• Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы.

    Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Нравственная идея догмата Пресвятой Троицы.

    § 1. Введеніе.

    Кто не слыхалъ, если и самъ не произносилъ такихъ или подобныхъ словъ: «что пользы вѣровать такъ или иначе? лишь бы быть хорошимъ человѣкомъ?» На такіе вопросы только нѣкоторые умѣютъ отвѣчать: невозможно быть хорошимъ человѣкомъ безъ христіанскихъ вѣрованій, если только не довольствоваться въ своихъ нравственныхъ требованіяхъ одною лишь гражданскою честностью и человѣчностью, но стремиться къ совершенной добродѣтели чрезъ подавленіе страстей и гордости, чрезъ возращеніе любви ко всѣмъ и совершеннаго цѣломудрія. Но и на такой отвѣтъ находится у совопросниковъ возраженіе: признаю нравственную цѣнность евангельскихъ повѣствованій и посланій апостольскихъ, но какая будетъ польза для моей души отъ вѣры въ Троицу, отъ признанія Іисуса Христа Богомъ, Богочеловѣкомъ? Давно слышался этотъ вопросъ въ образованныхъ кругахъ русскаго общества, а въ послѣдніе годы въ немъ все яснѣе и яснѣе слышатся оттѣнки глухаго ропота, разразившагося наконецъ и жестокими богохульствами въ общеизвѣстной заграничной «Критикѣ догматическаго богословія» и плохо скрываемыми насмѣшками въ религіозно-народныхъ брошюрахъ (sіс!), гдѣ добродѣтель человѣколюбія нѣкоторыхъ древнихъ христіанъ противопоставляется праздному, будто бы, богословствованію вселенскихъ учителей, изощрявшихся «согласить то, что несогласимо» и ради этого пренебрегавшихъ обязанностями христіанина. Проповѣдники штунднзма издѣваются надъ православіемъ, будто бы забывшимъ евангельскія заповѣди ради догматическихъ тонкостей и представляютъ себя возстановителями истиннаго христіанства послѣ многовѣковаго его затемнѣнія отвлеченнымъ и ложнымъ догматизмомъ. Противопоставленіе добродѣтели догматамъ и нравственное безразличіе послѣднихъ становится темой не для писателей только, но и для постоянныхъ разговоровъ въ обществѣ среди учащагося юношества, даже для женщинъ, и при томъ не въ видѣ робкаго недоумѣнія, какъ прежде, а въ видѣ, дерзкаго и настойчиваго запроса[1].

    16 June 2022 читать далее


  • Митрополитъ Антонiй (Храповицкiй) – Разговоръ магометанина съ христіаниномъ объ истинѣ Пресвятой Троицы.

    Митрополитъ Антонiй (Храповицкiй) – Разговоръ магометанина съ христіаниномъ объ истинѣ Пресвятой Троицы.

    Ибрагимъ, старый татарскій мулла, былъ хорошій знакомый русскому псаломщику Ивану Ѳедотовичу, который умѣлъ прекрасно говорить по-татарски; они часто разсуждали о вѣрѣ и спорили, какая вѣра лучше-татарская, или русская. Однажды послѣ долгаго спора Ибрагимъ сказалъ: «ты умный человѣкъ и если бы ты согласился прочитать нашъ Коранъ, то навѣрно сдѣлался бы добрымъ магометаниномъ». – А я тебѣ хотѣлъ сказать, что ты очень добрый человѣкъ, отвѣчалъ псаломщикъ, и если бы ты узналъ нашу вѣру, если бы хотя прочиталъ Новый Завѣтъ, то полюбилъ бы христіанство и постепенно убѣдился въ его правотѣ и принялъ бы крещеніе.

    «Знаешь что, воскликнулъ мулла, дай мнѣ твой Новый Завѣтъ, а я тебѣ дамъ Коранъ. Назначимъ 40 дней сроку, чтобы намъ узнать новую книгу чужой вѣры, а до того времени не будемъ говорить о вѣрѣ ни слова и даже видѣться другъ съ другомъ не будемъ».

    Какъ сказали, такъ и сдѣлали. Иванъ Ѳедотовичъ началъ читать Коранъ, а Ибрагимъ Гасановъ Новый Завѣтъ. Хотѣлось имъ при встрѣчѣ другъ съ другомъ поговорить, но помня свои зароки, они расходились молча; и только на 40-й день Ибрагимъ рано утромъ пришелъ къ псаломщику съ книгой; щеки его горѣли и глаза блистали: онъ хотѣлъ говоритъ о Евангеліи и о Посланіяхъ Апостолькихъ, но удержалъ себя и спросилъ псаломщика: «понравился-ли тебѣ Коранъ?».

    15 June 2022 читать далее


  • Митрополитъ Антонiй (Храповицкiй) – Слово въ недѣлю св. женъ Мѵроносицъ.

    Митрополитъ Антонiй (Храповицкiй) – Слово въ недѣлю св. женъ Мѵроносицъ.

    Эта проповедь да послужит комментарием к высказыванию о евреях главы МИД России. – ред.
     

    Радостный и всепримиряющій праздникъ Воскресенія Христова продолжается; закончилось прославленіе Ѳомы, впервые исповѣдавшаго Іисуса истиннымъ Богомъ, и началось воспѣваніе подвига Мироносицъ, не нарушившихъ вѣрности Христу во дни Его преданія и убіенія, и возвѣстившихъ апостоламъ Его воскресеніе. Апостолы просвѣтили міръ проповѣдью воскресенія, но святыя жены просвѣтили ею самихъ апостоловъ. Прославляя ихъ вѣру, церковь призываетъ всѣхъ насъ подражать ихъ подвигу, участвовать въ проповѣди о Воскресшемъ, проникаться радостью о Немь и въ этой радости не только забывать о злобѣ на насъ враговъ, но и отъ всего сердца прощать ихъ ненависть; не только прощать но и любить враговъ своихъ, съ любовью обнимать всѣхъ людей, призывая ихъ дѣлиться съ нами духовнымъ восторгомъ о томъ, что намъ явно открыта новая жизнь, жизнь непрестающая, вѣчная, наполненная блаженнаго общенія съ Богомъ, какъ предсказалъ Исаія объ участникахъ блаженнаго воскресенія: «и радость вѣчная надъ главою ихъ; отбѣже болѣзнь, печаль и воздыханіе» (Ис. 35, 10).

    08 May 2022 читать далее


  • Митрополитъ Антонiй (Храповицкiй) – Радость въ день свѣтлаго Христова воскресенія.

    Митрополитъ Антонiй (Храповицкiй) – Радость въ день свѣтлаго Христова воскресенія.

    Господь нашъ воскресъ отъ смерти тѣлесной, а мы воскресли съ Нимъ отъ смерти духовной; Его воскресеніе воскресило людей, мертвыхъ по своимъ преступленіямъ, обративъ къ святой жизни христіанской нечестивыхъ язычниковъ и суевѣрныхъ іудеевъ. Въ блаженныя времена первыхъ христіанъ, когда «у множества увѣровавшихъ было одно сердце и одна душа» (Дѣян. 4, 32) и когда апостолы съ великою силою свидѣтельствовали о воскресеніи Господа Іисуса Христа (33), можно было наглядно видѣть правоту сей истины, – видѣть, что вѣра въ воскресеніе Христово даетъ новую жизнь людямъ, прежде умерщвленнымъ грѣхами. Впрочемъ и въ настоящее время, не смотря на ослабленіе христіанскихъ нравовъ, нынѣшній великій и святый день воскресенія продолжаетъ изъ года въ годъ удѣлять и намъ, грѣшнымъ людямъ, свѣтлые лучи святой жизни Христовой, участвовать въ Его воскресеніи, имѣть «тѣ-же чувствованія, какія во Христѣ Іисусѣ» (Фил. 2, 5).

    24 April 2022 читать далее


  • ИЗЪ ДНЕВНИКА БОГОМОЛЬЦА. Поученія въ Страстную седмицу Владыки Антонія (Храповицкаго).

    ИЗЪ ДНЕВНИКА БОГОМОЛЬЦА. Поученія въ Страстную седмицу Владыки Антонія (Храповицкаго).

    Въ Великій Понедѣльникъ.

    Сегодня св. Церковь вспоминаетъ Іосифа Прекраснаго. Вы, можетъ быть, помните изъ прошлогоднихъ службъ, что Іосифъ былъ образомъ Христа Спасителя въ Ветхомъ Завѣтѣ: Іосифа возненавидѣли самые близкіе люди – братья, Христа возненавидѣли священники и законники; Іосифъ проданъ братьями, Христосъ – ученикомъ Своимъ – Іудою; Іосифа за его праведность блудная женщина посадила въ темницу, то же сдѣлали и съ Христомъ именно за святость Его жизни; Іосифъ напиталъ хлѣбомъ братьевъ и Египетъ и Христосъ питаетъ людей Тѣломъ и Кровію Своею.

    Церковь хочетъ ободрить насъ, чтобы мы не смущались признавать Богомъ страдальца, замученнаго позорною смертію, потому что страдалъ Онъ невинно и за правду, а страдать за правду – это великая честь, а не стыдъ. Это особенно нужно было помнить древнимъ христіанамъ, такъ какъ язычники издѣвались надъ ними, говоря, что они почитаютъ Богомъ казненнаго смертію разбойника человѣка. Для насъ, теперешнихъ христіанъ нѣтъ такого искушенія, потому что невинное мученіе давно жившихъ страдальцемъ высоко почитается.

    18 April 2022 читать далее


  • Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Молитва законоучительская, и для пастырей, юношество воспитывающимъ.

    Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Молитва законоучительская, и для пастырей, юношество воспитывающимъ.

    Господи Іисусе Христе Боже нашъ, образъ истиннаго учительства въ Себѣ намъ явивый и Апостоламъ Твоимъ вся языки научити повелѣвый! Самъ и мнѣ великое сіе служеніе проходящему, аще и недостойному служителю Твоему, помози, во благихъ начинаніяхъ преспѣяніе доброе даруя. И якоже, въ нощь вольнаго Твоего на смерть преданія, ученики Твои до конца возлюбивый, Отца Твоего и Бога о сохраненіи душъ ихъ умолялъ-еси, сице, и ихже далъ-еси мнѣ, благодатію Твоею сохрани! Се-бо грѣхми юности искушаеми, паче же лукавыхъ человѣкъ прельщеньми соблажняеми, не еже хощутъ доброе, но еже не хощутъ-злое, творити понуждаются; еще же и діавольскою завистію отъ руки Твоея отторгаются... Тѣмъ же грѣшному моленію моему, обаче отъ любве чистыя Тебѣ приносимому, внемли и рабы Твоя отъ зла сохрани.

    Призри убо съ небесе, Боже, и виждь, и посѣти виноградъ сей и соверши и, егоже насади десница Твоя къ созиданію святыя Твоея Церкве; просвѣти ихъ умныя очи свѣтомъ заповѣдей Твоихъ, сердца же любовію Креста Твоего, и волю ихъ къ исполненію заповѣдей Твоихъ направи. – Да не беззаконными юности страстьми, ни суетнаго міра сего мудрованьми, ниже лѣностію плоти отягчаеми, но точію ревностію о словѣ Твоемъ распаляеми, яко истинные сыны свѣта, въ добромъ ученіи возрастати будутъ, и жребія избранныхъ[1] достойни явльшеся, чрезъ все житіе свое Имя Твое прославляти будутъ. Ей, молим-Ти-ся, Господи! Твой миръ, Твою любовь подаждь намъ: да и мы «сами себе и другъ друга и весь животъ нашъ» Тебѣ, Христу Богу нашему, предадимъ. Яко Твоя есть держава и сила и слава во вѣки вѣковъ. Аминь[2].

    31 August 2021 читать далее


  • Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Какое значенiе для неравственной жизни имѣетъ вѣра во Іисуса Христа, какъ Бога.

    Христос – Единородный. Икона XVIII в. из храма Единородного сына Божьего в дер. Килани на Кипре.

    Мы взялись за посильный отвѣтъ на подобный вопросъ въ виду заявленія Л. Тостого о томъ, будто догматы Символа вѣры не только не имѣютъ никакого значенія для нравственной жизни, но напротивъ противорѣчатъ требованіямъ Нагорной Проповѣди, излагающей ученіе о христіанской добродѣтели.

    Впрочемъ и помимо Толстого долженъ же каждый просвѣщенный христіанинъ сознавать, какая для него польза въ томъ, что онъ исповѣдаетъ Іисуса Христа истиннымъ Богомъ и это исповѣданіе считаетъ однимъ изъ условій своего спасенія. Спасеніе дается исполняющимъ заповѣди (Матѳ. ХІХ, 17), а потому, если нельзя спастись безъ вѣры въ Божество Іисуса Христа и во Св. Троицу, то значитъ, что безъ этихъ вѣрованій не возможно исполнять заповѣдей, не возможно созидать въ себѣ совершенства евангельскія и преоборать грѣховныя страсти.

    10 August 2021 читать далее