-
Павелъ Петровичъ Забѣлинъ – Объ иконописномъ изображенія крещенія Господня (+Подборка икон).
Начиная съ новозавѣтныхъ книгъ, всѣ памятники древней письменности церковной подтверждаютъ погруженіе, какъ изначальную форму крещенія, которая на востокѣ держится доселѣ, а на западѣ была господствующею до 15-го вѣка. На западѣ первоначально обливаніе было допущено только въ случаѣ крайней нужды (напр., тяжкой болѣзни), что вполнѣ согласно съ практикой древней вселенской Церкви; затѣмъ стали расширять число этихъ случаевъ, и, наконецъ, съ 17 вѣка обливаніе стало обычною практикою римской церкви. Подъ вліяніемъ католическаго воззрѣнія на крещеніе, посредствомъ обливанія появились изображенія Спасителя, крещаемаго св. Предтечею возліяніемъ воды на главу Его изъ сосуда, но по большей части, съ ангелами, держащими пелены для облаченія ими Спасителя, по выходѣ Его изъ Іордана{1}. Въ виду важности и высокаго значенія для насъ древнихъ изображеній крещенія Господня, обличающихъ сколько свободное отношеніе живописцевъ, столько же и католическое нововведеніе касательно совершенія таинства крещенія чрезъ обливаніе, представимъ историческія данныя объ изображеніи крещенія Христова въ христіанской древности на востокѣ и западѣ.
21 January 2024 читать далее
-
Протоіерей Климентъ Ѳоменко – Крещеніе Господне.
Праздникъ Крещенія Господня именуется еще и днемъ «Святаго Богоявленія Господа Бога и Спаса нашего Іисуса Христа».
Крещеніемъ Господнимъ сей праздникъ называется потому, что въ сей день православная Церковь воспоминаетъ крещеніе Господне отъ Іоанна въ струяхъ Іорданскихъ. А Богоявленіемъ почему называется сей праздникъ? Потому, любезный братъ, что въ сей знаменательный день явственно выяснялось христіанское поклоненіе Богу, въ Тріехъ Лицахъ славимому: Отцу, и Сыну, и Святому Духу. «Во Іорданѣ крещающуся Тебѣ, Господи, Тройческое явися поклоненіе», воспѣваетъ наша Церковь въ праздникъ Крещенія Господня. И именно въ день Крещенія Богъ Отецъ засвидѣтельствовалъ Себя словами, относящимися ко Христу Господу: Ты ecи Сынъ Мой возлюбленный, о Немъ же благоволихъ. Богъ Сынъ открыто воспріялъ крещеніе въ священныхъ водахъ Іордана. Богъ Духъ Святый яко голубъ сошелъ нанъ, т. е. на Христа Господа (утреннее Евангеліе праздника Богоявленія, Марка зач. 2). Такъ явилась міру Св. Троица! И поистинѣ праздникъ Крещенія Господня есть праздникъ Богоявленія.
По словамъ Отцевъ Церкви, «послѣ Пасхи праздникъ Богоявленія есть наиболѣе древній и съ наибольшимъ торжествомъ совершаемый» (Полный мѣсяцесловъ Востока, ч. 2 замѣтки, стр. 10).
19 January 2024 читать далее
-
Сергѣй Васильевичъ Кохомскій – Іоаннъ Креститель и крещеніе Іисуса Христа.
Гласъ Словесе, свѣтильникъ Свѣта, денница Солнца, Предтеча въ пустыни, – покайтеся, – всѣмъ вопіетъ людемъ, – и предочиститеся: се бо предстоитъ Христосъ, отъ тли міръ избавляяй (Ирм. 6 на Богоявленіе).
Такими словами восхваляетъ св. Церковь явленіе на Іорданѣ Іоанна Крестителя съ проповѣдью о приближеніи и торжественномъ откровеніи царства Мессіи – Іисуса Христа. Она называетъ его гласомъ слова, свѣтильникомъ свѣта, утреннею зарею, предвѣстницею восхожденія великаго свѣтила, Солнца правды – Христа. Народъ іудейскій, особенно въ лицѣ избранныхъ своихъ, ожидалъ своего Избавителя въ теченіе вѣковъ и тысячелѣтій, слухъ о Его рожденіи наконецъ распространился въ Іудеѣ чрезъ волхвовъ и пастырей. Тѣмъ не менѣе Искупитель міра долгое время, цѣлые тридцать лѣтъ, ссрывалчя въ безвѣстности въ Назаретѣ, въ домѣ своего воспитателя Іосифа, раздѣляя съ нимъ труды его древодѣлія. И вотъ, предъ самымъ вступленіемъ Спасителя въ торжественное служеніе роду человѣческому, Промыслу угодно было послать предъ Нимъ Предтечу, пропозвѣстника покаянія, чтобы ближайшимъ, непосредственнымъ образомъ приготовить народъ іудейскій къ достойному срѣтенію своего Царя-Искупителя. Этотъ призывающій голосъ началъ раздаваться въ пустынѣ іудейской; затѣмъ Іоаннъ исходитъ на Іорданъ и въ слухъ всей Іудеи проповѣдуетъ, что времена Мессіи настали, царство Божіе приблизилось, самъ Царь стоитъ посреди своихъ подданныхъ, хотя еще не знаемый никѣмъ изъ нихъ (Іоан. 1, 26).
Остановимся внимательно на этихъ таинственныхъ обстоятельствахъ вступленія Іисуса Христа и торжественнаго посвященія Его на высочайшую должность всемірнаго ходатая и наставника; – что это было за крещеніе нокаянія, которымъ приготовлялъ Іоаннъ народъ іудейскій къ срѣтенію Мессіи, и какое значеніе имѣло иъ жизни Іисуса Христа Его собственное крещеніе отъ Іоанна въ Іорданѣ?
22 January 2023 читать далее
-
Иванъ Василевичъ Баженовъ – Крещеніе Іоанново и христіанское.
I.
Послѣ многовѣковыхъ ожиданій іудеевъ наконецъ наступило предвозвѣщенное св. пророками время явленія Обѣтованнаго Мессіи, такъ какъ предопредѣленныя для этого седьмины Даніиловы (9, 24-27) уже приходили къ своему концу и уже исполнилось пророчество патріарха Іакова объ оскудѣніи князя отъ Іуды (Быт. 49, 10), ибо на престолѣ Давида возсѣдалъ чужестранецъ Иродъ идумеянинъ. Но грядущему Мессіи, по пророчествамъ св. Исаіи (40, 3-5) и Малахіи (3, 1), имѣлъ предшествовать необыкновенный посланникъ, предуготовитель пути Мессіи. Такимъ предтечею Его явился въ 779 году отъ основанія Рима (ср. Лук. 3. 1-3) Іоаннъ, сынъ праведныхъ священника Захаріи и Елизаветы, свыше предуказанный еще до рожденіи своего (13-17 ст.). Спустя полгода по рожденіи Іоанна (Лук. 1, 36), чудесно наитіемъ Св. Духа родился отъ Преблагословенной Дѣвы Маріи Іисусъ – Мессія, бывшій чаяніемъ народовъ. Вотъ уже около тридцати лѣтъ прошло послѣ этого; но Іисусъ все еще тихо и сокровенно проводилъ дни свои въ бѣдномъ жилищѣ мнимаго своего отца – плотника Іосифа въ незначительномъ галилейскомъ г. Назаретѣ.
20 January 2023 читать далее
-
Крещеніе Господа нашего Іисуса Христа.
Для чего Господъ Іисусъ Христосъ, отъ самаго рожденія чистый и безгрѣшный, идетъ на Іорданъ къ строгому проповѣднику покаянія и отъ рукъ его пріемлетъ крещеніе? Самъ Креститель, по божественному вдохновенію познавшій въ грядущемъ къ нему Іисусѣ обѣтованнаго Мессію, возбраняше Ему глаголя: азъ требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мнѣ? Іисусъ успокоилъ его недоумѣніе слѣдующими словами: Остави нынѣ: тако бо подобаетъ намъ исполнити всяку правду. Что означаютъ эти слова? Какую правду надлежало при семъ крещеніи исполнить?
Проповѣдь Іоанна главною цѣлію имѣла пробудить въ грѣшныхъ людяхъ сознаніе виновности предъ Богомъ. Іоаннъ былъ по преимуществу предъ всѣми пророками проповѣдникомъ покаянія, и вотъ, когда эта проповѣдь покаянія достигла въ немъ и чрезъ него своей наивысшей силы, душа Іисуса въ особенности восчувствовала то бремя грѣховности человѣческаго рода, которое Онъ благоволилъ воспріять на Себя, и Онъ добровольно беретъ на Себя это бремя и идетъ, какъ грѣшникъ, къ водѣ очищенія, установленнаго самимъ Богомъ и совершаемаго рукою высочайшаго изъ пророковъ.
19 January 2023 читать далее
-
Иванъ Василевичъ Баженовъ – Крещеніе Господа Нашего Іисуса Христа (По толкованіямъ отцовъ и учителей Церкви).
По паденіи прародителей Сынъ Божій благоволилъ въ совѣтѣ Пресвятой Троицы изъявить свое согласіе въ воплощенномъ состояніи послужить дѣлу искупленія и спасенія человѣчества (Евр. 9, 5-10), и въ совѣтѣ Премудрости Божіей было предопредѣлено, чтобы первое пришествіе на землю Сына Божія было въ зракѣ раба (Фил. 2, 7), смиренное и уничиженное. Исполняя волю Отца Своего небеснаго, воплотившійся Сынъ Божій – Іисусъ Христосъ прожилъ въ Назаретѣ въ глубокомъ смиреніи и безвѣстности до тридцати лѣтъ и такимъ образомъ достигъ возраста, установленнаго закономъ для общественнаго служенія. При самомъ вступленія на чрезвычайное служеніе, Ему, какъ Искупителю людей, благоволившему принять на Себя всѣ наши грѣхи и принести Божественному Правосудію удовлетвореніе за всѣхъ людей, надлежало встать наряду съ грѣшниками и явить глубочайшее смиреніе и совершенную готовность предстательствовать Праведному за неправедныхъ, «долженствовало Ему, по словамъ св. Іоанна Златоуста, принять и зракъ кающагося грѣшника, чтобы получить отъ совершавшаго на берегахъ Іорданскихъ свое подготовительное служеніе Іоанна Предтечи крещеніе покаянія во оставленіе грѣховъ».
18 January 2022 читать далее
-
Иванъ Василевичъ Баженовъ – Крещеніе Іисуса Христа по изображенію въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ.
Крещеніе Господа нашего Іисуса Христа составляетъ величайшее событіе въ Его жизни, имѣющее высокое спасительное значеніе для вѣрующихъ, почему уже со временъ апостольскихъ оно было торжественно воспоминаемо и прославляется святою Церковію: о праздникѣ Крещенія Господня упоминается въ Постановленіяхъ апостольскихъ такъ: «Богоявленія праздникъ да празднуютъ, понеже въ той день бысть явленіе Христова Божества, свидѣтельствовавшу Ему Отцу въ крещеніи, и Утѣшителю Святому Духу, въ видѣ голубинѣ показавшу предстоящимъ Свидѣтельствованнаго» (кн. IV, гл. 42; кн. VIII, гл. 33). День Богоявленія Господня издревле принадлежадъ къ числу великихъ и дванадесятыхъ праздниковъ. Въ Постановленіяхъ апостольскихъ о днѣ Богоявленія заповѣдано: «да будетъ у васъ въ великомъ уваженіи день, въ который Господь явилъ вамъ Божество» (кн. V, гл. 12), «и да будутъ въ оный всѣ свободны отъ дѣлъ, чтобы безпрепятственно присутствовать при Богослуженіи». Въ уставѣ и у отцовъ Церкви день Крещенія Господня или Богоявленія называется также просвѣщеніемъ, праздникомъ свѣтовъ, святыми свѣтами (святый Григорій Богословъ), потому что Богъ есть свѣтъ и явился просвѣтить сидящихъ во тьмѣ и сѣни смертнѣй (Матѳ. ІV, 16) и спасти по благодати, явльшейся просвѣщеніемъ (явленіемъ) Спасителя (2 Тим. 1, 9-10), и потому что въ навечеріе Крещенія древле принимали таинство святаго крещенія оглашенные, при чемъ горѣли многіе свѣтильники, знаменующіе свѣтъ познанія Бога истиннаго.
18 January 2022 читать далее
«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)
Рубрики:
- Школа молитвы
- Церковь, Государство и Общество
- ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ
- ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО
- ЦЕРКОВНО-НАРОДНЫЙ МЕСЯЦЕСЛОВ НА РУСИ
- ЦЕРКОВНАЯ ДИСЦИПЛИНА
- ХРАМОЗДАТЕЛЬСТВО
- УЧАСТИЕ МИРЯН В ЖИЗНИ ЦЕРКВИ
- Уставные чтения (проповедь книги)
- УРОКИ ИЗ ЖИЗНИ СВЯТЫХ
- УРОКИ БОГОСЛУЖЕНИЯ
- Узкий путь в Царство Небесное
- СЛУЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ ХРИСТИАНКИ
- СИНОДИК ПРАВОСЛАВИЯ
- СИЛА БОЖИЯ И НЕМОЩЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ
- СВЯЩЕННАЯ БОРЬБА РПЦЗ С АПОСТАСИЕЙ
- Святоотеческое Училище Благочестия
- СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ
- СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ (ВОЗНЕСЕНСКИЙ)
- СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ШАНХАЙСКИЙ И САН-ФРАНЦИССКИЙ
- СВЯТИТЕЛЬ АВЕРКИЙ (ТАУШЕВ)
- Святая Русь под омофором Богородицы
- СВЕТОЧИ ХРИСТИАНСТВА
- РУССКИЙ ПАСТЫРЬ
- РУССКИЙ ИНОК
- РПЦЗ, ТРЕТИЙ РЕЙХ И ВОВ
- РОЖДЕСТВЕНСКОЕ
- ПСАЛТИРЬ
- ПРОПОВЕДНИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
- ПРОПОВЕДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ
- ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПАСТЫРЕЙ
- ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
- ПРАВОСЛАВНЫЕ ОТВЕТЫ
- Православное Христиансто и современный мир
- Православное Христиансто и его враги
- Православная Христианская Семья
- ПРАВОСЛАВНАЯ ПОЭЗИЯ
- ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА
- Православная Община
- ПРАВОСЛАВНАЯ ИКОНОГРАФИЯ
- ПОУЧИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
- Поучения Святых Отцов
- ПОСТНИЧЕСТВО
- ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ
- ПАСХАЛИЯ И ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
- ПАСХА ГОСПОДНЯ
- ПАСТЫРСКИЙ КРЕСТ
- Основная
- ОРУЖИЕ ПРАВДЫ
- О ПОКРОВИТЕЛЯ НАШЕГО ЦЕНТРА
- НОВОСТИ ИЗ ЖИЗНИ ЦЕРКВИ
- Новомученики и исповедники Российские
- Неизвращенная история Православной Церкви
- НЕБЕСНАЯ ПОМОЩЬ В НАШИХ НУЖДАХ И ПЕЧАЛЯХ
- НАШИ ИЗДАНИЯ
- НАЗИДАТЕЛЬНЫЯ РАЗМЫШЛЕНІЯ
- МЫСЛИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ГОДА
- МОНАШЕСКОЕ ДЕЛАНИЕ
- МИТРОПОЛИТ ВИТАЛИЙ (УСТИНОВ)
- МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ (ХРАПОВИЦКИЙ)
- МИССИОНЕРСТВО
- ЛИТУРГИКА
- КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ)
- КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН
- КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
- КАНОНИКА (ЦЕРКОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО)
- ИМЯБОЖИЕ - ДРЕВНЯЯ ЕРЕСЬ
- ЗАПАДНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ
- ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
- ЕРЕСЬ СЕРГИАНСТВА (СЕРВИЛИЗМ)
- ЕПИСКОП ГРИГОРИЙ (ГРАББЕ)
- ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ
- ДУХОВНЫЕ СТИХИ
- ДУХОВНАЯ БЕСЕДА
- ДОГМАТ ИСКУПЛЕНИЯ
- ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ ВО ХРИСТЕ
- ГОЛОС РУССКОГО ПАСТЫРЯ
- ВОСКРЕСНАЯ БЕСЕДА
- ВНЕБОГОСЛУЖЕБНОЕ ЧТЕНИЕ
- Видео
- ВЕЛИКОЕ ТАИНСТВО ЕПИСКОПСТВА
- В ПОМОЩЬ ГОВЕЮЩИМ
- БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ТЕКСТЫ И УКАЗАНИЯ
- БОГОСЛОВСКИЕ ТРУДЫ
- Архиерейский Собор РПЦЗ 2016
- Архиерейский Собор ПРЦ/РПЦЗ 2017
- АРХИЕПИСКОП АНТОНИЙ (БАРТОШЕВИЧ)
- Апостасия последних времен
- АНГЕЛОЛОГИЯ
- Азбука православного христианина
- АГИОЛОГИЯ
- «ДУХОВНАЯ БРАНЬ». Свято-Афанасьевское издание
Популярное:
- ПРАВОСЛАВНАЯ И ИУДЕЙСКАЯ ПАСХИ НИКОГДА НЕ СОВПАДАЮТ (ВРЕМЯ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ).
- Протоіерей Стефанъ Луканинъ – О значеніи крестныхъ ходовъ и освященія воды (Слово въ день Происхожденія честныхъ древъ Креста Господня).
- ИКОНА БОГОРОДИЦЫ «НЕПРОХОДИМАЯ ДВЕРЬ» – УТЕШИТЕЛЬНИЦА РУССКОГО НАРОДА В СМУТНОЕ ВРЕМЯ.
- О СОСТОЯНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В КОНЦЕ МИРА (ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО, ГЛАВЫ 28-37)
- ЧТЕЦАМ И ПЕВЦАМ О ЦЕРКОВНОМ ЧТЕНИИ. ТРИ СТЕПЕНИ ХОРОШЕГО ЦЕРКОВНОГО ЧТЕНИЯ: ПРАВИЛЬНОСТЬ, ТОЛКОВОСТЬ, УМИЛИТЕЛЬНОСТЬ (1911)