Павелъ Петровичъ Забѣлинъ – Память о св. Предтечѣ и Крестителѣ Іоаннѣ на Руси.
Шестичастная икона. Сер. XVII в. Частн. собр. Нижний ряд иконы символизирует лето у славян: вмч. Георгий Победоносец, в день которого начинается летнее полугодие, прор. Иоанн Креститель, в чей день отмечается «макушка лета» и вмч. Димитрий Солунский, в чей день заканчивалось летнее полугодие.
Въ честь великаго Пророка и Предтечи св. Іоанна Крестителя св. Церковь еще въ первыя времена своего существованія установила особыя празднества, въ воспоминаніе его рождества и усѣкновенія главы его. Есть основанія предполагать, что къ тѣмъ же временамъ относится и установленіе праздника «Зачатія Предтечи Христова» (23-го сентября). Впослѣдствіи установлены были праздники «перваго», «втораго» и «третьяго обрѣтенія главы Предтечи»{1}. Съ древняго времени (приблизительно съ 3-го вѣка) установленъ праздникъ «Собора Предтечи и Крестителя Іоанна»; этотъ праздникъ опредѣлено считать на другой день послѣ праздника Крещенія Господня. Есть и еще два праздника въ честь св. Іоанна Крестителя: дни «перенесенія десныя руки его» изъ Антіохіи въ Константинополь въ 956 году (7 янв.) и съ острова Мальты въ г. Гатчину въ 1799 году (12 окт.). Многочисленные монастыри, особые храмы и престолы въ храмахъ, посвященные имени св. пророка Іоанна Крестителя Господня, наглядно свидѣтельствуютъ объ исконномъ уваженіи русскаго народа къ памяти великаго Предтечи Сына Божія. Замѣчательны, между прочимъ, старинныя иконы, встрѣчающіяся въ древнихъ монастыряхъ и церквахъ во внутренней Россіи: на нихъ св. Іоаннъ Креститель изображенъ съ крыльями, а въ рукахъ у него блюдо съ собственною головою. Иконы съ такимъ изображеніемъ св. Іоанна Крестителя встрѣчаются очень рѣдко.
Пріурочиваемый къ 24-му іюня народный праздникъ Ивана Купала является остаткомъ языческой старины, оживотворявшей силы и явленія природы. На этотъ день приходится конецъ лѣтняго солнцестоянія. Богъ – солнце дѣлаетъ поворотъ къ зимѣ и умѣряетъ палящій зной своихъ лучей: природа во всей полнотѣ проявляетъ свою живительную силу. Виновникъ такого благодѣтельнаго переворота въ природѣ – Перунъ, богъ-громовникъ, который заставляетъ бога-солнце повернуть къ зимѣ, кипятитъ въ громовомъ пламени дождевую воду, купаетъ въ ея ливняхъ небо и землю и даруетъ послѣдней силу плодородія. Богъ громовникъ называется также «Купало»{2}, что, полагаютъ, равнозначуще съ «Ярило» – богъ плодородія. Къ празднику «Купала» пріурочивается множество народныхъ обрядовъ и повѣрій. Въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ св. Іоаннъ Предтеча величается Предтечею Солнцу правды, Свѣтильникомъ свѣта, Денницею солнца (Ирм. на праздн. Богоявленія Господня); и наши древніе благочестивые книжники очень часто называли св. Іоанна Крестителя пресвѣтлымъ солнцемъ. При такихъ образныхъ представленіяхъ св. Іоанна Крестителя наши предки по своему недалекому умственному развитію легко могли видѣть въ этомъ святомъ угодникѣ предтечу вещественнаго солнца на его поворотномъ пути къ зимѣ. Въ представленіи народномъ совершенно незамѣтно празднество древне-русскаго Купалы слилось съ праздникомъ христіанскимъ въ честь св. Іоанна Крестителя, и послѣдній необходимо сдѣлался представителемъ и покровителемъ всего, что прежде усвоялось языческому купалѣ. Поэтому-то предки наши, сохранивъ вѣрованія и обычаи древняго Купалы, соединили ихъ съ днемъ и именемъ св. Іоанна Крестителя. Поворотъ солнца съ лѣта на зиму символизируется обще-распространеннымъ обычаемъ – скатыванія осмоленнаго и зажженнаго колеса съ горы въ воду. Огонь костровъ, зажигаемыхъ въ ночь на Ивана-Купала, обозначаетъ какъ знойное іюньское солнце, такъ и возжигаемую Перуномъ молнію. Прыганье чрезъ огонь, по повѣріямъ, избавляетъ отъ недуговъ, злого очарованія и безплодія; матери сожигаютъ на немъ сорочки, снятыя съ больныхъ дѣтей, въ надеждѣ на ихъ выздоровленіе. Вода также получаетъ въ этотъ день особенную живительную силу, почему и принято съ этого времени начинать купанье въ рѣкахъ и источникахъ. Роса, выпадающая въ ночь на Ивана Купала, обладаетъ цѣлебными свойствами и сообщаетъ ихъ полевымъ травамъ и цвѣтамъ; ихъ срываютъ въ эту почь и сохраняютъ для леченія больныхъ. Въ Иванову ночь, по народному повѣрію, разцвѣтаетъ папоротникъ – цвѣтокъ Перуна, подземныя сокровища выходятъ наружу и загораются пламенемъ; вѣдьмы и нечистые духи собираются на Лысую гору (въ Малороссіи) и предаются неистовому гульбищу. Вообще Иванова ночь исполнена чудеснаго и таинственнаго значенія.
«Руководство для сельскихъ пастырей». 1900. Т. 2. № 24. С. 128-131.
{1} Послѣднее обрѣтеніе было въ 858-мъ году, когда честна глава Іоанна Крестителя снова была торжественно перенесена въ Константинополь, откуда во время взятія крестоносцами этого города похищена была латинскимъ духовенствомъ.
{2} Корень «куп» (кып, кип) такъ же, какъ «яр» (и «буй»), заключаетъ въ себѣ, во-первыхъ, понятіе роскошной растительности (ярый, буйный напр. колосъ), а во-вторыхъ, – гнѣвъ волненія (ярость, кипятиться).