• Вышел в свет «Православно-Русский календарь» на 2021 год.

    Напечатано по благословенію Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита Филарета II-го, Первоіерарха Русской Зарубежной Церкви.

    Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

    Уже второй годъ какъ началъ издаваться нашъ календарь. Нелегкое это дѣло въ нынѣшнихъ условіяхъ жизни. Редакція прилагаетъ всѣ силы, чтобы съ каждымъ годомъ календарь внѣшне и внутренне улучшался и сталъ дѣйствительно настольной книгой каждаго церковнаго человѣка. Малый тиражъ и невозможность изъ за всеобщаго обѣднѣнія увеличить содержаніе за счетъ увеличенія цѣнъ нѣсколько затрудняютъ выполненіе сего усерднаго желанія. Кто хочетъ помочь намъ въ этомъ, пусть энергично примется распространять нашъ календарь среди своихъ знакомыхъ и этимъ сдѣлаетъ доброе дѣло намъ и себѣ!

    Календарь раздѣляется на четыре части. Первая часть содержитъ «Мѣсяцесловъ Православной Церкви Христовой» и «Кругъ пасхального года». Передъ днями праздниковъ поставлены знаки ихъ и указаны особыя службы, положенныя на извѣстный праздникъ. Подъ днями праздниковъ и нарочитыхъ святыхъ даны указанія паремій, Апостоловъ и Евангелій. Чтенія изъ Апостола и Евангелія обозначены вдвойнѣ зачалами и главами со стихами. Въ приложеніяхъ къ этой части Календаря помѣщены особенныя пояснительныя замѣтки.

    Вторая часть Календаря содержить «Таблицу текущаго Пятнадцатаго Великаго Индиктіона, въ порядкѣ годовъ (съ 1941 по 2472 годы)». Третья часть – «Ключъ къ Церковному Календарю», содержитъ разныя пособія къ пользованію церковнымъ календаремъ, включая напр. Диптихъ Русской Зарубежной Церкви. Четветрая часть – «Уставщикъ», содержитъ пособія для правильнаго выполненія церковнаго устава и сохраненiя единообразiя церковнаго богослуженiя. Въ концѣ помещаются избранныя молитвословія, среди которыхъ особенное мѣсто занимають различные тропари и кондаки.

    Много трудностей пришлось преодолѣть составителямъ Календаря для устраненiя несогласiй, существующихъ между различными Святцами и Мѣсяцесловами, какъ въ именахъ святыхъ, такъ и по провѣркѣ всѣхъ показаній. Посему не исключаемъ, что въ немъ окажутся мѣста, требующія новыхъ исправленій, измѣненій и дополненій. При особенной дробности предмета и великомъ множествѣ численныхъ указаній не легко избѣжать ошибокъ. Посему просимъ снисхожденія къ нашему труду, и осмѣливается заключить это предувѣдомленіе словами Святителя Димитрія Ростовскаго: «Аще нѣкая, исправленія требующая, въ сей книзѣ обращеніи, любовнимательный читателю, исправи своимъ благоразуміемъ» (Предисловіе къ декабрьской Книгѣ Житій Святыхъ).

    Дай Богъ, чтобы грядущiй годъ былъ для каждого изъ насъ годомъ духовнаго обновленiя и укрѣпленiя. Дай Богъ, чтобы нашъ календарь хотя бы немного послужилъ въ этомъ.

    Благослови вѣнецъ лѣта благости Твоея, Господи!

    Редакція «Православно-Русскаго календаря».

    12 January 2021 читать далее


  • «Надо себя не жалѣть для Церкви, а не Церковью жертвовать ради себя» (Послѣднее слово Митрополита Веніамина Петроградскаго).

    «Надо себя не жалѣть для Церкви, а не Церковью жертвовать ради себя» (Послѣднее слово Митрополита Веніамина Петроградскаго).

    Осужденный большевиками митрополитъ петербургскій и ладожскій Веніаминъ, когда ему предоставили на судѣ послѣднее слово, сказалъ 4 іюля 1922 г. слѣдующее:

    «Второй разъ въ своей жизни мнѣ приходится предстать предъ народнымъ судомъ. Въ первый разъ я былъ на судѣ народномъ пять лѣтъ тому назадъ, когда въ 1917 году происходили выборы митрополита петроградскаго. Тогдашнее временное правительство и высшее петроградское духовенство меня не хотѣли — ихъ кандидатомъ былъ преосвященный Андрей Ухтомскій. Но приходскія собранія и рабочіе на заводахъ называли мое имя. И вотъ въ залѣ «Общества религіозно-нравственнаго просвѣщенія», гдѣ присутствовало около 1,500 человѣкъ, я былъ, вопреки своему собственному желанію, избранъ подавляющимъ большинствомъ голосовъ въ митрополиты петроградскіе. Почему это произошло? Конечно, не потому, что я имѣлъ какія-либо большія достоинства по сравненію съ другими высокими іерархами, тоже кандидатами на этотъ высокій постъ, а только потому, что меня хорошо зналъ простой петроградскій народъ, такъ какъ я въ теченіе 23 лѣтъ передъ этимъ училъ и проповѣдывалъ въ церквахъ на окраинахъ Петрограда.

    13 August 2020 читать далее


  • Новосвмуч. Архіеп. Никонъ (Рождественскій) – Тяжелое бремя архіерейскаго омофора (Изъ дневника епископа).

    Великій учитель смиренія христоподражательнаго, святитель Христовъ Тихонъ, чудотворецъ Задонскій, когда его спрашивали: что побудило его уйти на покой, кротко отвѣчалъ, «омофоръ, который носятъ архіереи на плечахъ своихъ, очень тяжелъ, не могъ я носить его и потому оставилъ каѳедру». Конечно, не вещественный омофоръ разумѣлъ угодникъ Божій, а то тяжелое бремя, бремя заботъ и трудовъ пастырскихъ, бремя скорбей пастырскаго сердца и сознаніе тяжкой отвѣтственности предъ Богомъ за врученную ему паству при немощахъ его – вотъ что разумѣлъ смиренный святитель Христовъ.

    Прости мнѣ, угодниче Божій, что, оставляя каѳедру по многимъ немощамъ моимъ, я невольно вспоминаю твои смиренныя слова!.. Немощенъ былъ и ты плотію, но силенъ духомъ; и немощи твои – были крестомъ, возложеннымъ на тебя Богомъ отъ самаго твоего рожденія. А я немощенъ отъ себя самого, отъ грѣховъ моихъ многихъ и мнѣ ли повторять твои словеса?...

    27 July 2020 читать далее


  • Скорби и радости проповѣднической дѣятельности пастырей Церкви Христовой.

    Скорби и радости проповѣднической дѣятельности пастырей Церкви Христовой.

    Къ числу обязанностей христіанскаго пастыря наряду съ богослуженіемъ и совершеніемъ таинствъ относится проповѣданіе Слова Божія[1]. Св. апостолъ Павелъ заповѣдуетъ ученику своему Тимофею. епископу Ефесскому: Проповѣдуй слово, настой благовременнѣ и безвременнѣ, обличи, запрети, умоли со всякимъ долготерпѣніемъ и ученіемъ (2 Тим. 4, 2). Образъ буди вѣрнымъ словомъ, житіемъ, любовію, духомъ, вѣрою, чистотою (1 Тим. 4, 12). Такимъ образомъ, пастырь Церкви долженъ возвѣщать истину Христову, усовершать нравственность своихъ пасомыхъ устнымъ словомъ, а также примѣромъ своей жизни. Внимая словамъ апостола, слѣдуя его примѣру, пастырь долженъ учить ввѣренное ему стадо словесныхъ овецъ не только въ Церкви, но и по домамъ (Дѣян. 20, 20), поучать всѣхъ и каждаго (Дѣян. 20, 31. 1 Сол. 2, 11-12), днемъ и ночью (Дѣян. 20, 31), во-время и не во-время (2 Тим. 4, 2). Обязанность пастыря поучать словомъ и жизнью, въ Церкви и по домамъ, поучать во всякое время – составляетъ великій и многотрудный подвигъ. Какъ такой, онъ сопровождается многими скорбями, но не лишенъ для подвижника и духовныхъ радостей, которыя ободряютъ и подкрѣпляютъ его на поприщѣ пастырской дѣятельности.

    17 June 2020 читать далее


  • СУЩНОСТЬ ПАСТЫРСТВА.

    СУЩНОСТЬ ПАСТЫРСТВА.

    У насъ принято думать: если священникъ истово служитъ, имѣетъ красивый или прочувствованный голосъ, неторопливо креститъ, исповѣдуетъ, по первому зову причащаетъ, соборуетъ, хоронитъ, со всѣми ласковъ, выстроилъ церковь, школу, да вдобавокъ иногда по книжкѣ почитываетъ проповѣдки, то это идеалъ пастырства; награды сопутствуютъ ему, и прихожане любятъ его. Большинствомъ въ этомъ и полагается вся сущность пастырства.

    Между тѣмъ смыслъ пастырства далеко не въ этомъ.

    16 June 2020 читать далее


  • Вышел в свет «Православно-Русский календарь» на 2020 год.

    Вышел в свет «Православно-Русский календарь» на 2020 год.

    Напечатано по благословенію Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита Филарета II-го, Первоіерарха Русской Зарубежной Церкви.

    Книга полностью выложена здесь >>> (PDF)

    ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ - ПУТЕВОДИТЕЛЬ КЪ ЦАРСТВУ НЕБЕСНОМУ.

    Предисловiе.

    «Какая премудрая, поучительная единица времени – годъ! – писалъ новосвященномученикъ Iосифъ (Петровыхъ), митр. Петроградскiй – Въ общемъ строѣ мірозданія это наиболѣе точная, полная, опредѣленно-законченная мѣра времени. Всѣ другія измѣренія времени составляютъ или часть его, или повтореніе, сложеніе въ ту или другую сумму. Отсюда, годъ – лучшій символъ для каждой частной человѣческой жизни, сокращенное напоминаніе и какъ бы воспроизведеніе ея въ ея цѣломъ, наглядное обозначеніе ея собственно-личной (индивидуальной) полноты, цѣлости и содержательности. Годъ – это вся жизнь человѣка въ миніатюрѣ и символѣ. Вотъ почему премудро Церковь умѣщаетъ и воспроизводитъ въ теченіи года своими праздниками и Богослуженіями всю жизнь Спасителя, отъ начала Его воплощенія до вознесенія на небо и послѣдующихъ, связанныхъ съ симъ событій изъ всей своей дальнѣйшей жизни» («Въ объятiяхъ Отчихъ. Дневникъ инока». № 1590. Том. 3-й (1903 г.). Сергіевъ-Посадъ 1906. С. 264.).

    Но будетъ ли этотъ годъ такимъ-же поучительнымъ и спасительнымъ, какъ пишеть новосвященномученикъ, зависить уже только отъ самого православнаго христiанина. Св. Церковь не оставляетъ своихъ чадъ и потому заботливо создала ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ.

    22 January 2020 читать далее


  • Духовное Завѣщаніе святителя и чудотворца Митрофана, перваго епископа Воронежскаго.

    Духовное Завѣщаніе святителя и чудотворца Митрофана, перваго епископа Воронежскаго.

    Духовное завѣщаніе святителя Митрофана, перваго епископа Воронежскаго, хранится въ Московской Сѵнодальной (патріаршей) библіотекѣ въ подлинной рукописи подъ № 669. Рукопись эта писана полууставомъ Петровскаго времени въ четвертку (старинный поллистъ) на 33 листахъ[1]. Въ завѣщаніи, представляющемъ по внѣшнему виду сплошной текстъ, легко выдѣляется вступительная часть (листы 1-3), начинающаяся славословіемъ Святой Троицѣ и заключающая въ себѣ общія разсужденія о высокомъ назначеніи человѣка и частное повѣствованіе святителя Митрофана о характерѣ даннаго ему воспитанія и всей его благочестивой жизни. «Доидохъ судьбами Божіими состарѣнія лѣтъ яко седмидесяти – пророческія святаго Давида мѣры (Псал. 89, 10) – говоритъ святитель, естественною моего тѣлеси крѣпостію изнемогаю. Сего ради, памятствуя о смерти... здравствуясь умомъ моимъ и цѣлостію разума, судихъ сіе духовное послѣднее мое писаніе написати».

    06 December 2019 читать далее