• Святитель Григорій Палама – Бесѣда въ Недѣлю Праотецъ.

    1. Послѣ того, какъ Единородный Сынъ Божій воплотился ради насъ отъ Дѣвы и Своимъ жительствомъ во плоти исполнилъ и завершилъ Законъ, данный черезъ Моисея, и ввелъ для исполненія Законъ Благодати и въ отношеніи Церкви перемѣнилъ оный древній Законъ, съ тѣхъ поръ Еврейскій родъ изгоняется изъ священной Церкви и вмѣсто нихъ вводимся мы, избранные изъ язычниковъ, которыхъ Господь сочеталъ съ Самимъ Собою и съ Отцемъ, введъ насъ въ родственность сыновъ и братьевъ и даже Своихъ Родителей (о, какое неизреченное человѣколюбіе!). «Иже бо аще сотворитъ волю Отца Моего, Иже есть на небесѣхъ», – говоритъ Онъ, – «той братъ Мой, и сестра, и Мати Моя есть» (Мѳ. 12, 50). Однако же, мы сегодня празднуемъ въ Церкви память Праотцевъ, изъ числа которыхъ большинство были евреи. Почему же это? – Для того, чтобы всѣ знали, что не неправедно и не неразумно, и не недостойно Бога, сдѣлавшаго такъ и проведшаго такую перемѣну, произошло то, что іудеи оказались изгнаны, а язычники – усыновлены, но, какъ въ числѣ призванныхъ язычниковъ только послушествующіе (ученію Христову) причисляются къ родственности съ Богомъ, такъ и относительно Израильскаго рода и сущихъ отъ Адама до сего рода, а такихъ великое множество: только тѣ являются истинными Израильтянами, кто среди нихъ пожили по волѣ Божіей; имъ принадлежали пророчества, чрезъ нихъ были представлены прообразы и къ нимъ были обѣщанія: и только они – истинные Отцы и Праотцы, во-первыхъ, въ дѣвствѣ Родившей по плоти Христа, сущаго Бога всѣхъ, а затѣмъ, чрезъ Него, – и наши (они – Праотцы и Отцы). Эти, вотъ, Отцы и Праотцы не были извержены изъ Христовой Церкви, и сегодня мы со дерзновеніемъ совершаемъ ихъ торжество, какъ составляющихъ удѣлъ исполненія (лика) Святыхъ. Потому что во Христѣ нѣтъ ни древняго, ни новаго, «нѣсть еллинъ, ни іудей, варваръ, скиѳъ, рабъ и свободный, но всяческая и во всѣхъ Христосъ» (Гал. 3, 28); и «іудей» есть не тотъ, кто по внѣшности таковъ; и «обрѣзаніе» есть не то, которое совершается явно, но тотъ «іудей» – кто Іудей въ тайнѣ (въ духѣ), и истинное Обрѣзаніе – это Обрѣзаніе сердца въ духѣ, а не въ буквѣ; такое Обрѣзаніе всѣ имѣютъ и въ немъ всѣ составляютъ одно – будь то древніе; будь то новые – тѣ, которые угодили Богу, богоугодно жительствовавъ, было ли то до Закона, въ Законѣ, или послѣ Закона – въ Евангеліи Благодати.

    26 December 2020 читать далее


  • Св. Митрополитъ Филаретъ (Вознесенскій) – Въ день памяти святаго Андрея Первозваннаго.

    Святая Православная Церковь завтра, помимо воскреснаго дня, воспоминаетъ о великомъ Божіемъ угодникѣ, объ одномъ изъ величайшихъ благовѣстниковъ Евангелія Христова — апостолѣ Андреѣ Первозванномъ, память котораго Церковь праздновала нынѣ.

    О призваніи апостола Андрея Евангеліе говоритъ дважды. Одинъ разъ о первомъ его призваніи, за которое онъ и названъ Первозваннымъ, а другое уже о второмъ моментѣ, когда онъ окончательно все оставилъ и пошелъ за Христомъ Спасителемъ. О первомъ говорится и въ Евангеліи отъ Іоанна (это Евангеліе читалось сегодня за литургіей), о томъ, какъ послѣ Крещенія Господня и возвращенія Спасителя изъ пустыни, послѣ сорокодневнаго поста, Іоаннъ Креститель стоялъ у водъ Іорданскихъ. Съ нимъ стояли два его ученика. Іоаннъ, указывая имъ на приближавшагося Спасителя, говоритъ: Се Агнецъ Божій, вземляй грѣхи міра. Изъ этихъ словъ, видно, какъ глубоко понималъ, какъ много зналъ Святой Креститель о томъ, для чего Сынъ Божій пришелъ въ міръ. И когда услышали это его ученики, то пошли вслѣдъ за удалявшимся Спасителемъ. Онъ обернулся къ нимъ и спросилъ, видя, что они идутъ за Нимъ: Что вамъ надобно? Они спросили Его: Равви (т. е., Учитель), гдѣ Ты живешь? Онъ сказалъ имъ просто: Пойдите и увидите. Они пошли къ Нему и пробыли у Него до вечера.

    12 December 2020 читать далее


  • ОТВЕТ ЦЕРКОВНОМУ И ОБЩЕСТВЕННОМУ МНЕНИЮ ПО ПОВОДУ МИРА В РУССКОЙ ЦЕРКВИ – согласно с свт. Иоанном Златоустом.

    ОТВЕТ ЦЕРКОВНОМУ И ОБЩЕСТВЕННОМУ МНЕНИЮ ПО ПОВОДУ МИРА В РУССКОЙ ЦЕРКВИ – согласно с свт. Иоанном Златоустом.

    Ничего так не оскорбляет Бога, как разделение в Церкви. Хотя бы мы совершили тысячу добрых дел, – повергнемся осуждению не менее тех, которые терзали Тело Его, если будем расторгать целость Церкви. Один Святой муж (Св. Игнатий Богоносец) сказал нечто такое, что могло бы показаться дерзким, если бы не им было сказано. Что же именно? Он сказал, что такого греха не может загладить даже кровь мученическая. В самом деле скажи мне, для чего ты принимаешь мучения? Не для славы ли Христовой? И так, будучи готов положить душу свою за Христа, как решаешься ты разорять Церковь, за которую положил душу Христос? – Сказанное мною направленно против тех, которые без разбора пристают к людям, отделяющимся от Церкви. Если эти последние содержат противные нам догматы, то потому самому не должно с ними иметь общения; если же они мыслят одинаково с нами, то еще больше должно избегать их. Почему так? Потому что это недуг любоначалия. Не знаете разве, что случилось с Кареем, Дафаном и Авиром? Но одни ли они потерпели? Не вместе ли с ними погибли и их сообщники? Ты говоришь: «у них та же самая вера и они православны". Если так, от чего же они не с нами? Един Господь, едина вера, едино крещение» (Ефес. 4:5). Если у них хорошо, то у нас худо: а если у нас хорошо, то у них худо.

    26 November 2020 читать далее


  • Слово на соборъ Архистратига Михаила, иже во св. отца нашего Димитрія, Митрополита Ростовскаго.

    Слово на соборъ Архистратига Михаила, иже во св. отца нашего Димитрія, Митрополита Ростовскаго.

    «Ангеломъ Своимъ заповѣстъ о тебѣ сохранити тя во всѣхъ путехъ твоихъ»

    (Псал. ХС. 11).

     

    Силенъ всесильный Создатель нашъ Богъ хранить насъ Самъ Собою и безъ приставленія къ намъ ангельской стражи, слушатели возлюбленные! Силенъ Владыка нашъ Самъ Собою, не требуя ничьей помощи, управлять жизнью нашей, какъ и создалъ насъ Самъ безъ помощи ангеловъ; силенъ, говорю, Самъ сохранить насъ, какъ содержащій Самъ всю тварь видимую и невидимую, чувственную и духовную. Однако изволилъ Богъ, по неизслѣдимому Своему совѣту, непостижимой премудрости и безконечному разуму, создать всемогущею силою Своею горнее и дольнее, ангеловъ и людей, и устроить благочинный порядокъ во всемъ созданіи Своемъ, въ явленіе Божіей Своей силы и Божіей Своей премудрости и чтобы мы славили Его, Создателя нашего, восклицая вмѣстѣ съ Давидомъ: «Велій Господь нашъ и велія крѣпость Его и разума Его нѣсть числа». «Яко возвеличишася дѣла Твоя, Господи, вся премудростію сотворилъ еси» (Псал. CXLVІ. 5; СІІІ. 24).

    20 November 2020 читать далее


  • Новосвмуч. Владиміръ (Богоявленскій), Митр. Кіевскій и Галицкій – ВСЕМІРНОЕ ПРИЗВАНІЕ ЦЕРКВИ.

    Новосвмуч. Владиміръ (Богоявленскій), Митр. Кіевскій и Галицкій – ВСЕМІРНОЕ ПРИЗВАНІЕ ЦЕРКВИ.

    Во имя Того, предъ Которымъ всѣ мы преклоняемъ свои колѣна, привѣтствую васъ, боголюбивые отцы, братіе и сестры, собравшіеся на нашъ миссіонерскій праздникъ. По случаю этого праздника да будетъ мнѣ позволено предложить вамъ слово о всемірномъ призваніи Церкви. Избирая такую тему для нынѣшней рѣчи, я увѣренъ, что я не отступаю отъ нашего предмета и не нарушаю миссіонерскаго характера нашего собранія. Ибо Церковь и миссія находятся между собою въ самой тѣсной связи. Между тѣмъ какъ Церковь призвана служить міру, миссія имѣетъ своею задачею приготовить мѣсто Церкви среди этого міра.

    03 October 2020 читать далее


  • Святитель Фотій, патр. Константинопольскій – Слово на Рождество Пресвятыя Богородицы.

    Святитель Фотій, патр. Константинопольскій – Слово на Рождество Пресвятыя Богородицы.

    Всякій праздникъ и всякое торжество, по поводу коего радуется сонмъ вѣрующихъ, прекращаетъ взаимныя несогласія и споры, соединяетъ людей разномыслящихъ и нарушившихъ разногласіемъ союзъ любви, содѣйствуя водворенію единомыслія стройнымъ созвучіемъ пѣснопѣній, – показываетъ, что всѣ собравшіеся суть созданія одного и того же Господа и Творца, и, свидѣтельствуя единствомъ почитанія о равночестности твари, укрощаетъ и успокоиваетъ тѣхъ, которые имѣютъ гнѣвъ другъ на друга, убѣждая и поучая мыслить справедливо и человѣчно, видѣть одну и ту же длань Творца и помнить объ одной и той же персти творенія.

    20 September 2020 читать далее


  • «ПРИЗЫВАЮ ВАС ПРЕЖДЕ ВСЕГО БЫТЬ ПРАВОСЛАВНЫМИ ХРИСТИАНАМИ». Из cлова к Сан Францисской пастве святителя Иоанна (Максимовича).

    «ПРИЗЫВАЮ ВАС ПРЕЖДЕ ВСЕГО БЫТЬ ПРАВОСЛАВНЫМИ ХРИСТИАНАМИ». Из cлова к Сан Францисской пастве святителя Иоанна (Максимовича).

    Cказано на собрании прихода Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радости 25 января/7 февраля 1965 г.

    Я должен отметить усердие нашей Сан Францисской паствы в делах церкви и посещении богослужений в великие праздники, а некоторых даже и ежедневно. Весьма большая жертвенность, которая проявлена по постройке собора, свидетельствует о преданности нашей паствы Церкви. Однако, говоря об отрадных явлениях в приходской жизни, я не могу умолчать и о прискорбных явлениях. Таковым является постепенное уменьшение количества лиц, посещающих богослужения. Напрасно сваливать вину на то, что район стал опасным – не то главная причина, а главное именно то, что люди втягиваются в житейскую жизнь и постепенно отходят от духовной. Это общее явление, замечаемое в Америке. К прискорбию, от нашей первой эмиграции 20-х годов потомства почти не осталось, только единицы существуют от тех семейств, которые прибыли сюда в 20-х годах. Почему? Они растворились, они отошли от православной веры и от русской национальности, также в большинстве переменили свои фамилии, так что не узнаешь, что они русские. Такое явление замечалось и прежде, но те самые, которые переселились не из державной России, а подъяремной Руси-Галичины, Прикарпатской Руси, Буковины, уже проживают здесь много десятков лет и сохранили как-то свою самобытность. Мы должны вспомнить тех старообрядцев, которые в Турции 300 лет прожили, однако прибыли в Америку чисто русскими, говорят на чистейшем русском языке и носят свои народные одежды. А прибыли они сюда, т.к. теперешнее турецкое правительство стало притеснять их в области исповедания веры. Вот если бы наша эмиграция была также тверда в исповедании своей веры и своего русского достоинства, то действительно мы представляли бы силу, перед которой склонялись бы другие народности. Не напрасно же нас Господь выбросил из нашей страны, не только за грехи наши, а и чтобы мы были проповедниками Евангелия, чтобы, как сказано в Евангелии: «перед концем миpa проповедано будет Евангелие во всем миpe». Надо, приводя к православию других, опасаться чтобы мы сами не стали «солью обуявшей», но сохранили святое православие.

    04 July 2020 читать далее