• Епископъ Анастасій (Опоцкій) – ХРАНИТЕ ПРАВОСЛАВІЕ!

    Епископъ Анастасій (Опоцкій) – ХРАНИТЕ ПРАВОСЛАВІЕ!

    О томъ, что мы должны неизмѣнно хранить православіе,

    какъ вѣрнѣйшее и совершеннѣйшее исповѣданіе Богооткровенной истины

    и какъ лучшее достояніе русскаго народа.

    Аще кто вамъ благовѣститъ паче,  

    еже прiясте, анаѳема да будетъ. 

    (Галат, 1, 9).

    Грозное и чрезвычайно важное внушеніе слышится въ этомъ изреченіи ап. Павла. Оно имѣетъ такой смыслъ: кто проповѣдуетъ вѣру не такъ, какъ учили св. апостолы, кто какъ нибудь измѣняетъ или искажаетъ божественное ученіе, принятое церковію отъ Спасителя, Его апостоловъ и ихъ преемниковъ св. отцевъ; тотъ да будетъ анаѳема, т. е. отлученъ отъ общества вѣрующихъ, того церковь не признаетъ своимъ сыномъ и не допускаетъ къ участію въ св. таинствахъ. Эту же самую мысль внушаетъ и церковь, совершая нынѣ чинь православіи и анаѳематствуя тѣ ереси и заблужденія, которыя отчуждаютъ нетвердыхъ въ вѣрѣ христіанъ отъ православной церкви. Осуждая такъ строго и вслухъ всѣхъ эти заблужденія, церковь имѣетъ въ виду предохранить насъ отъ размножившихся нынѣ лжеучителей и строго внушить, что каждый изъ насъ долженъ вѣрно и неизмѣнно хранить православную вѣру въ той чистотѣ и полнотѣ, въ какой она была пропонѣдана Спасителемъ, Его апостолами и ихъ преемниками – св. отцами и учителями церкви.

    21 March 2021 читать далее


  • Архіепископъ Тихонъ (Лященко) – Страсти Христовы и страждущая Русь.

    Архіепископъ Тихонъ (Лященко) – Страсти Христовы и страждущая Русь.

    Слово въ пятокъ первой седмицы Великаго поста, при воспоминаніи страстей Христовыхъ,

    произнесено въ Великой церкви Кіево-Братскаго монастыря 26 февраля 1916 г.

    Не плачитеся о Мнѣ, обаче себе плачите и чадъ вашихъ (Лк. 23, 28).

    Вотъ, братіе, промчался годъ, и мы снова умиляемся чудными богослуженіями первой седмицы Великаго поста, мы снова собрались духовно насладиться торжественно-трогательнымъ богослуженіемъ пассіи, и снова предъ нашимъ духовнымъ взоромъ въ величественныхъ священнодѣйствіяхъ, въ чудномъ умилительномъ пѣніи, въ проникновенномъ чтеніи самыхъ трогательныхь страницъ Слова Божія, снова проходитъ потрясающая умъ и сердце наше картина страстей Христовыхъ.

    18 March 2021 читать далее


  • Священникъ Іоаннъ Прилуцкій – Поученіе въ недѣлю сыропустную.

    Священникъ Іоаннъ Прилуцкій – Поученіе въ недѣлю сыропустную.

    Аще отпутаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ,

    отпуститъ и вамъ Отецъ вашъ небесный:

    аще ли не отпущаете человѣкомъ согрѣшенія,

    ни Отецъ вашъ отпуститъ вамъ согрѣшеній вашихъ

    (Мѳ. 6, 14).

    По милости Божіей, православные христіане, мы дожили до дней великаго поста. Теперь каждый православный христіанинъ долженъ подумать о своей душѣ и о своихъ грѣхахъ, которые какъ тяжкое бремя давятъ душу, опутали совѣсть, какъ паутиной. Если кто несетъ великую тяжесть, то, изнемогая тѣлесными силами, или кидаетъ эту тяжесть, или падаетъ подъ нею самъ. Намъ нужно сбросить съ своей души бремя грѣховъ, иначе мы упадемъ въ бездну погибели, гдѣ только плачъ и скрежетъ зубовъ.

    13 March 2021 читать далее


  • Епископъ Виссаріонъ (Нечаевъ) – Три Вселенскихъ Святителя и одинъ изъ московскихъ (Слово въ день Трехъ Святителей 30 января).

    Праздникъ трехъ вселенскихъ святителей установленъ въ концѣ 11-го вѣка, по случаю произшедшаго изъ-за нихъ спора въ народѣ. Спорили о томъ, кому изъ нихъ надобно отдать первенство. Одни ставили выше обоихъ Василія, указывая на его твердость духа и основательное разсужденіе: другіе провозглашали преимущество Григорія за высоту и глубину богословствованія; третьи восхищались въ Златоустѣ краснорѣчіемъ и любовію къ грѣшникамъ. Разногласіе въ сужденіяхъ о достоинствахъ трехъ святителей дошло до того, что одни стали называться Василіанами, другіе Григоріанами, третьи Іоаннитами. Распря эта наконецъ прекращена самими святителями, дослужившими поводомъ къ ней. Всѣ они явились въ видѣніи Іоанну, митрополиту Евхаитскому, сначала каждый порознь, а потомъ вмѣстѣ, и заповѣдали ему объявить всѣмъ, что они имѣютъ одинаковое достоинство предъ Богомъ, что между ними нѣтъ перваго, нѣтъ втораго. «Итакъ скажи, присовокупили святители, чтобы спорящіе перестали спорить, и устрой намъ троимъ праздникъ въ одинъ день, въ показаніе нашего единомыслія!». – Заповѣдь святителей была исполнена, общій имъ праздникъ, сверхъ особенныхъ для каждаго, назначенъ 30-го января, и канонъ на сей праздникъ написанъ Іоанномъ Евхаитскимъ. Таково происхожденіе настоящаго праздника.

    12 February 2021 читать далее


  • Архіепископъ Димитрій (Муретовъ) – Слово въ день Рождества Христова.

    Архіепископъ Димитрій (Муретовъ) – Слово въ день Рождества Христова.

    В этом слове даеться одно из лучших истолкований трех даров халдейских мудрецов: золото – дела милостыни и милосердия, ладан – восходящую к небу молитву и богомыслие и смирну – аскетические труды уединения и умерщвления страстей. – ред.

     

    И отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары, злато, и ливанъ, и смирну (Матѳ. 2, 11).

     

    Такъ поступили персидскіе волхвы, пришедшіе поклониться родшемуся Спасителю міра. Почему принесли они Господу эти именно три дара, т. е. злато и ливанъ и смирну? Евангелистъ не говоритъ намъ о томъ, не открываетъ внутреннихъ побужденій и намѣреній самихъ волхвовъ; но св. отцы и учители Церкви объясняютъ намъ, что это допущено Промысломъ Божіимъ съ особенною цѣлію, что эти три дара имѣютъ высшее значеніе. Злато принесено Богомладенцу Іисусу, яко Царю, какъ самый дорогой изъ даровъ вещественныхъ; ливанъ, или ѳиміамъ, яко Богу, какъ даръ болѣе духовный, означающей своимъ куреніемъ возношеніе мыслей и чувствъ нашихъ къ Богу; смирну, яко мертвому, имѣвшему пострадать и умереть за грѣхи всего міра.

    07 January 2021 читать далее


  • Епископъ Іустинъ (Полянскій) – ЖИЗНЬ КАКЪ БОРЬБА (Поученіе въ 27-ю недѣлю по Пятидесятницѣ).

    Епископъ Іустинъ (Полянскій) – ЖИЗНЬ КАКЪ БОРЬБА (Поученіе въ 27-ю недѣлю по Пятидесятницѣ).

    Жизнь – борьба, борьба неустанная, борьба непрерывная, борьба усиленная. Чтобы получить что-либо человѣку, изъ міра ли вещественнаго, или духовнаго, ему необходимо бороться и силою брать все нужное ему. Много нужно бороться, чтобы имѣть нескудное пропитаніе и существованіе; еще больше нужно бороться, чтобы воспитать душу свою для жизни вѣчно-блаженной. Тутъ ему нужно бороться и съ своими страстями и грѣхами, и со всѣмъ окружающимъ его міромъ, во злѣ лежащемъ, и со врагомъ исконнымъ, коего злоба неукротима. Не бороться, значитъ отдать себя врагамъ – на погибель свою; а бороться не иначе можно, какъ вооружившись надежнымъ оружіемъ. Вотъ для чего, въ нынѣшнемъ чтеніи на литургіи, Святой Апостолъ облекаетъ воина Христова во всеоружіе Божіе: облецытеся, говоритъ, во вся оружія Божія, яко возмощи вамъ стати противу кознемъ діавольскимъ (Ефес. 6, 11).

    12 December 2020 читать далее


  • Слово въ день св. великомученицы Екатерины.

    Слово въ день св. великомученицы Екатерины.

    Перенесение ангелами тела вмц. Екатерины на Синай. Иконописец Гоша Панайотов

    Кто ны разлучитъ отъ любве Божія: скорбь ли, или тѣснота, или гоненіе, или гладъ, или нагота, или бѣда, или мечъ? – Во всѣхъ сихъ препобѣждаемъ за возлюблыиаю ны (Римл. 8, 35. 37).

    Людей, всею душею и всѣмъ сердцемъ любящимъ Господа, никто и ничто не можетъ разлучить отъ Него: всѣ подвиги, какъ бы они ни были трудны, всѣ козни враговъ видимыхъ и невидимыхъ, какъ бы онѣ ни были изысканные и ухищренны, препобѣждаетъ святая любовь ко Господу, живущая въ благодатныхъ сердцахъ праведниковъ совершенныхъ.

    07 December 2020 читать далее