• Сказаніе о происхожденіи праздника Знаменія отъ иконы Пресвятыя Богородицы, бывшаго въ Великомъ Новгородѣ 27 ноября.

    Сказаніе о происхожденіи праздника Знаменія отъ иконы Пресвятыя Богородицы, бывшаго въ Великомъ Новгородѣ 27 ноября.

    Въ 1170 году Андрей Георгіевичъ Боголюбскій, князь Суздальскій, соединившись съ семью-десятью двумя князьями россійскими, съ Смоленскимъ, Рязанскимъ, Муромскимъ, Полоцкимъ и другими, возсталъ противъ Новгородцевъ. 25 февраля дружины его, подступивъ къ великому Новгороду, осадили его, и сильно громили трое сутокъ. Жители города, изнемогая подъ стрѣлами многочисленныхъ враговъ, были въ великомъ прискорбіи и крайнемъ недоумѣніи. Не имѣя ни откуда помощи, они просили милости у Господа Бога, въ надеждѣ на молитвы святаго архипастыря своего, Архіепископа Іоанна. Добрый архипастырь, видя враговъ, яко волковъ, хотящихъ расхитить его стадо, сталъ на стражѣ, недремленно взирая ко Господу Богу, и теплыми молитвами своими, яко стѣнами, ограждалъ городъ.

    09 December 2021 читать далее


  • Исторія чудотворной Курской Иконы Знаменія Божіей Матери (Празднуется 8 сентября и 27 ноября).

    Постановленіемъ Архіерейскаго Синода РПЦЗ 1951 г., согласно съ искреннимъ желаніемъ вѣрующихъ, Курско-Коренная чудотворная икона Знаменія Божіей Матери была провозглашена Всезарубежной Одигитріей русскаго разсѣянія. Тѣмъ же постановленіемъ установлено празднованіе этой святынѣ ежегодно, во всѣхъ подчиненныхъ Синоду храмахъ и монастыряхъ Зарубежья, въ ближайшее воскресенье къ празднику Рождества Пресвятой Богородицы. – ред.

    На праздникъ Рождества Пресвятыя Богородицы 8 сентября 1295 года одинъ житель города Рыльска охотился въ лѣсу въ окрестностяхъ разореннаго татарами города Курска при нашествіи на Русь Святую грознаго Батыя. Охотникъ шелъ по берегу рѣки Тускари. Вдругъ онъ видитъ: при корнѣ большого дерева лежитъ доска. Онъ поднялъ ее и увидѣлъ, что это Икона Знаменія Царицы Небесной. И лежалъ святой образъ ликами Пречистой и Богомладенца обращенный къ землѣ! Только охотникъ поднялъ съ земли св. икону, на этомъ мѣстѣ открылся источникъ чудной, холодной, чистой воды. Божій человѣкъ понялъ, что онъ нашелъ великую святыню.

    Дерево, подъ которымъ охотникъ нашелъ св. образъ, было съ большимъ дупломъ. Благочестивый человѣкъ съ великимъ благоговѣніемъ поставилъ найденную святую икону въ дупло. Самъ же поспѣшилъ въ свой городъ Рыльскъ повѣдать объ обрѣтеніи имъ чуднаго образа Царицы Небесной. Благочестивые люди пошли въ лѣсъ за охотникомъ, и онъ привелъ ихъ на мѣсто явленія дивной иконы Владычицы. Божіи люди стали тотчасъ же рубить деревья и, съ Божіей помощью, очень скоро выстроили въ лѣсу небольшую часовню, куда и поставили новоявленную св. икону.

    09 December 2021 читать далее


  • Празднованіе Аѳонской иконѣ Божіей Матери «Въ скорбѣхъ и печалѣхъ утѣшеніе».

    Празднованіе Аѳонской иконѣ Божіей Матери «Въ скорбѣхъ и печалѣхъ утѣшеніе».

    Обстоятельства первоначальнаго происхожденія этого образа неизвѣстны, но письмо иконы свидѣтельствуетъ о томъ, что она очень древняя. Сначала этотъ образъ былъ келейной святыней основателя русскаго Андреевскаго скита на Аѳонѣ, іеросхимонаха Виссаріона. Когда 11 октября 1849 года послѣдовало открытіе этого скита, Виссаріонъ далъ свою икону въ благословеніе братіи.

    Прославленіе этого образа совершилось въ Россіи, въ Вятской губерніи, въ 1863 году, когда въ городъ Слободской этой губерніи прибылъ съ Аѳона для сбора пожертвованій іеромонахъ Паисій, привезшій съ собой икону Богоматери «Въ скорбѣхъ и печалѣхъ Утѣшеніе». Образъ этотъ украшенъ былъ богатой сребропозлащенной ризой съ брилліантовымъ вѣнцомъ на главѣ Богоматери. Онъ былъ поставленъ въ женскомъ Христорождественскомъ монастырѣ, въ храмѣ Рождества Христова.

    Граждане города Слободскаго день и ночь спѣшили толпами поклониться чудотворному образу. Благодать Божія тогда же изволила прославить икону Богоматери чудотвореніями.

    02 December 2021 читать далее


  • Нѣкоторыя свѣдѣнія о чудотворной иконѣ Божіей Матери, находящейся въ кіево-софійскомъ соборѣ.

    Нѣкоторыя свѣдѣнія о чудотворной иконѣ Божіей Матери, находящейся въ кіево-софійскомъ соборѣ.

    Въ числѣ чудотворныхъ иконъ, находящихся въ кіево-софійскомъ каѳедральномъ соборѣ, одна икона извѣстна подъ именемъ купятицкой иконы Божіей Матери. Празднованіе ей ежегодно совершается 15-го дня мѣсяца ноября. До 1655 года[1] эта икона находилась въ селѣ Купятицахъ, пинскаго уѣзда минской епархіи, сначала въ приходской церкви, а потомъ въ купятицкомъ монастырѣ. Отсюда въ началѣ второй половины ХVII вѣка, когда кушпицкимъ монастыремъ завладѣли уніатскіе монахи, она перенесена была изгнанными изъ того же монастыря православными монахами въ Кіевъ и поставлена въ Софійскомъ соборѣ. Отъ среды Свѣтлаго Воскресенія Христова до 15 дня м. ноября она находится на верхней южной галлереѣ собора съ правой стороны вратъ Андреевскаго придѣла, а въ остальное время года въ теплой церкви собора, въ особо устроенномъ кіотѣ.

    Купятицкая икона формою своею отличается отъ всѣхъ чудотворныхъ иконъ Божіей Матери. – Это небольшой мѣдный, четырехконечный литой крестъ (въ два съ небольшимъ вершка въ длину и ширину), на которомъ, съ одной стороны, изображеніе распятія Господа нашего Іисуса Христа, а съ другой – Божіей Матери, держащей на лѣвой рукѣ Предвѣчнаго Богомладенца и осѣняемой Отцомъ небеснымъ. На поперечныхъ оконечностяхъ креста вылито изображеніе св. Богоотцевъ, – съ правой стороны Богоматери – св. Іоакима, а съ лѣвой – св. Анны. Крестъ прикрѣпленъ къ квадратной, серебрянной позолоченной доскѣ, вставленной въ таковую же раму[2], къ которой, по распоряженію кіевскаго митрополита Варлаама Ясинскаго, 1700 года придѣлана крестообразная, серебрянная, позолоченная шата[3].

    28 November 2021 читать далее


  • Мироточивая икона Божией Матери Иверско-Монреальская (11/24 ноября 1982 г. - день начала мироточения).

    Осенью 1982 г. православный канадец чилийского происхождения Иосиф Муньос Кортес (занимавшийся изучением иконописи преподаватель истории искусств) с друзьями отправился в паломничество на Афон. Очень хотелось ему побывать в скиту святого Даниила, знаменитом своей иконописной мастерской. На пути к скиту паломники заблудились и обнаружили другой скит – во имя Рождества Христова. Монахи приняли их с любовью, угостили чаем, после чего пригласили посетить иконописную мастерскую. «И тут, – вспоминает Муньос, – я увидел икону, от которой мое сердце как будто перевернулось в груди».

    24 November 2021 читать далее


  • Празднованіе явленію иконы Божіей Матери «Всѣхъ скорбящихъ Радости» (1688)

    Въ 1688 г., въ царствованіе царей Іоанна и Петра Алексіевичей, родная сестра патріарха Іоакима, Евѳимія, жившая въ Москвѣ на Ордынкѣ, такъ страдала отъ раны въ боку, что видны были внутренности. Лежа въ постели, не имѣя силъ даже приподняться безъ помощи другихъ, терпя мучительную боль, доводившую ее до потери сознанія, несчастная больная только и подкрѣпляла себя молитвой, твердо надѣясь получить облегченіе, и эта вѣра спасла больную. Однажды Евѳимія, проснувшись рано утромъ, долго и усердно молилась, читая Іисусову молитву; потомъ съ посторонней помощью приподнявшись на постели, обратилась со слезами съ слѣдующей молитвой къ Царицѣ Небесной: «о, Всемилостивая моя Владычице Богородице! услыши меня немощную и помилуй скорбную, уже на одрѣ смерти лежащую. Весь міръ Тобою хвалится и всѣ пріемлютъ нескудныя Твои милости; только я одна лишаюсь сей благодати Твоей, — и конечно пріемлю достойное наказаніе по моимъ безмѣрнымъ беззаконіямъ и грѣхамъ. Но, о Всемилосердая! не яростію, ниже гнѣвомъ накажи меня, но призри благоутробно на сію лютую немощь мою и помилуй меня. Долго и усердно молилась больная и Пресвятая Владычица услышала ее. Во время молитвы Евѳимія пришла, какъ бы въ изступленіе и услышала голосъ: «Евѳимія! ты такъ долго страдаешь; почему-же ты не прибѣгаешь къ общей всѣхъ Цѣлительницѣ?» — «Гдѣ-же мнѣ найти такую цѣлительницу?» — съ изумленіемъ отвѣчала Евѳимія. — «Есть въ храмѣ Преображенія Сына Моего, — отвѣчалъ невидимый голосъ, — образъ Мой, именуемый «всѣхъ скорбящихъ радость»; онъ стоитъ на лѣвой сторонѣ въ трапезѣ, гдѣ обыкновенно становятся женщины. Призови священника оной церкви съ этимъ образомъ и, когда онъ отслужитъ молебенъ съ водосвятіемъ, ты получишь исцѣленіе отъ своей болѣзни. Исцѣлившись не забывай Моего къ тебѣ милосердія, и исповѣдуй оное въ прославленіе Сына Моего Іисуса Христа и Моего имени». При этихъ словахъ Евѳимія увидѣла какъ-бы діаконскій орарь, развернутый предъ нею и показующій ей храмъ Преображенія. Придя въ себя и узнавъ отъ родныхъ, что дѣйствительно въ храмѣ Преображенія, на Ордынкѣ, есть Икона Богоматери — «Всѣхъ скорбящихъ Радости», она попросила принести ее къ себѣ въ домъ и отслужить молебенъ. Послѣ усердной молитвы предъ св. иконою больная выздоровѣла.

    06 November 2021 читать далее


  • Празднованіе Казанской иконѣ Божіей Матери (въ память избавленія Москвы и Россіи отъ поляковъ въ 1612 г.)

    Празднованіе Казанской иконѣ Божіей Матери (въ память избавленія Москвы и Россіи отъ поляковъ въ 1612 г.)

    Праздникъ этотъ установленъ въ память избавленія Москвы заступленіемъ Владычицы отъ нашествія поляковъ въ 1612 г. Въ то время наше отечество находилось въ крайней опасности. На престолѣ Россіи прекратился родъ царей Рюрикова дома; наступило междуцарствіе, а вмѣстѣ съ тѣмъ безначаліе, безпорядокъ и разстройство во всемъ государствѣ; вездѣ безнаказанно происходили грабежи и убійства. Поляки, овладѣвъ многими городами русскими, заняли и Москву, а шведы взяли Новгородъ. Тѣ и другіе хотѣли дать Россіи своего царя, и уже половина Россіи признала своимъ царемъ польскаго королевича Владислава. Но истинные и вѣрные сыны отечества не могли допустить на царскій престолъ Руси чужеземца и иновѣрца. «Станемъ за Святую Русь, за домъ Пресвятыя Богородицы, за чудотворцевъ Алексія, Фотія и Филиппа; продадимъ женъ и дѣтей, но освободимъ отечество!» — возвалъ къ своимъ соотечественникамъ одинъ изъ истинныхъ сыновъ отечества, Новгородскій гражданинъ Мининъ. По призыву Минина, а также инока Палицына и болярина Пожарскаго, русскій народъ дружно возсталъ на защиту и освобожденіе своей родной земли. Къ Москвѣ стали собираться русскія ополченія; пришло ополченіе и изъ Казани и принесло съ собою св. Казанскую икону. Съ вѣрою приняли ратники св. икону, отъ которой стали являться многія чудеса. При помощи Богоматери, русскіе отбили у поляковъ Новодѣвичій монастырь и взяли многихъ плѣнныхъ. Но еще не приспѣло время окончательнаго избавленія земли Русской. Между начальниками отрядовъ начались вражда и раздоръ; буйство и своеволіе казаковъ и другихъ ратниковъ не имѣли границъ. Зимою 1611 г. св. икона была отпущена обратно въ Казань. Въ то время, когда св. икона на пути въ Казань прибыла въ Ярославль, сюда же прибыло ополченіе изъ Нижняго-Новгорода, собранное Мининомъ, подъ начальствомъ князя Пожарскаго.

    03 November 2021 читать далее