• Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Творенія Св. Апостола и Евангелиста Іоанна Богослова (1924).

    Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Творенія Св. Апостола и Евангелиста Іоанна Богослова (1924).

    Студенты богословскаго факультета Бѣлградскаго университета, основавшіе въ своей средѣ богословскій кружокъ въ честь св. Іоанна Богослова просили меня сказать имъ двѣ лекціи или бесѣды о своемъ Патронѣ. Лекціи эти я началъ съ изложенія доказательствъ въ пользу единства автора ІV-го евангелія, трехъ посланій и аппокалипсиса; второй отдѣлъ моихъ бесѣдъ раскрываетъ отношеніе ІV-го евангелія къ первымъ тремъ и къ современному ихъ положенію Іудеи; четвертый отдѣлъ опредѣлялъ главную идею твореній Іоанновыхъ въ связи съ тезисами первыхъ трехъ отдѣловъ; идея эта заключается въ указаніи вѣчной борьбы Христа и Его Церкви съ миромъ и въ частности съ іудействомъ.

    Дальнѣйшія части моихъ бесѣдъ за недостаткомъ времени были излагаемы сокращенно, раскрывали самое содержаніе проповѣди Іоанновой или проповѣди Христовой у Іоанна. Тутъ рѣчь должна быть о томъ, что воплощенное Слово внесло въ міръ новую жизнь, т. е. не новые нравы только, но новое бытіе, начинающееся въ рожденіи отъ Бога той части человѣчества, которая предназначена къ спасенію; второй тезисъ этого отдѣла – жизненное органическое единство рожденныхъ отъ Бога, съ Сыномъ Божіимъ и съ Богомъ Отцомъ черезъ пребывающаго въ нихъ Утѣшителя; третій тезисъ – сила, которою поддерживается это общеніе – не мистическая, но моральная, т. е. соблюденіе заповѣдей и молитва во имя Христово, всегда исполняемая Богомъ; четвертый тезисъ – плодъ такой жизни: постоянная радость о Богѣ, основанная на любви, вѣрѣ и безстрастіи къ міру сему. Пятый тезисъ – здѣсь эта радость начинается, а увѣнчивается вполнѣ блаженствомъ въ царствіи небесномъ.

    20 May 2020 читать далее


  • Замѣтки о пасхальномъ богослуженіи Митрополита Антонія (Храповицкаго).

    Замѣтки о пасхальномъ богослуженіи Митрополита Антонія (Храповицкаго).

    1-я Богослужебная замѣтка.

    Убѣдительно прошу отцевъ іереевъ, діаконовъ и пѣвцовъ вникать въ уставъ церковный, который никогда такъ грубо не нарушается, какъ во время пѣнія Цвѣтной Тріоди. Мнѣ извѣстно, напр., что во многихъ церквахъ поютъ канонъ Пасхи на всѣхъ утреняхъ отъ Ѳомина Воскресенья до Вознесенья, а между тѣмъ канонъ Пасхи поется только на 12 утреняхъ за цѣлый годъ: на семи утреняхъ Свѣтлой седьмицы, затѣмъ въ 4 воскресенья, начиная съ недѣли Мироносицъ и въ день Отданія Пасхи, а болѣе никогда, т. е. ни на одной утрени, не поется. Указаніе Типикона, Минеи или Тріоди на «канонъ праздника» разумѣетъ отнюдъ не канонъ Пасхи, который всегда называется канономъ Пасхи, а не праздника; канономъ же «праздника» именуется канонъ соотвѣтственной недѣли, т. е. отъ Антипасхи 7 дней – канонъ Ѳомы, затѣмъ 7 дней канонъ Мироносицъ, далѣе 3 дня канонъ Разслабленнаго, затѣмъ 8 дней каноны Преполовенія, далѣе 3 дня – канонъ Самарянки, еще 4 дня – канонъ Слѣпаго, далѣе 9 дней – каноны Вознесенья, затѣмъ одинъ день – заупокойной, затѣмъ 7 дней – каноны Пятидесятницы и наконецъ канонъ Всѣхъ Святыхъ, поемый послѣ воскреснаго канона 8-го гласа. Тоже касается и выраженій – «тропарь», или «кондакъ праздника». Итакъ, когда въ семъ 1910 году будете видѣть на дни пр. Іова и Іоанна Богослова «канонъ праздника», то знайте, что это не канонъ Пасхи, а Мироносицъ; день Св. Кирилла и Меѳодія – канонъ Разслабленнаго, а въ коронацію – канонъ Преполовенія; въ день Св. Константина и Елены – канонъ Самарянки, а въ день Рожденія Государыни 25 мая – канонъ Слѣпаго.

    24 April 2020 читать далее


  • Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Согласованіе Евангельскихъ сказаній о Воскресеніи Христовомъ.

    Намъ приходилось читать различныя попытки выяснить взаимное согласіе евангелистовъ касательно явленія воскресшаго Господа Своимъ ученикамъ и ученицамъ. Нѣкоторыя изъ этихъ попытокъ, напр. доктора Пясковскаго (въ 90-хъ годахъ Христ. Чтенія), почти удовлетворяли насъ, но тѣмъ досаднѣе было замѣчать въ нихъ отсутствіе того главнаго положенія, которое быстро осваиваетъ читателя св. Библіи съ согласованностью событій, изложенныхъ въ четырехъ евангеліяхъ; это-то положеніе или тезисъ давно просится у насъ изъ подъ пера, но полное отсутствіе досуга препятствовало намъ предложить до сего дня свои соображенія по данному предмету.

    20 April 2020 читать далее


  • Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – О ежедневныхъ отреченіяхъ отъ Своего Спасителя (Слово на Великій Пятокъ).

    Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – О ежедневныхъ отреченіяхъ отъ Своего Спасителя (Слово на Великій Пятокъ).

    «Поклоняемся страстемъ Твоимъ, Христе!

    Поклоняемся страстемъ Твоимъ, Христе!»

     

    Еще разъ сподобилъ Господь насъ грѣшныхъ поклониться Его «страшнымъ страстямъ», еще разъ прослушать жалостное повѣствованіе св. Евангелія о Своемъ крестномъ подвигѣ, принятомъ за наши прегрѣшенія.

    17 April 2020 читать далее


  • Князь Петр Сергіевичъ Лопухинъ – МИТРОПОЛИТЪ АНТОНІЙ О ГОСУДАРСТВѢ, РУСИ И РОССИИ (Изъ бесѣдъ съ Блаженнѣйшимъ Владыкою Антоніемъ).

    Князь Петр Сергіевичъ Лопухинъ – МИТРОПОЛИТЪ АНТОНІЙ О ГОСУДАРСТВѢ, РУСИ И РОССИИ (Изъ бесѣдъ съ Блаженнѣйшимъ Владыкою Антоніемъ).

    Государь Кирилл Владимирович среди европейских монархов (без орденской ленты) на погребении Императрицы Марии Феодоровны. Дания, 19 октября 1928 г.
     

    Посвящается памяти въ Бозѣ почившаго

    Благочестивѣйшага Государя

    Кирилла Владимірошича.

     

    Прошло всего только нѣсколько лѣтъ со времени такъ называемаго «Зарубежнаго съѣзда»[1], задуманнаго и проведеннаго на чисто демократической непредрѣшенческой основѣ: – люди должны были съѣхаться, на чем-то сговориться и объединиться. Конечно, всѣ пріѣхали со своими убѣжденіями, съ различнымъ настроеніемъ, всѣ отстаивали свои точки зрѣнія, при нихъ остались и общаго пониманія положенія какъ не было, такъ и не стало. Владыка горячо и со свойствеиной ему прямотой и категоричностью отстаивалъ идею съѣзда и говорилъ, что не принимающіе участія въ выборахъ – «не русскіе люди и не патріоты».

    Въ его отношеніи къ этому съѣзду было нѣкоторое идеалистическое, славянофильское настроеніе и это впослѣдствіи самъ Владыка признавалъ. Онъ носилъ въ душѣ мечту, что русскіе люди, послѣ всего пережитого собравшись впервые вмѣстѣ, вдругъ какъ-то прозрѣютъ и произойдетъ то, что было послѣ рѣчи Достоевскаго о Пушкинѣ и что живетъ въ душѣ многихъ русскихъ людей какъ дорогая мечта о взаимномъ пониманіи и примиреніи русскихъ людей, – установится взаимное пониманіе, единеніе сердечное и тогда недалеко и до единомысліи и его организаціоннаго выраженія.

    18 July 2019 читать далее


  • Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Творенія Св. Апостола и Евангелиста Іоанна Богослова (1928).

    Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Творенія Св. Апостола и Евангелиста Іоанна Богослова (1928).

    I.

    Какую идею, возвѣщенную Духомъ Божіимъ черезъ евангелиста Іоанна Богослова, будемъ мы излагать въ настоящемъ очеркѣ? Возьмемся за самое спеціально Іоанново и Іоанномъ изложенное Христово наученіе – о борьбѣ міра противъ Бога и особенно противъ Христа Божія. Въ учебныхъ руководствахъ, съ которыми мы знакомились въ разное время, и это и другія Іоанновы идеи или вовсе не оттѣнены или упомянуты только мимоходомъ. А между тѣмъ Іоаннъ, первый изъ Свящ. Писателей, вполнѣ опредѣленно противопоставилъ міръ и Бога, міръ и Христа, міръ и Христову Церковь, какъ двѣ борющіяся силы. Изъ его именно твореній почерпнуто такое противопоставленіе и въ церковной рѣчи, и въ частности въ монастырской терминологіи. Мірской и Божій, мірянинъ и церковный или даже – мірской инокъ, – мірской духъ, мірская слава, судить по мірскому, мірскія дѣла, мірскія удовольствія и пр. и пр., эти выраженія, проникшія во всѣ стороны христіанскаго быта, все это почерпнуто изъ евангелія отъ Іоанна, изъ его посланій и его Откровенія.

    21 May 2019 читать далее


  • Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Возстановленіе прихода.

    Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Возстановленіе прихода.

    Владыка Антоний (Храповицкий) и преподаватели Уфимской духовной семинарии

    перед входов семинарской здание на улице Александровской (1900 г.)

     

    I.

    Трудно убѣждать людей, когда они не желаютъ быть искренними; мудрено разъяснять недоразумѣніе, которое соткано изъ злой воли и благородныхъ фразъ, которое нарочно запутывается какими-нибудь червонными валетами, кормящимися въ редакціяхъ около печатной бумаги съ тѣми же пріемами, какъ ихъ сотоварищи по профессіи работаютъ поддѣльными паспортами и подобранными ключами.

    09 May 2019 читать далее