Протопресвитеръ Михаилъ Богословскій – Слово въ Великій Пятокъ.

И оставльше Его, вси бежаша (Марк. 14, 50).

 

Странно! Когда цари земные пріемлютъ царство: сколько торжествующихъ вокругъ престола ихъ! Взошелъ небесный Царь на Свой престолъ: и отъ языкъ нѣсть мужа съ Нимъ (Ис. 63, 3); вси бѣжаша!

Мудрые міра сего, взвѣсившіе законы звѣзднаго неба, измѣрившіе глубины морей и высоты горъ, извлекшіе сокровища изъ нѣдръ земныхъ, разгадавшіе тайны собственнаго духа, вездѣ находили слѣды безконечной Мудрости и жаждали созерцать красоту безпредѣльнаго Божества. Оно явилось, сдѣлалось видимымъ для всѣхъ, осязаемымъ для умовъ самыхъ ограниченныхъ. Чтожъ земная мудрость? Всмотрѣлась, покивала главою своею, нарекла это юродствомъ, бѣжала!..

Ревнители правды, силившіеся создать общественное благо на законахъ равнаго возмездія, – у которыхъ вѣчно на устахъ: «правосудіе», недовольные никогда порядкомъ вещей существующимъ, хотѣли, чтобы правда Божественная Сама уравновѣсила счастіе съ добродѣтелію и бѣдствія съ порокомъ. Вѣчная Правда явилась. Яко агнецъ предъ стригущимъ его, безгласна, плещи Свои вдала на раны, ланитѣ на заушенія, и лица Своего не отвратила отъ студа заплеваній (Ис. 53, 7, 50, 6). Что же справедливость человѣческая? А мы, сказала она, надѣяхомся, яко Сей есть, хотя избавити Израиля! (Лук. 24,21). Она соблазнилась, – бѣжала!

Искатели счастія, извѣдавшіе много разъ неопстоянство чуственныхъ наслажденій, назвавшіе суетою весь блескъ мірской роскоши, видѣвшіе измѣну ближнхъ, понесшіе утрату во многомъ, что было драгоценно ихъ сердцу, обращались къ Небесной Любви и звали ее къ осиротѣлой душѣ своей. Явилась; забыла Свое спокойствіе, не имѣла гдѣ главу поклонить, осудила Себя на кровавые подвиги, собирала труждающихся и обремененныхъ, чтобы дать имъ отраду; взошла на крестъ, чтобы избавить насъ отъ креста; зоветъ къ Себѣ... Гдѣ же наша чувствительность? Болѣзненно для нея это поприще: бія въ перси своя, возвратилась, скрылась, – бѣжала!

Что остается намъ дѣлать, вси пришедшіи на позоръ сей? Бѣжать? – Куда – На небо? – Тамъ гнѣвающійся Богъ! – Въ преисподнюю? – Тамъ жертвы Его правосудія! – На край моря? – И тамъ Его рука! – Во тьму? – Но огненный взоръ Его повсюду вперенъ въ зерцало моей совѣсти; и ночъ вокругъ меня, какъ свѣтъ! (Пс. 138, 8-11).

Приблизимся благоговѣйно къ кресту, подъимемъ десницы наши къ небу и предъ сею страшную и великою жертвою поклянемся торжественно, чтобы эта клатва всю жизнь отзывалась намъ и чадамъ нашимъ: «вѣрить тайнамъ нашимъ Божественнымъ, не сомнѣваясь; исполнять свой долгъ, не требуя возмедія, любить другъ друга, съ готовностью положить свою жизнь за спасеніе ближнихъ!».

Кто побѣдитъ, тому Сей Царь дастъ сѣсти съ Собою на престолѣ Своемъ, якоже и Сам побѣди, и сѣде со Отцемъ Своимъ на престолѣ Его. Имѣяй ухо, да слышитъ! (Апок. 3, 21. 22). Аминь.

 

«Прибавленія къ Церквонымъ Вѣдомостямъ». 1898. 13. С. 519-520.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: