• Протоіерей Аполлинарій Ковальницкій – Зачатіе и беременность въ отношеніи къ наслѣдственности (Слово на день Зачатія св. Іоанна Предтечи).

    Протоіерей Аполлинарій Ковальницкій – Зачатіе и беременность въ отношеніи къ наслѣдственности (Слово на день Зачатія св. Іоанна Предтечи).

    Нелицемѣрную любовь къ Богу, нелицемѣрную любовь къ ближнимъ имѣла еси, въ заповѣдехъ Господнихъ ходя, многославная Елисавето: плодъ се вѣры твоея бысть, тѣмъ торжествующе ублажаемъ тя. (Служб. 5 сент. стихира на стиховнѣ).

    Отъ юности крѣпокъ являяся Сампсонъ, слава матере своея бысть. (изъ канона Служба 5 сент.)

    Такъ, св. Іоаннъ Предтеча, Зачатіе котораго св. Церковь нынѣ вспомиваетъ, явился въ міръ Великимъ изъ рожденныхъ женами, благодаря величію своихъ родителей, питавшихъ въ своихъ душахъ любовь къ Богу и ближнему, исполнявшихъ заповѣди Господни. Крѣшкій духомъ Іоаннъ Предтеча напоминаетъ собою крѣпкаго тѣломъ Самисона, который тоже составлялъ собою славу матери. – Такъ душевныя и тѣлесныя качества передаются дѣтямъ отъ родителей.

    Нельзя сказать о душѣ человѣка, что она всецѣло происходитъ отъ своихъ родителей, Нѣтъ, душа каждаго человѣка создана Богомъ по особому закону Божію. Праматерь Ева, когда родила своего перваго сына, воззвала: пріобрѣла я человѣка отъ Бога. Всѣ матери повторяютъ эти слова; онѣ подобно матери Маккавеевъ говорятъ своимъ дѣтямъ: «я не знаю, какъ вы явились во чревѣ моемъ, не я дала вамъ дыханіе и жизнь, но Творецъ міра» (II. Макк. VII. 23-24).

    Такъ; мы утверждаемъ, что Богъ созидаетъ душу каждаго человѣка по особому закону{1}.

    Но, не признавая переселенія душъ чрезъ посредство родителей къ дѣтямъ, мы признаемъ, что отъ родителей къ дѣтямъ передаются, по наслѣдству, крѣпость или слабость тѣла, темпераментъ, привычки, и особыя достоинства и недостатки души. Объ этомъ должны помнить родители, имѣя въ виду зачатіе и беременность.

    05 October 2024 читать далее


  • Епископъ Лаврентій (Некрасовъ) – Поученіе на память св. Пророка Іоны.

    Епископъ Лаврентій (Некрасовъ) – Поученіе на память св. Пророка Іоны.

    При имени св. Пророка Іоны тотчасъ вспоминаются Ниневитяне, покаявшіеся вслѣдствіе проповѣди его.

    Ниневія, столица Ассиріи, была однимъ изъ обширнѣйшихъ и многолюднѣйшихъ городовъ древняго міра. Стѣна, окружающая его, имѣла 60 миль длины, сто футовъ вышины, полторы тысячи башенъ высотою въ 200 футовъ. Не было мѣры ея богатству, не было счету ея драгоцѣннымъ предметамъ. Но увы! это былъ городъ кровей, полонъ обмана и убійства; развратъ и грабительство въ немъ не прекращались (Наум. 3, 1). И вотъ Милосердый Господь посылаетъ къ Ниневитянамъ Іону Пророка. И началъ Іонъ ходить по городу и проповѣдывать: Еще сорокъ дней, и Ниневія будетъ разрушена (Іона 3, 4-10). Вняли проповѣди Іоны Ниневитяне, покаялись, – и Ниневія была спасена. Такова сила покаянія. Покаяніе и Божіе опредѣленіе измѣняетъ... Покаяніе спасло Ниневитянъ; отдалило погибель ихъ на 200 лѣтъ. Но когда Ниневитяне снова обратились къ неправдамъ своимъ; когда беззаконники его совсѣмъ потеряли стыдъ, князья его стали, какъ рыкающіе львы, а судьи, какъ вечерніе волки, не оставляющіе до утра ни одной кости; тогда насталъ день Господень, день гнѣва, день скорби и тѣсноты, день опустошенія и разоренія, день тьмы и мрака, – (Соф. 1,14-16), – и городъ торжествующій, живущій безпечно, говорящій въ сердцѣ своемъ: я, и нѣтъ иного кромѣ меня, – сталъ развалиною, логовищемъ для звѣрей (Соф. 2, 15); самое мѣсто этого знаменитаго нѣкогда города долго не было извѣстно; само имя его изчезло изъ памяти людей. «Взыскахъ и не обрѣтеся мѣсто его».

    05 October 2024 читать далее


  • Архіепископъ Димитрій (Муретовъ) – О долготерпѣніи (Слово въ недѣлю по Воздвиженіи).

    Архіепископъ Димитрій (Муретовъ) – О долготерпѣніи (Слово въ недѣлю по Воздвиженіи).

    Иже постыдится Мене и Моихъ словесъ въ родѣ семъ прелюбодѣйнѣмъ и грѣшнѣмъ, и Сынъ человѣческій постыдится его, егда пріидетъ во славѣ Отца Своею со ангелы святыми (Марк. 8, 38).

    Это сказалъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ въ ободреніе тѣмъ, которыхъ призывалъ Онъ взять крестъ свой и итти въ слѣдъ Его, которымъ предсказывалъ въ мірѣ семъ скорби и печали, поношенія и уничиженія, гоненія и страданія.

    Въ нашемъ падшемъ и грѣховномъ мірѣ, при всеобщемъ смѣшеніи добра и зла, все является, братіе мои, въ превратномъ видѣ. Порокъ и нечестіе нерѣдко торжествуютъ и славятся; добродѣтель и благочестіе – въ стѣсненіи, гоненіи, убожествѣ и безчестіи. Заблужденія и ложь проповѣдуются на кровѣхъ, срѣтаютъ даже похвалу и одобреніе; а св. истина принуждена бываетъ скрываться подъ спудомъ, чтобъ не быть осмѣянною и поруганною. Праведники, благоугождающіе Богу исполненіемъ Его заповѣдей, служащіе Ему преподобіемъ и правдою вся дни живота своего, и алчутъ, и жаждутъ, и наготуютъ, и страждутъ; а грѣшники, безстрашно преступающіе всесвятую волю Его, презирающіе божественный законъ Его, одѣваются въ порфиру и виссонъ, веселятся на вся дни свѣтло. Соблазны и беззаконія, невѣріе и кощунство ростутъ и множатся въ самой Церкви Христовой, и возносятъ до небесъ главу свою; а вѣра и благочестіе смиренно преклоняются долу и не смѣютъ возвести очей своихъ, чтобъ не встрѣтить кощунственнаго поруганія.

    29 September 2024 читать далее


  • Священникъ Іосифъ Майфетъ – Крестъ и воскресеніе (Слово въ праздникъ Воздвиженія Креста Господня).

    Священникъ Іосифъ Майфетъ – Крестъ и воскресеніе (Слово въ праздникъ Воздвиженія Креста Господня).

    Когда среди насъ появляются люди, отрицающіе очевидныя истины, то на такихъ людей обыкновенно смотрятъ вначалѣ съ улыбкой снисхожденія, а потомъ и совсѣмъ перестаютъ ихъ слушать. Такъ бываетъ, когда дѣло касается истины научной или общежитейской, доказанной опытомъ и всѣми признанной. Но нельзя такъ поступить тогда, когда дѣло касается истины религіозной, касающейея духа человѣческаго, основанной исключительно на вѣрѣ. Дѣйствуя на душу слушателя путемъ словеснаго убѣжденія, приправленнаго видомъ искренности, а на самомъ дѣлѣ сложнаго, отрицатель религіозной истины можетъ поселить въ довѣрчивой душѣ малоопытнаго слушателя сначала колебаніе, затѣмъ сомнѣніе, – а при подобномъ душевномъ состояніи человѣка, его не трудно уже склонить и къ отпаденію отъ истины. И такимъ образомъ нерѣдко погибаютъ души христіанскія. Къ отрицателямъ истинъ религіозныхъ нельзя относиться спокойно и равнодушно. Если царь и пророкъ Давидъ обличаетъ и называетъ безумцами тѣхъ, которые не открыто, а тайно, только въ сердцѣ своемъ говорятъ нѣтъ Бога (Псал. XIII, 1, LII, 2), то тѣмъ паче слѣдуетъ обличать тѣхъ, которые отрицаютъ религіозныя истины открыто, во всеуслышаніе и даже позволяютъ себѣ глумиться надъ ними. При безуспѣшности же вразумленій, нужно и совсѣмъ удалиться отъ подобныхъ людей. Еретика послѣ перваго и второго вразумленія, отвращайся (Тит. III, 10), повелѣваетъ апостолъ.

    27 September 2024 читать далее


  • Поученія при обнобленіи и освященіи храма.

    Поученія при обнобленіи и освященіи храма.

    I.

    Возблагодаримъ, братіе, Господа, что Онъ удостоилъ васъ обновить свой храмъ. Это великая милость Божія къ вамъ. Построить храмъ, обновить пришедшій въ ветхость – это самое великое дѣло, какое только можетъ сдѣлать человѣкъ. А сдѣлать такое дѣло Господь не всякаго удостоиваетъ. Такъ Давидъ вздумалъ построить храмъ Господу: стыдно, говоритъ онъ, мнѣ жить въ кедровомъ домѣ, а кивотъ Завѣта оставлять подъ шатромъ. Господь одобрилъ это чувство; но ты, сказалъ Господь, не построишь мнѣ дома. Почему? Потому что руки твои много пролили крови. Изъ примѣра сего мы можемъ заключить: если въ какомъ-либо селеніи храмы плохи, ветхи, непокрашены, какъ слѣдуетъ: на иконостасахъ позолота поблекла, на иконахъ трудно розобрать, какіе святые на нихъ изображены, ризы на священнослужителяхъ старыя, иногда раздранныя, а у псаломщиковъ стихарей и вовсе нѣтъ; значитъ и прихожане тамъ люди плохіе: они думаютъ только о тѣлѣ, а о душѣ своей не заботятся; думаютъ о благахъ земныхъ, а о благахъ небесныхъ нерадятъ и не получатъ ихъ. Они забыли Бога и Богъ ихъ забудетъ. Имъ не стыдно обновлять свои дома, а домъ Царя небеснаго оставлять въ небреженіи; имъ не стыдно къ каждому празднику шить себѣ новыя одежды, и видѣть священника, одѣтаго чуть не въ рубищѣ. Имъ не стыдно, что за ихъ нерадѣніе Господь изливаетъ гнѣвъ Свой иногда на цѣлыя страны и области. А что это такъ, что Господь дѣйствительно за грѣхъ одного человѣка иногда наказываетъ цѣлый народъ, на это мы имѣемъ указаніе въ Словѣ Божіемъ; нѣкогда Ахаръ укралъ изъ посвященнаго Богу и скрылъ въ своей кущѣ. Это было во время завоеванія Израильтянами Земли обѣтованной. Доселѣ Израильтяне побѣждали Хананеянъ, хотя послѣдніе были очень сильны. Теперь двинулись они противъ Хананеянъ и были побѣждены, а это было знакомъ, что отъ нихъ отступила сила Божія, что Господь прогнѣвался на нихъ. За что, вопросили они Господа? За то, отвѣчалъ Господь, что взяли вы изъ заклятаго и украли и утаили, и положили между своими вещами (а укралъ-тο одинъ Ахаръ): «не буду болѣе съ вами, если не истребите изъ среды вашей заклятаго» (Іис. Нав. 7, 11. 12). Другой примѣръ: согрѣшилъ одинъ Давидъ, а на весь народъ Господь послалъ моровую язву. Такъ, братія, когда увидите человѣка согрѣшающаго, татя ли, пьяницу ли, обидчика ли, останавливайте его: скажите ему: перестань, изъ-за тебя гнѣвъ Божій будетъ на все село. Скажите имъ такъ, какъ сказали нѣкогда Израильтяне колѣнамъ: Рувимову, Гадовому и половинѣ колѣна Манассіина: что это за преступленіе сдѣлали вы предъ Господомъ? Сегодня вы возстаете противъ Господа, а завтра прогнѣвается Господь на все общество. Не одинъ ли Ахаръ сдѣлалъ преступленіе, взялъ изъ заклятаго? А гнѣвъ былъ на все общество. Не одинъ онъ умеръ за свое беззаконіе (Іис. Нав. 22, 16. 18. 20). Или самимъ предстанетъ искушеніе, – воздержитесь отъ грѣха: изъ-за грѣха пострадаете не вы одни, а и дѣти ваши, и сродники и сосѣди. Это испытали на себѣ Израильтяне: «отцы наши, говорили они, ѣли кислое, а у насъ на зубахъ оскомина». Грѣхъ то же, что огонь. Какъ часто отъ неосторожности одного стираетъ не одинъ домъ неосторожнаго, а все селеніе...

    26 September 2024 читать далее


  • Поученіе въ недѣлю предъ Воздвиженіемъ Животворящаго Креста Господня.

    Христос на престоле и Распятие. Икона из кладбищ. храма мон-ря Ватопед. Сер. XVII в. (тут)

    Св. Церковь заранѣе приготовляетъ насъ, братіе-христіане, къ одному изъ величайшихъ своихъ праздниковъ, – къ празднику Воздвиженія Честнаго и Животворящаго Креста Господня, заранѣе возводитъ насъ на Голгоѳу и, поставляя предъ лицемъ распятаго Господа, заставляетъ насъ выслушать изъ устъ Его Самого ученіе Его о Его крестныхъ страданіяхъ и смерти за насъ грѣшныхъ, – о величайшемъ, всемірномъ значеніи этихъ страданій, и о безпредѣльной любви Отца небеснаго къ намъ грѣшнымъ.

    Это божественное ученіе Свое Господь Іисусъ Христосъ изложилъ въ бесѣдѣ Своей съ Никодимомъ – княземъ жидовскимъ и знаменитымъ членомъ синедріона, удостоившимся не только лично бесѣдовать съ Господомъ, но и послужить впослѣдствіи Господу при погребеніи пречистаго тѣла Его вмѣстѣ съ Іосифомъ Аримаѳейскимъ. Бесѣда происходила ночью въ саду Геѳсиманскомъ, и представлялась Никодиму во многомъ непонятною; для насъ же, братіе-христіане, у подножія Креста Господня, она, безъ сомнѣнія, будетъ совершенно ясна и понятна.

    Выслушайте ее, братіе-христіане, съ полнымъ вниманіемъ и благоговѣніемъ, дабы достойнымъ образомъ приготовиться къ поклоненію Честному и Животворящему Кресту Господню.

    22 September 2024 читать далее


  • Поученіе при встрѣчѣ чудотворной иконы Знаменія Божіей Матери въ Курскѣ (13-е сентября ст. ст.).

    Поученіе при встрѣчѣ чудотворной иконы Знаменія Божіей Матери въ Курскѣ (13-е сентября ст. ст.).

    Ежегодно в пятницу 9-й недели после Пасхи икона «Знамение» торжественно с крестным ходом переносится из Курского-Знаменского собора на место ее явления в Коренную пустынь, где она и оставалась до 12 сентября, а 13 сентября снова с таким же торжетвом возвращается в Курск. Этот крестный ход установлен в 1618 г. в память перенесения иконы из Москвы в Курск и в воспоминание ее первоначального явления. Ред.

    Откуду мнѣ сіе, да пріиде Мати Господа моего ко мнѣ?

    Такъ въ чувствѣ благоговѣйнаго восторга воскликнула праведная Елисавета, когда въ пришедшей къ ней родственницѣ почувствовала не простую дѣву, но Дѣву – Богородицу. «Откуда мнѣ сіе, да пріиде Мати Господа моего ко мнѣ»? За что такая милость? Кто я такая? Обыкновенная жена обыкновеннаго священника... и меня посѣщаетъ Матерь Божія. Откуда мнѣ сіе?

    Это чувство смиренія и своего недостоинства сознавали и другіе святые мужи, когда они удостоивались небесной милости Божіей – богоявленія къ нимъ милостиво бывшаго, или другихъ благодѣяній Божіихъ.

    Является Господь Моѵсею и говоритъ: «выведи изъ Египта народъ Мой, сыновъ Израилевыхъ». Моѵсею вдругъ приходятъ на память всѣ его недостатки. «Кто я, смиренно отвѣчаетъ Моѵсей, чтобы мнѣ итти къ Фараону и вывести изъ Египта сыновъ Израилевыхъ»?

    21 September 2024 читать далее