Крещеніе Іисуса Христа по изображенію въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ.

Крещеніе Господа нашего Іисуса Христа составляетъ величайшее событіе въ Его жизни, имѣющее высокое спасительное значеніе для вѣрующихъ, почему уже со временъ апостольскихъ оно было торжественно воспоминаемо и прославляется святою Церковію: о праздникѣ Крещенія Господня упоминается въ Постановленіяхъ апостольскихъ такъ: «Богоявленія праздникъ да празднуютъ, понеже въ той день бысть явленіе Христова Божества, свидѣтельствовавшу Ему Отцу въ крещеніи, и Утѣшителю Святому Духу, въ видѣ голубинѣ показавшу предстоящимъ Свидѣтельствованнаго» (кн. IV, гл. 42; кн. VIII, гл. 33). День Богоявленія Господня издревле принадлежадъ къ числу великихъ и дванадесятыхъ праздниковъ. Въ Постановленіяхъ апостольскихъ о днѣ Богоявленія заповѣдано: «да будетъ у васъ въ великомъ уваженіи день, въ который Господь явилъ вамъ Божество» (кн. V, гл. 12), «и да будутъ въ оный всѣ свободны отъ дѣлъ, чтобы безпрепятственно присутствовать при Богослуженіи». Въ уставѣ и у отцовъ Церкви день Крещенія Господня или Богоявленія называется также просвѣщеніемъ, праздникомъ свѣтовъ, святыми свѣтами (святый Григорій Богословъ), потому что Богъ есть свѣтъ и явился просвѣтить сидящихъ во тьмѣ и сѣни смертнѣй (Матѳ. ІV, 16) и спасти по благодати, явльшейся просвѣщеніемъ (явленіемъ) Спасителя (2 Тим. 1, 9-10), и потому что въ навечеріе Крещенія древле принимали таинство святаго крещенія оглашенные, при чемъ горѣли многіе свѣтильники, знаменующіе свѣтъ познанія Бога истиннаго.

Свѣдѣнія о празднуемомъ 6-го января знаменательномъ событіи христіанинъ почерпаетъ, съ одной стороны, изъ святыхъ Евангелій, писатели которыхъ кратко передаютъ намъ лишь существенныя черты (Матѳ. 3, 13-17; Марк. 1, 9-11; Лук. 3, 21-22; ср. Іоан. 1, 30-34) и съ другой, – изъ богослужебныхъ на праздникъ Крещенія Господня пѣснопѣній, составленныхъ древними богомудрыми отцами и учителями Церкви (таковы: V вѣка Анатолій Константинопольскій, VII вѣка Андрей и Софроній Іерусалимскіе, Андрей Критскій, VIII вѣка Косьма Маюмскій, Іоаннъ Дамаскинъ, Германъ Константинопольскій, IX вѣка Іосифъ Студитъ, Ѳеофанъ). Чудныя ихъ творенія, воспѣваемыя святою Церковью въ праздникъ Богоявленія, изящныя по внѣшней формѣ своей отличаются обиліемъ глубокихъ богословскихъ истинъ и высокою назидательностію. На основаніи древнѣйшаго общецерковнаго преданія эти благочестивые мужи въ своихъ вдохновенныхъ пѣснопѣніяхъ изобразили Крещеніе Іисуса Христа съ замѣчательными и даже изъяснительными къ Евангельскимъ сказаніямъ подробностями, благодаря чему различные моменты этого священнаго событія живо, какъ бы съ наглядностью проходятъ предъ глазами тѣхъ вѣрующихъ, которые имѣли возможность близко ознакомиться съ ихъ твореніями. Въ цѣляхъ большей для вѣрующихъ извѣстности ихъ представимъ въ систематическомъ сводѣ такія, относящіяся къ Крещенію Господню, богослужебныя пѣснопѣнія (въ русскомъ переводѣ проф. Е. Ловягина), по которымъ это событіе съ особенною выразительностію и полнотою выступаетъ предъ взоромъ христіанина во всѣхъ частностяхъ, равно и въ своемъ важномъ и обширномъ значеніи по благодѣтельнымъ послѣдствіямъ для рода человѣческаго. «Поспѣшимъ же на Іорданъ и посмотримъ, какъ Іоаннъ креститъ Нерукотвореннаго и Безгрѣшнаго» (гл. 4 на литіи 6 янв.).

I.

По сказанію святыхъ Евангелистовъ, когда Іоаннъ, сынъ Захаріинъ, совершалъ свое крещеніе покаянія въ р. Іорданѣ, на ряду съ обыкновенными людьми приходить къ Крестителю Іисусъ изъ галилейскаго Назарета и просить Себѣ крещенія. Іоаннъ узналъ отъ Духа Божія, что предъ нимъ стоитъ Самъ Мессія – Богочеловѣкъ, и онъ не замедлилъ повѣдать Израилю о явленіи чаемаго Искупителя. «Предтеча, видя Просвѣтителя нашего, пришедшаго креститься, радуется душою и трепещеть рукою; указываетъ Его и говоритъ людямъ: Воть Избавитель Израиля, освобождающій насъ отъ погибели!» (стихир. гл. 2 на Господи воззв. 6 янв.). «Проповѣдникъ, увидѣвши самое преславное Слово, громогласно взываетъ твари: Сей бывшій прежде меня, но облекшійся плотію послѣ меня, возсіялъ Божественною силою для того, чтобы истребить враждебнѣйшій нашъ грѣхъ» (кан. праздн. Богоявл. п. 4 троп. 2 по 2 ирмосѣ).

Далѣе, по сказанію евангелиста Матѳея (3, 14), «Іоаннъ удерживалъ Его (Іисуса) и говорилъ: «мнѣ надобно креститься отъ Тебя, и Ты ли приходишь ко мнѣ?». Въ богослужебныхъ пѣснопѣніяхъ причина этого отказа указана въ слѣдующемъ обращеніи Крестителя къ Господу Іисусу: «Видалъ ли кто, чтобы очищали солнце, свѣтлое по естеству? Какъ же я омою Тебя, сіяніе славы и образъ присносущнаго Отца? И какъ я, трава, прикоснусь къ огню Твоего Божества?» (1 троп. 4 п. кан.; ср. 1 троп. 8 п. кан. и 4 троп. на освящ. воды). «Какъ я простру руку и прикоснусь верху (главѣ) Вседержителя? Хотя Ты и Младенецъ, рожденный Маріею, но знаю, что Ты Богъ Првѣчный и по землѣ ходишь, воспѣваемый Серафимами! Не научился рабъ крестить Владыку!» (стихир. на 7 янв. гл. 6). «Зачѣмъ пришелъ къ рабу не имѣющій грѣха, Господи? Во чье имя буду крестить Тебя? Во имя Отца? Но Ты носишь Его въ Себѣ! Во имя Сына? Но Ты Самъ воплотившійся! Во имя Духа Святаго? И Его можешь давать вѣрующимъ устами Твоими!» (гл. 2 стихир. на стиховнѣ 6 янв.). «Зачѣмъ мнѣ повелѣваешь то. что превышаетъ мое служеніе? Я требую Твоего кущенія! Освяти меня и воды, Спасе, вземлющій грѣхъ міра» (стихир. на водоосвящ., слава и нынѣ).

На отказъ Крестителя послѣдовалъ, по Евангельскому сказанію, краткій отвѣтъ Господа Іисуса: «Оставь теперь, ибо такъ надлежитъ намъ исполнить всякую правду» (Матѳ. 3, 15). Объ этомъ богослужебныя пѣснопѣнія передаютъ съ нѣкоторыми подробностями. «Иди ко мнѣ, совершающему спасительное таинство, – отвѣтилъ Предтечѣ Спаситель всѣхъ людей, – благоговѣйно послужи и не ужасайся, ибо Я крещусь Іорданскими водами, какъ человѣкъ, естествомъ безгрѣшный» (стихир. на стих. гл. 6 янв. 7). «Не требую отъ тебя, Креститель, преступать предѣлы (полномочія), не говорю тебѣ: скажи Мнѣ то, что говоришь беззаконнымъ и чему научаешь грѣшниковъ; только крести Меня молча и въ чаяніи послѣдствій отъ крещенія» (служб. на 2 янв. икосъ канона). «Прикоснись Божественному верху главы Моей и не сомнѣвайся. Оставь теперь, ибо Я пришелъ исполнить всякую правду» (стихир. на 6 часѣ навечерія праздн. гл. 8).

II.

Тогда Предтеча Іоаннъ повинуется Іисусу и съ ужасомъ взираетъ на то, какъ Онъ, подобно послѣднему изъ грѣшниковъ, слагаетъ съ Себя всѣ одежды для крещенія. «Ужасно было небу и землѣ видѣть Творца, обнажаемаго на рѣкѣ и какъ раба принимающаго крещеніе отъ раба для нашего спасенія; и лица Ангельскія удивлялись тогда отъ страха и радости» (послѣд. часовъ въ навечер. Богоявл. троп. 9 час.). Самый Іорданъ тогда въ трепетѣ какъ бы останавливается и не смѣетъ прикоснуться къ своему всесильному Творцу и Пречистому Владыкѣ. «Что ты, Іорданъ, возвращаешь воды свои (вопрошаетъ церковный пѣснописецъ), что обращаешь назадъ струи и не идешь по естественному теченію своему? Невозможно мнѣ, – сказалъ онъ, – терпѣть огня, поѣдающаго меня; удивляюсь и ужасаюсь крайнему схожденію, потому что мнѣ необычно измывать Чистаго, не навыкъ отирать Безгрѣшнаго, но оскверненные сосуды очищать, тернія согрѣшеній попалятъ научаетъ меня крещаемый во мнѣ Христосъ. Іоаннъ, гласъ Слова, свидѣтельствуетъ мнѣ, восклицая: вотъ Агнецъ Божій, вземлющій грѣхи міра» (тамъ же, стихиръ 3 часа). «Нынѣ пророчество псалма скоро исполняется, ибо онъ говорить: море увидѣло и разступилось (113 псал. 3 ст.), Іорданъ возвратился назадъ отъ лица Господа, пришедшаго отъ раба принять крещеніе» (гл. 6 стих. на 6 часѣ навечер. Богоявл.). «Іорданъ рѣка! что ты удивился, видя Невидимаго нагимъ? Я увидѣлъ Его и затрепеталъ, и какъ бы я могъ не устрашиться и не отступить, когда Ангелы устрашились, видя Его крещаемымъ; ужаснулось небо, и затрепетала земля, и пришло въ смятеніе море, и все видимое и невидимое» (гл. 4 стихира по 3 каѳизмѣ 6 января).

Затѣмъ въ богослужебныхъ пѣсняхъ ясно указывается и заслуживаетъ особеннаго вниманія самый образъ или способъ крещенія Іисуса Христа. Тогда какъ Іоаннъ Предтеча отъ всякаго приходившаго къ нему креститься требовалъ, по введеніи въ р. Іорданъ, искренняго исповѣданія своихъ грѣховъ, при чемъ держалъ руку на его головѣ, и по исповѣданіи погружалъ съ головою въ воду, вѣроятно, при произнесеніи словъ: «крещаю во имя Грядущаго» (ср. Дѣян. 19, 4), – крещеніе Господа нашего Іисуса Христа, по церковнымъ пѣснопѣніямъ, совершилось такъ, что Іоаннъ только возложилъ руку на голову Его, и Іисусъ Христосъ погрузился въ воду, и этими подробностями восполняются Евангельскія сказанія. «Креститель съ трепетомъ простираетъ руку, но, коснувшись верха (главы) Создателя своего, восклицаетъ къ Крестившемуся: Освяти меня, ибо Ты Богъ мой» (8 п. кан. 2 троп.; ср. 2, 3 и 5 стихиры на литіи и 6 стихир. на хвалит.). «Водами одѣлся, Спасе, одѣвающійся свѣтомъ, какъ ризою, и приклонилъ главу Предтечѣ» (стихир. на хвалит. слава гл. 6; ср. 1 п. кан. 1 троп. по 2 ирм.). «Огонь Божества невещественный облекши въ плоть вещественную, Господь, воплотившійся отъ Дѣвы, покрывается водами Іордана» (п. 1 кан. 2 троп. по 1 ирм.; срвн. п. 7 троп. 1 по 2 ирм.; п. 8 ирм. 1). На крещеніе Спасителя чрезъ погруженіе въ воду указываютъ многія и другія выраженія богослужебныхъ пѣснопѣній Крещенія: «Человѣкъ растлѣнный грѣхомъ спогребся съ Словомъ въ струяхъ Іорданскихъ» (1 п. кан. 2 троп.) или «струями, Іорданскими обложившись» (сѣдал.), также упоминаемые въ пѣсняхъ прообразы крещенія. «Прообразовавшій Тебя ассирійскій пламень Ты, Христе, укротилъ, преложивъ въ росу, а нынѣ, погружаясь въ воду, попаляешь скрытаго въ ней злѣйшаго врага, влекущаго на путь погибели» (кан. 7 п. 1 троп.; срвн. 4 стихир. на хвалит.: «погруженія ради къ Богу нашъ восходъ бываетъ»).

III.

Тотчасъ по крещеніи Іисуса Христа отверзлись небеса, и торжественно явили Себя людямъ всѣ въ Ветхомъ Завѣтѣ прикровенно изображаемыя Лица Пресвятой Троицы: Богъ Отецъ – чуднымъ изъ облака голосомъ къ крестившимуся Іисусу, Богъ Сынъ – человѣчествомъ Своимъ, и Богъ Духъ Святый – сошествіемъ на Крещенаго въ видѣ голубя (Матѳ. 3, 16-17; Лук. 3, 22). Объ этомъ троичномъ Богоявленіи выразительно говорится въ богослужебныхъ цѣспопѣніяхъ. «Когда отверзся свѣтлый сводъ небесный, таинникъ (Іоаннъ Предтеча) видитъ отъ Отца исходящаго и на пречистомъ Словѣ пребывающаго Духа, подобно голубю нисшедшаго неизреченнымъ образомъ, и людямъ внушаетъ прибѣгнуть къ Владыкѣ» (кан. п. 6 троп. 2 по 2 ирмосѣ). «Когда Избавитель нашъ крестился отъ раба и пришествіе Духа засвидѣтельствовало о Немъ, то ангельскія воинства, видя это, ужаснулись, съ небесъ же низшелъ гласъ отъ Отца: Тотъ, Кого Предтеча креститъ рукою, есть Сынъ Мой возлюбленный, на Которомъ Мое благоволеніе» (гл. 2 на Господи воззвахъ 6 января). «Когда Ты, Господи, крестился въ Іорданѣ, открылось поклоненіе Пресвятой Троицѣ, ибо гласъ Отца свидѣтельствовалъ о Тебѣ, называя Тебя возлюбленнымъ Сыномъ, и Духъ въ видѣ голубя подтвердилъ истинность слова» (Отчаго) (гл. 1 тропарь Богоявл.). «Въ Іорданѣ было явленіе Троицы, ибо самое пребожественное естество – Отецъ возгласилъ: Сей Крещаемый есть Сынъ Мой возлюбленный; Духъ же соприсутствовалъ равному Себѣ, Котораго благословляютъ люди и превозносятъ во всѣ вѣка» (кан. п. 8, троп. 3 по 1 ирмос.). «Богъ нашъ въ Троицѣ Себя нынѣ нераздѣльно явилъ намъ, ибо Отецъ явнымъ свидѣтельствомъ провозгласилъ сродство (т. е. единосущіе) съ Крещаемымъ, Духъ же сошелъ съ небесъ въ видѣ голубя, Сынъ преклонилъ пречистую главу подъ руку Предтечи» (гл. 4 троп. 3 на 3 часѣ навечер. Богоявл.; срвн. кан. 1 п. 2 троп. 2 ирм.).

ІV.

Наконецъ, въ пѣснопѣніяхъ на праздникъ Богоявленія православная Церковь ясно даетъ разумѣть вѣрующимъ, что крещеніе Іисуса Христа имѣло весьма важныя благодѣтельныя послѣдствія для рода человѣческаго.

Такъ Господь Іисусъ крещеніемъ Своимъ очистилъ человѣчество отъ грѣха и нечистоты недуга Адамова, убилъ грѣхъ и виновника его діавола. «Да убѣдится все земное естество, отъ паденія возводимое нынѣ на небеса, ибо Словомъ, Которымъ все сохраняется, очистившись въ струящемся потокѣ и совершенно омывшись, оно освободилось отъ прежнихъ прегрѣшеній» (2 и. 2 троп. кан.; срвн. стих. на стиховн.). «Творецъ, увидѣвши созданнаго Его перстами во мракѣ прегрѣшеній, воздвигъ его къ небу, полагаетъ его на раменахъ и въ обильныхъ потокахъ омываетъ оть древняго стыда недуга Адамова» (кан. п. 5 троп. 2 по 2 ирм.). «Нынѣ, Христе, облекся водою, попаляя сокровеннѣйшаго злѣйшаго хищника, призывающаго насъ на путь погибельный» (кал. 7 п. 1 троп, по 2 ирм.; срвн. 2 ирм.). «Іисусъ, начальникъ жизни, идетъ разрѣшить осужденіе первозданнаго Адама; какъ Богъ, не требующій очищенія, во Іорданѣ очищается ради падшаго» (кан. 5 п. 1 ирм.). «Своимъ очищеніемъ въ Іорданѣ Господь омылъ скверну людей для тѣхъ, которымъ благоволилъ уподобиться» (кан. 1 п. 2 троп. по 1 ирм.)

Крещеніемъ Іисуса Христа возрождена природа человѣческая, обновлено человѣчество, введено въ новую жизнь и возведено къ совершенству. «Царь вѣковъ, Господь струями Іордана обновляетъ поврежденнаго Адама и сокрушаетъ главы змѣевъ, гнѣздящихся тамъ» (кан. 1 п. 1 троп. по 1 ирм.). «Очищеніемъ Духа омытые отъ яда врага темнаго и сквернаго, мы вступили на новую неуклонную тропу, ведущую къ неприступной радости, доступной лишь тѣмъ, съ которыми Богъ примирился» (кан. 5 п. 2 ирм.). «Духомъ приди, Давидъ, къ просвѣщаемымъ и пой словами: приступите нынѣ къ Богу и вѣрою просвѣтитесь; тотъ нищій Адамъ въ паденіи воззвалъ, и Господь услышалъ его и растлѣннаго обновилъ въ струяхъ Іорданскихъ» (кан. 9 п. 1 троп.; срвн. 2 тропарь; кан. 9 п. 2 троп. по 2 ирм.).

Чрезъ крещеніе Господа Іисуса водворенъ нарушенный грѣхомъ Адама миръ между Богомъ и людьми и для нихъ стало снова открыто горнее отечество. «Крестится Христосъ и исходить изъ воды, низводя съ Собою миръ, и видитъ разверзающіяся небеса, которыя Адамъ затворилъ для себя и бывшихъ съ нимъ» (гл. 4 на литіи, 6 янв.). «Іисусъ, убивши вражду во Іорданѣ, даруетъ миръ, превосходящій всякое разумѣніе» (кап. 5 п. 1 ирм.). «Да убѣдится все земное естество, нынѣ отъ паденія возводимое на небеса» (срвн. кан. 3 п. ипак.).

Далѣе крещеніемъ Іисуса Христа въ струяхъ Іордана освящены воды, и съ этого времени онѣ стали способны очищать грѣшниковъ, крещающихся во имя Бога–Троицы. «Нынѣ освящается естество водъ и разступается Іорданъ, обращая назадъ водныя струи, видя крещаемаго Владыку» (стихир. на освящ. воды 5 янв). «Ты, Царь всего, безгрѣшный, допустилъ принять крещеніе въ Іорданѣ отъ руки раба для того, чтобы, освятивши водное естество, устроить намъ путь къ первоначальной свободѣ чрезъ рожденіе снова водою и Духомъ» (таинство крещенія). «Ты, Богъ нашъ, на землѣ явился, и струи Іорданскія освятилъ, съ неба ниспославшій Святого Твоего Духа» (молитвы на водоосвящ. 6 янв.) «Крещается Христосъ высшій всякой чистоты и сообщаетъ освященіе водъ для очищенія душъ» (на хвалит. 4 стихира гл. 1.).

Событіе крещенія Господня, когда открыто таинство Пресвятой Троицы, озарило человѣчество болѣе яркимъ свѣтомъ богопознанія, чѣмъ какое было доступно для ветхозавѣтныхъ людей, и потому въ церковныхъ пѣсняхъ на Богоявленіе воспѣвается въ особенности, какъ просвѣщеніе людей, озареніе свѣтомъ духовныхъ даровъ чрезъ сообщеніе Духа Божія крещаемымъ. «Къ совершенству возводя человѣческое существо Ты, Царь безначальный помазываешь его общеніемъ Духа омывши въ струяхъ чистыхъ и, посрамивши превозносившуюся силу тьмы, воздаешь ему нынѣ нескончаемую жизнь» (кан. по 9 п. 2 троп. по 2 ирм.). «Гласъ Господа на водахъ взываетъ, говоря: придите всѣ, примите отъ явившагося Христа – Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божія» (стихир. на освящ. воды). Самое явленіе Іисуса Христа міру во время крещенія Его воспѣваетъ, какъ знаменіе просвѣщенія людей. «Ты явился вселенной, и свѣтъ Твой, Господи, отпечатлѣлся на насъ, разумно воспѣвающихъ Тебя: Ты пришелъ и явился, Свѣтъ неприступный» (гл. 4 конд. Богоявл.). «Когда Ты явленіемъ Своимъ просвѣтилъ все, тогда славное море невѣрія побѣгло, и Іорданъ, текшій внизъ, возвратился назадъ, возвышая насъ къ небу» (кан. 3 п. ипак.). «Всесвѣтлое Слово! Бывъ послано отъ Отца, Ты приходишь истребить пагубное владычество мрака и искоренить грѣхи смертныхъ, сыновъ же Своихъ возвести вмѣстѣ съ Собою крещеніемъ Твоимъ, Блаженне, свѣтлыми изъ потоковъ Іорданскнхъ» (кан. 4 пѣсн. 1 троп. по 2 ирм.; срвн. кан. 1 п. 3 троп., и стихпр. гл. 6 на 6 часа навечер. Богоявл.).

«Вѣрующіе! Прославимъ богатство Божіихъ благодѣяній намъ, ибо за наши прогрѣшенія Единый чистый и нетлѣнный, содѣлавшпсь человѣкомъ, очищается для нашего очищенія, освящая насъ и воды, и въ водѣ сокрушая главы зміевъ. Братья, почерпнемъ воду съ веселіемъ, ибо съ вѣрою почерпающимъ подается отъ Христа Бога и Спасителя душъ нашихъ невидимо благодать Духа» (стихир. гл. 6, слава и нынѣ 6 янв.).

 

«Приходское Чтеніе». 1913. № 34. C. 933-938.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: