Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Посланіе противъ «Живой Церкви» (1923).

ПОСЛАНІЕ

Предсѣдательствующаго Временнаго Архіерейскаго Сѵнода Русской Православной Церкви заграницей – Святѣйшимъ Патріархамъ Восточнымъ, Главамъ Автокефальныхъ Православныхъ Церквей, Православнымъ Архіереямъ, всему, священному клиру и всѣмъ православнымъ христіанамъ.

Продолжающееся на несчастной Руси раздѣленіе Церкви побуждаетъ насъ, вѣрныхъ ей и нашему Святѣйшему Патріарху, Архіереевъ; составляющихъ Священный Русскій Заграничный Сѵнодъ, какъ единственное церковное учрежденіе русскаго народа, сохранившее свободный голосъ, вторично обратиться во всѣ Автокефальныя Православныя Церкви и ко всѣмъ православнымъ христіанамъ съ напоминаніемъ и братской мольбой о томъ, чтобы и всѣ вѣрныя Евангелію и семи Вселенскимъ Соборамъ во Христѣ сестры оказали Православной Церкви Россійской и подчиненнымъ ей православнымъ церквамъ: Русской заграничной, также Польской, Литовской, Финляндской, Эстляндской, Американской, Китайской и Японской свою каноническую поддержку, и не признали бы ни одной вновь самочинно выдѣлившейся изъ послушанія Святѣйшему Патріарху нашему Церкви, а признали бы ихъ самочиннымъ сборищемъ, согласно 1-му каноническому правилу Св. Василія Великаго, и потому лишеннымъ благодати и благодатнаго преемства, пока онѣ не возвратятся къ единенію съ Православной Церковью Россійской и ея Святѣйшимъ Патріархомъ, донынѣ пребывающимъ въ узахъ отъ безбожниковъ и іудеевъ, захватившихъ силою и обманомъ власть въ Россіи и именующихъ себя Совѣтскимъ Правительствомъ.

Всѣ эти самочинныя сборища, отвергшія власть Святѣйшаго Патріарха и потому въ глазахъ Божіихъ и въ очахъ Святой Церкви вовсе чуждыя священства по 15-му правилу Двукратнаго Собора, лишены благодатныхъ таинствъ по 68-му правилу Карѳагенскаго Собора, а когда они дѣлаютъ видъ, будто они молятся, то на самомъ дѣлѣ сего ради лише пріемлютъ осужденіе, какъ сказалъ самъ Господь (Матѳ. 23, 14) сперва въ Святомъ Евангеліи, а затѣмъ устами Собора Карѳагенскаго: «Церковь, которая, по реченному, есть голубица (Пѣснь пѣсней, 2, 10), единственная матерь христіанъ, и въ которой спасительно пріемлются всѣ таинства вѣчныя и животворящія, впрочемъ пребывающихъ въ ереси подвергающія великому осужденію и казни. Что во истинѣ свѣтлѣе препровождало бы ихъ къ вѣчной жизни: то въ заблужденіи становится для нихъ болѣе омрачающимъ и осуждающимъ» (пр. 68).

Слова эти падаютъ своей тяжестью не только на завѣдомыхъ еретиковъ, но и на раскольниковъ, ибо такъ гласитъ первое каноническое правило Св. Василія: «каѳары суть изъ раскольниковъ, но угодно было древнимъ, какъ то Кипріану и нашему Фирмиліану, единому опредѣленію подчинити всѣхъ сихъ... Ибо, хотя начало отступленія произошло черезъ расколъ, но отступившіе отъ церкви уже не имѣли на себѣ благодати Святаго Духа. Ибо оскудѣло преподаяніе благодати, потому что пресѣклось законное преемство. Ибо первые отступившіе получили посвященіе отъ отцевъ и, чрезъ возложеніе рукъ ихъ, имѣли дарованіе духовное. Но отторженные, содѣлавшись мірянами, не имѣли власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподати другимъ благодать Святаго Духа, отъ которой сами отпали. Почему приходящихъ отъ нихъ къ церкви, яко крещенныхъ мірянами, древніе повелѣвали вновь очищати истиннымъ церковнымъ крещеніемъ».

Посему молимъ Святѣйшихъ Православныхъ Патріарховъ и всѣхъ Преосвященныхъ Архіереевъ не признавать дѣйствительность таинствъ ни Московской «Живой Церкви» и порожденныхъ ею разновидностей, ни Кіевскихъ самосвятовъ, которыхъ Священный Гангрскій Соборъ назвалъ заранѣе врагами Божіими и друзьями бѣсовъ, какъ восхитившихъ себѣ недарованное и объявившихъ архіереями многихъ женатыхъ лжеіереевъ, безъ архіерейской хиротоніи дерзнувшихъ возложить на себя архіерейскія одежды и возлагать руки на подобныхъ имъ сыновъ геенны и затѣмъ преподавать народу ложную евхаристію, которая не есть Тѣло и Кровь Христовы, но пища демоновъ, якоже рекоша святіи отцы наши.

Всѣ эти самочинныя сборища подсылаютъ и будутъ еще подсылать къ Святѣйшимъ Патріархамъ и прочимъ Іерархамъ Востока своихъ представителей, которые лестью и обманомъ и предложеніемъ своихъ поганыхъ подарковъ стараются обольстить христіанскую совѣсть служителей Христовыхъ, никогда не поясняя имъ сущность своего богопротивнаго возстанія на Церковь и дерзкія искаженія ея священныхъ каноновъ и догматовъ, но представляясь кроткими и человѣколюбивыми: «и неудивительно; потому что самъ сатана принимаетъ видъ ангела свѣта, а потому не великое дѣло, если и служители его принимаютъ видъ служителей правды: но конецъ ихъ будетъ по дѣламъ ихъ» (2 Кор. 11, 14-15). «Горе имъ», скажемъ словами другого Апостола, «потому что идутъ путемъ Каиновымъ, предаются обольщенію мзды, какъ Валаамъ, и въ упорствѣ погибаютъ, какъ Корей» (Іуд. 1, 11).

Современные лжеархіереи и лжеіереи раскольники хуже тѣхъ древнихъ враговъ Моисея и древнихъ противниковъ святымъ отцамъ, ибо тѣ имѣли свою, хотя и ложную вѣру, а эти просто не вѣрятъ въ Бога, ни въ Христа, а только въ деньги и въ свою злобу, почему и перешли на сторону явныхъ и открытыхъ враговъ Христовыхъ, іудействующихъ комиссаровъ и ихъ сообщниковъ, которые во дни Рождественскихъ праздниковъ богохульно сожигали на площадяхъ русскихъ городовъ изображенія Спасителя, Божіей Матери и всѣхъ святыхъ. Въ настоящіе дни «Живая Церковь» уже открыто готовится слиться съ еретиками: у насъ имѣется ихъ посланіе къ методистамъ съ приглашеніемъ на ея нечестивое сборище въ Москвѣ и на сліяніе съ подобными же протестантскими сектами.

Знайте же, Святѣйшіе Іерархи, что уста этихъ богоборцевъ открываются только для лжи, и, ради Бога, ничему не вѣрьте, что они будутъ вамъ говорить или писать. А вы, православные христіане, русскіе и прочихъ народовъ православныхъ, не принимайте отъ нихъ ни молитвъ, ни благословенія, ибо такъ сказано въ псалмѣ о таковыхъ: «молитва его да будетъ въ грѣхъ; да будутъ дни его мали и епископство его да пріиметъ инъ» (108, 7-8). А Св. Аѳанасій Великій завѣщалъ своимъ духовнымъ чадамъ о епископахъ и іереяхъ, отпавшихъ въ ересь или расколъ: «уне есть намъ безъ нихъ собиратися на молитву, нежели съ ними, яко же со Анною и Каіафой вверженнымъ быти въ геенну огненную».

Да сохранитъ насъ отъ сего Всеблагій Богъ, и да утвердитъ васъ, Святѣйшіе Патріархи и Преосвященные Архіереи, преподобные пресвитеры, діаконы, иноки и инокини и всѣ благочестивые христіане, отъ общенія съ врагами Христовой Церкви, и да подвигнетъ васъ объявить всему міру, что вы пребываете въ общеніи только съ тѣми русскими архіереями, клириками и мірянами, которые остаются вѣрными Всероссійскому Патріарху Тихону и истинному ученію Православной Церкви.

 

Предсѣдательствующій Архіерейскаго Сѵнода Митрополитъ АНТОНІЙ.

5/18 февраля 1923 года.

№ 347.

Сремски Карловци (Сербія).

 

«Церковныя Вѣдомости», издаваемыя при Временномъ Архіерейскомъ Сѵнодѣ Русской Православной Церкви Заграницей. № 3 и 4. 1 (14) – 15 (28) февраля 1923 г. С. 1-2.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное: