• О псалтири (Ученіе св. Отцевъ).

    О псалтири (Ученіе св. Отцевъ).

    Въ дни св. Четыредесятницы, за богослуженіемъ въ св. храмѣ мы болѣе всего слышимъ чтеніе изъ книги псалмовъ св. пророка и царя Давида; поэтому считаемъ умѣстнымъ привести ученіе св. Отцевъ о псалтири, указывающее на ея великое значеніе.

    «Книга псалмовъ», говоритъ св. Афанасій Александрійскій, «какъ бы на картинѣ представляетъ, какъ должна вести себя душа. Сія божественная книга стремящемуся къ добродѣтели и желающему познать житіе Спасителя во плоти, сперва посредствомъ чтенія приводитъ на память душевныя движенія, а потомъ уже читающихъ такія слова образуетъ и учитъ. Поэтому одни изъ псалмовъ изложены въ видѣ повѣствованія, другіе въ видѣ пророчества, иные какъ бы въ видѣ молитвы, а иные какъ бы въ видѣ исповѣданія»{1}.

    «Псаломъ», живописуетъ св. Ефремъ Сиринъ, – «отгнаніе демоновъ, псаломъ – оружіе противъ страха ночнаго, псаломъ успокоеніе отъ дневныхъ трудовъ, псаломъ – безопасность младенцевъ, утѣшеніе старцамъ, самое приличное убранство женщинамъ. Онъ свѣтлыми дѣлаетъ праздники, онъ производитъ печаль по Богѣ. Псаломъ и изъ каменнаго сердца вырываетъ слезы. Псаломъ – духовное кадило. Онъ просвѣщаетъ умъ, онъ возводитъ на небеса, онъ дѣлаетъ людей собесѣдниками Божіими, радуетъ душу, прекращаетъ празднословіе, прогоняетъ смѣхъ, напоминаетъ судъ, умиряетъ враждующихъ. Гдѣ псаломъ съ сокрушеніемъ, тамъ и Богъ съ ангелами»{2}.

     

    «Московскія Церковныя Вѣдомости». 1896. № 10. С. 128.

     

    {1} Твор. св. Аѳан. Алекс., т. IV, M. 1854, посланіе къ Маркеллину, стр. 14-15.

    {2} Твор. св. Ефрема Сир., т. III, М. 1849, слово 78, стр. 335.

    02 April 2024 читать далее


  • Чтеніе Псалтири (Изъ сочиненій протоіерея Герасима Петровича Павскаго).

    Чтеніе Псалтири (Изъ сочиненій протоіерея Герасима Петровича Павскаго).

    Чтеніе Псалтири.

    Въ четыре первыхъ дня недѣли прочитывается вся Псалтирь, состоящая изъ 150 псалмовъ, но мы выпишемъ только не многія пѣсни и молитвы, чтобы имѣть о нихъ понятіе. Вы увидите, что чувства и мысли благочестивыхъ и въ древности были тѣ же, какія нынѣ. Растутъ познанія, совершенствуются языки, но вѣра, любовь и надежде вѣчно однѣ и тѣ-же.

    Пѣснь Творцу.

    Господи Боже нашъ! какъ величественно имя Твое по всей землѣ. Ты вознесъ величіе Твое превыше небесъ. – Когда взираю на небеса Твои, дѣло перстовъ Твоихъ; на луну и звѣзды, которыя Ты поставилъ: то – что есть человѣкъ, что Ты помнишь его, и что есть сынъ человѣческій, что Ты посѣщаешь его? Немного Ты унизилъ его предъ ангелами, славою и красотою увѣнчалъ его; поставилъ его владыкою надъ дѣлами рукъ Твоихъ! (Изъ Псалма 8).

    Благослови душе моя Господа!

    Господи Боже мой, Ты дивно великъ, Ты облеченъ величіемъ и благолѣпіемъ. Ты облекся свѣтомъ какъ ризою, простеръ небеса, какъ шатеръ. – Ты творишь вѣтры Своими Ангелами, служителями Своими пылающіе огни. – Какъ многочисленны дѣла Твои, Господи! все содѣлалъ Ты премудро; земля полна богатства Твоего. – Всѣ отъ Тебя ожидаютъ, чтобы Ты давалъ имъ пищу ихъ въ свое время. Даешь имъ, пріемлютъ; отверзаешь руку Твою, насыщаются благомъ. Сокроешь лице Твое, смущаются; возьмешь отъ нихъ духъ, умираютъ и въ прахъ свой возвращаются. Пошлешь духъ Твой, созидаются и обновляешь лице земли. (Изъ Псалма 103).

    19 March 2024 читать далее


  • Внутренняя жизнь праведника по изображенію Псалтыри.

    Внутренняя жизнь праведника по изображенію Псалтыри.

    Давид между Мудростью и Пророчеством. Картина Г. Г. Гагарина подражающая византийской миниатюре.

    «Жизнь поэта есть его поэзія», говоритъ Лессингъ. Истина этихъ словъ не оспорима. Поэзія не плодъ празднаго досуга, не развлеченіе для поэта въ часы его бездѣлія, – это трудъ его ума и сердца, въ ней поэтъ изливаетъ все то, чѣмъ онъ живетъ, что волнуетъ его душу, къ чему стремится все его существо. Отсюда происходитъ то, что, каковъ поэтъ, каковы его нравственныя и другія убѣжденія, таково и поэтическое творчество его духа. Отсюда же происходитъ и то, что, совсѣмъ не зная поэта и только изучая его произведенія, легко можно угадать характеръ его мыслей, понять жизнь сердца и вообще изучить всю внутренюю жизнь его. Если эго справедливо по отношенію ко всѣмъ вообще литературнымъ поэтическимъ произведеніямъ, то оно несомнѣнно истинно по отношенію къ священной книгѣ нашей Псалтыри и ея священному поэту – праведнику. Представляя собою поэтическій изъ поэтическихъ сборникъ пѣсней праведника, вылившихся изъ глубины его прямого сердца то въ минуты тяжкихъ испытаній, его постигавшихъ, когда волны несчастій готовы были затопить его и когда онъ всюду искалъ и не находилъ отрады, то въ минуты свѣтлой радости, когда тучи бѣдствій скрывались отъ него и открывалась заря свѣта, – то подъ вліяніемъ священнаго восторга и неземного трепета, которыми наполнялось его сердце, когда умъ возносился къ Богу и поражалъ величіемъ Творца, – то подъ вліяніемъ праведной ревности, которая закипала въ немъ при видѣ безумныхъ хулителей Господа и славы Его и т. п., – Псалтырь захватываетъ всю внутренюю жизнь праведника и, какъ нельзя лучше, живописуетъ ее. Образъ праведника для благоговѣйнаго читателя Псалтыри встаетъ какъ живой, внутренняя жизнь праведника такъ и развертываѳтся предъ нимъ, даже самые тайные изгибы его (праведника) сердца и сокровеннѣйшія помышленія ума рельефно выдѣляются, благодаря чему образъ праведника получаетъ полную законченность и еще большую привлекательность.

    11 June 2023 читать далее


  • Аѳанасій Михайловичъ Ванчаковъ – На рѣкахъ Вавилонскихъ (Истолкованіе псалма 136-го).

    Аѳанасій Михайловичъ Ванчаковъ – На рѣкахъ Вавилонскихъ (Истолкованіе псалма 136-го).

    На рѣка́хъ Вавило́нскихъ, та́мо сѣдо́хомъ и пла́кахомъ, внегда́ помяну́ти на́мъ Сiо́на: На ве́рбiихъ посредѣ́ его́ обѣ́сихомъ орга́ны на́шя. Я́ко та́мо вопроси́ша ны́ плѣ́ншiи на́съ о словесѣ́хъ пѣ́сней, и ве́дшiи на́съ о пѣ́нiи: воспо́йте на́мъ от пѣ́сней Сiо́нскихъ. Ка́ко воспое́мъ пѣ́снь Госпо́дню на земли́ чужде́й; А́ще забу́ду тебе́, Iерусали́ме, забве́на бу́ди десни́ца моя́. Прильпни́ язы́къ мо́й горта́ни моему́, а́ще не помяну́ тебе́, а́ще не предложу́ Iерусали́ма, я́ко въ нача́лѣ весе́лiя моего́. Помяни́, Го́споди, сы́ны Едо́мскiя въ де́нь Iерусали́мль глаго́лющыя: истоща́йте, истоща́йте до основа́нiй его́. Дщи́ Вавило́ня окая́нная, блаже́нъ, и́же возда́стъ тебѣ́ воздая́нiе твое́, е́же воздала́ еси́ на́мъ: блаже́нъ, и́же и́метъ и разбiе́тъ младе́нцы твоя́ о ка́мень.

    Передъ Великимъ Постомъ въ три недѣли, начиная съ недѣли Блуднаго Сына, поется на всенощномъ богослуженіи весьма необычайная пѣснь, – это псаломъ 136-й, одинъ изъ псалмовъ, пѣсней и моленій, излившихся, по озаренію Духа Святаго, отъ ума и сердца псалмопѣвцевъ-пророковъ ветхозавѣтнаго народа еврейскаго. Пѣніе этого псалма установлено святою Церковію въ особо торжественныя минуты всенощнаго богослуженія: открываются царскія двери алтаря, поется возвышенное славословіе «Хвалите имя Господне», совершается кажденіе въ храмѣ, читается евангельское благовѣстіе о воскресеніи Господа; въ душѣ молящихся должно созидаться торжественное, радостное настроеніе, – и вдругъ среди торжественно-побѣдныхъ славословій раздается пѣснь плача; а разрѣшается она въ концѣ точно заклятіями, грозными, ужасными и, кажется, совершенно чуждыми духу исповѣдника святой православной вѣры, – этой вѣры прощенія, смиренія, милосердія и любви, по завѣтамъ Господа Іисуса Христа.

    Какой же смыслъ столь необычайнаго священнаго пѣснопѣнія, которое предлагается вѣрующимъ святою Церковію, безъ сомнѣнія, въ особливое назиданіе передъ днями поста и покаянія?

    19 February 2023 читать далее


  • Архіепископъ Антоній (Каржавинъ) – Изъясненіе 3-го псалма.

    Архіепископъ Антоній (Каржавинъ) – Изъясненіе 3-го псалма.

    Миниатюра на 1-й стих 3-го псалма Хлудовской Псалтыри (IX в.)

     

    ПСАЛОМЪ 3-Й.

    Псаломъ Давиду. Когда онъ побѣжалъ отъ Авессалома, сына своего.

     

    «Господи! за что умножились угнетающіе меня?

    Многіе возстали противъ меня;

    Многіе говорятъ душѣ моей: нѣтъ спасенія ему отъ Бога его.

    – Но Ты, Господи, заступникъ мой,

    Ты – слава моя и Ты возвышаешь голову мою».

    31 March 2020 читать далее


  • Николай Ивановичъ Троицкiй – Изъясненіе 93-го псалма.

    «Господь мститель» (Наум 1, 2). Современная греческая фреска. Щелкнув на картинку увеличите размер изображения.

     

    Богъ караетъ грѣшныхъ, ибо знаетъ и не терпитъ всѣ неправды ихъ, и тѣмъ спасаетъ праведниковъ.

    Псаломъ Давиду, въ четвертый субботы.

    Сей псаломъ, составленный Давидомъ, былъ и потомъ въ употребленіи при богослуженіи, именно, въ четвертый день субботы или послѣ субботы, т. е. въ четвертый день недѣли.

    1-2. Богъ отмщеній Господъ, Богъ отмщеній не обинулся есть. Вознесися судяй земли, воздаждъ воздаяніе гордымъ.

    26 March 2020 читать далее