• Епископъ Виссаріонъ (Нечаевъ) – СЛАВОСЛОВІЕ ГОСПОДУ СРЕДИ БѢДЪ И СКОРБЕЙ (Поученіе въ недѣлю о слѣпомъ).

    Епископъ Виссаріонъ (Нечаевъ) – СЛАВОСЛОВІЕ ГОСПОДУ СРЕДИ БѢДЪ И СКОРБЕЙ (Поученіе въ недѣлю о слѣпомъ).

    Въ полунощи Павелъ и Сила молящеся пояху Бога (Дѣян. 16, 25).

    Въ сегоднешнемъ апостольскомъ чтеніи содержится повѣствованіе о подвигахъ апостоловъ Павла и Силы. Мѣстомъ этихъ подвиговъ является городъ Филиппы въ Македоніи. Апостолы сіи по обычаю проповѣдывали здѣсь Евангеліе и подверглись гоненію за изгнаніе демона прорицанія изъ одной служанки. Ея господа, озлобленные тѣмъ, что лишились дохода отъ ея прорицаній, возмутили противъ Павла и Силы народъ и начальство. По распоряженію начальства, они заключены въ темницу, гдѣ ноги ихъ забили въ колоду. Какъ же вели себя апостолы въ этомъ положеніи? Не пришли ли они въ уныніе? Не стали ли жаловаться на возмутительную несправедливость къ нимъ? Не роптали ли, терпя боль въ ногахъ, тѣсноту, сырость и смрадъ темничнаго заключенія и непріятное сожитіе съ преступниками? Нѣтъ. Они оба стали воспѣвать Бога. Была полночь, время располагающее ко сну; но они презрѣли сонъ, поднялись съ своего убогаго ложа, стали на молитву и звуками хвалы и славословія Богу огласили своды темницы. Ихъ пѣніе разбудило прочихъ узниковъ, которые мирно и благоговѣйно слушали ихъ пѣніе. Темница обратилась въ храмъ. Поющіе уподобились ангеламъ, которые немолчно, неустанно проводятъ день и ночь въ пѣніи аллилуія у престола Божія на небесахъ. Въ пѣніи Павла и Силы выражалась духовная радость. Они радовались тому, что за имя Господне сподобились принять безчестіе, и вмѣстѣ тому, что ихъ ожидаетъ за сіе воздаяніе отъ Господа. Участіе въ страданіяхъ Христовыхъ давало имъ право надѣяться на участіе въ славѣ Христовой: съ Нимъ страждемъ, да и съ Нимъ прославимся (Рим. 8, 17).

    24 May 2020 читать далее


  • Священникъ Александръ Воронцовъ – О ПОКЛОНЕНІИ БОГУ ДУХОМЪ И ИСТИНОЮ (Слово въ недѣлю о Самаряныни).

    Священникъ Александръ Воронцовъ – О ПОКЛОНЕНІИ БОГУ ДУХОМЪ И ИСТИНОЮ (Слово въ недѣлю о Самаряныни).

    «Духъ есть Богъ, и иже кланяется Ему

    духомъ и истиного, достоитъ кланятися» (Іоан. 4, 24).

     

    Въ прочитанномъ сегодня Евангеліи мы, православные, уже слышали эти слова Господа Іисуса Христа, сказанныя Имъ въ бесѣдѣ съ женщиной Самарянкой. Эта женщина увидѣла, что съ ней говоритъ не простой человѣкъ, а чрезвычайный посланникъ Божіи, какъ она думала – великій пророкъ; поэтому она обратилась къ Нему съ вопросомъ, – въ одномъ-ли только Іерусалимѣ можно законно совершать богослуженіе, или же можно поклоняться Богу и въ другихъ мѣстахъ – напримѣръ, на той горѣ, на которой совершали богослуженіе Самаряне. На этотъ вопросъ Господь отвѣтилъ Самарянкѣ: «Грядетъ часъ, егда ни въ горѣ сей, ни во Іерусалимахъ поклонитеся Отцу» (Іоан. 4, 21); это значитъ: истинное служеніе Богу состоитъ не въ томъ, чтобы поклоняться Ему только въ одномъ какомъ-либо опредѣленномъ мѣстѣ; нѣтъ. Отецъ небесный желаетъ и ищетъ Себѣ другихъ поклонниковъ, иныхъ служителей, – Ему угодны такіе люди, которые поклоняются Богу духомъ и истиною. «Духъ есть Богъ, и иже кланяется Ему духомъ и истиною, достоитъ кланятися» (Іоан. 4, 24).

    Что же это значитъ, православные слушатели? Какъ мы должны и можемъ воздавать Господу такое поклоненіе? Поклоняться Богу духомъ – значитъ душу свою, со всѣми ея силами и способностями, сдѣлать угодной Богу; поклоняться Богу истиною – значитъ твердо пребывать въ истинной, православной вѣрѣ и нелицемѣрно исповѣдывать ее.

    17 May 2020 читать далее


  • Протоіерей Алексѣй Лунинъ – Поученіе на преполовеніе праздника cв. Пасхи.

    Протоіерей Алексѣй Лунинъ – Поученіе на преполовеніе праздника cв. Пасхи.

    Преполовение Пятидесятницы. Фреска ц. Богородицы в м-ре Студеница, Сербия (1568)

     

    «Преполовившуся празднику, жаждующую душу мою

    благочестія напой водами» (Тропарь).

     

    Современные люди, а особенно юноши, стремятся утолить жажду свою изъ различныхъ духовныхъ кладезей. Кладези эти суть современныя науки. Не будемъ сомнѣваться въ томъ, насколько онѣ полезны, если не заключаютъ въ себѣ примѣси воды горькой и вредной. Пусть современные люди и юноши обучаются имъ, постигаютъ ихъ, если онѣ не заключаютъ въ себѣ вредоностныхъ веществъ, пагубныхъ мыслей, тлетворнаго духа.

    13 May 2020 читать далее


  • Поученіе въ недѣлю о Разслабленномъ.

    Поученіе въ недѣлю о Разслабленномъ.

    Сегодня за литургіей прочитана была евангельская исторія объ исцѣленіи Іисусомъ Христомъ человѣка, находившагося въ недугѣ 38 лѣтъ. Больной въ продолженіе столь долгихъ лѣтъ лежалъ неподвижно на одрѣ своемъ, былъ живымъ и не наслаждался жизнію, имѣлъ руки и ноги и не дѣйствовалъ ими, видѣлъ близь себя купальню съ цѣлительною водою и не находилъ возможности воспользоваться eю, страдалъ и не видѣлъ состраждущаго себѣ, желалъ помощи и не обрѣталъ ее. Что можетъ быть мучительнѣе сего безнадежнаго, безвыходнаго положенія? Но разслабленный все терпѣлъ и терпѣлъ безропотно, великодушно, молча; у него не слышно было ни жалобнаго вопля и стона, ни тяжкаго вопля, ни отчаяннаго зова смерти. Удивительное, примѣрное терпѣніе!

    09 May 2020 читать далее


  • Митрополитъ Арсеній (Москвинъ) – НЕПРЕОДОЛИМОЕ ВОИНСТВО ПОБѢДОНОСЦЕВЪ (Слово въ день святаго великомученика и побѣдоносца Георгія).

    Митрополитъ Арсеній (Москвинъ) – НЕПРЕОДОЛИМОЕ ВОИНСТВО ПОБѢДОНОСЦЕВЪ (Слово въ день святаго великомученика и побѣдоносца Георгія).

    Сія есть побѣда побѣдившая міръ, вѣра наша (1 Іоан. 5, 4).

    Подвизающіеся по вѣрѣ въ словѣ Божіемъ многократно уподобляются воинамъ, равно какъ и самъ Начальникъ вѣры и Совершитель Богочеловѣкъ Іисусъ Христосъ — Вождю, ведущему своихъ воиновъ на сраженіе, и по одержаніи побѣды вѣнчающему ихъ. Кто хочетъ представить въ умѣ своемъ сіе достойное вниманія нашего зрѣлище, тотъ пусть прочитаетъ 19-ю главу Откровенія Іоанна Богослова. Видѣхъ, говоритъ онъ тамъ, небо отверзсто, и се конь бѣлъ, и Сѣдяй на немъ, вѣренъ и истиненъ, и правосудный и воинственный; очи же Ему еста, яко пламень огненъ, и на главѣ Его вѣнцы мнози, и облеченъ въ ризу червлену кровію, и нарицается имя Его, Слово Божіе; и воинства небесная идяху въ слѣдъ Его на конехъ бѣлыхъ, облечени въ вѵссонъ бѣлъ и чистъ, и изъ устъ Его изыде оружіе остро, да тѣмъ избіетъ языки (Апок.19, 11-15). Это сказано о предводительствѣ Христовѣ; а о вѣнчаніи побѣдителей говорится во 2-й и 3-й главахъ того же Откровенія.

    И поелику въ воинствѣ Христовомъ, также какъ и мірскомъ, имѣются различные отряды и полки: ибо, по словамъ Апостола, сей Военачальникъ, вознесшійся на небо, далъ есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же благовѣстники, овы же пастыри и учители, къ совершенію святыхъ въ дѣло служенія, въ созиданіе тѣла Христова (Ефес. 4, 11-12): то мы имѣемъ право сіи различные отряды и полки означать различными знаменами, придавъ каждому цвѣту оныхъ значеніе особенныхъ подвиговъ и бореній противъ духовныхъ враговъ.

    05 May 2020 читать далее


  • Протоіерей П. Троцкій – Поученіе въ одинъ изъ поминальныхъ дней недѣли св. ап. Ѳомы.

    Протоіерей П. Троцкій – Поученіе въ одинъ изъ поминальныхъ дней недѣли св. ап. Ѳомы.

    Н. В. Харитонов «Родительская суббота» (1916)

     

    (Предъ крестнымъ ходомъ на кладбище для поминовенія усопшихъ)

    «Достойно и праведно есть, братіе, говорилъ когда-то св. Амвросій Медіоланскій: послѣ торжества Пасхи, которое мы праздновали, раздѣлить радость нашу со святыми мучениками, и имъ, какъ участникамъ страданій Господа, возвѣстить славу воскресенія Христова» (изъ 74 его слова о чествов. мучен.). Такъ какъ въ мѣстахъ погребенія мучениковъ, во времена св. Амвросія Медіоланскаго, т. е. во второй половинѣ IV вѣка, погребались и прочіе христіане, то призывъ святителя Амвросія – послѣ торжества Пасхи, раздѣлить радость съ мучениками о воскресеніи Христовомъ – касался и прочихъ усопшихъ, почивавшихъ вмѣстѣ съ мучениками. Такимъ образомъ въ приведенныхъ словахъ святителя Амвросія мы видимъ древнѣйшее указаніе на обычай христіанъ: послѣ торжества Пасхи совершать поминовеніе своихъ усопшихъ, – исходить на могилы почившихъ и тутъ молитвенно поминать ихъ съ пѣснію о воскресеніи Христовомъ. Но этому давнему святому обычаю, помолившись здѣсь въ храмѣ на Божественной Литургіи о нашихъ покойникахъ, пойдемъ и мы сейчасъ съ крестнымъ ходомъ на наше кладбище, чтобы и еще молитвенными поминаніями усопшихъ, при радостныхъ пѣсняхъ въ честь воскресенія Христова, обрадовать тамъ лежащихъ присныхъ нашихъ. Добрый и многознаменательный этотъ обычай.

    27 April 2020 читать далее


  • О САМОЙ ПАГУБНОЙ ДЛЯ ЧЕЛОВѢКА ЗАРАЗѢ – НЕВѢРІИ (Слово въ недѣлю Св. Ап. Ѳомы)

    О САМОЙ ПАГУБНОЙ ДЛЯ ЧЕЛОВѢКА ЗАРАЗѢ – НЕВѢРІИ (Слово въ недѣлю Св. Ап. Ѳомы)

    «Глагола ему (Ап. Ѳомѣ) Іисусъ: яко видѣвъ мя вѣровалъ еси:

    блажени не видѣвшіи и вѣровавше» (Іоан. 20, 29).

     

    Особенно предъ прочими учениками Господа Ап. Ѳома обнаружилъ недовѣріе къ истинѣ воскресенія своего Божественнаго Учителя, не смотря на то, что дѣйствительность событія подтверждали не одинъ, не два и три свидѣтеля, и не земные только, но и небесные. Ангелы, возвѣстившіе мѵроносицамъ, что Іисусъ распятый воскресъ (Матѳ. 28, 5-7, – сами мѵроносицы, лично видѣвшія Господа (на пути отъ гроба) и лобызавшія пречистыя ноги Воскресшаго (Мѳ. 28, 9), предъ симъ Марія Магдалина, особенно видѣвшая Воскресшаго при гробѣ Его, два Еммасскихъ путника, на пути бесѣдовавшіе съ Господомъ и узнавшіе Его въ преломленіи хлѣба (Лук. 24, 13-33), Апостолъ Петръ, удостоенный особеннаго явленія Господа (-34), наконецъ всѣ ученики, коимъ въ Іерусалимской заключенной горницѣ предсталъ Іисусъ – вотъ непререкаемые и первые свидѣтели истинности воскресенія Христова.

    25 April 2020 читать далее