• Священникъ Александръ Кычигинъ – О колокольномъ звонѣ.

    Священникъ Александръ Кычигинъ – О колокольномъ звонѣ.

    Такъ какъ относительно звона («благовѣста», «трезвона» и т. д.) у нась существуетъ въ церковной практикѣ по разнымъ мѣстностямъ множество различныхъ противоположныхъ взглядовъ, понятій и мнѣній и не установлено доселѣ общаго, единообразнаго порядка въ данномъ отношеніи даже въ одной и той же епархіи, – то мы находимъ весьма полезнымъ сказать по этому вопросу нѣсколько словъ, основываясь на требованіяхъ церковныхъ законоположеній и общаго смысла литургики и ученія православно-каѳолической Церкви.

    Когда еще не было нынѣшнихъ колоколовъ – «кампа́новъ», а всюду на христіанскомъ Востокѣ, Западѣ и у насъ на Руси (съ конца Х-го вѣка по принятіи христіанства и до XIII-XV в.в ) всеобдержно употреблялись при храмахъ «великія» и «малыя» – «древа», «би́ла», «то́ки» и проч., донынѣ существующія при церквахъ православнаго Востока, гдѣ нѣтъ колоколовъ, – тогда существовали опредѣлевныя правила порядка звона, ударенія въ «би́ла» (по древне-русски – «клепа́нія») для призыва вѣрующихъ къ молитвѣ, для возвѣщенія тѣхъ или иныхъ моментовъ богослуженія, воспоминанія событій и т. д.

    Не вдаваясь въ подробности но данному вопросу, приступимъ прямо и просто къ точному указанію того, гдѣ и когда именно по правиламъ церкви долженъ производиться тотъ или другой звонъ или трезвонъ и такъ назыв. «красный» звонъ.

    04 September 2023 читать далее


  • Росписаніе на весь годъ часовъ дня, въ которые долженъ производиться благовѣстъ къ богослуженіямъ въ церквахъ.

    Росписаніе на весь годъ часовъ дня, въ которые долженъ производиться благовѣстъ къ богослуженіямъ въ церквахъ.

    I.

    Благовѣстъ къ вечернямъ.

    Въ 2 часа пополудни: во Святый и великій пятокъ, въ навечерія праздниковъ Рождества Христова и Богоявленія, если сіи навечерія случатся въ субботу и недѣлю.

    Въ 3 часа пополудни: въ 1-й день Св. Пасхи и въ недѣлю сыропустную.

    Въ 4 часа пополудни: отъ дня Воздвиженія Честнаго Животворящаго Креста Господня до недѣли Антипасхи.

    Въ 5 часовъ пополудни: отъ недѣли Антипасхи до дня Воздвиженія Честнаго Животворящаго Креста Господня.

    II.

    Благовѣстъ ко всенощнымъ бдѣніямъ.

    Въ 6 часовъ вечера: отъ недѣли Антипасхи до дня Воздвиженія Честнаго Животворящаго Креста Господня.

    Въ 5 ½ часовъ вечера: отъ дня Воздвиженія Честнаго Животворящаго Креста Господня до недѣли Антипасхи.

    04 September 2023 читать далее


  • Замѣтка: Звонъ къ «Достойно».

    Замѣтка: Звонъ къ «Достойно».

    Къ числу древнихъ обычаевъ православной русской церкви, не имѣющихъ для себя основанія въ церковно-богослужебномъ Уставѣ, нужно отвести и такъ называемый звонъ «къ Достойно». Точно указывая время и способы звона при различныхъ церковныхъ чинопослѣдованіяхъ (Тѵп. гл. 2, 9 и др.), церковный Уставъ совершенію не упоминаетъ о звонѣ къ «Достойно». Въ Уставѣ «благовѣста къ церковному пѣнію во весь годъ», изданномъ Св. Сѵнодомъ 14 декабря 1722 года въ руководство православнымъ церквамъ, о немъ говорится наряду съ другими видами звона, какъ о явленіи общеизвѣстномъ. Это первый литературно-каноническій памятникъ, упоминающій о звонѣ къ «Достойно»{*}.

    Отсутствіе прямыхъ указаній Тѵпикона по данному вопросу и служитъ причиною того разнообразія, какое встрѣчаемъ мы въ современной церковной практикѣ при отправленіи указаннаго звона. Онъ не пріурочивается обычно къ какому-либо опредѣленному моменту литургіи, но совершается въ промежутокъ времени отъ исполненія Сѵмвола вѣры и до пѣнія «Достойно есть» включительно. Различно рѣшался вопросъ о времени этого звона и въ духовной нашей литературѣ. На страницахъ одного и того же духовнаго журнала – «Руководства для сельскихъ пастырей» – мы встрѣчаемъ совершенно различныя сужденія о времени производства звона къ «Достойно». Такъ, авторъ одной болѣе ранней замѣтки пишетъ: «Во многихъ церквахъ на литургіи такъ наз. «звонъ къ Достойно» начинается при пѣніи «Тебе поемъ» и продолжается до пѣнія «Достойно есть»... Основываясь на свидѣтельствѣ объ историческомъ происхожденіи этого звона, помѣщенномъ въ «Новой скрижкали» (стр. 197 изд. 1891) необходимо совершать этотъ звонъ предъ пѣніемъ «Достойно и праведно есть». Звонъ «къ Достойно» возвѣщаетъ время совершенія таинства, дабы и отсутствующіе могли сдѣлать поклоненіе тѣлу и крови Христовымъ: но звонъ не можетъ съ точностью возвѣщать время таинственнаго пресуществленія даровъ, потому-то и принято производить звонъ не во время совершенія самаго таинства, а нѣсколько ранѣе, именно предъ пѣніемъ: «Достойно и праведно есть», т. е. предъ началомъ евхаристической молитвы. Далѣе, самое наименованіе звонъ «къ Достойно» указываетъ на то, что онъ производится предъ пѣсныо, начинающеюся словомъ «Достойно», но хвалебная пѣснь Божіей Матери (Достойно есть) поется не за всякою литургіею, между тѣмъ какъ пѣснь: «Достойно и праведно есть» составляетъ непремѣнную составную часть Евхаристіи. Слѣдовательно, – звонъ къ «Достойно» долженъ производиться предъ началомъ такъ называемаго литургійскаго канона». Вотъ конечный выводъ автора приведенной замѣтки. (Р. С. П. 1894 г. 2, № 28, стр. 192-194). Въ томъ же смыслѣ высказывается и авторъ статьи, помѣщенной въ № 20, за 1888 г., стр. 87, того же журнала.

    31 August 2021 читать далее