• Иеромонах Серафим (Роуз) – В ПОИСКАХ ПРАВОСЛАВИЯ.

    Иеромонах Серафим (Роуз) – В ПОИСКАХ ПРАВОСЛАВИЯ.

    Этот доклад был представлен на Летнем Паломничестве святого Германа в монастыре преп. Германа Аляскинского в Платине (Калифорния) в 1981 г. Текст приводится по рукописям о.Серафима, в то время как главоразделы введены редакцией в соответствии с разделами автора. Перевод осуществлен нашим сотрудником по тексту из The Orthodox Word, Vol. 38, No. 5 (226-Sept.-Oct. 2002), pp. 242-254. – ред.

     

    I. ВВЕДЕНИЕ.

    Собравшееся здесь количество людей – это доказательство того, что в наше время существует поиск Праавославия: неимеющие его стремятся найти его, а имеющие – углубиться в нем.

    Наши времена, т.е. вторая половина 20 в., – это времена духовных исканий. Многие остаются неудовлетворенными либо иными видами христианства и нехристанскими религиями, либо же неверием и атеизмом. Многие отчаянно надеятся на более полную жизнь, на более полную духовную реальность, чем то, что у них сейчас есть. Все больше и больше таких ищущих находят искомое в Православной Церкви.

    17 May 2019 читать далее


  • Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Согласованіе Евангельскихъ сказаній о Воскресеніи Христовомъ.

    Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Согласованіе Евангельскихъ сказаній о Воскресеніи Христовомъ.

    Намъ приходилось читать различныя попытки выяснить взаимное согласіе евангелистовъ касательно явленія воскресшаго Господа Своимъ ученикамъ и ученицамъ. Нѣкоторыя изъ этихъ попытокъ, напр. доктора Пясковскаго (въ 90-хъ годахъ Христ. Чтенія), почти удовлетворяли насъ, но тѣмъ досаднѣе было замѣчать въ нихъ отсутствіе того главнаго положенія, которое быстро осваиваетъ читателя св. Библіи съ согласованностью событій, изложенныхъ въ четырехъ евангеліяхъ; это-то положеніе или тезисъ давно просится у насъ изъ подъ пера, но полное отсутствіе досуга препятствовало намъ предложить до сего дня свои соображенія по данному предмету.

    11 May 2019 читать далее


  • Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Возстановленіе прихода.

    Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Возстановленіе прихода.

    Владыка Антоний (Храповицкий) и преподаватели Уфимской духовной семинарии

    перед входов семинарской здание на улице Александровской (1900 г.)

     

    I.

    Трудно убѣждать людей, когда они не желаютъ быть искренними; мудрено разъяснять недоразумѣніе, которое соткано изъ злой воли и благородныхъ фразъ, которое нарочно запутывается какими-нибудь червонными валетами, кормящимися въ редакціяхъ около печатной бумаги съ тѣми же пріемами, какъ ихъ сотоварищи по профессіи работаютъ поддѣльными паспортами и подобранными ключами.

    09 May 2019 читать далее


  • Пасхальное письмо Архіепископа Антонія (Храповицкаго) своимъ ученикамъ.

    Пасхальное письмо Архіепископа Антонія (Храповицкаго) своимъ ученикамъ.

    Въ «Колоколѣ» появилось Пасхальное письмо Архіеп. Антонія къ своимъ ученикамъ, писанное въ 1907 году. Считаемъ его поучительнымъ и для читателей «Вѣдомостей» и приводимъ цѣликомъ.

    08 May 2019 читать далее


  • Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Богослужебныя замѣтки (обновлено).

    Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Богослужебныя замѣтки (обновлено).

    1-я Богослужебная замѣтка.

    Убѣдительно прошу отцевъ іереевъ, діаконовъ и пѣвцовъ вникать въ уставъ церковный, который никогда такъ грубо не нарушается, какъ во время пѣнія Цвѣтной Тріоди. Мнѣ извѣстно, напр., что во многихъ церквахъ поютъ канонъ Пасхи на всѣхъ утреняхъ отъ Ѳомина Воскресенья до Вознесенья, а между тѣмъ канонъ Пасхи поется только на 12 утреняхъ за цѣлый годъ: на семи утреняхъ Свѣтлой седьмицы, затѣмъ въ 4 воскресенья, начиная съ недѣли Мироносицъ и въ день Отданія Пасхи, а болѣе никогда, т. е. ни на одной утрени, не поется. Указаніе Типикона, Минеи или Тріоди на «канонъ праздника» разумѣетъ отнюдъ не канонъ Пасхи, который всегда называется канономъ Пасхи, а не праздника; канономъ же «праздника» именуется канонъ соотвѣтственной недѣли, т. е. отъ Антипасхи 7 дней – канонъ Ѳомы, затѣмъ 7 дней канонъ Мироносицъ, далѣе 3 дня канонъ Разслабленнаго, затѣмъ 8 дней каноны Преполовенія, далѣе 3 дня – канонъ Самарянки, еще 4 дня – канонъ Слѣпаго, далѣе 9 дней – каноны Вознесенья, затѣмъ одинъ день – заупокойной, затѣмъ 7 дней – каноны Пятидесятницы и наконецъ канонъ Всѣхъ, Святыхъ, поемый послѣ воскреснаго канона 8-го гласа. Тоже касается и выраженій – «тропарь», или «кондакъ праздника». Итакъ, когда въ семъ 1910 году будете видѣть на дни пр. Іова и Іоанна Богослова «канонъ праздника», то знайте, что это не канонъ Пасхи, а Мироносицъ; день Св. Кирилла и Меѳодія – канонъ Разслабленнаго, а въ коронацію – канонъ Преполовенія; въ день Св. Константина и Елены – канонъ Самарянки, а въ день Рожденія Государыни 25 мая – канонъ Слѣпаго.

    08 May 2019 читать далее


  • Пасхальный привѣтъ Владыки Антонія (Храповицкаго).

    Пасхальный привѣтъ Владыки Антонія (Храповицкаго).

    Моимъ духовнымъ друзьямъ, моимъ дорогимъ ученикамъ

    и ученикамъ моихъ учениковъ, исполненнымъ тѣмъ-же духомъ!

    (Пасхальный привѣтъ).

    Покаянныя молитвы поста начинаютъ уже свѣтить зарею чаемаго воскресенія; среди скорбныхъ чувствъ молящаго о прощеніи грѣшника временами подкатываются къ сердцу сладостныя ожиданія пасхальной радости, когда Церковь будетъ насъ призывать къ славословію Господа воскресшаго и къ взаимной любви: «другъ друга обымемъ и ненавидящимъ насъ простимъ вся воскресеніемъ!». Ненавидящихъ будемъ прощать, а любимыхъ любить сугубо; любимые же нами это тѣ, съ кѣмъ мы дѣлимся своею любовію ко Христу и къ Его Святой Церкви, пасти которую и которой служить поставилъ насъ Святый Духъ.

    05 May 2019 читать далее


  • Св. Апостолъ Ѳома и современные ѳомисты.

    Св. Апостолъ Ѳома и современные ѳомисты.

     

    Проходятъ вѣка, мѣняются поколѣнія вмѣстѣ съ нравами и обычаями, только слово Божіе одинаково-неистощимо въ своемъ воздѣйствіи на людей. «Что за книга это священное Писаніе», говоритъ Достоевскій, «какое чудо, какая сила, данная съ нею человѣку? Господи, что это за книга и какіе уроки! Точно изваяніе міра, человѣка, характеровъ человѣческихъ, и названо все и указано на вѣки вѣковъ»[1]. При внимательномъ чтеніи св. Библіи, особенно новаго завѣта.

    «Звѣзды мыслей тьмы за тьмами

    Всходятъ, всходятъ безъ числа

    И зажжется ихъ огнями

    Сердца дремлющая мгла»[2].

    04 May 2019 читать далее