Протоіерей Стефанъ Луканинъ – О значеніи крестныхъ ходовъ и освященія воды (Слово въ день Происхожденія честныхъ древъ Креста Господня).
Въ нынѣшній день православною церковію установлено совершать торжественный крестный ходъ на источникъ для освященія воды, а въ Константинополѣ былъ св. обычай обносить по улицамъ Животворящій Крестъ и св. иконы для освященія города и для предотвращенія болѣзней, въ это время бывающихъ. Потому то нынѣшній праздникъ и называется происхожденіемъ честныхъ древъ, или похожденіемъ изъ церкви съ древомъ Креста Господня и со святой водой.
Воспользуемся, благочестивые слушатели, симъ случаемъ и побесѣдуемъ сегодня о значеніи крестныхъ ходовъ и освященіи воды. Подъ именемъ крестныхъ ходовъ разумѣются такія похожденія изъ храмовъ Божіихъ или церквей священнослужителей и клира, а съ ними и всего народа, въ которыхъ наглядно выражается торжество вѣры въ Крестъ Христовъ, какъ знаменіе побѣды надъ смертію и діаволомъ. Эти исхожденія потому и называются крестными, что главную принадлежность ихъ составляетъ животворящій запрестольный Крестъ Христовъ съ святыми иконами и хоругвями, износимыми вмѣстѣ съ нимъ для всенародныхъ моленій внѣ церкви на путяхъ, перекресткахъ, площадяхъ, поляхъ, рѣкахъ и т. п.
Крестные ходы бываютъ: или обычные, или чрезвычайные. Обычные крестные ходы совершаются въ извѣстные дни года, указанные церковнымъ уставомъ, а чрезвычайные – только по случаю какихъ-либо важныхъ событій или происшествій и при томъ съ разрѣшенія высшей церковной власти.
Тѣ и другія священныя исхожденія на молитву за врата храмовь Божіихъ для совершенія богослуженій ведутъ свое начало изъ глубокой древности. Такъ, еще во времена ветхозавѣтныя, древнія, бывшія до явленія Іисуса Христа на землѣ въ человѣческомъ образѣ или видѣ, когда народъ израильскій возмутился противъ избранныхъ мужей Господнихъ – Моѵсея и Аарона и когда Господь Богъ, въ наказаніе мятежниковъ, произвелъ внезапную и быструю пагубу въ людяхъ, – тогда еще Моѵсей, щадя народъ Божій, повелѣлъ Аарону, какъ высшему служителю Господню, изыти изъ скиніи, т. е. подвижной церкви, въ полкъ на мѣсто гнѣва Божія и тамъ принести молитву для утоленія гнѣва Божія и испрошенія милости у Бога, которая и проявилась немедленно въ томъ, что престала пагуба. Въ Библіи это событіе описано такъ: «и сказалъ Господь Моѵсею и Аарону, говоря: отстранитесь отъ общества сего (мятежниковъ) и Я погублю ихъ во мгновеніе. Но они пали на лица свои. И сказалъ Моѵсей Аарону: возьми кадильницу, и положи въ нее огня съ жертвенника и всыпь куренія, и неси скорѣе къ обществу, и заступи ихъ: ибо вышелъ гнѣвъ отъ Господа и началось пораженіе въ народѣ. И онъ положилъ куренія, и заступилъ народъ. Сталъ онъ между мертвыми и живыми, и пораженіе прекратилось. И умерло отъ пораженія четырнадцать тысячъ семь сотъ человѣка, кромѣ умершихъ по дѣлу Корееву. И возвратился Ааронъ къ Моѵсею, ко входу скиніи собранія, послѣ того какъ пораженіе прекратилось» (Числ. XVI, 44-50). Такъ какъ повелѣніе Моѵсея Аарону о молитвенномъ исхожденія въ полкъ было, конечно, не Моѵсеево, а Божіе повелѣніе, то священный обычай исхожденія на молитву внѣ храмовъ Божіихъ не могъ не перейти и въ церковь новозавѣтную. Первоначально и издавна утвердился этотъ обычай въ греческой церкви, по случаю почти постояннаго посѣщенія города Константинополя, бывшей столицы греческой имперіи, въ августѣ мѣсяцѣ заразительными болѣзнями. Тамъ, какъ мы выше сказали, по этому поводу положено было совершать крестные ходы сь 1 по 15 число августа съ тою цѣлію, чтобы силою Животворящаго Креста Господня освятить улицы и площади города и такимъ образомъ предохранить жителей отъ заразы, отъ которой они, по милости Божіей, и сохранялись посредствомъ крестныхъ похожденій, соединяемыхъ съ освященіемъ воды. Отъ греческой церкви обычай совершенія этихъ священнодѣйствій перешелъ и въ церковь Россійскую, какъ благословенную дщерь ея. Въ ней этотъ священный обычай получилъ свое начало еще въ 1164 году по Рож. Христ. въ память счастливыхъ побѣдъ, одержанныхъ въ 1-й день августа Греческимъ императоромъ Мануиломъ надъ Сарацинами и великимъ княземъ русскимъ Андреемъ Боголюбскимъ надъ Болгарами при особой помощи Божіей, явленной отъ св. креста и иконъ, бывшихъ въ крестномъ ходу. Послѣ этой милости Божіей церковь Россійская навсегда установила священный обычай совершенія крестныхъ ходовъ и притомъ не только въ 1-й день августа, но и во всякое время, наипаче же при всеобщихъ бѣдствіяхъ и посѣщеніяхъ Божіихъ, каковы: войны, голодъ, болѣзни, засуха, безведріе и другія симъ подобныя злоключенія, а также и безъ нихъ, въ видѣ предохранительной священной мѣры отъ разныхъ невзгодъ и опасностей житейскихъ.
Крестный ходъ совершается или при особомъ молебномъ канонѣ Пресвятой Богородицѣ, поемомъ во всякой скорби душевной и обстояніи, или въ соединеніи съ чиномъ освященія воды.
И какая мудрость св. церкви въ установленіи крестнаго шествія! Какое нѣжное попеченіе Ея, какъ Матери нашей, о благоденствіи насъ чадъ своихъ! Святая церковь не довольствуется молитвами, совершаемыми въ святыхъ храмахъ, а разрѣшаетъ исхожденія на молитву за врата церковныя, въ открытыя мѣста и поля. Взирая на таковыя церковныя шествія, гдѣ, кромѣ возвышающейся святыни, представляется глазамъ нашимъ множество народа, гдѣ служители алтаря и храма образуютъ «особый родъ уготованныхъ на дѣло», можно подумать, что это какъ бы нѣкое воинство, устремляющееся на брань. Въ особенности къ такой думѣ или мысли приводятъ предносимыя въ крестномъ ходу церковныя хоругви, которыя, можно сказать, тоже, что и знамена полковыя, составляющія принадлежность каждаго полка и изображающія побѣдное знамя въ борьбѣ противъ враговъ. Въ полкахъ каждый воинъ, выступая противъ враговъ или непріятелей, прежде всего, долженъ обращаться душевнымъ окомъ къ священному полковому своему знамени съ изображеніемъ Креста Господня и своею крѣпкою вѣрою въ несокрушимую силу распятаго на крестѣ воодушевляться надеждою отразить и побѣдить врага, хотя бы для этого нужно было положить животъ свой на полѣ брани. Точно съ такимъ же значеніемъ употребляются и въ нашихъ православныхъ храмахъ церковныя хоругви – эти священныя знамена, состоящія изъ креста, поднятаго на высокое древко, съ изображеніемъ святыхъ Божіихъ; потому что у каждаго изъ насъ есть свои враги и сильные и лукавые, каковы суть: плоть, міръ и діаволъ. Церковныя хоругви собственно и именно означаютъ то, что церковь Христова на землѣ шествуетъ къ небу по пути крестному и воинствуеть съ плотію, міромъ и діаволомъ подъ знаменемъ креста, почему она и называется воинствующею. И мы, какъ воины Христовы, взирая на хоругви, это побѣдное знамя, должны возбуждаться не только въ борьбѣ съ своими врагами, но и къ побѣдѣ надъ ними посредствомъ духовнаго оружія, т. е. подвиговъ поста, молитвы, терпѣнія и вообще благочестивой жизни, прося и умоляя при этомъ изображеніяхъ на хоругвяхъ святыхъ угодниковъ Божіихъ о ходатайствѣ ихъ за насъ предъ Господомъ о томъ, чтобы Онъ воодушевилъ насъ и подкрѣпилъ наши душевныя и тѣлесныя силы въ борьбѣ противъ искушеній вражіихъ, возбуждающихъ въ насъ дурныя мысли и желанія даже въ то время, когда мы стоимъ въ храмѣ Божіемъ. Вотъ въ этомъ то отношеніи крестное шествіе есть подлинно какъ бы воинство или ополченіе, но только ратующее не противъ видимыхъ, а противъ невидимыхъ враговъ нашего спасенія и просящее для сего помощи Господа; ополченіе или воинство не смерть производящее, а жизни требующее, не вражду, а миръ и покорность свидѣтельствующее; не на мщеніе и пораженіе устремляющееся, а помилованія и пощады ищущее.
Такъ знаменательно и многопоучительно крестное шествіе съ предносимыми иконами. Образецъ такого крестнаго шествія, съ ополченіемъ ва сопротивныхъ еретиковъ аріанъ, трогательно описанъ въ Четьи-Минеи въ житіи святого Василія Великаго. Случай его вызвавшій былъ весьма побудительный слѣдующій: «нѣкогда беззаконному царю Уаленту, во градѣ Никейстѣмъ бывшу, приступиша къ нему аріанскія ереси начальницы, просяще, да отъ соборныя во градѣ томъ церкве ижденетъ люди правовѣрныя, церковь же да дастъ аріанскому ихъ соборищу. И сотвори тако царь злый, самъ сущи еретикъ, отъя церковь отъ правовѣрныхъ насиліемъ и даде аріаномъ и отъиде въ Царь-Градъ. Въ печали убо велицѣй бывшу всему благочестивыхъ множеству, дойде тамо общій церквамъ предстатель и заступникъ святый Великій Василій, къ нему же все множество правовѣрныхъ пришедше, съ воплемъ и рыданіемъ сказаша сотворшуюся имъ отъ царя обиду. Святый же, утѣшивъ ихъ своими словесы, абіе иде къ царю въ Константинополь, и представъ ему рече: честь царева судъ любитъ. И премудрость глаголетъ: «правда царева въ судѣ» (Псал. 98; ст. 1). Почто убо, со царю, неправедный судъ судилъ еси, изгнавъ православныхъ отъ церкве святыя, и отдавъ ю злославнымъ?... Глагола ему царь: иди ты между ими разсуди, обаче тако суди, да не обрящешися помогаяй людемъ вѣры твоея. Святый же отвѣща: аще неправедно разсужду, то и мене на заточеніе посли, и мнѣ единовѣрныхъ иждени и церковь аріаномъ отдаждь. Вземъ же святый отъ царя писаніе возвратися въ Никею, и призвавъ аріаны рече имъ: се царь даде ми власть сотворити судъ между вами и православными о церкви, насиліемъ отъясте. Они же отвѣщаша ему: суди убо, но по суду цареву. Глагола же святый: пріидите и вы аріане, и вы правовѣрніи, и затворите церковь, и заключайте запечатлѣйте печатми, мы своими, вы же своими и приставите отъ обѣихъ странъ крѣпкія стражи и шедше первѣе вы, аріане, помолитеся три дни и три нощи, и потомъ приступите къ церкви, и аще молитвою вашею сами отверзутся двери церковныя, то да будетъ церковь вамъ вовѣки; аще же ни, то помолимся мы едину нощь, и пойдемъ съ литіею поюще къ церкви, и аще отверзется намъ, то да имамы ю вовѣки... Аще и намъ не отверзется, то паки ваша церковь да будетъ. И угодно бысть слово сіе предъ аріаны. Православніи же скорбяху на святого глаголюще, яко не поистинѣ, но по страху цареву, судъ сотвори. И бывшу утвержденію многу отъ обѣихъ частей, стрегома бысть со всякимъ опаствомъ святая церковь запечатлѣнна и закрѣпленна. Молившимся же аріаномъ три дни и три нощи, и къ церкви пришедшимъ, не бысть ни коего же знаменія: и моляхуся отъ утра до часа шестаго, стояще и взывающе: «Господи помилуй», но неотверзошася церковныя двери, и отъидоша тщетно со стыдомъ. Василій же Великій, собравъ вся правовѣрныя съ женами и дѣтьми, изыде изъ града въ церковь святого мученика Діомида, тамо бдѣніе, всенощное сотворивъ, пойде утро со всѣми къ запечатлѣннѣй соборнѣй церкви, поюще: святый Боже, святый крѣпкій, святый безсмертный, помилуй насъ. Ставъ же предъ дверьми церковными, глагола къ людемъ: воздвигните руки ваша на высоту небесную, и возопійте прилежно: «Господи помилуй»!... И сему бывшу, повелѣ святый быти молчанію, и пристуиль къ дверемъ, знамена ихъ крестнымъ знаменіемъ трикраты, и глагола: «Благословенъ Богъ христіанскій всегда, нынѣ и присно и вовѣки вѣковъ». Возгласившимъ же людемъ «аминь», абіе бысть трусъ, и начаша сокрушатися вереи (петли у дверей), отпадоша утвержденія, разрѣшишася печати, и отверзошася врата яко отъ вѣтра и бури великія, и ударишася двери о стѣны. Божественный же Василій поча пѣти: «возьмите врата князи ваша, возьмитеся врата вѣчная и внидетъ Царь Славы»!!!... Вниде же Василій въ церковь со всѣмъ множествомъ православныхъ, и совершивъ божественную службу отпусти люди съ веселіемъ, безчисленное же множество аріанъ, видѣвше то чудо, отвергошася злочестія своего и къ правовѣрнымъ приложишася» (Четьи-Минеи. Янв. въ 1-й день, л. 250).
Вотъ какой чудный примѣръ церковная исторія сохранила на своихъ страницахъ къ нашему назиданію и къ убѣжденію въ плодотворности молитвъ при крестныхъ ходахъ, совершаемыхъ, по уставу ли св. церкви, или нарочито въ годины бѣдствій или искушеній, или во дни особыхъ всенародныхъ торжествъ, когда самые обширные храмы не могутъ вмѣстить всѣхъ молящихся подъ своими сводами и вѣрующіе, объединяемые единодушіемъ, возносятъ всеобщую свою молитву уже подъ сводомъ неба.
Не менѣе знаменателенъ и поучителенъ и соединяемый съ крестнымъ ходомъ чинъ освященія воды. Святая церковь знаетъ, что чада ея изъ водохранилищъ употребляютъ воду сами и пьютъ ее «сынове и скоти ихъ», что сею же водою они поливаютъ травы въ огородахъ, деревья въ садахъ и въ ней измываютъ себя и одежды свои. Дабы воду эту, стихію, имѣющую столь обширное употребленіе въ жизни человѣка, содѣлать водою благословенія небеснаго, церковь совершаетъ надъ нею одинъ изъ величественныхъ, глубоко-трогательныхъ и умилительныхъ обрядовъ своихъ, малое освященіе воды, молясь и вопія крѣпкимъ гласомъ: «о еже освятитися водѣ оной силою, и дѣйствіемъ, и наитіемъ Святого Духа, о еже снисходити на ню очистительному Пресущныя Троицы дѣйству, о еже быти водѣ сей цѣлительнѣй душъ и тѣлесъ, и всякія сопротивныя силы отгнательнѣй». Поелику же христіанину потребно освященіе и благословеніе небесное не на одинъ день, а на всѣ дни и часы жизни, то церковь допустила своему обряду малаго освященія, совершаемому 1-го августа, самое обширное употребленіе. Она совѣтуетъ совершать этотъ обрядъ въ первый день каждаго мѣсяца надъ общественными источниками, рѣками и озерами; его можно совершать въ храмѣ Божіемъ надъ сосудомъ съ водою во всякое время когда потребуютъ обстоятельства, особенно же въ храмовые праздники. Можно совершать водоосвященіе въ каждомъ домѣ христіанскомъ, а также на поляхъ, въ садахъ, и во всякомъ приличномъ мѣстѣ. Соображая все это, или судя по этому, можно рѣшительно утверждать, что въ цѣломъ мірѣ христіанскомъ нѣтъ ни одной горсти воды, ни одной капли росной и дождевой, которая бы не была освящена, духовно оплодотворена молитвою, облагодатствована и которая, слѣдовательно, не была бы животворна и спасительна и для человѣковъ, и скотовъ, и птицъ, и прозябеній земли.
Когда путникъ, утомленный жаждою, обрѣтаетъ свѣжую и прохладную воду, онъ съ умиленіемъ говоритъ о ней: «благодать Господня»! Когда земледѣлецъ видитъ росу небесную, или дождь ранній, или поздній, благовременео орошающій ниву его, онъ также съ молитвою произноситъ: «благодать Господня»! И въ словѣ Божіемъ вода чаще всего служитъ символомъ благодати Господней. А потому, казалось бы, что благодатные дары Святого Духа постепенно должны бы изливаться на насъ въ такомъ изобиліи, какъ весеннія воды, что каждый источникъ воды долженъ бы для насъ быть источникомъ исцѣленій отъ недуговъ тѣлесныхъ и душевныхъ, каждая чаша воды – служитъ очищеніемъ, освѣженіемъ. Но, между тѣмъ, что мы почти ежедневно видимъ и слышимъ на опытѣ? Вмѣсто исцѣленія–тяжкіе недуги отъ воды; вмѣсто спасенія–разрушеніе и опустошеніе отъ воды! Идетъ христіанинъ на рѣку купаться или мыться–и утопаетъ, (переправляется черезъ воду, ради какой нибудь житейской надобности, – и погребается въ волнахъ; разгоряченный трудомъ или неистовою забавою пьетъ прохладную воду для утоленія жажды–и, вмѣстѣ съ нею, впиваетъ тяжкій, даже смертельный, недугъ; иногда одинъ неосторожный глотокъ воды мгновенно убиваетъ неосторожнаго; иногда приливной дождь и градъ опустошаютъ поля и луга, обиваютъ недозрѣвшіе плоды и колосья. Когда рѣки, по выраженію псалмопѣвца (Псал. 92, 3), воздвигаютъ гласы свои, тогда отъ ихъ шумныхъ голосовъ, отъ ихъ широкаго и бурнаго стремленія ниспровергаются цѣлыя заведенія, тонутъ города и селенія, гибнетъ трудъ и работа многихъ тысячъ народа. Отчего все это, Боже, намъ? Неужели молитвы церкви Твоей несильны надъ яростію влажной и по естеству своему спокойной стихіи? Но, вѣдь, и молитвы св. церкви не могутъ непрестанно творить чудесъ для спасенія всѣхъ вообще, особенно же тѣхъ изъ христіанъ, которые не хотятъ вести себя по-христіански, т. е. жить и поступать такъ, какъ учитъ насъ св. церковь и Слово Божіе. Можно прилагать если не ко всѣмъ, то, по крайней мѣрѣ, ко многимъ потопленіамъ частнымъ и ту причину, которая вызвала первый всемірный потопъ, т. е. развращеніе и нечестіе, растлѣвающее землю, воду и воздухъ. Но не станемъ изслѣдовать суды Божіи о смерти и пагубѣ, приключающейся отъ воды: они неизслѣдимы. Не станемъ удивляться и тому, что вода, съ толикимъ тщаніемъ, съ толико-усердными мольбами освящаемая церковію, не всегда спасаетъ, не всѣхъ исцѣляетъ. Что здѣсь удивительнаго, когда и святѣйшее таинство причащенія–самое пречистое тѣло и самая честная и животворящая кровь Искупителя нашего Іисуса Христа многимъ служитъ не во спасеніе, а въ судъ и осужденіе. «Ибо ядый и піяй недостойнѣ, судъ себѣ ястъ и піетъ» (1 Коринѳ. 11, 29). Изъ этого само собою очевидно, что и во священнодѣйствіи освященія воды, какъ въ таинствѣ причащенія, сила цѣлительной и спасительной благодати простирается только на тѣхъ, которые заслуживаютъ ее или достойны ея.
Вотъ къ какимъ назиданіямъ приводитъ насъ размышленіе о крестныхъ ходахъ и освященіе воды! Принимая во вниманіе и твердо памятуя все доселѣ сказанное о крестныхъ ходахъ и чинѣ освященія воды, постараемся всячески быть достойными участниками въ этихъ богослуженіяхъ. Вѣдь и мы нерѣдко въ жизни своей переживаемъ тяжелыя годины, подвергаемся разнымъ болѣзнямъ и опасностямъ. А для сего будемъ исходить на эти богослуженія, по примѣру благочестивыхъ предковъ нашихъ, съ чувствами глубокой вѣры, твердаго упованія и высокаго благоговѣнія, устремляя взоръ свой на предносимую святыню, а не на толпу народную, пѣснословя, а не празднословя, молясь Богу изъ глубины души, а не разсѣиваясь и не разсѣвая другихъ разговорами или привѣтствіями. Тогда и эти богослуженія будутъ также, какъ и для предковъ нашихъ, благотворны и спасительны; особенно если мы, по внушенію крестнаго съ хоругвями шествія, постараемся въ теченіе всей жизни прилагать всевозможныя усилія къ борьбѣ съ врагами нашего спасенія, плотію, міромъ и діаволомъ, преодолѣвая въ себѣ грѣховныя наклонности, похоти и страсти, а по внушенію чина освященія воды, будемъ заботиться о чистотѣ своей души, какъ чиста свѣжая вода, и о свѣтлости своихъ помысловъ и дѣяній, какъ свѣтлая хорошая вода. Тогда наша борьба съ врагами спасенія нашего можетъ несомнѣнно сопровождаться побѣдою надъ ними. Тогда непобѣдимая и непостижимая сила Честного и Животворящаго Креста Господня, по предстательству св. угодниковъ Божіихъ, изображенныхъ на хоругвяхъ и иконахъ, предносимыхъ въ крестномъ ходу, не оставитъ насъ грѣшныхъ. Тогда и всякій источникъ воды будетъ для нась источникомъ исцѣленій отъ недуговъ душевныхъ и тѣлесныхъ. Аминь.
Произнесено въ каѳедральномъ соборѣ при архіерейскомъ служеніи.
Епархіальный миссіонеръ, протоіерей Стефанъ Луканинъ.
«Пермскія Епархіальныя Вѣдомости». 1899. №№ 15-16. Отд. Неофф. С. 365-373.
* * *
О благоповеденіи во время крестнаго хода.
Наставленіе святителя митрополита московскаго Филарета.
Духовенство должно напомнить благовременно себѣ и прочимъ, что дабы сіе благое начинаніе (т. е. совершеніе крестнаго хода) принесло благій плодъ, для сего надобно, чтобы дѣло Божіе совершаемо было съ глубокимъ и непрерывнымъ благоговѣйнымъ вниманіемъ. Когда вступаешь въ крестный ходъ, помышляй, что идешь подъ предводительствомъ святыхъ, которыхъ иконы въ немъ шествуютъ и приближаешься къ самому Господу, поколику немощи нашей возможно. Святыня земная знаменуетъ и призываетъ святыню небесную. Присутствіе креста Господня и святыхъ иконъ, и кропленіе освященною водою очищаетъ воздухъ и землю отъ нашихъ грѣховныхъ нечистотъ, удаляетъ темныя силы и приближаетъ свѣтлыя. Пользуйся сею помощію для твоей вѣры и молитвы, и не дѣлай ее безполезною для тебя твоимъ нерадѣніемъ. Слыша церковное пѣніе въ крестномъ ходѣ, соединяй съ нимъ свою молитву, а если по отдаленію не слышишь, призывай къ себѣ Господа, Божію Матерь и святыхъ Его, извѣстнымъ тебѣ образомъ молитвы. Не входи въ разговоры съ сопутствующими, а начинающему разговоръ отвѣчай безмолвнымъ поклономъ, или краткимъ только необходимымъ словомъ. Духовенство должно быть примѣромъ порядка и благоговѣнія, а мірскіе не должны тѣсниться между духовенствомъ и разстраивать порядокъ. Не бѣда, если отстанешь тѣломъ: не отставай отъ святыни духомъ.
Изъ «Душеполезнаго Чтенія». 1892 г. Сентябрь.
* * *
Порядокъ крестнаго хода въ дни престольныхъ праздниковъ.
(Обхода вокругъ храма съ молебнымъ пѣніемъ.)
Всѣ священнослужители выходятъ на середину храма и выстраиваются, какъ обычно, при совершеніи молебнаго пѣнія. Молебное пѣніе начинается обычнымъ порядкомъ среди храма.
Когда послѣ пѣнія «Богъ Господь», запоютъ тропарь, начинается исхожденіе изъ храма. Впереди несутъ фонарь, крестъ и хоругви, затѣмъ идутъ пѣвцы и за ними духовенство, при чемъ младшіе по сану впереди. Первенствующій несетъ въ рукѣ напрестольный крестъ, второй священникъ – св. Евангеліе, третій – храмовую икону, слѣдующіе – иныя чтимыя иконы. Поется обычнымъ порядкомъ модебное пѣніе, прерываемое остановками. Остановки дѣлаются со всѣхъ четырехъ сторонъ храма: на южной сторонѣ, восточной, сѣверной и западной. При первой остановкѣ на южной сторонѣ предстоятель осѣняетъ крестомъ на всѣ четыре стороны и кропитъ св. водой, причемъ діаконъ каждый разъ становится напротивъ него и возглашаетъ: «Господу помолимся, рцемъ вси», на что пѣвцы троекратно взываютъ: «Господи, помилуй!». При остановкѣ на восточной сторонѣ сначала произносится обычная малая ектенія, прокименъ и читается Евангеліе, послѣ чего бываетъ подобное же осѣнеиіе на 4 стороны крестомъ или иконой храма съ окропленіемъ св. водой. Если осѣняютъ иконой Пресв. Богородицы, возглашается: «Ко Пресвятѣй Владычицѣ Дѣвѣ Богородицѣ помолимся, рцемъ вси!», на что поютъ: «Пресвятая Богородице, спаси насъ!». Если осѣняютъ иконой святого, возглашается: «Имя-рекъ (святому) помолимся, рцемъ вси!», и всѣ поютъ: «Имя-рекъ, моли Бога о насъ!».
Такое же осѣненіе и окропленіе св. водой бываетъ и при слѣдующихъ остановкахъ на сѣверной и западной сторонахъ храма. Затѣмъ всѣ входятъ въ храмъ и молебное пѣніе обычнымъ порядкомъ заканчивается среди храма: здѣсь произносится сугубая ектенія, читается молитва и произносится отпустъ, послѣ чего обычно возглашаются три многолѣтія.
По особому чину совершается крестный ходъ въ дни пасхальной свѣтлой седмицы, начиная со второго дня Пасхи.
«Троицкій Православный Русскій Календарь» на 1960 г. С. 111.