• Слово на соборъ Архистратига Михаила, иже во св. отца нашего Димитрія, Митрополита Ростовскаго.

    Слово на соборъ Архистратига Михаила, иже во св. отца нашего Димитрія, Митрополита Ростовскаго.

    «Ангеломъ Своимъ заповѣстъ о тебѣ сохранити тя во всѣхъ путехъ твоихъ»

    (Псал. ХС. 11).

     

    Силенъ всесильный Создатель нашъ Богъ хранить насъ Самъ Собою и безъ приставленія къ намъ ангельской стражи, слушатели возлюбленные! Силенъ Владыка нашъ Самъ Собою, не требуя ничьей помощи, управлять жизнью нашей, какъ и создалъ насъ Самъ безъ помощи ангеловъ; силенъ, говорю, Самъ сохранить насъ, какъ содержащій Самъ всю тварь видимую и невидимую, чувственную и духовную. Однако изволилъ Богъ, по неизслѣдимому Своему совѣту, непостижимой премудрости и безконечному разуму, создать всемогущею силою Своею горнее и дольнее, ангеловъ и людей, и устроить благочинный порядокъ во всемъ созданіи Своемъ, въ явленіе Божіей Своей силы и Божіей Своей премудрости и чтобы мы славили Его, Создателя нашего, восклицая вмѣстѣ съ Давидомъ: «Велій Господь нашъ и велія крѣпость Его и разума Его нѣсть числа». «Яко возвеличишася дѣла Твоя, Господи, вся премудростію сотворилъ еси» (Псал. CXLVІ. 5; СІІІ. 24).

    20 November 2020 читать далее


  • Ангелы сохраняютъ человѣка во всѣхъ путяхъ его жизни.

    Ангелы сохраняютъ человѣка во всѣхъ путяхъ его жизни.

    Празднуя нынѣ въ честь св. архистратига Михаила и прочихъ Силъ безплотныхъ, скажемъ нѣсколько словъ о той истинѣ, что ангелы сохраняютъ человѣка на всѣхъ путяхъ его жизни.

    Сонмы духовъ чистѣйшихъ Отецъ небесный посылаетъ на служеніе для тѣхъ, которые имѣютъ наслѣдовать спасеніе (Евр. 1, 14). Является человѣкъ въ мірѣ, и небесная помощь срѣтаетъ его. Не презирайте, изрекъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, ни одного изъ малыхъ сихъ, ибо говорю вамъ, что ангели ихъ на небесахъ всегда видятъ лице Отца Моего Небеснаго (Мѳ. 18, 10). Вѣрная провозвѣстница судебъ Господнихъ, православная Христова Церковь, научаетъ насъ молиться ангелу, данному намъ на соблюденіе души и тѣла со времени нашего крещенія. Стоитъ только присмотрѣться къ жизни слабаго младенчества, – и можно ясно увидѣть, что есть Око, Которое не воздремлетъ, ниже успнетъ, храня младенцевъ: по мановенію Вседержителя, св. ангелы хранятъ ихъ, хотя бы земные приставники оставили ихъ безъ надзора. Какъ объяснить, что лишившіеся родителей младенцы преуспѣваютъ возрастомъ и благодатію, и дѣлаются вѣрными сынами Церкви и отечества? Кто невредимо проводитъ ихъ чрезъ море житейское, какъ не ангелы хранители? Раба Агарь изгоняется изъ дома съ сыномъ своимъ Измаиломъ, въ пустынѣ оскудѣваетъ у ней хлѣбъ и вода, младенецъ томится голодомъ и жаждою, часъ смерти близокъ, отчаявшаяся мать уже бросила сына, сказавъ съ ужасающею скорбію: не хочу видѣть смерти отрока (Быт. 21, 16); но въ эту минуту является ангелъ Божій и спасаетъ младенца и мать.

    20 November 2020 читать далее


  • ТРИ АНГЕЛА.

    ТРИ АНГЕЛА.

    Нынѣ же пребываютъ вѣра, надежда и любовь сіи три; 

    но любовь изъ нихъ больше. (1 Кор. ХIII, 13)

     

    Многіе изъ Ангеловъ на нашемъ жизненномъ пути намъ оказываютъ услуги, нами часто не сознаваемыя; но трое изъ этихъ Ангеловъ славнѣе другихъ. Одинъ изъ нихъ освѣщаетъ намъ сердце и умъ, потому что онъ указываетъ намъ кверху и говоритъ каждому изъ насъ: «Надъ тобой царитъ Всевидящій, котораго око и въ глубины твоего сердца проникаетъ. Гдѣ бы ты ни находился, Онъ при тебѣ; Онъ проникаетъ въ твои мысли издали; ни одного слова съ твоего языка не сходитъ, котораго Онъ не слышалъ бы. Потому учись такъ дѣйствовать и питать такой образъ мыслей и расположеній, чтобы Его око покоилось на тебѣ съ благоволеніемъ, потому что какимъ ты здѣсь, соотвѣтственно этому и въ будущемъ получишь таковое же возмездіе; что посѣешь во времени, то пожнешь и въ вѣчности». Этотъ Ангелъ называется вѣрою. – Другой изъ Ангеловъ укрѣпляетъ, поддерживаетъ утомленнаго путника. Видя путника обремененнымъ работою и трудомъ, задыхающимся и неспособнымъ подняться съ пыли, онъ несетъ его на своихъ крыльяхъ на высокую гору и отсюда указываетъ ему на славную цѣль его жизненнаго пути, на блистающій впереди городъ Божій, небесный Іерусалимъ и говоритъ ему: «Смотри, туда нѣкогда войдешь ты, если вѣрность сохранишь; не унывай, не отчаивайся, простирайся впередъ мужественно; мужественному улыбается награда, храброму борцу дается побѣдный вѣнокъ». Этому Ангелу имя надежда. – Третій изъ Ангеловъ въ своихъ рукахъ имѣетъ волшебный посохъ, и все до чего имъ ни коснется, все то отъ того прикосновенія преображается и славнѣй становится. Тамъ, гдѣ путь чрезъ унылую пустыню пролегаетъ, тамъ онъ преображаетъ ее въ цвѣтущій лугъ, проводитъ чрезъ пустынную степь шумящія рѣки и превращаетъ ихъ въ прелестный садъ. Этому Ангелу сообщена тайна украшать бѣдную человѣческую жизнь богатыми чудными дарами; онъ приправляетъ бѣдняку скромный его ужинъ; слабому онъ помогаетъ; одинокому свободное время праздныхъ часовъ наполняетъ благодѣтельнымъ содержаніемъ; съ самаритянской вѣрностью онъ обвязываетъ больнымъ раны и тлѣющую искру угасающей жизни въ новый пламень раздуваетъ. Этому Ангелу имя любовь, то же, что и самому Божеству.

    18 November 2020 читать далее


  • «Ангелы Господни, записывающие имена входящих в храм» (Иконографический сюжет).

    «Ангелы Господни, записывающие имена входящих в храм» (Иконографический сюжет).

    На западной стене храма св. прав. Симеона Богоприимца в Зверине монастыре в Новгороде написана еще одна композиция, которая не входит в состав календарного цикла. Это «Ангелы Господни, записывающие имена входящих в храм». Современное ее состояние – результат поздней, XVII века, записи, но можно не сомневаться в том, что нынешние фигуры повторяют древние. Наличие первоначального красочного слоя подтверждает и надпись на свитке архангела Михаила – хорошо заметно ее многоразовое поновление, древние буквы с трудом, но видны из-под поздних правок.

    Архангел Михаил написан к югу от входа. В одной руке он держит занесенный над входящим меч, другой – уже упомянутый свиток. К северу от входа изображен архангел Гавриил, записывающий в свой свиток имена входящих. Сохранилась поздняя запись на свитке: «Ленивы и неблагопристойны имена…».

    Становление иконографии этой композиции требует отдельного исследования, укажу здесь только основные пункты.

    21 November 2019 читать далее


  • СВЯТЫЕ БЕЗПЛОТНЫЕ СИЛЫ – СЛУЖИТЕЛИ БОГА И ДРУЗЬЯ ЛЮДЕЙ.

    СВЯТЫЕ БЕЗПЛОТНЫЕ СИЛЫ – СЛУЖИТЕЛИ БОГА И ДРУЗЬЯ ЛЮДЕЙ.

    Эпоха Апостасии, в которой сейчас мы находимся, пытается устранить от современного человечества образ его небесный друзей – св. ангелов и других безплотных сил небесных.

    «Вера говорит нам, что Церковь на земле и Церковь на небе составляют одно благодатное общество. Только здесь она воинствует, а там – увенчивается славою. Ангелы и блаженные небожители – суть друзья и братья людей на земле. Любовь, существующая в Боге, проницает во все сердца верных сынов Его, соединяет их единою мыслью и единым чувством. Действие сей любви тем сильнее в Ангелах, что они более приближены к Богу и видят в Нем вечную любовь и ту благость, которая желает нашего спасения. Любовь есть их жизнь и их блаженство. Как не иметь им чувствований братской любви к нам? Они любят нас настолько, насколько любить могут, они любят нас для нас самих, потому что видят в нас дары Божественной благодати, которых исполнены сами. И действительно, человек есть существо, по словам псалмопевца, умаленное малым чем от Ангел (Пс.8:5-6). Мы должны быть молодым воинством небесных воинств. Ангелы любят нас как соучастников их славы и их славословий Всевышнему. По сей-то причине они принимают такое живое участие в нашем спасении, которое им так же дорого, как собственное свое постоянство в святости. Они радуются нашему спасению, по слову Иисуса Христа (Мф.18:10). Когда мы находимся на пути к Небу, они всемерно стараются удержать нас на оном и побуждают нас продолжать его с бодростью и постоянством. Если же мы уклоняемся на путь нечестия, то любовь их каких только не вымышляет средств, чтобы обратить нас к Господу!»[1].

    21 November 2019 читать далее