто не знаетъ Отца, кромѣ Сына, и кому Сынъ открытъ восхощетъ (Матѳ. 11, 27), а кто не вѣруетъ въ Сына, не узритъ жизни, но гнѣвъ Божій пребудетъ на немъ (Іоан. 3, 36). Итакъ, прежде всего мы вѣруемъ, что Онъ есть единый Господъ, нераздѣльный отъ Отца по существу Своему, какъ Самъ о Себѣ свидѣтельствуетъ: Отецъ во Мнѣ, и Я во Отцѣ. Я и Отецъ едино есмы (Іоан. 14, 10; 10, 30), – едино по существу, а не Лицамъ, – едино по власти и хотѣнію, ибо не два Бога, но единъ: никогда Богъ Отецъ не былъ безъ Бога Сына, потому и названъ Онъ рожденнымъ прежде всѣхъ вѣкъ. Тайна же Его Божественнаго рожденія недоступна уму человѣческому, еще менѣе доступна слову; ибо не такъ, какъ бренное слово человѣческое временно рождается отъ ума, – безначальное Слово Божіе родилось предвѣчно изъ существа Отчаго: Въ началѣ бѣ Слово, и Слово бѣ къ Богу, и Богъ бѣ Слово (Іоан. 1, 1), – говоритъ Св. Писаніе, и мы ли проникнемъ болѣе Евангелиста? Тотъ же Апостолъ называетъ еще Сына Божія, сущаго въ лонѣ Отчемъ, единороднымъ (– 1, 18), и сіе повторено въ Символѣ, составленномъ изъ словъ Писанія; ибо одинъ только есть Сынъ Божій по естеству. Тѣ же, которые между людьми называются сынами Божіими, носятъ такое имя по благодати усыновленія, какъ вѣрные и избранные мужи; но и сія благодать даруется имъ чрезъ Единороднаго, ибо тѣмъ, которые пріяли Его, вѣрующимъ во имя Его, Онъ далъ власть содѣлыватъся чадами Божіими (Іоан. 1, 12). Съ Божескими именами Господа поставлены и человѣческія имена Его – Іисусъ Христосъ, чтобы, постепенно приготовляя насъ къ тайнѣ воплощенія, выяснять намъ сію тайну. Первое имя – Іисусъ, съ еврейскаго языка значитъ – Спаситель, и дано было Ангеломъ, возвѣстившимъ Его рожденіе; ибо Онъ спасетъ людей Своихъ отъ грѣховъ ихъ (Матѳ. 1, 21). Второе имя – Христосъ, означаетъ Помазанникъ и взято отъ подобія, какъ помазывались у евреевъ царя, пророки и первосвященники; ибо всѣ три достоинства равно свойственны Іисусу Христу, только въ высшемъ духовномъ значеніи. Ты возлюбилъ правду и возненавидѣлъ беззаконіе, воспѣваетъ Давидъ, посему помазалъ Тебя, Боже, Богъ Твой елеемъ радости, болѣе сопричастниковъ Твоихъ (Псал. 40, 8). А сіе таинственное помазаніе, которое, по выраженію псалма, дается Богомъ Богу, изъясняетъ Самъ Христосъ, когда говоритъ: Духъ Господень на Мнѣ, ибо Онъ помазалъ и послалъ Меня благовѣствовать нищимъ, исцѣлять сокрушенныхъ сердцемъ, проповѣдать плѣннымъ освобожденіе и слѣпымъ прозрѣніе, отпустить сокрушенныхъ во отраду (Лук. 4, 18). Отъ имени Христа произошло и то новое имя христіанъ, которое обѣщалъ Богъ вѣрующимъ устами пророка: работающимъ Мнѣ наречется имя новое, которое благословится на землѣ (Исаіи 65, 15. 16).
26 April 2024 читать далее
-
Мысли на каждый день года: 12-е Апрѣля – Преподобнаго отца нашего и исповѣдника Василія, епископа парійскаго.
Предвѣдѣніе, предопредѣленіе и промыслъ различаются въ Богѣ по своимъ дѣйствіямъ. Промыслъ относится къ сохраненію вещей сотворенныхъ; а предвѣдѣніе и предопредѣленіе были прежде бытія всѣхъ тварей: первое есть одно знаніе будущаго, второе же, отъ него зависящее, есть назначеніе того, что должно быть, разумѣется одного только добра, а не зла; ибо если бы предопредѣлялось зло, то сіе было бы противно естественному свойству Божію – благости. Итакъ, справедливо можемъ сказать, что по порядку предшествуетъ въ Богѣ предвѣдѣніе, за нимъ слѣдуетъ предопредѣленіе, а послѣ уже промыслъ о сотворенномъ. Сему Апостолъ ясно насъ учить, говоря: котрыхъ Онъ предузналъ, тѣхъ и предназначилъ, а которыхъ предназначилъ, тѣхъ и призвалъ, которыхъ призвалъ, тѣхъ и оправдалъ, а которыхъ оправдалъ у тѣхъ и прославилъ (Рим. 8, 29-30). И мы вѣруемъ, что Всеблагій Богъ предопредѣлилъ къ славѣ тѣхъ, которыхъ избралъ отъ вѣчности, – а которыхъ отвергнулъ, тѣхъ предалъ осужденію, не потому, впрочемъ, чтобы Онъ хотѣлъ такимъ образомъ однихъ оправдать, а другихъ осудить безъ причины: ибо это несвойственно Богу, общему всѣхъ и нелицепріятному Отцу, Который хощетъ всѣмъ человѣкомъ спастися и въ познаніе истины пріити (Тим. 2, 4); но какъ Онъ предвидѣлъ, что одни хорошо будутъ пользоваться своею свободною волею, а другіе худо, то посему однихъ предопредѣлилъ къ славѣ, а другихъ осудилъ. Благость Божія даровала намъ благодать, предваряющую насъ ко спасенію, подобно свѣту, просвѣщающему ходящихъ во тьмѣ, и желающіе свободно покоряться ей получаютъ другую – сугубую благодать, которая, содѣйствуя, укрѣпляя и постоянно совершенствуя ихъ въ любви Божіей, то-есть въ тѣхъ благихъ дѣлахъ, которыхъ требуетъ Богъ, оправдываетъ ихъ и дѣлаетъ предопредѣленными къ славѣ. Тѣ же, напротивъ, которые не хотятъ слѣдовать благодати, ихъ предваряющей, и потому не соблюдаютъ заповѣдей Божіихъ, но, по внушенію сатаны, злоупотребляютъ свободою, данною имъ отъ Бога, по собственной винѣ предаются вѣчному осужденію. Промыслъ, правосудіе и милосердіе Божіе обнаружились вмѣстѣ – при паденіи человѣка: правосудіе, ибо за нарушеніе закона онъ подвергся проклятію и смерти, отъ грѣха происходящихъ; милосердіе же, ибо смерть, ему угрожавшая, была отсрочена, дабы дать время покаянію и приготовленію – для перехода изъ времени въ вѣчность, уже съ новыми спасительными надеждами, въ коихъ заключался Промыслъ Божій о немъ и его родѣ. – Богъ обѣщалъ Адаму, изгоняемому изъ рая, что сѣмя жени сотретъ главу змія (Быт. 3, 15), то-есть, что отъ рода ея произойдетъ Божественный Искупитель, Который избавить человѣковъ отъ грѣха, проклятія и смерти.
25 April 2024 читать далее
-
Мысли на каждый день года: 11-е Апрѣля – Святаго священномученика Антипы, епископа Пергама Асійскаго.
Діаволъ, подъ видомъ амія, мудрѣйшаго изъ всѣхъ животныхъ, прельстилъ Еву – вкусить отъ запрещеннаго плода, внушивъ ей гордое мечтаніе – уподобиться Богу въ вѣдѣніи (Быт. 3, 5), потому что гордость была причиною и собственнаго паденія діавола. Примѣру жены послѣдовалъ Адамъ и отъ преступленія закона впалъ въ грѣхъ; ибо грѣхъ есть беззаконіе (1 Іоан. 3, 4), возмездіе же грѣха есть смерть (Рим. 6, 23). Смерть бываетъ двоякая: тѣлесная, когда тѣло лишается души, его оживлявшей. и духовная, когда душа лишается благодати Божіей, которая оживляла ее высшею духовною жизнію; ибо и душа умираетъ, хотя не подобно разрушающемуся тѣлу, но, утративъ духовный свѣтъ и блаженство, не уничтожается, а остается въ состояніи мрака, скорби и страданія. Въ лицѣ одного Адама заразился грѣхомъ и весь происшедшій изъ него родъ человѣческій; потому что рожденное не можетъ быть совершеннѣе родившаго, и отъ зараженнаго источника естественно идетъ зараженный потокъ. Единѣмъ человѣкомъ, говоритъ Апостолъ, грѣхъ взошелъ въ міръ, и грѣхомъ смерть, и такимъ образомъ смерть перешла во всѣхъ человѣковъ, потому что всѣ въ немъ согрѣшили (Рим. 5, 12). Посему и Давидъ говоритъ въ псалмѣ 50, 7: въ беззаконіяхъ зачатъ есмь, и во грѣсѣхъ роди мя мати моя. И этотъ общій грѣхъ называется грѣхомъ первороднымъ, или прародительскимъ. Воля же человѣческая, хотя сохранила способность желать добра и отвращаться зла, однакоже сдѣлалась не такъ рѣшительно преклонна къ добру, а въ иныхъ случаяхъ даже болѣе преклонна къ злу. «По собственному желанію и произволу, – говоритъ святый Василій Великій, – каждый можетъ быть или сѣменемъ святымъ, или тому противнымъ». Все сіе зависитъ отъ выбора и власти человѣка, но такъ, что къ добру наклоняетъ его благодать Божія, а отъ зла отклоняетъ, не дѣлая, впрочемъ, принужденія его свободѣ. Такъ, прародители наши Адамъ и Ева, бывъ обольщены діаволомъ, нарушили данную имъ отъ Бога заповѣдь о томъ, чтобы они не ѣли плодовъ отъ древа познанія добра и зла. Они ѣли запрещенный плодъ, и такимъ образомъ, оказавъ неповиновеніе Богу, тяжко согрѣшили и, по Его праведному суду, подверглись сами и потомковъ своихъ подвергли проклятію и смерти, по душѣ и по тѣлу. Послѣ сего, самъ собою человѣкъ уже не могъ освободиться изъ этой бездны пагубнаго паденія. Но Промыслъ Божій не оставилъ его безъ своего попеченія.
24 April 2024 читать далее
-
Мысли на каждый день года: 10-е Апрѣля – Святыхъ мучениковъ Терентія, Помпія и иже съ ними.
Богъ далъ Адаму помощницу, создавъ изъ ребра его жену, для того, чтобы весь родъ человѣческій, по своему происхожденію, былъ однимъ тѣломъ, естественно склоненъ ко взаимной любви. Онъ поселилъ ихъ въ раю – саду блаженства, и изрекъ надъ ними первое благословеніе брачное, для произведенія себѣ подобныхъ, во славу Творца. Посреди рая насаждены были: древо жизни, плодами коего питаясь, человѣкъ былъ бы безболѣзненъ и безсмертенъ тѣломъ, какъ и душею, – и древо познанія добраго и лукаваго, съ заповѣдію – вкушать отъ всѣхъ деревъ райскихъ, кромѣ сего; ибо въ онъ же аще день снѣчте отъ него, смертію умрете, – сказалъ Богъ. Таинственное древо сіе, по толкованію св. отцевъ, было нѣкіимъ испытаніемъ и вмѣстѣ училищемъ человѣческому послушанію; потому что вкушающимъ оно доставляло опытное познаніе природы, что для усовершенствованныхъ и утвердившихся въ богопознаніи и преданности Творцу было добро; для неутвержденныхъ же и пытливыхъ умовъ могло быть зломъ, какъ твердая пища для слабосильныхъ, требующихъ еще млека. Подобно сему и въ Новомъ Завѣтѣ предостерегаетъ Апостолъ Павелъ, чтобы кто не прельстилъ насъ суетною философіею, по вещественнымъ началамъ міра, а не по Христу, въ Коемъ обитаетъ вся полита Божества тѣлесно (Кол. 2, 8). Такъ, первымъ слѣдствіемъ вкушенія отъ запрещеннаго плода было горькое чувство своей тѣлесной наготы, уклонявшее къ житейскому помыслъ, который до грѣхопаденія былъ устремленъ къ Богу, – и нарушеніе въ человѣкѣ взаимнаго согласованія двойной его природы. Въ членахъ моихъ, говоритъ Ап. Павелъ, вижу другой законъ, воюющій противъ закона ума моего и дѣлающій меня плѣнникомъ грѣховнаго закона (Рим. 7, 23). Внутренняя борьба сія, которую мы чувствуемъ въ самихъ себѣ, всего болѣе доказываетъ немощь и поврежденіе нашей природы, и это тѣмъ обнаруживается, что мы часто дѣлаемъ не то, что хотимъ и что признаемъ добрымъ, но то, что сами почитаемъ за худое, мыслію востекая къ небу, чувствами же пресмыкаясь долу. Если же столь пагубное вліяніе одного плода на всю нашу природу можетъ показаться намъ страннымъ теперь, когда, чрезъ самое ея измѣненіе, мы не можемъ составить себѣ яснаго понятія ни о плодѣ, ни даже о начальномъ бытіи нашемъ, – то вспомнимъ, по крайней мѣрѣ, хотя для слабаго и неудовлетворительнаго подобія, о другомъ существующемъ на землѣ плодѣ виноградомъ. Вкушеніе его, ослабляя тѣло и волнуя жизненныя силы, не дѣйствуетъ ли и на разумъ, помрачая его, и на нравственное расположеніе человѣка, приводя въ открытое дѣйствіе страсти, непримѣтныя въ состояніи трезвомъ и спокойномъ? Слѣдствіе же упоенія есть тяжкій летаргическій сонъ – подобіе смерти, иногда же и настоящая смерть.
23 April 2024 читать далее
-
Мысли на каждый день года: 9-е Апрѣля – Святаго мученика Евпсихія.
Послѣ міра невидимаго созданъ видимый, словомъ Господнимъ: да будетъ; и въ первый день сотворилъ Богъ свѣтъ, во второй – твердь, или видимое небо, въ третій – вмѣстилища водъ на землѣ, сушу и растенія, въ четвертый – солнце, луну и звѣзды, въ пятый – рыбъ и птицъ, въ шестый – животныхъ земныхъ, и наконецъ – человѣка; а въ седьмый день почилъ Богъ отъ всѣхъ дѣлъ Своихъ. Когда такимъ образомъ совершенъ былъ міръ невидимый и міръ чувственный – небо и земля: первый – болѣе близкій Божеству, какъ состоящій изъ однихъ разумныхъ силъ духовныхъ, другой же – отдаленный грубостію своего естества: то подобало, говоритъ св. Григорій Богословъ, создаться нѣкоему соединенію изъ обоихъ, для большаго познанія совершенствъ каждаго естества, – и созданъ человѣкъ, союзъ видимаго съ невидимымъ. Изъ видимаго и невидимаго Господь создалъ человѣка, по образу Своему и по подобію, составивъ тѣло изъ персти и вдохнувъ въ него дыханіе жизни, тο-есть душу, существо духовное, разумное и безсмертное, которое и есть образъ Божій и, по мѣрѣ пребыванія въ праведности и святынѣ, являетъ Его подобіе. Правымъ, невиннымъ, безпечальнымъ сотворенъ былъ человѣкъ, украшенный всѣми благами, какъ нѣкій вторый міръ – въ великомъ малый, какъ иной Ангелъ для прославленія Бога, вмѣстѣ земный и небесный, временный и вѣчный, царь сущихъ на землѣ, управляемый свыше, средній между величіемъ и смиреніемъ, ради коего облеченъ плотію. Онъ сотворенъ безгрѣшнымъ по естеству и самовластнымъ волею: безгрѣшнымъ не оттого, чтобы не могъ грѣшить, но потому, что не имѣлъ въ естествѣ своемъ склонности ко грѣху, будучи же свободенъ волею, имѣя власть пребывать и преуспѣвать въ добрѣ, при содѣйствіи благодати Божіей, или отступать отъ добра по собственному произволенію; ибо насильственная добродѣтель не есть истинная, и существо разумное должно было, чрезъ испытаніе, усовершенствовать свою волю, направивъ ее по заповѣдямъ Божіимъ. Состояніе невинности, или безгрѣшности, по свидѣтельству св. Василія Великаго, – двояко. – Оно есть или добровольное удаленіе отъ грѣховъ, когда человѣкъ, по собственной рѣшимости, ихъ удаляется, познавъ зло чрезъ опытъ; или – невѣдѣніе зла, когда человѣкъ еще не испыталъ, по малолѣтству или другимъ причинамъ. Невинность, или безрѣшность, въ Адамѣ была сего рода, соединенная съ полнымъ совершенствомъ какъ ума, такъ и воли: въ умѣ заключалось всякое вѣдѣніе, въ волѣ – всякая правота. Ибо Адамъ зналъ Бога совершеннѣйшимъ образомъ, сколько въ то время ему даровано и нужно было, а потому самому зналъ онъ и всѣ вещи чрезъ Него. Такъ, когда Богъ привелъ къ Адаму всѣхъ животныхъ, то онъ назвалъ каждое своимъ именемъ, познавая ихъ природу не по какой-либо наукѣ, но потому единственно, что мыслилъ и разсуждалъ о Богѣ и Его благости. Что же касается до воли, то она всегда покорялась разуму, хотя всегда была свободна.
22 April 2024 читать далее
-
Мысли на каждый день года: 8-е Апрѣля – Святыхъ Апостоловъ – Иродіона. Агава, Асигрита, Руѳа, Флегонта и Ермія, и иже съ ними.
Духи безплотные – Ангелы, хотя поставлены на высшей степени творенія, не чужды были измѣненію, какъ всякое созданіе, и, одаренные самовластною волею, подверглись рѣшительному ея испытанію, однажды и навсегда, устоявъ во святынѣ или падши уже безъ покаянія; ибо что человѣку смерть, то безплотному духу паденіе. Какъ человѣку нѣтъ уже по смерти покаянія, такъ нѣтъ его и Ангелу послѣ паденія. Ангелы, Архангелы и Начала, Власти, Силы и Господствія, Престолы, Херувимы и Серафимы, – таковы таинственныя имена сей небесной іерархіи, почерпнутыя изъ словъ Свящ. Писанія. Отъ сихъ Ангельскихъ Силъ, одинъ изъ старѣйшихъ, Денница, именемъ и сіяніемъ, благій, а не лукавый, по естеству своему, не стерпѣлъ блистанія славы, ему дарованной, и собственнымъ произволеніемъ превратился, изъ того, что былъ по своей природѣ, въ противуестественное самому себѣ: гордостію вознесся онъ противъ сотворившаго его Бога, и первый отступникъ отъ добра сдѣлался злымъ; ибо зло не сотворено Богомъ, и есть не что иное, какъ лишеніе добра, подобно какъ тьма есть оскудѣніе свѣта. Отъ Бога къ себѣ, своею волею, совратился Денница, и сталъ сатаною, или діаволомъ, то-есть противникомъ и клеветникомъ, увлекши съ собою многихъ низшихъ духовъ отъ свѣта и истины ко мраку и лжи. Я видѣхъ сатану, яко молнію, спадшаго съ небесъ, сказалъ Спаситель (Лук. 10, 18). Онъ былъ человѣкоубійца отъ начала, и не устоялъ въ истинѣ; ибо истины нѣтъ въ немъ; когда онъ говоритъ ложъ, тогда говоритъ свое, ибо онъ лжецъ и отецъ лжи (Іоан. 8, 44). Но, прельщая ко злу, какъ діаволъ, онъ не имѣетъ никакой власти ни надъ кѣмъ, если собственною волею ему не предаются, или – если Богъ для испытанія нашего не попуститъ временно подвергнуться его кознямъ, какъ-то случилось съ Іовомъ. Противъ же его обольщеній непрестанно предостерегаетъ насъ Церковь словами Апостола Петра: Трезвитеся, бодрствуйте, ибо противннкъ вашъ діаволъ ходитъ, какъ рыкающій левъ, ища кого бы поглотитъ (1 Петр. 5, 8).
21 April 2024 читать далее
«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)
Рубрики:
- Школа молитвы
- Церковь, Государство и Общество
- ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ
- ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО
- ЦЕРКОВНО-НАРОДНЫЙ МЕСЯЦЕСЛОВ НА РУСИ
- ЦЕРКОВНАЯ ДИСЦИПЛИНА
- ХРАМОЗДАТЕЛЬСТВО
- УЧАСТИЕ МИРЯН В ЖИЗНИ ЦЕРКВИ
- Уставные чтения (проповедь книги)
- УРОКИ ИЗ ЖИЗНИ СВЯТЫХ
- УРОКИ БОГОСЛУЖЕНИЯ
- Узкий путь в Царство Небесное
- СЛУЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ ХРИСТИАНКИ
- СИНОДИК ПРАВОСЛАВИЯ
- СИЛА БОЖИЯ И НЕМОЩЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ
- СВЯЩЕННАЯ БОРЬБА РПЦЗ С АПОСТАСИЕЙ
- Святоотеческое Училище Благочестия
- СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ
- СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ (ВОЗНЕСЕНСКИЙ)
- СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ШАНХАЙСКИЙ И САН-ФРАНЦИССКИЙ
- СВЯТИТЕЛЬ АВЕРКИЙ (ТАУШЕВ)
- Святая Русь под омофором Богородицы
- СВЕТОЧИ ХРИСТИАНСТВА
- РУССКИЙ ПАСТЫРЬ
- РУССКИЙ ИНОК
- РПЦЗ, ТРЕТИЙ РЕЙХ И ВОВ
- РОЖДЕСТВЕНСКОЕ
- ПСАЛТИРЬ
- ПРОПОВЕДНИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
- ПРОПОВЕДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ
- ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПАСТЫРЕЙ
- ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
- ПРАВОСЛАВНЫЕ ОТВЕТЫ
- Православное Христиансто и современный мир
- Православное Христиансто и его враги
- Православная Христианская Семья
- ПРАВОСЛАВНАЯ ПОЭЗИЯ
- ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА
- Православная Община
- ПРАВОСЛАВНАЯ ИКОНОГРАФИЯ
- ПОУЧИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
- Поучения Святых Отцов
- ПОСТНИЧЕСТВО
- ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ
- ПАСХАЛИЯ И ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
- ПАСХА ГОСПОДНЯ
- ПАСТЫРСКИЙ КРЕСТ
- Основная
- ОРУЖИЕ ПРАВДЫ
- О ПОКРОВИТЕЛЯ НАШЕГО ЦЕНТРА
- НОВОСТИ ИЗ ЖИЗНИ ЦЕРКВИ
- Новомученики и исповедники Российские
- Неизвращенная история Православной Церкви
- НЕБЕСНАЯ ПОМОЩЬ В НАШИХ НУЖДАХ И ПЕЧАЛЯХ
- НАШИ ИЗДАНИЯ
- НАЗИДАТЕЛЬНЫЯ РАЗМЫШЛЕНІЯ
- МЫСЛИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ГОДА
- МОНАШЕСКОЕ ДЕЛАНИЕ
- МИТРОПОЛИТ ВИТАЛИЙ (УСТИНОВ)
- МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ (ХРАПОВИЦКИЙ)
- МИССИОНЕРСТВО
- ЛИТУРГИКА
- КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ)
- КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН
- КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
- КАНОНИКА (ЦЕРКОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО)
- ИМЯБОЖИЕ - ДРЕВНЯЯ ЕРЕСЬ
- ЗАПАДНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ
- ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
- ЕРЕСЬ СЕРГИАНСТВА (СЕРВИЛИЗМ)
- ЕПИСКОП ГРИГОРИЙ (ГРАББЕ)
- ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ
- ДУХОВНЫЕ СТИХИ
- ДУХОВНАЯ БЕСЕДА
- ДОГМАТ ИСКУПЛЕНИЯ
- ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ ВО ХРИСТЕ
- ГОЛОС РУССКОГО ПАСТЫРЯ
- ВОСКРЕСНАЯ БЕСЕДА
- ВНЕБОГОСЛУЖЕБНОЕ ЧТЕНИЕ
- Видео
- ВЕЛИКОЕ ТАИНСТВО ЕПИСКОПСТВА
- В ПОМОЩЬ ГОВЕЮЩИМ
- БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ТЕКСТЫ И УКАЗАНИЯ
- БОГОСЛОВСКИЕ ТРУДЫ
- Архиерейский Собор РПЦЗ 2016
- Архиерейский Собор ПРЦ/РПЦЗ 2017
- АРХИЕПИСКОП АНТОНИЙ (БАРТОШЕВИЧ)
- Апостасия последних времен
- АНГЕЛОЛОГИЯ
- Азбука православного христианина
- АГИОЛОГИЯ
- «ДУХОВНАЯ БРАНЬ». Свято-Афанасьевское издание
Популярное:
- ПРАВОСЛАВНАЯ И ИУДЕЙСКАЯ ПАСХИ НИКОГДА НЕ СОВПАДАЮТ (ВРЕМЯ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ).
- Протоіерей Стефанъ Луканинъ – О значеніи крестныхъ ходовъ и освященія воды (Слово въ день Происхожденія честныхъ древъ Креста Господня).
- ИКОНА БОГОРОДИЦЫ «НЕПРОХОДИМАЯ ДВЕРЬ» – УТЕШИТЕЛЬНИЦА РУССКОГО НАРОДА В СМУТНОЕ ВРЕМЯ.
- О СОСТОЯНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В КОНЦЕ МИРА (ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО, ГЛАВЫ 28-37)
- ЧТЕЦАМ И ПЕВЦАМ О ЦЕРКОВНОМ ЧТЕНИИ. ТРИ СТЕПЕНИ ХОРОШЕГО ЦЕРКОВНОГО ЧТЕНИЯ: ПРАВИЛЬНОСТЬ, ТОЛКОВОСТЬ, УМИЛИТЕЛЬНОСТЬ (1911)