• Исцѣленіе разслабленнаго у овчей купѣли и рѣчи Іисуса Христа къ іудеямъ, сказанныя по этому поводу (Іоан. гл. 5).

    Исцѣленіе разслабленнаго у овчей купѣли и рѣчи Іисуса Христа къ іудеямъ, сказанныя по этому поводу (Іоан. гл. 5).

    «По сихъ же (послѣ пребыванія Іисуса Христа въ Галилеѣ) бѣ праздникъ іудейскій, и взыде Іисусъ во Іерусалимъ» (ст. 1). Нельзя съ точностію опредѣлить, какой здѣсь разумѣется «праздникъ іудейскій». Правдоподобнѣе всего будетъ, кажется, событія путешествій Іисуса Христа расположить такъ: въ праздникъ пасхи Господь былъ въ Іерусалимѣ, и имѣлъ тамъ бесѣду съ. Никодимомъ (3, 1 и др.). Потомъ Онъ долгое время, вѣроятно впродолженіи всего лѣта, находился въ Іудеѣ, училъ тамъ и крестилъ (3, 22). Когда же число послѣдователей Его стало ежедневно увеличиваться, и вмѣстѣ съ тѣмъ все больше и больше усиливаться зависть и ненависть къ Нему фарисеевъ (4, 1 и др.), тогда Онъ оставилъ Іудею и пошелъ въ Галилею. Во время этого путешествія Онъ былъ въ Сихемѣ, и, какъ видно изъ 4, 35, это было около времени жатвы, слѣдовательно, въ октябрѣ или ноябрѣ. Затѣмъ Онъ прибылъ въ Галилею, и послѣ уже предпринялъ путешествіе на «праздникъ іудейскій» въ Іерусалимъ. На ближайшее же къ этому время падалъ одинъ изъ великихъ іудейскихъ праздниковъ – «пуримъ» или «фуримъ» (Есѳ. 9, 24 и др.), называемый также «Мардохеевымъ днемъ» (2 Макк. 15, 37), установленный въ воспоминаніе о спасеніи евреевъ отъ злоумышленій Амана (Есѳ. 9, 1 и др.) Этотъ праздникъ обыкновенно приходился въ началѣ марта и, слѣдовательно, почти за мѣсяцъ предъ пасхою. Если же теперь признать, что и въ объясняемомъ нами мѣстѣ разумѣется именно праздникъ пуримъ, то въ такомъ случаѣ не будетъ никакого противорѣчія и съ тѣмъ, что говорится въ 6, 4.

    14 May 2022 читать далее


  • Евангельское назиданіе недѣли св. Женъ Мѵроносицъ.

    Евангельское назиданіе недѣли св. Женъ Мѵроносицъ.

    Въ ночь подъ Воскресенье, еще задолго до разсвѣта, свв. жены Мѵроносицы спѣшили ко гробу Спасителя, чтобы помазать пречистое тѣло Его мѵромъ. Онѣ не успѣли совершить этого благочестиваго обряда (обычая) въ то время, когда распятаго Господа сняли со креста и положили во гробѣ, и теперь старались восполнить опущенное. Ни поздній часъ ночи, ни глубокій мракъ, одѣвавшій еще сонную землю, ни стража, приставленная ко гробу Жизнодавца, – ничто не удерживало ихъ отъ благаго предпріятія. Только на пути, когда уже приближались къ мѣсту погребенія Господня, имъ пришло на мысль, что огромный камень закрываетъ входъ ко гробу: въ недоумѣніи онѣ спрашиваютъ другъ друга: «кто отвалитъ намъ камень отъ гроба» (Мар. 16, 3)? и, спросивши, не останавливаются, а продолжаютъ идти къ цѣли, хотя, разсуждая по человѣчески, этого одного препятствія было достаточно, чтобы упасть духомъ и отказаться отъ задуманнаго дѣла. Тяжелая, огромная скала закрывала входъ въ пещеру, гдѣ былъ погребенъ Спаситель, и не подъ силу женскимъ рукамъ было отвалить этотъ камень; тутъ опустились бы руки и у людей, болѣе сильныхъ, нежели слабыя женщины. Тѣмъ не менѣе онѣ идутъ.

    07 May 2022 читать далее


  • Протоіерей Николай Русановъ – Вторникъ Ѳоминой недѣли (Евангельское чтеніе).

    Протоіерей Николай Русановъ – Вторникъ Ѳоминой недѣли (Евангельское чтеніе).

    Господь говорилъ: «Такъ возлюбилъ Богъ міръ, что отдалъ Сына Своего дабы всякій, вѣрующій въ Него, не погибъ, но имѣлъ жизнь вѣчную. Ибо не послалъ Богъ Сына Своего въ міръ, чтобы судить міръ, но чтобы міръ спасенъ былъ чрезъ Него. Вѣрующій въ Него не судится, а невѣрующій уже осужденъ! потому что не увѣровалъ во имя единороднаго Сына Божія.

    Судъ же состоитъ въ томъ, что свѣтъ пришелъ въ міръ; но люди болѣе возлюбили тьму, нежели свѣтъ, потому что дѣла ихъ злы. Ибо всякій, дѣлающій худыя дѣла, ненавидитъ свѣтъ, и не идетъ къ свѣту, чтобы не обличилось дѣло его, потому что они злы. А поступающій по правдѣ идетъ къ свѣту, дабы явны были дѣла его, потому что они въ Богѣ содѣланы» (Іоан. 3, 16-21).

    03 May 2022 читать далее


  • Явленіе Іисуса Христа св. апостолу Ѳомѣ (Іоан. XX, 24-29).

    Явленіе Іисуса Христа св. апостолу Ѳомѣ (Іоан. XX, 24-29).

    По воскресеніи изъ мертвыхъ, Господь Іисусъ Христосъ, въ продолженіи сорока дней, много разъ являлся своимъ ученикамъ, бесѣдовалъ съ ними, утѣшалъ ихъ и, для удостовѣренія ихъ въ истинѣ Своего воскресенія, позволялъ имъ даже касаться Своего прославленнаго тѣла и вкушалъ пищу. – Когда ученики Господа, пораженные чудеснымъ явленіемъ Его, принимаютъ Его за духъ, Онъ говоритъ имъ: «посмотрите на руки Мои и ноги Мои; это Я Самъ; осяжите Меня, и разсмотрите, ибо духъ плоти и костей не имѣетъ, какъ видите ихъ у Меня». Какая милость, какая любовь Господа къ своимъ ученикамъ, а въ лицѣ ихъ и ко всѣмъ намъ. Ему благоугодно было дать намъ столь же убѣдительныя докательства Своего воскресенія, какъ убѣдительны были доказательства Его смерти, ибо Его воскресеніе должно быть главнымъ предметомъ и основаніемъ нашей вѣры.

    30 April 2022 читать далее


  • «Аще же Христосъ не воста, тще убо проповѣданіе наше, тща же и вѣра ваша»... (1 Кор. 15, 14).

    «Аще же Христосъ не воста, тще убо проповѣданіе наше, тща же и вѣра ваша»...  (1 Кор. 15, 14).

    Земная жизнь нашего Спасителя была ознаменована многими чрезвычайными событіями, въ которыхъ проявилось Его Божеское всемогущество и власть надъ силами и стихіями природы, надъ жизнію и смертію людей и надъ имущимъ державу смерти діаволомъ. Извѣстныя Евангельскія чудеса и многія другія, повѣствованія о которыхъ, по замѣчанію Евангелиста, «не вмѣстить бы и всему міру» (Іоан. 21, 25), всѣмъ и каждому съ очевидностію свидѣтельствовали о Божествѣ Искупителя міра и истинности-непреложности Его небеснаго ученія. Слушателямъ, сомнѣвающимся въ томъ, Онъ-ли издревле обѣтованный и ожидаемый Мессія, самъ Спаситель открыто говорилъ: «аще Мнѣ не вѣруете, дѣломъ Моимъ вѣруйте»... (Іоан. 10, 37-38); «дѣла бо, яже даде Мнѣ Отецъ да совершу я, та дѣла, яже Азъ творю, свидѣтельствуютъ о Мнѣ, яко Отецъ Мя посла» (Іоан. 5, 36).

    30 April 2022 читать далее


  • Петръ Геѳсиманскій – Ἐξ ἀναστάσεως νεκρῶν (Неточный переводъ словъ ап. Павла измѣняетъ и суживаетъ широкій кругозоръ его мысли: Рим. 1, 4).

    Начиная свое благовѣстіе Римлянамъ, ап. Павелъ прежде всего устанавливаетъ взглядъ на лицо Господа нашего Іисуса Хріста. «Избранный къ благовѣстію Божію», онъ опредѣляетъ характеръ этого благовѣстія тѣмъ, что его «прежде обѣщалъ Богъ чрезъ пророковъ своихъ, въ писаніяхъ святыхъ». А предметомъ благовѣстія служитъ Сынъ Божій, «Который родился отъ сѣмени Давидова по плоти, и открылся Сыномъ Божіимъ, въ силѣ, по духу святыни, чрезъ воскресеніе изъ мертвыхъ» (Рим. 1, 2-4).

    Мы обращаетъ вниманіе на послѣднія слова и, слагая ихъ съ греческимъ подлинникомъ посланія, находимъ въ нихъ существенную разницу. Хрістосъ открылся Сыномъ Божіимъ «чрезъ воскресеніе изъ мертвыхъ», а по греческому тексту – ἐξ ἀναστάσεως νεκρῶν. Вся сила разности заключается въ опущеніи предлога έκ, который оказался вставленнымъ и въ русскомъ (изъ) и славянскомъ (отъ) переводѣ. Русскій переводъ читаетъ «воскресеніе изъ мертвыхъ», славянскій – «воскресеніе отъ мертвыхъ», а греческій текстъ просто говоритъ «воскресеніе мертвыхъ».

    30 April 2022 читать далее


  • ПАСХАЛЬНОЕ БЛАГОВѢСТІЕ.

    ПАСХАЛЬНОЕ БЛАГОВѢСТІЕ.

    Въ началѣ бѣ Слово, и Слово бѣ къ Богу, и Богъ бѣ Слово.

    (Іоанн. I, 1-17).

    Комy неизвѣстно по своимъ начальнымъ словамъ Пасхальное Евангеліе? Кто не слыхалъ ихъ торжественнаго, часто на различныхъ языкахъ, возглашенія?

    И вмѣстѣ съ тѣмъ, у кого хоть иногда не возникалъ недоумѣнный вопросъ: зачѣмъ читается на Пасху именно это Евангеліе отъ Іоанна о Словѣ Божіемъ Іисусѣ Христѣ, а не повѣствованіе о Его воскресеніи? Не болѣе ли соотвѣтствуетъ празднику проповѣдь о возстаніи Богочеловѣка изъ мертвыхъ, о Его побѣдѣ надъ смертію?

    24 April 2022 читать далее