• Св. мученикъ Памфилъ изъ Кесаріи, распространитель свящ. Писанія въ III вѣкѣ (Память 16 февраля ст. ст.).

    Св. мученикъ Памфилъ изъ Кесаріи, распространитель свящ. Писанія въ III вѣкѣ (Память 16 февраля ст. ст.).

    Въ ряду другихъ прекрасныхъ явленій, коими характеризуется духовная жизнь нашего вѣка, выдающееся положеніе занимаетъ дѣятельность многихъ обществъ по распространенію свящ. Писанія. Интересно при этомъ и поучительно вспоминать о распространителяхъ свящ. Писанія, дѣятельности ихъ и плодахъ ея въ древнее время. Такимъ ревнителемъ сего дѣла въ концѣ 3-го вѣка по Рождествѣ Христовымъ былъ Памфилъ изъ Кесаріи.

    О происхожденіи Памфила ничего неизвѣстно, а объ его юности только то, что онъ получилъ дѣльное философское образованіе въ школѣ ученаго Піерія въ Александріи въ Египтѣ и сохранялъ постоянно любовь къ этого рода наукамъ. Потомъ онъ былъ пресвитеромъ Кесарійской общины, въ какомъ званіи постоянно удерживалъ за собой славу мужа благочестиваго и истиннаго христіанина, а это собой означало многое въ то время и въ такомъ мѣстѣ. Кесарія, гдѣ во времева Апостоловъ жилѣ Корнелій сотникъ и гдѣ св. Павелъ Апостолъ два года въ темницѣ содержался, хотя и была городомъ, расположеннымъ на священной почвѣ Палестины, на самомъ же дѣлѣ это былъ шумный языческій городъ. Построилъ его Иродъ Великій въ честь императора Августа и состоялъ онъ резиденціей Римскихъ намѣстниковъ. Здѣсь стояли гарнизономъ Римскія войска; храмы въ честь языческихъ боговъ украшали собой всѣ главные пункты города, а въ театрахъ справляемы были языческія празднества. Оставаться среди столь развитой мірской жизни серьезнымъ и разсудительнымъ, незапятнаннымъ, для этого необходимо было отличаться въ значительной мѣрѣ христіанской твердостью, а въ представителяхъ такой между христіанами того времени не было недостатка. Въ теченіе нѣкотораго довольно продолжительнаго промежутка времена не было со стороны Римскаго правительства объявляемо на христіанъ никакихъ гоненій; христіанская вѣра распространялась безпрепятственно и находила себѣ столь много послѣдователей, что повсюду строились новыя и великолѣпныя христіанскія церкви; къ предстоятелямъ христіанскихъ общинъ языческіе правители относились съ благорасположенностью и почтительно; даже при императорскомъ дворѣ изъ числа лицъ составлявшихъ свиту императора, даже изъ придворныхъ чиновниковъ нѣкоторые были христіанами и имъ не было возбраняемо жить по правиламъ своей вѣры. Но этотъ внѣшній покой дѣлалъ христіанъ сонными и вялыми; многіе держались церкви лицемѣрно и только ради внѣшнихъ выгодъ; даже изъ епископовъ нѣкоторые проводили жизнь въ удовольствіяхъ и вылшмали для этого деньги съ вѣрныхъ; при этомъ изъ высокомѣрія и честолюбія вели они безконечные споры другъ съ другомъ и взаимно чернили себя; и въ нѣдрахъ общинъ усилился духъ партій и сварливости. При такомъ неспокойномъ состояніи церкви Памфилъ былъ однимъ изъ немногихъ, которые знамя Евангелія держали высоко, ведя жизнь отличную отъ мірской и самымъ своимъ поведеніемъ доказывая, что формы жизни по заповѣдямъ Божественнаго Основателя христіанской религіи безконечно выше формъ жизни по началамъ инымъ. Памфилъ жилъ просто и умѣренно, а что при такомъ образѣ жизни оставалось у него, то раздѣлялъ бѣднымъ; и былъ онъ готовъ для каждаго на какую-либо услугу, этимъ не хвалясь и не превозносясь. Въ качествѣ предстоятеля общины онъ не о томъ хлопоталъ, чтобы властвовать надъ народомъ, а чтобы образомъ быть для стада.

    29 February 2024 читать далее


  • Св. Апостолъ Онисимъ, или исторія раба возвратившагося къ своему господину послѣ бѣгства отъ него.

    Св. Апостолъ Онисимъ, или исторія раба возвратившагося къ своему господину послѣ бѣгства отъ него.

    Св. Онисимъ причтенъ Православной Церковью къ лику 70 апостоловъ. По преданію онъ проповѣдывалъ Евангеліе въ разныхъ странахъ, послѣ Тимоѳея былъ Ефесскимъ епископомъ и скончался мученически въ Римѣ около 109 г. Память 15 февраля (ст. ст.).

    Неизвѣстно, по какому случаю Онисимъ пришелъ къ св. Павлу въ Римѣ. Можетъ быть, онъ пришелъ къ нему потому, что св. Филимонъ, господинъ Онисима, знакомъ былъ съ Апостоломъ; можетъ быть, рабъ обратился къ другу своего господина находясь въ нуждѣ и просилъ о вспоможеніи. Какъ бы то ни было, Апостолъ воспользовался случаемъ и проповѣдывалъ ему о Христѣ, и Онисимъ, будучи бѣжавшимъ отъ господина рабомъ, приведенъ былъ въ вѣрѣ во Христа Іисуса. Апостолу понравился новообращенный; онъ слѣдилъ за нимъ, охотно принималъ отъ него различныя услуги, и когда по разсужденію Апостола настало для того время, онъ рѣшилъ возвратить его къ господину, написавъ въ пользу Онисима рекомендательное письмо, свидѣтельствующее о долгомъ размышленіи Апостола, потому что каждое слово въ этомъ письмѣ употреблено съ вѣсомъ и отзываетъ мудрой подобранностію. Конечно и все свящ. Писаніе внушено Духомъ Святымъ, но вдохновеніе не препятствовало, чтобы вдохновленный обращалъ свои мысль и заботу на предметъ о коемъ онъ писалъ и чтобы слова выбиралъ цѣлесообразныя. Еслибы и о своемъ собственномъ дѣлѣ Апостолъ писалъ, то не могъ бы писать съ большей опредѣленностью и серьезностью.

    28 February 2024 читать далее


  • Замѣтка: О клиросахъ.

    Замѣтка: О клиросахъ.

    То или другое мѣсто клироса имѣетъ не маловажное значеніе при богослуженіи. Самое законное мѣсто клироса, – праваго и лѣваго, – это на солеѣ, близь южныхъ и сѣверныхъ дверей алтаря: на правомъ для пѣвчихъ, на лѣвомъ для псаломщика и любителей церковнаго пѣнія и чтенія. Псаломщику тогда удобно передавать просфоры и поминанья въ алтарь, а также получать изъ алтаря необходимыя указанія въ случаѣ надобности. Близость пѣвчихъ къ алтарю также имѣетъ удобства: о. діакону удобно принимать участіе въ пѣніи, когда онъ свободенъ. Священнику удобно придти во время утрени на пѣніе и чтеніе канона. Въ отношеніи акустическомъ нахожденіе клирисовъ на солеѣ также имѣетъ преимущество: звукъ пріобрѣтаетъ силу отъ близости иконостаса. Слѣдуетъ обратить также вниманіе на простонародное русское названіе клироса: крылосъ, – оно указываетъ на то, что правый и лѣвый крылосы – это два крыла, возносящія умы и сердца молящихся горѣ. Алтарь – это глава, при ней два крыла, которыя и должны быть вблизи алтаря, на солеѣ. Обычно въ Великороссіи такъ и устраиваются клиросы. Пѣвцы и чтецы сокрыты отъ молящихся высокими иконами.

    27 February 2024 читать далее


  • Преп. Мартиніанъ (13-го февраля ст. ст.). Угодникъ Божій, которому народъ молится объ избавленіи отъ блудной страсти.

    Преп. Мартиніанъ (13-го февраля ст. ст.). Угодникъ Божій, которому народъ молится объ избавленіи отъ блудной страсти.

    Пламень искушеній слезъ течеными погасилъ еси, блаженне, и морская волненія и звѣрей стремленія обуздавый, взывалъ еси: препрославленъ еси, Всесильне, огня и бури спасый мя (Тропарь преподобному).

    Вся жизнь преподобнаго Мартпніана представляетъ собою одинъ непрерывный подвигъ борьбы съ плотскими искушеніями. Красивымъ восемнадцатилѣтнимъ юношей онъ оставилъ суету міра и удалился на одну гору, близъ Кесаріи Палестинской. Здѣсь онъ подвизался въ теченіе двадцати пяти лѣтъ. Слава о его подвигахъ и богоугодной жизни распространилась далеко по окрестности, и многіе приходили къ нему изъ близъ лежащихъ городовъ и селеній, желая слышать слово назиданія отъ опытнаго подвижника. Многіе также по молитвамъ его получали исцѣленія отъ различныхъ недуговъ. Однажды въ Кесаріи нѣсколько человѣкъ, собравшись, разсуждали между прочимъ о преп. Мартиніанѣ. Всѣ удивлялись его подвигамъ и терпѣнію, его удаленію отъ соблазновъ міра въ столь молодые годы и при такой красотѣ. Разговоръ этотъ слышала одна молодая и порочная женщина, по имени Зоя. Она вызвалась прельстить святаго отшельника и возвратить его опять въ міръ. Съ этой цѣлью она, выбравъ одинъ дождливый вечеръ, отправилась на гору, гдѣ подвизался преподобный, захвативши въ то же время съ собою лучшія свои одежды и драгоцѣннѣйшія украшенія. Поздней ночью подошла она къ жилищу отшельника и, постучавшись къ нему, начала просить, чтобы онъ укрылъ ее отъ непогоды и дикихъ звѣрей, могущихъ растерзать ее. Не подозрѣвая злаго умысла, св. Мартиніанъ впустилъ мнимую странницу въ свою келлію, развелъ для нея огонь, а самъ вышелъ и сталъ на молитву. Между тѣмъ Зоя скинула съ себя pубища, въ которыхъ пришла, и нарядилась въ принесенныя ею прекрасныя одежды и дорогія украшенія. И вотъ, поутру предъ св. Мартиніаномъ вмѣсто несчастной странницы, которой онъ вчера не имѣлъ силы отказать въ пріютѣ, предстала прекрасная и дерзкая блудница. На вопросъ преподобнаго, что ей отъ него нужно, она прямо начала убѣждать его оставить пустыню и возвратиться въ городъ, чтобы начать съ нею супружескую жизнь. Святой возразилъ ей, что, если бы онъ даже рѣшился послѣдовать ея убѣжденіямъ, у него нѣтъ средствъ для того, чтобы жить въ городѣ и содержать жену. Но соблазнительница объявила ему, что у нея есть достаточно богатствъ, на которыя они вдвоемъ могутъ жить безбѣдно. Тогда преподобный понялъ, что врагъ послалъ къ нему искушеніе. Онъ попросилъ пришедшую остаться въ келліи, а самъ вышелъ. Помолившись Богу, онъ собралъ хворосту и сдѣлалъ костеръ; затѣмъ зажегъ его, а самъ всталъ въ огонь и говорилъ себѣ: «что, Мартиніанъ, хорошо ли пронимаетъ тебя огонь временный? Помысли же объ огнѣ вѣчномъ, который угрожаетъ тебѣ, если ты оставишь благое твое произволеніе и соблазнишься предложеніями этой искусительницы». Огонь жегъ ноги преподобнаго до тѣхъ поръ, пока онъ не упалъ въ изнеможеніи на землю. Пораженная такимъ поступкомъ св. Мартиніана, Зоя въ порывѣ искренняго раскаянія упала предъ нимъ на колѣни и просила помолиться за нее Богу, обѣщая въ то же время вполнѣ исправить свою жизнь. Она тутъ же бросила въ огонь свои дорогія одежды и богатыя украшенія, которыми думала соблазнить преподобнаго, и облеклась въ прежнія рубища, умоляя наставить ее, что ей нужно дѣлать для своего спасенія. Преподобный направилъ ее въ Виѳлеемъ, въ монастырь св. Павлины. Здѣсь Зоя съ любовію была принята въ число инокинь и, проведя двѣнадцать лѣтъ въ постѣ, молитвѣ и покаяніи, мирно отошла во Господу.

    26 February 2024 читать далее


  • Протоіерей Стефанъ Богдановскій – Нѣсколько словъ по вопросу о томъ, какое основаніе народнаго вѣрованія въ покровительство св. священномученика Власія скоту.

    Протоіерей Стефанъ Богдановскій – Нѣсколько словъ по вопросу о томъ, какое основаніе народнаго вѣрованія въ покровительство св. священномученика Власія скоту.

    Въ № 12 «Русскаго Паломника» за 1885 годъ, въ статьѣ «Новгородъ великій», авторомъ оной, при описаніи вѣрованій Новгородцевъ въ до-христіанское время, допущено мнѣніе, будто простой народъ нашъ сталъ почитать св. священномученика Власія покровителемъ стадъ своихъ безъ всякой причины, развѣ только, по созвучію имени его съ языческимъ богомъ – идоломъ Волосомъ, почитавшимся у язычниковъ покровителемъ всѣхъ благъ земныхъ, особенно же скота. Но едва ли можно согласиться съ этимъ мнѣніемъ.

    Будетъ ближе къ правдѣ, если признать, что народъ нашъ, обращаясь съ молитвою къ св. священномученику Власію о покровительствѣ своему скоту и вообще испрашивая его ходатайства предъ Богомъ о благополучіи дома, почерпаетъ къ тому дерзновеніе только въ жизни и чудесахъ, совершенныхъ св. Власіемъ. Такъ, когда Власій въ бытность свою Епископомъ Севастійскимъ вынужденъ былъ воздвигнутыми въ царствованіе Діоклитіана гоненіями на христіанъ уединяться въ пещеру, находившуюся въ одной пустынной горѣ, называемой Аргеосъ, гдѣ дикіе только звѣри раздѣляли одиночество праведнаго, то звѣри эти подходили къ нему и стояли во время его молитвы у входа пещеры. Власій, окончивъ молитву, выходилъ къ нимъ, ласкалъ ихъ, клалъ на нихъ руки и даже лѣчилъ ихъ болѣзни и раны. Это видѣли воины Ликинія, посланные въ пустыню на ловлю дикихъ звѣрей, заготовлявшихся для мученія христіанъ. Уже одно это обстоятельство изъ жизни Bласія могло вкоренить въ народѣ мысль о полученномъ Власіемъ отъ Бога чудесномъ дарѣ помогать безсловеснымъ тварямъ.

    24 February 2024 читать далее


  • Святитель Фотій Великій, Исповѣдникъ и патріархъ Константинопольскій.

    Святѣйшій Фотій, патріархъ Константинопольскій, дважды занимавшій вселенскій патріаршій престолъ (858-867 и 878-886 г.), принадлежитъ къ числу наиболѣе великихъ и славныхъ іерарховъ Православной Греко-Восточной церкви. Онъ знаменитъ своею и пастырско-общественною, и богословско-литературною дѣятельностью. Первая проявилась, главнымъ образомъ, въ его защитѣ свободы и независимости Православной Греко-Восточной церкви отъ притязаній на господство и отъ завоевательныхъ стремленій римскихъ папъ IX вѣка, желавшихъ и на Востокѣ отвоевать себѣ новыя и не извѣстныя прежде права власти и главенства, коими они отчасти уже пользовались тогда на Западѣ. Поводомъ вмѣшаться въ дѣла византійской церкви для папъ послужила борьба двухъ мѣстныхъ партій, одна изъ которыхъ состояла изъ сторонниковъ низложеннаго патріарха Константинопольскаго Игнатія (847-858 и 867-878 г.), а другая соединялась вокругъ его преемника по каѳедрѣ – патріарха Фотія. Воспользовавшись этою борьбою для своихъ цѣлей, римскіе папы (Николай I, Іоаннъ VIII, Мартинъ II и Адріанъ III) стали энергично проводить и въ отношеніи церкви Константинопольской идею вселенскаго господства римскаго престола и, въ гордомъ сознаніи высокаго значенія папства, требовали патріарховъ Игнатія и Фотія къ себѣ на судъ, отвергли законность избранія на каѳедру патріарха Фотія, хотя оно состоялось вполнѣ канонически, не признавали дѣйствительными Константинопольскіе соборы, противодѣйствовавшіе папской политикѣ, и вообще обнаружили стремленіе властвовать въ дѣлахъ византійско-восточной церкви такъ же, какъ они господствовали въ дѣлахъ церкви западной. Но патріархъ Фотій, отличавшійся глубокимъ и живымъ умомъ, неутомимой энергіей и твердою непоколебимою волей, понялъ опасность, грозившую восточной церкви со стороны римской куріи, и, во всеоружіи своей энциклопедической учености и административно-дипломатической проницательности, выступилъ на защиту Православія отъ незаконныхъ притязаній Рима. Эта защита оказалась спасительной для Востока: папская гордыня была обличена Фотіемъ, а восточная церковь и греко-славянскій міръ были избавлены отъ тираннической власти Рима, отъ измѣны святой Православной вѣрѣ и отъ гибели эллинско-византійской культуры. Въ этомъ – первая великая заслуга патріарха Фотія

    19 February 2024 читать далее


  • Священникъ Александръ Лебедевъ – Господь всегда съ нами (Поученіе въ недѣлю 37-ю по Пятидесятницѣ).

    Священникъ Александръ Лебедевъ – Господь всегда съ нами (Поученіе въ недѣлю 37-ю по Пятидесятницѣ).

    Однажды Іисусъ Христосъ, окруженный учениками и множествомъ народа, входилъ въ городъ Іерихонъ (Еван. Луки XIX, 1-10). Вѣсть объ этомъ быстро разнеслась, и весь городъ пришелъ въ движеніе. Всѣ спѣшили увидать Христа, но особенно хотѣлось увидать Его Закхею, начальнику мытарей, человѣку богатому. Будучи малъ ростомъ, онъ влѣзъ на смоковницу и оттуда съ особеннымъ вниманіемъ слѣдилъ за движеніемъ Христа. Іисусъ Христосъ, поравнявшись со смоковницей, сказалъ: «Закхей! Сойди скорѣе, потому что сегодня надобно Мнѣ быть у тебя въ домѣ». Закхей поспѣшно сошелъ со смоковницы и съ радостію принялъ Господа въ домъ свой.

    Братіе! Господь всегда близокъ къ намъ, коль скоро мы ищемъ и желаемъ Его. Евангельскій Закхей сильно желалъ видѣть Іисуса Христа, и Онъ Самъ подошелъ къ нему и вошелъ въ домъ его. Господь всегда съ нами, если только мы ищемъ Его, – такъ: въ собраніи ли, во имя Его собранномъ, находимся, – Господь съ нами: «идѣже еста два или тріе собрани во имя Мое, ту есмь посредѣ ихъ» (Мато. XѴIII, 20); слушаемъ ли заповѣди Его со вниманіемъ и исполняемъ ихъ, Господь съ нами: «имѣяй заповѣди Моя и соблюдаяй ихъ, той есть любяй Мя; а любяй Мя возлюбленъ будетъ Отцемъ Моимъ, и Азъ возлюблю его и явлюся ему Самъ» (Іоан. XIV, 21); приносимъ ли покаяніе во грѣхахъ и причащаемся Святыхъ таинъ Христовыхъ, – Господь съ нами: «ядый Мою плоть и піяй Мою кровь во Мнѣ пребываетъ и Азъ въ немъ» (Іоан. VI, 56); подаемъ ли мы милостыню во имя Его, принимаемъ ли странниковъ, утѣшаемъ ли страждущихъ, призрѣваемъ ли бѣдныхъ, – Господъ съ нами: «понеже сотвористе единому сихъ братій Моихъ меньшихъ, Мнѣ сотвористе», сказалъ Iисусъ Христосъ (Матѳ. XXV, 40); любимъ ли ближняго, – Господь съ нами: «пребываяй въ любви въ Бозѣ пребываетъ, и Богъ въ немъ пребываетъ» (1 Іоан. IV, 16).

    17 February 2024 читать далее