• Воспоминаніе освященія церкви св. великомученика Георгія, яже въ Кіевѣ предъ враты св. Софіи (26-го ноября по ст. ст.).

    Воспоминаніе освященія церкви св. великомученика Георгія, яже въ Кіевѣ предъ враты св. Софіи (26-го ноября по ст. ст.).

    В 1934 г. Георгиевский храм был снесен советской властью.

    У русскихъ князей, со времени Равноапостольнаго Владиміра, былъ благочестивый обычай устроятъ храмы въ честь своихъ ангеловъ: такъ, самимъ Владиміромъ, въ крещеніи Василіемъ, въ Кіевѣ была построена церковь во имя св. Василія Великаго, Изяславомъ I, въ крещеніи Димитріемъ – въ Кіевѣ же храмъ и монастырь во имя св. великомученика Димитрія и т. д. Ярославъ же Мудрый (въ крещеніи Георгій) не только основалъ храмъ и при немъ мужскую обитель въ честь своего ангела, великомученика Георгія, но и построилъ церковь св. мученицы Ирины, во имя ангела своей супруги (Ирины). Впослѣдствіи князья стали строить храмы — и нерѣдко великолѣпно украшенные – въ честь ангеловъ своихъ дѣтей, какъ напримѣръ, во Владимірѣ былъ построенъ Димитріевсвій соборъ Всеволодомъ III на память рожденія сына, нареченнаго въ крещеніи Димитріемъ. Обычай строить храмы въ честь ангеловъ и, по возможности, величественно украшать ихъ былъ въ такой силѣ, что нѣкоторые изъ князей — по недостатку ли средствъ, или по краткости своего княженія — рѣшались храмы, построенные предмѣстниками ихъ — князьями, богато украшенные, переименовывать въ честь своихъ ангеловъ; такъ напримѣръ это извѣстно о великомъ князѣ Ярополкѣ ІІ-мъ (въ крещеніи Петрѣ), который переименовалъ знаменитый Димитріевсвій (въ Кіевѣ) монастырь въ честь св. Апостола Петра. Объ этомъ фактѣ замѣчено въ Лаврентьевской лѣтописи такъ: «Великій князь Ярополкъ положилъ основаніе храму въ честь своего ангела (Ап. Петра), но не успѣлъ его окончить, а потому въ 1128 году печеряне (вѣроятно по смерти князя) переяша церковь св. Димитрія и наревоша ю св. Петра съ великимъ грѣхомъ и неправдою». (Кіев. Епарх. Вѣдом., № 4, 1877 г.).

    09 December 2023 читать далее


  • Праздникъ въ честь св. архистратига Михаила и народныя представленія, соединяемыясъ именемъ Архистратига.

    Праздникъ въ честь св. архистратига Михаила и народныя представленія, соединяемыясъ именемъ Архистратига.

    День 8 ноября, именуемый въ церковномъ уставѣ «Соборомъ св. архистратига Михаила и прочихъ силъ безплотныхъ», есть главнѣйшій изъ праздниковъ въ честь свв. ангеловъ, хранителей нашихъ, которыхъ мы обязаны призывать въ молитвахъ своихъ ежедневно. Праздникъ этотъ установленъ Православною Церковію издревле, еще въ 4-мъ вѣкѣ, и получилъ самое широкое распространеніе, что свидѣтельствуетъ объ общемъ благоговѣніи древнихъ христіанъ къ свв. ангеламъ, невидимымъ хранителямъ нашимъ. На православномъ востокѣ издревле посвящали ангеламъ хранителямъ не только храмы, но съ ними города и даже цѣлыя царства. Благоговѣйное отношеніе къ свв. ангеламъ изъ православной Византіи, вмѣстѣ съ христіанскою вѣрою, перешло и къ намъ на Русь, гдѣ на первыхъ же порахъ, какъ видно изъ лѣтописей, утвердилось то благочестивое вѣрованіе, что не только люди, но и города, страны и отдѣльные народы имѣютъ своихъ ангеловъ хранителей. Одною изъ первыхъ церквей, построенныхъ въ колыбели русскаго христіанства – Кіевѣ, была церковь во имя св. Архистратига Михаила, на мѣстѣ которой нынѣ красуется «Златоверхій» Михайловскій монастырь, привлекающій къ себѣ ежегодно десятки тысячъ богомольцевъ – поклонниковъ. И первопрестольная Москва благочестивыми царями нашими также ввѣрена храненію свв. ангеловъ чрезъ посвященіе имени ихъ современнаго основанію столицы Архангельскаго каѳедральнаго собора. И не только въ этихъ древнихъ столицахъ, но и вообще по всему обширному пространству земли русской разсѣяно множество храмовъ, посвященныхъ имени св. архистратига Михаила, и день этотъ, именуемый въ народѣ попросту днемъ «Михайловымъ», подобно дню «Николиному», издавна празднуется торжественно во многихъ городахъ и селахъ.

    21 November 2023 читать далее


  • Словущее Воскресеніе.

    Нажмите на картинку для получения высокого качества.

    Между праздниками, пользующимися въ православномъ простомъ народѣ большою извѣстностью, есть праздникъ, извѣстный подъ названіемъ «Словущаго воскресенья». Его празднуютъ иногда цѣлыми деревнями по обѣту, пріурочивая къ 13 сентября; нерѣдко приходятъ въ церковь служить молебенъ «Словущему воскресенью», чѣмъ ставятъ въ затрудненіе совершителей богослуженія. Послѣднее обстоятельство свидѣтельствуетъ о томъ, что простонародье, такъ чтущее этотъ праздникъ, совсѣмъ не знакомо съ сущностью его. Что касается образованной среды, то въ ней праздникъ извѣстенъ весьма немногимъ даже по имени. Между тѣмъ событіе, давшее поводъ къ установленію этого праздника, имѣетъ очень важное значеніе для всего христіанскаго міра, и самый праздникъ имѣетъ глубоко-назидательный смыслъ. Событіе это – обновленіе храма Воскресенія въ Іерусалимѣ послѣ оскверненія его мерзостями язычниковъ.

    Время установленія этого праздника относится къ четвертому столѣтію; поэтому и сказанія объ историческомъ его происхожденіи принадлежатъ историкамъ этого же вѣка. Всѣ эти сказанія вошли въ прологъ и изложены въ «Словѣ объ обновленіи храма Воскресенія Христова, иже въ Іерусалимѣ». Богослуженіе праздника прославляетъ воскресеніе Христово, отчего, можетъ быть, и происходитъ названіе этого праздника «Словущимъ воскресеніемъ».

    25 September 2023 читать далее


  • Праздникъ Усѣкновенія главы св. Предтечи и народныя представленія, соединяемыя съ этимъ праздникомъ.

    Праздникъ Усѣкновенія главы св. Предтечи и народныя представленія, соединяемыя съ этимъ праздникомъ.

    Начало праздника Усѣкновенія главы Крестителя Господня можно относить къ четвертому вѣку: такъ какъ отцы этого вѣка, свв. Златоустъ, Амвросій, бл. Августинъ, оставили поученія на сей праздникъ. Въ седьмомъ вѣкѣ мы находимъ бесѣды у св. Андрея Критскаго, которому приписывается и второй канонъ въ службѣ на праздникъ. Но какъ первый канонъ и нѣсколько стихиръ этого праздника усвояются Іоанну монаху, а нѣсколько стихиръ Герману патріарху, то можно полагать, что полный чинъ службы на этотъ праздникъ составленъ въ 8-мъ вѣкѣ, потому что патріархъ константинопольскій Германъ, ревностный защитникъ иконопочитанія и свв. мощей и писатель, принадлежитъ къ 8-му вѣку; подъ Іоанномъ монахомъ разумѣется Іоаннъ Дамаскинъ, соучастникъ Германа въ изгнаніи за иконопочитаніе. Предметъ пѣснопѣній на Усѣкновеніе главы Крестителя состоитъ, подобно чинопослѣдованіямъ на прочіе праздники церковные, изъ сказаній, относящихся до Усѣкновенія главы Крестителя, изъ высокихъ именъ, восписуемыхъ ему въ похвалу, и изъ моленія къ нему, обращеннаго о ходатайствѣ за насъ у Бога.

    10 September 2023 читать далее


  • Праздникъ Успенія Божіей Матери и народныя представленія, соединяемыя съ этимъ праздникомъ.

    Праздникъ Успенія Божіей Матери и народныя представленія, соединяемыя съ этимъ праздникомъ.

    Праздникъ Успенія Божіей Матери, установленный Церковію въ честь и память Ея успенія, ведетъ свое начало съ древнихъ временъ христіанства. Въ 1-мъ вѣкѣ объ Успеніи Богоматери писалъ Діонисій Ареопагитъ; во 2-мъ вѣкѣ сказаніе объ этомъ событіи находится въ сочиненіяхъ Мелитона, епископа Сардійскаго; въ 4-мъ в. объ этомъ же упоминаютъ св. Епифаній Кипрскій, блаж. Августинъ и Іеронимъ, Въ 5-мъ вѣкѣ Анатолій Константинопольскій, Ювеналій, патр. Іерусалимскій, въ 8-мъ вѣкѣ Іоаннъ Дамаскинъ и Козьма Маюмскій, въ 9-мъ вѣкѣ – Ѳеофанъ Никейскій составили каноны и пѣснопѣнія на этотъ праздникъ, доселѣ употребляемые въ Православной Церкви. Праздникъ Успенія Богоматери есть великій дванадесятый, вселенскій: «торжество несравненное съ празднествами святыхъ», по словамъ блаж. Іеронима. Особенно торжественнымъ въ Православной Церкви этотъ праздникъ сталъ послѣ 5-го вселенскаго собора, когда импер. Маврикій одержалъ знаменитую побѣду надъ персами въ день Успенія{1}.

    27 August 2023 читать далее


  • День памяти сорока мучениковъ севастійскихъ и народныя представленія, соединяемыя съ этимъ днемъ.

    День памяти сорока мучениковъ севастійскихъ и народныя представленія, соединяемыя съ этимъ днемъ.

    Въ 9 день (ст. ст.) мѣсяца марта Православная Церковь творитъ память сорока мучениковъ севастійскихъ. Всѣ они происходили изъ Каппадокіи, но названы севастійскими, такъ какъ всѣ служили въ полку, который былъ расположенъ въ гор. Севастіи. Служили они подъ начальствомъ нѣкоего Агриколая. Въ началѣ 4-го в. въ царствованіе императора Ликинія, на христіанъ было воздвигнуто гоненіе, которое прежде всего обрушилось на служившихъ въ войскѣ: отъ нихъ потребовали принесенія жертвъ идоламъ. Сорокъ воиновъ полка Агриколая. будучи христіанами, отказались исполнить означевное требованіе. Ихъ посадили въ темницу, а затѣмъ хотѣли силою принудить сдѣлать то, что они не хотѣли сдѣлать добровольно: отдано было повелѣніе побить мучениковъ камнями. Но камни, брошенные одними мучителями, попадали въ другихъ мучителей, сорокъ же воиновъ оставались невредимыми. Тогда мучениковъ снова заключили въ темницу. 

    21 March 2023 читать далее


  • Мѣсяцъ мартъ по древне-церковнымъ преданіямъ.

    Мѣсяцъ мартъ по древне-церковнымъ преданіямъ.

    По древнимъ церковнымъ преданіямъ всѣ важнѣйшія событія въ жизни человѣчества совершились въ мѣсяцѣ мартѣ. Въ этомъ мѣсяцѣ сотворенный Богомъ прекрасный рай сталъ обитаемымъ, когда его началъ воздѣлывать человѣкъ, этотъ чудный цвѣтъ всего сотвореннаго. Въ томъ же мѣсяцѣ и опустѣлъ рай, когда, прельщенный діаволомъ; Адамъ съ Евою былъ изгнанъ изъ него и уже не смѣлъ зайти туда, видя пламенное оружіе архангела. Много затѣмъ прошло времени: 5508 лѣтъ въ потѣ лица снискивали люди хлѣбъ и жестоко страдали подъ игомъ грѣха, когда явился имъ Христосъ-Искупитель, рожденію Коего предшествовало благовѣщеніе Пресвятой Дѣвѣ. Настало время спасенія людей! Архангелъ Гавріилъ явился Дѣвѣ чистой, привѣтствуя ее словами: «Радуйся благодатная Господь съ Тобою», и изрекъ божественную волю, предъ которой Марія благоговѣйно преклонилась, говоря: «се раба Господня, буди ми по глаголу Твоему». Богъ-Слово воплотился въ Ней и родившись, по достиженіи совершеннолѣтія, благовѣстилъ спасеніе всѣмъ людямъ, взывая: «пріидите ко Мнѣ вси труждающіеся и обремененіи и Азъ упокою вы; возьмите иго Мое на себе и научитеся отъ Менѣ, яко кротокъ есть и смиренъ сердцемъ и обрящете покой душамъ вашимъ; иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть» (Мѳ. XI, 28-29).

    12 March 2023 читать далее