• Поученія при обнобленіи и освященіи храма.

    Поученія при обнобленіи и освященіи храма.

    I.

    Возблагодаримъ, братіе, Господа, что Онъ удостоилъ васъ обновить свой храмъ. Это великая милость Божія къ вамъ. Построить храмъ, обновить пришедшій въ ветхость – это самое великое дѣло, какое только можетъ сдѣлать человѣкъ. А сдѣлать такое дѣло Господь не всякаго удостоиваетъ. Такъ Давидъ вздумалъ построить храмъ Господу: стыдно, говоритъ онъ, мнѣ жить въ кедровомъ домѣ, а кивотъ Завѣта оставлять подъ шатромъ. Господь одобрилъ это чувство; но ты, сказалъ Господь, не построишь мнѣ дома. Почему? Потому что руки твои много пролили крови. Изъ примѣра сего мы можемъ заключить: если въ какомъ-либо селеніи храмы плохи, ветхи, непокрашены, какъ слѣдуетъ: на иконостасахъ позолота поблекла, на иконахъ трудно розобрать, какіе святые на нихъ изображены, ризы на священнослужителяхъ старыя, иногда раздранныя, а у псаломщиковъ стихарей и вовсе нѣтъ; значитъ и прихожане тамъ люди плохіе: они думаютъ только о тѣлѣ, а о душѣ своей не заботятся; думаютъ о благахъ земныхъ, а о благахъ небесныхъ нерадятъ и не получатъ ихъ. Они забыли Бога и Богъ ихъ забудетъ. Имъ не стыдно обновлять свои дома, а домъ Царя небеснаго оставлять въ небреженіи; имъ не стыдно къ каждому празднику шить себѣ новыя одежды, и видѣть священника, одѣтаго чуть не въ рубищѣ. Имъ не стыдно, что за ихъ нерадѣніе Господь изливаетъ гнѣвъ Свой иногда на цѣлыя страны и области. А что это такъ, что Господь дѣйствительно за грѣхъ одного человѣка иногда наказываетъ цѣлый народъ, на это мы имѣемъ указаніе въ Словѣ Божіемъ; нѣкогда Ахаръ укралъ изъ посвященнаго Богу и скрылъ въ своей кущѣ. Это было во время завоеванія Израильтянами Земли обѣтованной. Доселѣ Израильтяне побѣждали Хананеянъ, хотя послѣдніе были очень сильны. Теперь двинулись они противъ Хананеянъ и были побѣждены, а это было знакомъ, что отъ нихъ отступила сила Божія, что Господь прогнѣвался на нихъ. За что, вопросили они Господа? За то, отвѣчалъ Господь, что взяли вы изъ заклятаго и украли и утаили, и положили между своими вещами (а укралъ-тο одинъ Ахаръ): «не буду болѣе съ вами, если не истребите изъ среды вашей заклятаго» (Іис. Нав. 7, 11. 12). Другой примѣръ: согрѣшилъ одинъ Давидъ, а на весь народъ Господь послалъ моровую язву. Такъ, братія, когда увидите человѣка согрѣшающаго, татя ли, пьяницу ли, обидчика ли, останавливайте его: скажите ему: перестань, изъ-за тебя гнѣвъ Божій будетъ на все село. Скажите имъ такъ, какъ сказали нѣкогда Израильтяне колѣнамъ: Рувимову, Гадовому и половинѣ колѣна Манассіина: что это за преступленіе сдѣлали вы предъ Господомъ? Сегодня вы возстаете противъ Господа, а завтра прогнѣвается Господь на все общество. Не одинъ ли Ахаръ сдѣлалъ преступленіе, взялъ изъ заклятаго? А гнѣвъ былъ на все общество. Не одинъ онъ умеръ за свое беззаконіе (Іис. Нав. 22, 16. 18. 20). Или самимъ предстанетъ искушеніе, – воздержитесь отъ грѣха: изъ-за грѣха пострадаете не вы одни, а и дѣти ваши, и сродники и сосѣди. Это испытали на себѣ Израильтяне: «отцы наши, говорили они, ѣли кислое, а у насъ на зубахъ оскомина». Грѣхъ то же, что огонь. Какъ часто отъ неосторожности одного стираетъ не одинъ домъ неосторожнаго, а все селеніе...

    26 September 2024 читать далее


  • Замѣтка: О клиросахъ.

    Замѣтка: О клиросахъ.

    То или другое мѣсто клироса имѣетъ не маловажное значеніе при богослуженіи. Самое законное мѣсто клироса, – праваго и лѣваго, – это на солеѣ, близь южныхъ и сѣверныхъ дверей алтаря: на правомъ для пѣвчихъ, на лѣвомъ для псаломщика и любителей церковнаго пѣнія и чтенія. Псаломщику тогда удобно передавать просфоры и поминанья въ алтарь, а также получать изъ алтаря необходимыя указанія въ случаѣ надобности. Близость пѣвчихъ къ алтарю также имѣетъ удобства: о. діакону удобно принимать участіе въ пѣніи, когда онъ свободенъ. Священнику удобно придти во время утрени на пѣніе и чтеніе канона. Въ отношеніи акустическомъ нахожденіе клирисовъ на солеѣ также имѣетъ преимущество: звукъ пріобрѣтаетъ силу отъ близости иконостаса. Слѣдуетъ обратить также вниманіе на простонародное русское названіе клироса: крылосъ, – оно указываетъ на то, что правый и лѣвый крылосы – это два крыла, возносящія умы и сердца молящихся горѣ. Алтарь – это глава, при ней два крыла, которыя и должны быть вблизи алтаря, на солеѣ. Обычно въ Великороссіи такъ и устраиваются клиросы. Пѣвцы и чтецы сокрыты отъ молящихся высокими иконами.

    27 February 2024 читать далее


  • Тексты Священнаго Писанія для надписи на стѣнахъ и разныхъ принадлежностяхъ храма.

    Тексты Священнаго Писанія для надписи на стѣнахъ и разныхъ принадлежностяхъ храма.

    У входовъ въ церковную ограду и въ храмъ.

    И поставлю жилище Мое среди васъ, и душа Моя не возгнушается вами. И буду ходить среди васъ, и буду вашимъ Богомъ, а вы будете Моимъ народомъ. Лев. 26, 11-12.

    Домъ Мой домомъ молитвы наречется для всѣхъ народовъ. Мрк. 11, 17.

    Блаженны живущіе въ домѣ Твоемъ: они непрестанно будутъ восхвалять Тебя. Пс. 83, 5.

    Ты погубишь говорящихъ ложь. А я, по множеству милости Твоей, войду въ домъ Твой, поклонюсь святому храму Твоему въ страхѣ Твоемъ. Ис. 5, 7-8.

    Одного просилъ я у Господа: того только ищу, чтобы пребывать мнѣ въ домѣ Господнемъ во всѣ дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посѣщать святой храмъ Его. Пс. 26, 4.

    У мѣста для церковнаго старосты.

    Чти Господа отъ имѣнія твоего и отъ начатковъ всѣхъ прибытковъ твоихъ: и наполнятся житницы твои до избытка. Притч. 3, 9.

    22 September 2023 читать далее


  • Валентинъ Васильевичъ Добротинъ – Необходимость украшеній христіанскихъ храмовъ и ихъ священныхъ принадлежностей и благотворное вліяніе этихъ украшеній на молящихся.

    Валентинъ Васильевичъ Добротинъ – Необходимость украшеній христіанскихъ храмовъ и ихъ священныхъ принадлежностей и благотворное вліяніе этихъ украшеній на молящихся.

    «Прославите (убо) Бога въ тѣлесѣхъ вашихъ и въ душахъ вашихъ, яже суть Божія» (1 Кор. VI, 20).

    Православная христіанская церковь, за время своего существованія въ теченіи многихъ вѣковъ, допустила различныя украшенія во внутреннемъ устройствѣ храмовъ и ихъ священныхъ принадлежностей, какъ-то: сосудовъ, напрестольныхъ облаченій, ризъ священнослужителей, иконъ, иконостасовъ и пр., – украшенія, дорогія по матеріалу и изящныя по издѣлію. Украшенія эти въ нѣкоторыхъ храмахъ, преимущественно въ богатыхъ, такъ цѣнны и такъ искусно исполнены, что невольно останавливаютъ на себѣ вниманіе молящихся, чѣмъ, по-видимому, нарушаютъ ихъ религіозную сосредоточенность, – такъ что естественно возникаетъ вопросъ, не могутъ-ли, вообще, эти украшенія развлекать вниманіе молящихся и препятствовать имъ углубляться во внутреннее содержаніе Богослуженія, и, слѣдовательно, не излишни-ли они? – Отрицательный отвѣтъ на эти вопросы даютъ намъ право произнесть и историческія данныя – постоянное существованіе украшеній храмовъ, и свидѣтельства Слова Божія о непротивности этихъ украшеній, и значеніе ихъ нравственно воспитательное и психологическое. Разсмотримъ каждое изъ этихъ основаній въ отдѣльности.

    17 July 2023 читать далее


  • Храмъ св. Мученика Трифона, что въ Напрудной (Историческая замѣтка).

    Храмъ св. Мученика Трифона, что въ Напрудной (Историческая замѣтка).

    Нѣкогда, окруженный большими прудами, изъ которыхъ вытекала рѣчка Напрудная, храмъ св. мученика Трифона стоитъ на небольшомъ полуостровкѣ, почти на краю Москвы, недалеко отъ Лазаревскаго кладбища и Крестовской заставы. Начиная съ нынѣшняго цвѣтнаго бульвара и Троицкой улицы, отъ церкви Іоанна Воина по направленію къ Лазаревскому кладбищу, вся эта мѣстность принадлежала подгородному близь Москвы великокняжескому селу Напрудному, о которомъ упоминаютъ древнѣйшія духовныя граматы Московскихъ великихъ князей. Такъ въ духовной граматѣ великаго князя Ивана Даниловича Калиты 1328 года между прочимъ сказано: сыну моему Семену (завѣщаваю) село Напрудное у города. О семъ Напрудномъ упоминаютъ граматы Симеона Іоанновича 1353 г., Іоанна Іоапновнча 1356 г. и Димитрія Іоанновича 1389 г. Великій князь Іоаннъ Васильевичъ III завѣщалъ село Напрудное «съ дворы городскими и посадскими» сыну своему Димитрію. Изъ этого видно, что село Напрудпое есть одно ивъ древнѣйшихъ подгородныхъ селъ города Москвы.

    14 February 2022 читать далее


  • Архіепископъ Амвросій (Ключаревъ) – Добродѣтель храмозданія.

    Архіепископъ Амвросій (Ключаревъ) – Добродѣтель храмозданія.

    Что такое добродѣтель? Добродѣтель есть постоянная склонность и свободно пріобрѣтенный навыкъ дѣлать извѣстнаго рода добро, согласно съ волею Божіею, для блага ближнихъ и для собственнаго усовершенствованія и спасенія, таковы: молитва, духовное просвѣщеніе, дѣло учительства, благотворительность и т. п. Чѣмъ область добра, обнимаемая извѣстною добродѣтелію, шире, чѣмъ больше представляемый ею родъ добра имѣетъ особыхъ свойствъ, отличающихъ его отъ другихъ родовъ нравственной дѣятельности, тѣмъ добродѣтель самостоятельнѣе, и тѣмъ значеніе ея въ нравственной жизни важнѣе, тѣмъ она необходимѣе. Она можетъ совпадать съ другими добродѣтелями, но совершенная замѣна ея другою невозможна. Исключеніе ея изъ круга нравственной дѣятельности, или стѣсненіе, или перерожденіе въ другой родъ добродѣтели не можетъ быть безъ большаго ущерба, безъ исчезновенія изъ цѣлости нравственнаго строя христіанской жизни живой силы и безъ искаженія цѣлой части въ прекрасномъ образѣ нравственнаго совершенства, начертаннаго для насъ Божественнымъ откровеніемъ. Такова и добродѣтель храмозданія. Поэтому, необходимо имѣть о ней ясныя понятія и хранить ее тщательно, чтобы не повредить ей ложными взглядами и не утратить этотъ прекрасный цвѣтъ Христовой церкви.

    24 December 2021 читать далее


  • Новосвмуч. Архіеп. Никонъ (Рождественскій) – Тоска дѣтей по храмѣ Божіемъ.

    Новосвмуч. Архіеп. Никонъ (Рождественскій) – Тоска дѣтей по храмѣ Божіемъ.

    Тяжело живется, тяжело чувствуется особенно намъ, пастырямъ Церкви. Куда ни оглянешься, съ кѣмъ ни заговоришь, все только жалобы на тяготу жизни, но только въ матеріальномъ отношеніи, но – что еще болѣе тяжко – въ отношеніи духовной жизни. Всюду матерія заслоняетъ духъ и даже духовную жажду думаютъ утолять мутною, заразительною водою всякихъ зловредныхъ лжеученій, забывая о живоносномъ источникѣ благодатнаго ученія Православной вѣры.

    За то какъ отрадно бываетъ, когда какъ будто изъ-за тучъ блеснетъ отрадный лучъ чистой смиренной вѣры, ищущей путей въ живоносному источнику благодати Христовой въ Церкви Православной! И хочется подѣлиться своимъ радостнымъ впечатлѣніемъ, своими надеждами, хочется вѣрить и другихъ увѣрить, что еще жива наша Русь Православная, что неправду говорятъ, будто Церковь наша «замерла», будто нужны какія-то новыя средства къ «оживленію» церковной жизни. Прислушайтесь къ біенію русскаго православнаго сердца, присмотритесь къ тому, какъ кротко, смиренно, а потому – такъ хочется думать – и Богу пріятно проявляется иногда любовь къ родной Церкви, къ ея уставамъ, ея храмамъ, любовь тѣмъ болѣе трогательная, что она, такъ сказать, окрашивается въ нѣкую грусть, тоску, молитвенную скорбь предъ Богомъ, когда не находитъ себѣ удовлетворенія въ окружающей средѣ, не видитъ вблизи себя той родной святыни, которая всегда являлась для русской православной души олицетвореніемъ ея нѣжной матери-Церкви Христовой, словомъ, не видитъ храма Божія, который для вѣрующаго есть воистину домъ Божій и врата небесная. Храмъ Божій – о, какое это милое, дорогое сердцу слово, какъ было-бы пусто, скучно на Русской землѣ, если-бы не было храмовъ Божіихъ, если-бы они не сіяли своими крестами, не звонили своими «кампанами», не украшали грады и веси родной земли!.. Вотъ подъѣзжаете вы въ ясное лѣтнее утро къ какому-нибудь русскому старинному городу и что прежде всего видите? Дома утопаютъ въ зелени садовъ и почти еще незамѣтны, а храмы Божіи уже привѣтливо смотрятъ на васъ, ярко блистая на солнцѣ своими позолоченными крестами и куполами, и ихъ такъ много, какъ будто весь городъ состоитъ изъ однихъ только церквей. Или путешествуете вы въ ясный лѣтній день по довольно населенной мѣстности; вотъ вы поднялись на гору, съ которой далеко-далеко видно во всѣ четыре стороны; предъ вами зеленѣютъ поля и луга, виднѣются рощи, по пригоркамъ раскинулись деревни, но чаще всего вашъ взоръ останавливается на храмахъ Божіихъ, стоящихъ то далеко отъ васъ на горѣ, то вблизи васъ, гдѣ нибудь за лѣсомъ, въ уютной лощинѣ... Съ одного мѣста вы часто насчитываете ихъ до десяти и болѣе. И на душѣ становится такъ отрадно, такъ тепло, что невольно перекрестишься и подумаешь: схороша ты, наша святая Русь-матушка! Благословенна ты, наша родная сторона православная!»..

    20 February 2021 читать далее