• Епископъ Іустинъ (Полянскій) – Поученіе въ Пятокъ свѣтлой седмицы (Живоносный источникъ).

    Епископъ Іустинъ (Полянскій) – Поученіе въ Пятокъ свѣтлой седмицы (Живоносный источникъ).

    Сегодня, братіе мои, къ неизсякаемому источнику благодати Воскресенія Христова прибавляется новый живоносный источникъ милосердія и щедротъ отъ лица Пречистой Матери воскресшаго Господа. Какими обильными струями изливается на насъ благодать Божія, особенно въ настоящую седмицу! И торжество Сына Божія и Дѣвы – все ко благу нашему, и торжество Матери Божіей – все для насъ и нашего спасенія.

    Гдѣ живая вѣра въ Сына Божія, гдѣ теплая любовь къ Богоматери; тамъ и живыя струи благодати, и цѣльбоносный источникъ спасенія. Первоначально живоносный источникъ открылся близъ Константинополя, тамъ источалъ обильныя струи чудесъ и исцѣленій; но не долго. Вскорѣ вмѣсто того источника, и въ нашемъ отечествѣ открылись безчисленные источники, при коихъ видимо – или открывались, или доселѣ открывается благодатная сила и помощь Приснодѣвы. Можно сказать, что многообразная стихія водная особенно усвоена Ею для ознаменованія разнообразныхъ щедротъ Ея ко всѣмъ страждущимъ и обремененнымъ. Посему и наше отечество празднуетъ нынѣ не чуждый праздникъ, а по случаю чуждаго воспоминаетъ и торжествуетъ множество собственныхъ радостныхъ событій.

    07 May 2021 читать далее


  • Священникъ Сергій Страховъ – Христосованіе со святыми (Слово на 4-й день Пасхи).

    Священникъ Сергій Страховъ – Христосованіе со святыми (Слово на 4-й день Пасхи).

    Святый пророче Божій Иліе, –

    Христосъ воскресе!

     

    Какъ члены единаго тѣла, Церкви, мы всѣ и можемъ, и должны другъ друга назидать (1 Сол. 5, 11) и словомъ, и примѣромъ. И высокой цѣны назиданіе нерѣдко исходитъ оттуда, откуда многіе не ждутъ его.

    Нашъ русскій простой народъ нерѣдко укоряютъ въ религіозномъ невѣжествѣ. И, конечно, отрицать нельзя: бываютъ печальные случаи его. Но иногда въ немъ же увидишь такую глубину религіознаго пониманія, такую ясность и живость вѣры, что и самъ, хотя и – пастырь Церкви, поучишься и другимъ захочешь передать тотъ же поучительный урокъ.

    05 May 2021 читать далее


  • Новосвмуч. пресвитеръ Іоаннъ Восторговъ – Плачъ надъ Гробомъ Христовымъ (Слово въ Великій Пятокъ надъ плащаницею).

    Новосвмуч. пресвитеръ Іоаннъ Восторговъ – Плачъ надъ Гробомъ Христовымъ (Слово въ Великій Пятокъ надъ плащаницею).

    Плачъ священный, пріидите, воспоимъ Христу Умершему!

    (Изъ пѣснопѣній Великой Субботы).

     

    «Іосифъ погребаетъ съ Никодимомъ, аки Мертвеца, Зиждителя».

    «Зашелъ еси подъ землю, Свѣтило Правды; уснулъ еси жизноподательнымъ сномъ во гробѣ»...

    И предъ этимъ Мертвецомъ, предъ этимъ гробомъ, что же приличнѣе дѣлать христіанину? Какія питать чувства и настроенія? Куда и на что обратить свое вниманіе?

    «Гряди, вся тварь! Пѣсни исходныя принесемъ Зиждителю!» Такъ отвѣчаетъ намъ Святая Церковь. И воистину, вся тварь, одушевленная и неодушевленная, приняла участіе въ этомъ единственномъ въ исторіи міра погребеніи...

    30 April 2021 читать далее


  • Протопресвитеръ Михаилъ Богословскій – Слово въ Великій Пятокъ.

    Протопресвитеръ Михаилъ Богословскій – Слово въ Великій Пятокъ.

    И оставльше Его, вси бежаша (Марк. 14, 50).

     

    Странно! Когда цари земные пріемлютъ царство: сколько торжествующихъ вокругъ престола ихъ! Взошелъ небесный Царь на Свой престолъ: и отъ языкъ нѣсть мужа съ Нимъ (Ис. 63, 3); вси бѣжаша!

    Мудрые міра сего, взвѣсившіе законы звѣзднаго неба, измѣрившіе глубины морей и высоты горъ, извлекшіе сокровища изъ нѣдръ земныхъ, разгадавшіе тайны собственнаго духа, вездѣ находили слѣды безконечной Мудрости и жаждали созерцать красоту безпредѣльнаго Божества. Оно явилось, сдѣлалось видимымъ для всѣхъ, осязаемымъ для умовъ самыхъ ограниченныхъ. Чтожъ земная мудрость? Всмотрѣлась, покивала главою своею, нарекла это юродствомъ, бѣжала!..

    30 April 2021 читать далее


  • Россія въ подвигѣ страданья (Слово въ Великій Пятокъ).

    Россія въ подвигѣ страданья (Слово въ Великій Пятокъ).

    Или́, Или́, лима́ савахвани́!

    (Мѳ. XXVII, 16).

     

    Не Илію глашаетъ Сей... Мы знаемъ уже, какъ невѣрна была злорадная догадка воиновъ, мы уже не можемъ, не станемъ говорить: «Подождемъ, посмотримъ, не пріидетъ ли Илія спасти Его»!... (Мѳ. XXVII, 49).

    Нѣтъ, это вопль къ Богу и Отцу Своему, вопль Сына Божія и Сына Человѣческаго, – вопль Богочеловѣка на вершинѣ Его искупительнаго подвига. Добровольно по сострадающей Божественной Любви пріялъ Онъ подвигъ искупленія, пріялъ бремя грѣха человѣческаго, всемірнаго, и въ совѣсти Своей, въ часъ Геѳсиманіи, и въ часъ Голгоѳы, въ мукахъ душевныхъ и тѣлесныхъ, Онъ испытываетъ все то, чего заслуживаетъ грѣхъ по самой своей природѣ и сущности... И почувствовалъ Страдалецъ послѣдній и самый страшный оброкъ грѣха: не только близость смерти, но, что смертельнѣе смерти, – какъ бы отступленіе, какъ бы отходъ Божества... И Онъ, въ ясномъ богочеловѣческомъ сознаніи всегда и безпрерывно бывшій въ единеніи съ Отцомъ, жившій, какъ истинный и совершеннѣйшій Человѣкъ, только этимъ общеніемъ, безъ котораго наступаетъ тьма и смерть для совершеннаго человѣка, – Онъ почувствовалъ, покрытый чуждыми грѣхами, что отъ грѣха отступаетъ Богъ, и нѣтъ общенія у свѣта со тьмою, у Праведности съ беззаконіемъ (2 Кор. VI, 14). И тогда-то, молча и терпѣливо переносившій доселѣ всѣ муки, самыя лютыя и ужасныя, отказавшійся пріять оцетъ съ желчію смѣшенъ, чтобы искуственно не притупить сознанія и остроту язвъ гвоздинныхъ и поднятій на крестъ, – Онъ наконецъ, отверзъ уста для молитвеннаго жалобнаго вопля, пріуготовленнаго и преднаписаннаго въ псалмѣ Его праотца Давида: «Боже Мой, Боже Мой, почто Ты Меня оставилъ!» (Пс. XX, 1, 2). «Или́, Или́, лима́ савахвани́!».

    30 April 2021 читать далее


  • Священникъ Петръ Колосовскій – О кротости (Поученіе въ недѣлю Ваій).

    Священникъ Петръ Колосовскій – О кротости (Поученіе въ недѣлю Ваій).

    «Радуйся зѣло дщи Сіоня, проповѣдуй дщи Іерусалимля: се, царь твой грядетъ тебѣ праведенъ, спасаяй, той кротокъ и всѣдъ на подъяремника и жребца юна» (Зах 9, 9).

    Этими словами пророкъ Захарія предсказалъ торжественный входъ въ Іерусалимъ Господа нашего Іисуса Христа, представляя его во образѣ кроткаго Царя, возсѣдящаго на жребяти осли. По истинѣ Спаситель нашъ былъ «кротокъ и смиренъ сердцемъ» (Мѳ. 11, 29). Вся земная жизнь Его была непрерывнымъ свидѣтельствомъ Его кротости, смиренія, послушанія волѣ Божіей. Изъ послушанія волѣ Божіей Единородный Сынъ Божій смирилъ Себя, нисшедши на землю во образѣ человѣка. Родившись отъ Пресвятыя Дѣвы Маріи въ величайшей бѣдности, Спаситель міра окружилъ Себя учениками изъ простого класса народа, преподалъ Свое спасительное ученіе, явилъ силъ чудесъ, словомъ, сдѣлалъ все необходимое для того, чтобы люди узнали въ Немъ своего обѣтованнаго Мессію.

    24 April 2021 читать далее


  • Епископъ Виссаріонъ (Нечаевъ) – Воскрешеніе умершихъ.

    Епископъ Виссаріонъ (Нечаевъ) – Воскрешеніе умершихъ.

    Въ Евангеліяхъ повѣствуется о трехъ случаяхъ воскрешенія Христомъ мертвыхъ. – У начальника Капернаумской синагоги Іаира лежала при смерти двѣнадцатилѣтняя дочь. Іаиръ просилъ Іисуса придти къ нему въ домъ и исцѣлить ее. Іисусъ пошелъ за нимъ, но на дорогѣ получено извѣстіе, что больная померла. Іисусъ сказалъ Іаиру: «не бойся, только вѣруй», и продолжалъ путь. Въ домѣ Іаира Іисусъ увидѣлъ свирѣльщиковъ и плакальщицъ и общее смятеніе домашнихъ. «Что смущаетесь и плачете, сказалъ Христосъ: дѣвица не умерла, но спитъ». Недовѣрчиво отнеслись къ Его словамъ. Но Христосъ, выславъ всѣхъ изъ дома, кромѣ отца и матери умершей и трехъ учениковъ Петра, Іакова и Іоанна, входитъ съ ними въ комнату, гдѣ лежала усопшая, беретъ ее за руку и говоритъ: «дѣвица, Я тебѣ говорю: встань». Дѣвица встала и начала ходить. Христосъ велѣлъ дать ей пищи (Мѳ. 9, 18. 23-25. Марк. 5, 22 23. 35-43). Въ другой разъ Іисусъ, приближаясь къ городу Наину, встрѣтилъ похоронное шествіе: выносили изъ города на кладбище умершаго юношу, единственнаго сына у матери вдовы, и много народа шло съ нею изъ города. Господь Іисусъ сжалился надъ нею, и сказалъ ей: «не плачь«. Затѣмъ подошелъ, прикоснулся къ одру, на которомъ несли усопшаго. Несшіе остановились. Христосъ сказалъ: «юноша, тебѣ говорю: встань». Мертвый поднялся, сѣлъ и сталъ говорить (Лук. 7, 12-15). – Самое поразительное чудо владычества надъ смертію явилъ Господь Іисусъ въ воскрешеніи Лазаря. Услышавъ о предсмертной болѣзни Лазаря, Іисусъ сказалъ: «сія болѣзнь не къ смерти, но къ славѣ Божіей, да прославится чрезъ нее Сынъ Божій». Говоря сіе, Іисусъ зналъ, что болѣзнь Лазаря кончится смертію, и имѣлъ намѣреніе воскресить его къ славѣ Божіей. Дѣйствительно Лазарь вскорѣ померъ. Іисусъ, узнавъ объ этомъ по своему всевѣдѣнію, назвалъ его смерть сномъ и сказалъ, что идетъ разбудить его. Іисусъ пришелъ въ Виѳанію, гдѣ жилъ Лазарь, уже на четвертый день послѣ его смерти. Лазарь уже былъ похороненъ и отъ тѣла его ощущаемъ былъ запахъ гнилости. Сестры его плакали, и самъ Іисусъ прослезился. Затѣмъ Онъ велѣлъ открыть гробовую пещеру и громко возгласилъ: «Лазарь, гряди вонъ». И Лазарь воскресъ и вышелъ изъ гроба, обвитый по рукамъ и ногамъ погребальными пеленами. Іисусъ сказалъ: «развяжите его, пусть идетъ» (Іоан. 11, 1-44).

    24 April 2021 читать далее