Архіепископъ Антоній (Каржавинъ) – Изъясненіе 3-го псалма.

Миниатюра на 1-й стих 3-го псалма Хлудовской Псалтыри (IX в.)

 

ПСАЛОМЪ 3-Й.

Псаломъ Давиду. Когда онъ побѣжалъ отъ Авессалома, сына своего.

 

«Господи! за что умножились угнетающіе меня?

Многіе возстали противъ меня;

Многіе говорятъ душѣ моей: нѣтъ спасенія ему отъ Бога его.

– Но Ты, Господи, заступникъ мой,

Ты – слава моя и Ты возвышаешь голову мою».

***

«Голосомъ моимъ ко Господу воззвалъ я, – и Онъ услышалъ меня съ святой горы своей.

Я (было) уснулъ и спалъ,

(Но теперь) всталъ (въ надеждѣ), что Господъ заступится за меня.

(Поэтому) не убоюсь десятковъ тысячъ людей, обложившихъ меня со всѣхъ сторонъ».

«Возстань, Господи! Спаси меня, Боже мой, такъ какъ Ты поражалъ (прежде) всѣхъ враждующихъ противъ меня напрасно (и) зубы грѣгиниковъ сокрушалъ.

Отъ Господа – спасеніе и на людяхъ Твоихъ – благословеніе Твое».

***

Хотя этотъ псаломъ впослѣдствіи употреблялся Давидомъ въ молитвѣ къ Богу во время возмущенія Авессаломова, но, если предположить хронологически порядокъ въ расположеніи псалмовъ, не безъ основанія можно усматривать поводъ къ составленію псалма въ нападеніяхъ Филистимлянъ въ первые тоды по воцареніи Давида въ Іерусалимѣ. Филистимляне, дѣйствительно, могли быть названы по справедливости угнетателями еврейскаго народа, враждебными въ особенности лично Давиду и, какъ идолопоклонники, могли хвалиться тѣмъ, что ихніе боги сильнѣе Іеговы, котораго одного почитаютъ Богомъ Давидъ и еврейскій народъ («нѣтъ спасенія ему отъ Бога его»). Въ началѣ псалма Давидъ выражаетъ свое недоумѣніе, – отчего Филистимляне въ большомъ числѣ (десятками тысячъ) напали на его, Давида, такъ какъ онъ не подалъ имъ никакого повода тогда къ войнѣ («враждуютъ противъ меня напрасно»).

Изъ жизнеописанія пророка Давида можно убѣдиться, что это нападеніе Филистимлянь было совершено ими на новую столицу Давида – Іерусалимъ, постройка укрѣпленій котораго къ тому времени еще не была окончена (ср. Пс. L, 20), что Филистимлянамъ удалось, невидимому, вторгнуться въ такъ называемый «Нижній городъ» (см. Пс. LXXVIII, 1-3) и осадить Давида въ «Верхнемъ городѣ» («со всѣхъ сторонъ обложившихъ меня»); расположились они тогда главнымъ станомъ съ юго-запада отъ Іерусалима въ долинѣ Рефаимовъ.

Крѣпка была надежда на Бога у Давида въ таком большой опасности, съ чувствомъ непоколебимой вѣры въ Бога онъ называетъ Бога не только своимъ заступникомъ, но и «славой» своей, будучи увѣренъ, что при помощи Божіей онъ не только отразитъ нанаденіе враговъ, но и одержитъ надъ ними славную побѣду, какъ и случилось (2 Цар. V, 17-25 и 1 Паралип. ХIV, 8-17) – и пронеслось имя Давидово (тогда) по всѣмъ землямъ, и Господь сдѣлалъ его страшнымъ для всѣхъ народовъ («Ты – слава моя и Ты возвышаешь голову мою»).

***

Въ этой войнѣ съ Филистимлянами Давидъ дѣйствовалъ по особому указанію Божію, вопрошая Бога чрезъ эфодъ, и Богъ услышалъ его въ сіонской скиніи и далъ отвѣтъ Давиду («Онъ услышалъ меня съ святой горы Своей»); при этомъ Давидъ испрашивалъ у Бога помощи въ молитвѣ отъ глубины сердца, въ молитвѣ напряженной («голосомъ моимъ ко Господу воззвалъ я»[1]). «Сраженный страшною тягостію скорбей, говоритъ въ толкованіи на этотъ псаломъ Евѳимій Зигабенъ, Давидъ (почти) совершенно упалъ (было) духомъ и первоначально ничего не предпринималъ (подобно спящему)... и долго находился въ такомъ положеніи («я было уснулъ и спалъ»). Но, предузнавъ, какъ пророкъ, что Ты поможешь мнѣ, тотчасъ-же, говоритъ Давидъ, я возбудилъ упавшій духъ мой» («но теперь всталъ въ надеждѣ, что Господь заступится за меня»).

***

«(Мысленно) представляя долготерпѣніе Божіе какъ-бы нѣкоторымъ сномъ, пишетъ тотъ-же Евѳимій Зигабенъ, пророкъ говоритъ: «возстань (Господи)[2] вмѣсто того, чтобы сказать: подвигнись на враговъ».

Основаніемъ непоколебимой вѣры въ Бога и крѣпкой на Него надежды было у Давида воспоминаніе о прежде бывшихъ случаяхъ дарованія ему Богомъ помощи. «Какъ неоднократно наказывалъ Ты, Господи, говоритъ блаженный Ѳеодоритъ, за неправду имѣвшихъ ко мнѣ (Давиду) несправедливую непріязнь, и единоплеменнниковъ и иноплеменниковъ, и Израильтянъ и Амаликитянъ, и даже самого Саула; такъ и нынѣ сподоби меня спасенія» («спаси меня, Боже мой, такъ какъ Ты поражалъ прежде враждующихъ противъ меня, напрасно»).

Враги Давида по ихъ злобѣ и безчеловѣчію (см. Пс. LXXXVIII, 1-3) стали подобны дикимъ звѣрямъ, у которыхъ главнымъ оружіемъ при нападеніяхъ служатъ зубы; поэтому сокрушить зубы враговъ здѣсь означаетъ совершенно ихъ обезсилить, сдѣлать безвредными или, иначе говоря, нанести имъ полное пораженіе, что и даровалъ Богъ тогда Давиду (2 Цар. V, 20 и 25 ср. 1 Парал. XIV, 11 и 16).

Филистимляне, какъ идолопоклонники и хулители Іеговы, Бога Израилева (Пс. III, 3), справедливо названы въ этомъ псалмѣ «грѣшниками».

Источникъ спасенія – единственно въ Богѣ («отъ Господа – спасеніе») и на избранномъ народѣ Божіемъ пребываетъ особенное благословеніе Божіе («на людяхъ Твоихъ – благословеніе Твое»), что и обнаружилось предъ всѣми въ дарованной Богомъ ипобѣдѣ надъ врагами.

***

Въ подобномъ тогдашнему положеніи былъ Давидъ при возмущеніи противъ него Авессалома: 1) на сторону Авессалома перешелъ почти весь народъ еврейскій и войско Авессалома исчислялось десятками тысячъ; 2) сторонники Авессалома распускали слухи въ народѣ, что Давидъ за грѣхопаденіе съ Вирсавіей отверженъ Богомъ, подобно Саулу, лишенъ дарованной чрезъ помазаніе благодати Святаго Духа; 3) во время бѣгства отъ Авессалома Давидъ впалъ въ уныніе и ничего (первоначально) не предпринималъ подобно спящему (2 Цар. ХV, 14, 17, 28 и 30).

***

Примѣнительно къ жизни каждаго христіанина этотъ псаломъ можно изъяснить въ нравственно-назидательномъ смыслѣ такъ:

«Послѣ того какъ благодать Божія долгое уже время пребываетъ въ душѣ, говоритъ Святый Симеонъ Новый Богословъ, сшествуя съ нею по пути спасенія, поднимается противъ нея сильная и тягчайшая брань, подобная той, какую изображаетъ пророкъ Давидъ, взывая къ Богу: Господи! Почто умножились угнетающіе меня? Многіе возстали противъ меня; многіе говорятъ душѣ моей: нѣтъ спасенія ему отъ Бога его, то есть, что спасеніе Твое совершается не силою Бога твоего, не твоею мудростію и твоею собственною силою. Если согласится душа на такое внушеніе (демонское), благодать отходитъ отъ нея. Но если она, отвергнувъ такое внушеніе, начнетъ съ Давидомъ взывать къ Богу: Ты, Господи, заступникъ мой и помощникъ, Ты – слава моя и Ты возвышаешь голову мою, Ты божественною благодатію Твоею совершаешь во мнѣ спасеніе мое, а не я, – благодать Божія пребудетъ съ нею».

«Діаволъ, что сначала сдѣлалъ съ человѣкомъ, то покушается дѣлать и теперь со всякимъ, начинающимъ каяться, внушая ему: нѣтъ спасенія тебѣ въ Богѣ твоемъ, то есть, что спасеніе бываетъ не силою Бога твоего, а твоею собственною. И горе тому, кто повѣритъ ему! Врагъ хочетъ симъ способомъ обнажить душу отъ благодати Божіей, чтобы потомъ уловить ее и поглотить... Посему-то всегда надлежитъ умомъ возноситься къ Богу, отъ котораго единаго приходитъ всякая помощь, чтобы умъ сей просвѣтился мысленными лучами свѣта Божія и, сдѣлавшись божественнымъ, стяжалъ своего рода неизмѣняемость, дабы не возвращаться на зло».

«Въ отношеніи къ демонамъ, говоритъ Евоимій Зигабенъ, нападеніе ихъ окрестъ такъ надо понимать: они дѣлаютъ свои нападенія спереди, когда стараются поселить въ насъ надежду на счастливый исходъ нашихъ начинаній[3], и сзади, когда напоминаніемъ о прежнихъ нашихъ погрѣшностяхъ стараются осквернить нашу душу; нападаютъ они справа, когда, какъ бы содѣйствуя намъ въ добрыхъ дѣлахъ, вмѣстѣ съ тѣмъ возбуждаютъ въ насъ тщеславіе[4]; нападаютъ слѣва, когда явно стараются склонить насъ ко грѣху». Въ этихъ случаяхъ должно молиться Богу симъ псалмомъ.

 

Епископъ Антоній.

«Тобольскія Епархіальныя Вѣдомости». 1904. № 4. Отд. Неофф. С. 45-49.

 

[1] Святый Іоаннъ Златоустъ говоритъ: «не то выражаетъ пророкъ, что для того, чтобы быть услышану, надо быть съ громкимъ и сильнымъ голосомъ, но онъ разумѣетъ здѣсь внутреннее воззваніе, которое произноситъ сердце воспламененное и духъ сокрушенный, которое произнося н Моисей быль услышанъ (Исход. XIV, 15). Какъ человѣкъ, громкимъ взывающій голосомъ, напрягаетъ всю свою силу, такъ и взывающій сердцемъ напрягаетъ весь сбой умъ».

[2] На помощь мцѣ.

[3] Или чрезъ угрозы предстоящими бѣдствіями устрашить, смутить насъ, привести къ малодушію и унынію.

[4] Или стараюся, чтобы мы приняли на себя преждевременно непосильные подвиги въ добродѣтеляхъ.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: