ИЗЪ ДНЕВНИКА БОГОМОЛЬЦА. Поученія въ Страстную седмицу Владыки Антонія (Храповицкаго).

Въ Великій Понедѣльникъ.

Сегодня св. Церковь вспоминаетъ Іосифа Прекраснаго. Вы, можетъ быть, помните изъ прошлогоднихъ службъ, что Іосифъ былъ образомъ Христа Спасителя въ Ветхомъ Завѣтѣ: Іосифа возненавидѣли самые близкіе люди – братья, Христа возненавидѣли священники и законники; Іосифъ проданъ братьями, Христосъ – ученикомъ Своимъ – Іудою; Іосифа за его праведность блудная женщина посадила въ темницу, то же сдѣлали и съ Христомъ именно за святость Его жизни; Іосифъ напиталъ хлѣбомъ братьевъ и Египетъ и Христосъ питаетъ людей Тѣломъ и Кровію Своею.

Церковь хочетъ ободрить насъ, чтобы мы не смущались признавать Богомъ страдальца, замученнаго позорною смертію, потому что страдалъ Онъ невинно и за правду, а страдать за правду – это великая честь, а не стыдъ. Это особенно нужно было помнить древнимъ христіанамъ, такъ какъ язычники издѣвались надъ ними, говоря, что они почитаютъ Богомъ казненнаго смертію разбойника человѣка. Для насъ, теперешнихъ христіанъ нѣтъ такого искушенія, потому что невинное мученіе давно жившихъ страдальцемъ высоко почитается.

Но совсѣмъ другое дѣло, когда невинное страданіе происходитъ предъ нашими глазами, въ наше время. Тутъ вмѣсто уваженія къ нему люди насмѣхаются и злорадствуютъ. Такъ древніе римляне, хвалившіе самоотверженіе и любовь къ отечеству, нисколько не возмущались, когда видѣли, что христіанъ отдаютъ на растерзаніе звѣрямъ и тяжелыя мученія, но и смѣялись и дѣлали изъ этого зрѣлище. Между тѣмъ настоящіе праведники – это именно тѣ, которые или переносятъ страданія отъ другихъ людей, или подвергаютъ себя имъ добровольно, чрезъ подвиги поста, молитвы и проч., а среди носящихъ мягкая одежды и живущихъ въ домехъ царскихъ, по выраженію Спасителя, очень трудно найти праведниковъ. Вотъ почему понятіе мученика совпадаетъ съ понятіемъ угодника Божія.

Конечно, здѣсь насмѣшкѣ много способствуетъ клевета и оскорбленія со стороны людей, озлобленныхъ противъ праведниковъ. Такъ было съ народомъ іудейскимъ, восклицавшимъ «осанна Сыну Давидову», а за недѣлю послѣ того, слушая клевету и хулу на Спасителя отъ архіереевъ и книжниковъ, издѣвавшимся надъ Его мученіями и позоромъ. Но откуда же такое ослѣпленіе и малодушіе предъ клеветою? Развѣ не достаточно было евреямъ видѣть свѣтлаго лица Христова, чтобы убѣдиться въ Ею невинности? Развѣ не достаточно было Его чудесъ, милосердія и святой проповѣди? – Такъ въ нашемъ сердцѣ вмѣстѣ съ хорошимъ чувствомъ уваженія къ безвинному страданію, когда оно удалено отъ насъ временемъ, есть и эта гадкая черта глумленія надъ нимъ, если оно – передъ нами.

Конечно, ничего этого не случалось бы, если бы мы были внимательны къ заповѣди Христовой: бдите и молитеся, да не внидете въ напасть: духъ бо бодръ, плоть же немощна (Мѳ. 26, 41). Тогда невозможно было бы такое иечалыюе событіе въ землѣ нашей, какъ злорадство и доброжелательство врагамъ нашимъ – японцамъ и потомъ радость безобразіямъ и распутству училищъ и избіенію вѣрныхъ слугъ Царевыхъ – подъ вліяніемъ толпы и скверныхъ газетъ.

Это злорадованіе ничѣмъ не лучше злорадства народа іудейскаго, предавшаго Іисуса Христа на позорныя мученія. Но, о, если бы оно не было еще хуже, потому что народъ іудейскій, видя трусъ и «бывающая», билъ себя въ перси, расходясь по домамъ, а у насъ бываетъ такъ, что желая оправдать свою жестокость, не останавливаются предъ укорами правды.

Милосердый Господи, не дай намъ дойти до таковаго ожесточенія и спаси насъ, аминь.

Въ Великій Вторникъ.

Въ повѣствованіи, братіе, о второмъ страшномъ пришествіи Христовомъ для многихъ остается непонятнымъ одно обстоятельство: почему праведники будутъ недоумѣвать – равно какъ и грѣшники – когда Господь скажетъ имъ, что, имѣя возможность помогать, одни помогли, а другіе нѣтъ. И первые и вторые будутъ спрашивать, когда это было. Еще не удивительно, если такъ будутъ спрашивать язычники, не знавшіе Евангелія, но это касается и тѣхъ, которые знали, что Господь такъ будетъ спрашивать и все таки будутъ недоумѣвать, не потому, что они не знали, что нужно помогать, но имъ будетъ казаться, что слова Господни къ нимъ не относятся.

И никто пусть этому не удивляется, потому что кто дѣйствительно милосердъ, тотъ забываетъ всѣ благодѣянія, которыя сдѣдалъ, а всѣ ошибки, всѣ грѣхи сердца – помнитъ. Такъ, когда подалъ милостыню съ дурнымъ расположеніемъ – помнитъ, а когда съ хорошимъ – забываетъ; когда утѣшалъ – укоряетъ себя за то, что утѣшалъ мало. Тѣ, которые склонны къ молитвѣ, укоряютъ себя, что мало молятся; когда говорятъ истину, то забываютъ, а помнятъ – когда не говорили. И всегда добрые считаютъ себя не достаточно мягкими и себялюбивыми. А черствые люди этого не помнятъ, а помнятъ только свои будто бы добрыя дѣла, когда, напр. бросили голодному хлѣбъ, какъ собакѣ, и чтобы отвязаться или посѣтили больного богатого родственника или когда съ лицемѣрнымъ участіемъ спросили арестанта, какъ его здоровье.

Какъ блаженны первые и какъ несчастны вторые! Первые, когда ихъ хвалятъ, съ негодованіемъ отвергаютъ похвалу, потому что душа ихъ полна укорами на себя, а вторые, когда услышатъ изъ устъ Самого Господа осужденіе ихъ жизни и тогда сразу не повѣрятъ.

Пойми же, христіанинъ, сколь много ты долженъ погружаться въ слово Божіе и молитву, чтобы тебѣ можно было видѣть грѣхи свои и каяться. Ты считаешь себя просвѣщеннымъ и надмеваешься надъ неграмотнымъ мужикомъ (а ты знаешь 5 языковъ), но смотри, какой ты, невѣжа въ своемъ собственномъ сердцѣ. Мужикъ, можетъ быть и недостаточно размышляетъ надъ своимъ сердцемъ, подавленный суетою, но онъ внимательно относится къ проповѣди, когда ему, какъ нищему, крохи упадаютъ съ церковной каѳедры, а ты пропитанный французскими и нѣмецкими взглядами, которые внушила тебѣ гувернантка, ты считаешь себя мудрымъ, не слушаешь Св. Писанія, не принимаешь церковныхъ таинствъ. Если ты здѣсь старался, чтобы, какъ говорится, «не ударить лицомъ въ грязь», то съ этимъ же настроеніемъ ты явишься предъ Богомъ и ты будешь чуждъ того разбойника, который покаялся, а подобенъ другому разбойнику, который, когда всѣ знали о его злодѣяніи, онъ и тогда не каялся, а лучшимъ считалъ издѣваться вмѣстѣ съ толпою. И какъ прежніе русскіе люди, такъ и теперешніе простолюдины, которые всегда сознавали свои грѣхи, они будутъ наслѣдниками вѣчнаго спасенія, а тебѣ кромѣ всякаго сомнѣнія погибнуть. И потому да даруетъ намъ Господь въ этой жизни осудить себя, чтобы Господь оправдалъ насъ на Страшномъ Судѣ. Аминь.

Въ Великую Среду.

Приготовляя христіанъ къ днямъ страстей Господнихъ, церковь приводитъ изображеніе дивнаго страдальца св. праведнаго Іова. Въ Ветхомъ Завѣтѣ Господь обыкновенно обѣщалъ въ награду за праведность долгоденствіе и другія земныя блага, поэтому нужно было подготовлять людей къ новозавѣтному представленію, что люди спасаются ничѣмъ инымъ, какъ именно страданіемъ; для этого Господь и устроилъ тѣ страшныя наказанія, которыми Онъ наказалъ Іова.

Господь указываетъ демону, какъ благочестивъ Іовъ, а демонъ говоритъ: еще бы, онъ не будетъ хвалить Тебя, вѣдь Ты ему все далъ, ему ли не хвалить Тебя. И, братіе, то, что сказалъ демонъ, невольно приходитъ на умъ, когда мы видимъ праведника счастливымъ; или, лучше сказать, теперь такого праведника мы не видимъ, потому что исполненіе заповѣдей Божіихъ бываетъ соединено со страданіями съ того времени, какъ Великій Праведникъ былъ распятъ на крестѣ.

И вотъ, когда Богъ наказалъ Іова потерею всего имущества, дѣтей, здоровья, укорами и соблазномъ жены – при всемъ этомъ Іовъ не согрѣшилъ и не даде безумія Богу. Зачѣмъ же было ему страдать, возникаетъ вопросъ, какъ и спрашиваютъ теперь неразумные сыны вѣка сего о страданіяхъ человѣческихъ. – Дальнѣйшее показываетъ, что Онъ не вполнѣ былъ чистъ и безъ этого страданія Онъ не могъ бы видѣть своей слабости и считалъ бы себя праведникомъ. Когда пришли къ нему друзья, онъ не выдержалъ и проклялъ день своего рожденія и хотя тутъ почти бралъ свои слова назадъ, все таки то жаловался, что грѣшники живутъ безъ печали, то говорилъ, что Богъ непремѣнно правосуденъ и воскреситъ кожу его и только тогда, когда Богъ изъ грозной тучи сказалъ ему, что нужно подчиняться всему тому, что дѣлаетъ Богъ, Іовъ покаялся въ этомъ минутномъ грѣхѣ и узналъ, что человѣкъ не можетъ иначе освободиться отъ грѣха, какъ чрезъ страданіе.

И кто не знаетъ, что тамъ нѣтъ добродѣтели, гдѣ нѣтъ страданія? Люди исполненные здоровья, цвѣтущіе, восхваляемые, никогда не бываютъ добродѣтельны, а бываютъ горды, жестокосерды и проч. Вотъ что значатъ слова Писанія: аще зерно пшенично падъ не земли не умретъ, то едино пребываетъ, аще же умретъ многъ плодъ сотворитъ, и что мы должны распять ветхаго человѣка со страстями и похотями и др. Тотъ, кто ищетъ счастья, какъ главной цѣли своей, тотъ никогда христіаиской вѣры понимать не будетъ.

И не только теперешніе мятежники и безбожники, но и люди, раньше жившіе (за послѣдніе 200 лѣтъ), хотя у нихъ хранилась вѣра въ Спасителя и загробную жизнь, но и они настоящаго понятія о Христовой вѣрѣ не имѣли, потому что искали не правды, не подвига, а счастья. Хотя они были гораздо благопристойнѣе нашего времени, изъ нихъ было много честныхъ труженниковъ, но все таки они въ сердцѣ своемъ были нечисты, потому что смотрѣли на жизнь, какъ на счастье; и вотъ та глубокая рознь, которая раздѣляла ихъ отъ народа и духовенства. И только лучшіе люди, подвергаясь болѣзни или другимъ страданіямъ, обращали взоръ на Западную жизнь не съ видомъ учениковъ и только они обращались къ народу или къ монашеству (славянофилы). Но ихъ все таки не слушали, хотя и хвалили, потому что ихъ жизнь была смѣсью христіанства и римскаго язычества.

Теперь требуютъ всякихъ правъ и всякихъ наслажденій и проч., и дѣлаютъ это съ большимъ успѣхомъ, потому что это стремленіе было и раньше и давно подготовлялось. И только страхъ предъ народнымъ кулакомъ, предъ стѣною русскаго народа сдерживаетъ ихъ. Но при свободѣ печати ничто не мѣшаетъ имъ распространять всякія богохульныя, скверныя и развратный книжки, лишь бы какъ нибудь выкинуть изъ общественнаго сознанія высокій взглядъ на жизнь, какъ на подвигъ, на крестъ, какъ училъ насъ Господь.

Но мы, братіе, поклоняясь страстемъ Христовымъ, воспѣвая Его смерть и погребеніе, плача надъ Его поруганіемъ и умиляясь Его незлобію и прощенію враговъ, конечно, этому сатанинскому ученію не поддадимся и единственное утѣшеніе будемъ находить въ томъ, чтобы воспѣвать Его воскресеніе и во всѣхъ скорбяхъ и болѣзняхъ, (когда они не будутъ знать, что дѣлать) мы (зная это) будемъ славить Его страданія, аминь.

Въ Великій Четвергъ.

Когда человѣкъ ожидаетъ какого-нибудь страданія или горя или просто непріятности, онъ обыкновенно дѣлается раздражительнымъ, мрачнымъ и черствымъ; онъ думаетъ только о себѣ. Но Господь предъ Своими страданіями не скорбитъ о нихъ, но живетъ и дѣйствуетъ такъ же, какъ и раньше. Совершаетъ дѣла милосердія и совсѣмъ не думаетъ о Себѣ. Когда Онъ шелъ въ Іудею, то даже ученики видѣли, что Онъ идетъ на смерть: Ѳома сказалъ: идемъ и мы умремъ съ Нимъ. Въ Виѳаніи Онъ совершаетъ дѣло любви – воскрешаетъ Лазаря и предъ этимъ плачетъ, видя общія слезы, хотя Онъ зналъ, что тутъ есть люди, которые скоро будутъ кричать: распни Его! При торжественномъ входѣ въ Іерусалимъ Онъ опять плачетъ объ ослѣпленіи іудеевъ (Лук. 41, 19). Въ домѣ Симона Онъ радуется покаянію грѣшницы и хотя говоритъ, что она приготовила Его на погребеніе, но не о погребеніи Онъ думаетъ, а о счастьи покаявшейся. На тайной вечери Онъ изъ любви дѣлаетъ то, чего никто никогда не дѣлалъ – умываетъ ноги ученикамъ, не смотря на то, что они скоро разбѣгутся. Питая ихъ Тѣломъ и Кровію Онъ заботится о будущемъ и даетъ заповѣдь: сіе творите въ Мое воспоминаніе. – Вотъ торжество любви.

Но, скажутъ, это былъ Богъ и мы не можемъ такъ же поступать, какъ Онъ. Однако и преступленіе было ужасное, котораго не вытерпѣла мертвая природа. Сами апостолы и другіе святые спокойно встрѣчали смерть въ заботѣ о другихъ.

Чѣмъ чаще мы читаемъ о послѣднихъ дняхъ жизни Спасителя, тѣмъ болѣе открываются намъ сокровища любви, снисхожденія, терпѣнія. Воспоминаніе объ этихъ дняхъ наиболѣе способно возбуждать наше сердце къ жизни; оно превосходитъ всѣ дивныя созданія литературы, кисти художника – все великое и прекрасное.

Смотри же, современный человѣкъ, на этотъ непрестающій потокъ любви, непобѣждаемой страданіями. Ты самъ страдаешь, но, конечно, за твои грѣхи – за твою гнѣвливость, самолюбіе или соблазны. Сдѣлай же подвигъ любви и ты узнаешь духовную радость въ скорби, подобную той, какую имѣли апостолы, славившіе Бога за то, что удостоились пострадать за ими Его и отъ молитвы которыхъ всколебалась земля (какъ при Воскресеніи). Тогда (т. е. когда пожертвуешь покоемъ или почетомъ или имуществомъ или здоровьемъ во имя любви) ты будешь благодарить Бога за эту скорбь больше чѣмъ за время радостей. – По крайней мѣрѣ будемъ смотрѣть на скорби, какъ на счастье, а на радости, какъ на горечь и опасность для души, аминь.

Въ Великій Пятокъ.

О чемъ намъ, братіе, скорбѣть: объ истязаніяхъ ли и поруганіи Господа или о нашемъ людскомъ безчеловѣчіи? Сравнивать себя съ моремъ любви Божіей мы не можемъ; прослѣдимъ теперь на примѣрѣ іудеевъ, какъ развивается наша человѣческая жестокость. Сначала у евреевъ видна законность: они требуютъ и допрашиваютъ свидѣтелей; хотя и дышутъ злобою на Христа, но злоба сама по себѣ еще можетъ остановиться, но они усиливаютъ ее ложью, рѣшившись сказать вопреки своимъ іудейскимъ понятіямъ: нѣтъ у насъ царя, кромѣ кесаря, и переносятъ кару даже на дѣтей своихъ – сознавая, что они стоятъ за дурное дѣло.

Вотъ куда доводитъ ожесточеніе! Но это настроеніе израильскаго народа близко и намъ: умные люди говорятъ, что если бы Господь жилъ во всѣ другія времена, то всѣ бы такъ поступили съ Нимъ, а нѣкоторые говорятъ даже, что если бы Онъ жилъ въ наше время, то Онъ не прожилъ бы 3½ года (проповѣдуя), – можетъ быть, не прожилъ бы и 3 мѣсяцевъ: такъ велика людская злоба. Самая мысль, что такое озлобленіе противъ правды можетъ когда-нибудь овладѣть нами, наполняетъ ужасомъ нашу душу.

Такъ это случилось съ нашимъ теперешнимъ обществомъ: теперь возстаютъ противъ родины – противъ матери, противъ родной исторіи, противъ царя, противъ Господа Іисуса Христа Бога нашего. Правда немногіе съ отчаяніемъ поднимаютъ открытое возстаніе, но нужно помнить, что тутъ есть нѣчто худшее древнихъ евреевъ: они все таки настойчиво требовали оправданія отъ Іисуса Христа, а теперь не хотятъ даже слышать оправдательнаго голоса отъ христіанъ, а всякій поднимающійся въ защиту голосъ осмѣиваютъ, освистываютъ, осыпаютъ ругательствами. Много еще придется перенести нашей родинѣ отъ невѣрія и богохульства, злобы, зависти, соблазновъ, которые змѣинымъ кольцомъ окутаютъ насъ, чтобы увлечь неискушенныхъ людей. Спасайтесь же, братіе, спасайтесь отъ этихъ соблазновъ, если не такъ, какъ спасся Симонъ Киринейскій, помогшій Господу нести крестъ, если не такъ, какъ вѣрныя мироносицы, то, по крайней мѣрѣ, какъ покаявшійся разбойникъ, чтобы воззвать: помяни мя, Господи, во Царствіи Твоемъ. Аминь.

Въ Великую Субботу.

Господь успокоился отъ мученій тѣлесныхъ; душа Его теперь во адѣ проповѣдуетъ спасеніе. Оставили Господа люди одинокимъ въ могилѣ, какъ и жители нашего многолюднаго города оставили Его въ храмѣ за суетою. Но не оставили Его враги: они приставили стражу къ Его гробу – не потому, что на самомъ дѣлѣ боялись, что разбѣжавшіеся ученики украдутъ Его тѣло, а по тайному предчувствію: они знали, что Господь никогда не говорилъ неправды и сказалъ, что воскреснетъ. Пилатъ не даль своей стражи (такъ что никто не могъ сказать, что римляне сговорились насмѣяться надъ евреями), а разрѣшилъ имъ приставить ко гробу ихъ собственную стражу. Узнавши отъ стражи о воскресеніи, они придумываютъ глупую басню (потому что невозможно было взять тѣло изъ пещеры, приваленной большимъ камнемъ, запечатанной, окруженной стражею и снять плащаницу) о томъ, что ученики украли тѣло, когда воины спали. И промчеся слово сіе во іудеехъ даже до сего дне (Мѳ. 28, 14), потому что они хотѣли хоть какъ нибудь отвязаться отъ укоровъ совѣсти, что они убили Бога. А что Господь умеръ, видно изъ того, что Ему не перебили голеней, нашедши Его умершимъ, а грубый воинъ пронзилъ Ему ребра, такъ что жить уже нельзя было. Итакъ, наша вѣра въ воскресеніе Христово не имѣетъ никакихъ возраженій противъ себя. Но злоба душевная заглушаетъ всякую чистую правду и истину.

Такъ и въ наше время люди лгутъ на Господа, распространяютъ скверныя, кощунственныя книжки, чтобы оправдать свое невѣріе и мятежничество, представляя Христа обманщикомъ и проч. И современные люди читаютъ ихъ вмѣсто того, чтобы съ омерзеніемъ затыкать уши и закрывать глаза отъ этихъ сочиненій. Но мы будемъ прославлять и воспѣвать Христа, оставаясь вѣрными Ему всегда. Помнить только нужно, что Господь не нуждается въ нашей хвалѣ, а она нужна для насъ самихъ, а также и богохульники не приносятъ Ему вреда, но вредятъ самимъ себѣ, они сами наказываются тѣмъ отчаяніемъ, которое постигнетъ и уже постигаетъ ихъ.

Да даруетъ намъ Господь всегда быть вѣрными исповѣдниками Его и чистымъ сердцемъ встрѣтить Его воскресеніе, аминь.

Въ первый день святой Пасхи за вечерней.

Христосъ Воскресе! Въ сей спасительный и радостный день Господь посылаетъ свѣтлую радость всѣмъ – и подвизающимся, и малодушнымъ, и усерднымъ къ Богу, и забывающимъ о Немъ, и кающимся, и даже нежелающимъ каяться. Такъ милосердъ Господь. Одни, какъ напримѣръ дѣти и люди, подвизающіеся въ добродѣтели, встрѣчаютъ праздникъ св. Пасхи ежегодно все съ большею и большею радостью; другіе, мало думающіе о добродѣтели, все таки съ наступленіемъ праздника чувствуютъ въ сердцѣ охватывающую ихъ радость и это показываетъ имъ, что они еще не совсѣмъ чужды духовной жизни и покаянія; третьи, не желающіе встрѣчать праздникъ и относящіеся къ нему съ кощунствомъ, и они получаютъ искру сердечной радости. Люди, не посѣщающіе церкви на Срѣтеніе, на Благовѣщеніе, даже на Рождество Христово, въ святую Пасху чувствуютъ жажду помолиться и порадоваться Воскресенію въ церкви. Въ этотъ праздникъ люди становятся намъ любезными и кажутся не такими плохими и малодушными, какъ обыкновенно.

И какъ блаженны были бы мы, если бы это пасхальное настроеніе продолжалось у насъ всегда, во весь годъ. Мы бы не возмущались ни гордостью, ни завистью, ни другими грѣховными чувствами, но переживали бы чувство радости о воскресеніи Господа, которое заглушало бы наши скорби и потери.

Такое настроеніе было у первыхъ христіанъ, постоянно прославлявшихъ воскресеніе Христово. И другіе святые, напр. преп. Серафимъ Саровскій, жившій еще такъ недавно, приходящихъ къ нему людей во весь годъ встрѣчалъ словами «Христосъ воскресе», потому, что постоянно жилъ радостью Воскресенія и для него всегда была Пасха Христова.

Но, скажутъ, невозможно имѣть такую радость постоянно. Да, это невозможно для людей, потому что такое чувство есть даръ благодати Божіей, а благодать дается Богомъ всѣмъ по просьбѣ, по молитвѣ. Итакъ, будемъ просить объ этомъ Господа. Жаль только, что мы сами по легкомыслію или по суетности не допускаемъ благодатной силѣ жить въ насъ и укорениться. Не будемъ же гоняться за благами міра сего и богатствомъ и когда они умножаются не будемъ прилагать къ нимъ сердца, а когда теряются, не будемъ объ этомъ скорбѣть и печалиться, чтобы обитала въ насъ всегда радость Воскресенія. Ей, Господи Іисусе Христе! подавай намъ истѣе Тебе причащатися въ невечернемъ дни царствія Твоего, аминь.

Во второй день св. Пасхи.

Въ повѣтствованіи св. апостола Іоанна, которое читается въ эти священные дни, вездѣ развивается одна мысль, именно о томъ, что Христосъ и христіане всегда будутъ вести борьбу съ духомъ міра сего. Въ мірѣ бѣ, и міръ Тѣмъ бысть, и міръ Его не позна, во Своя пріиде и Свои Его не пріяша, говорится въ самомъ началѣ Евангелія отъ Іоанна. Креститель говоритъ о Господѣ, что приходитъ съ неба Посланникъ Божій и никто не вѣритъ Ему (3, 32). Въ бесѣдѣ съ Никодимомъ и Самарянкой указывается упорство человѣческое. Исцѣленіе разслабленнаго, насыщеніе 5000 и слѣдующія послѣ этихъ событій бесѣды приводятъ іудеевъ въ бѣшенство и они берутся за камни. Величайшее чудо воскрешенія Лазаря приводитъ ихъ къ рѣшенію убить Іисуса Христа. Въ прощальной бесѣдѣ все время раскрывается, какъ учениковъ Христовыхъ міръ будетъ ненавидѣть и гнать и какъ въ этомъ они будутъ имѣть побѣду надъ міромъ и ложью. То же и въ посланіи Іоанна и въ его Апокалипсисѣ, гдѣ указывается, какъ люди кланяются идоламъ, предаются разврату и пьянству и какъ ихъ Господь наказываетъ, а они все таки не каются, хоть и кусаютъ себя отъ злобы. Все это написано въ дополненіе къ другимъ Евангелистамъ, въ то время, когда другіе апостолы почили, а христіане, ожидая пришествія Господня, смущались тѣмъ, что ихъ преслѣдуютъ. Апостолъ пишетъ въ отвѣтъ на это смущеніе, что христіане всегда будутъ гонимы и что истинная вѣра никогда не будетъ безъ борьбы.

Если общество христіанское безъ всякаго обмана предается исполненію заповѣдей, то возстаеть демонъ и вызываетъ не строеніе въ душѣ, затѣмъ возстаютъ люди. Такъ древніе христіане терпѣли отъ язычниковъ, еретиковъ, іудеевъ, а затѣмъ, когда христіанство усилилось, въ него входили люди, возлюбившіе нынѣшній вѣкъ, какъ напр. вся теперешняя Западная Европа, которой хотятъ уподобить и Россію. Теперь въ разговорахъ часто начинаютъ отвергать подвиги и говорятъ сначала весьма неопредѣленно, что не въ этомъ заключается благочестіе; потомъ, человѣкъ продолжающій жить правдѣ встрѣчаетъ нерасположеніе и злобу. И это особенно теперь бываетъ.

Но не нужно смущаться и думать, что христіанство приходитъ къ концу, ибо Христосъ сказалъ, что Церковь никогда не погибнетъ.

Быть можетъ, скоро не будутъ учить дѣтей въ училищахъ Закону Божію, а будутъ учить, что человѣкъ родился отъ обезьяны и что не нужно противиться грѣховнымъ наклонностямъ и храмы Божіи будутъ передѣлывать въ театры и подобныя заведенія, и проч., но вѣра все-таки не будетъ уничтожена и тогда святой огонь, который хранится въ сердцахъ робкихъ и тихихъ, озаритъ всѣхъ и возсіяютъ подвиги древнихъ христіанъ. Только тогда наступитъ раздѣленіе на вѣрующихъ и безбожниковъ. И быть можетъ это будетъ лучше, потому что мы страдаемъ не отъ того, что нѣть благочестивыхъ людей, а встрѣчаемъ неудобство отъ того, что вѣрующіе и невѣрующіе живутъ вмѣстѣ и многіе считаютъ достаточнымъ полагаться на молитву святыхъ, не трудясь сами, хотя Господь, по слову Святителя Тихона, помогаетъ труждающимся, а не лежащимъ.

Теперь, когда во всѣхъ магазинахъ продаются книжки, гдѣ Христосъ Спаситель изображается, какъ человѣкъ и обманщикъ, объ этомъ нужно скорбѣть, но не будемъ этимъ смущаться. Ап. Петръ пишетъ: Возлюбленные! огненнаго искушенія, для испытанія вамъ посылаемаго, не чуждайтесь, какъ приключенія для васъ страшнаго (4, 12). Нужно помнить, что если живешь жизнью христіанскою, то иди на подвигъ, на крестъ и не скорби, если преслѣдуютъ тебя люди, ничего не бойся, потому что тогда гораздо легче подвизаться, чѣмъ тогда, когда всѣ хвалятъ тебя, такъ какъ невидимая брань будетъ тебя одолѣвать. Если въ семьѣ есть кощунники, невѣрующіе, если они издѣваются, когда ты полагаешь крестное знаменіе, если они безстыдно развратничаютъ на твоихъ глазахъ, то не ужасайся и не бойся за Церковь Христову. Было только 12 учениковъ Христовыхъ, сначала и Іуда предалъ Господа за 30 сребрениковъ, но Церковь Христова отъ этого не обѣднѣла и еще раньше, чѣмъ сошелъ Духъ Святый, какъ читалось сегодня въ Апостолѣ, избрали его замѣнителя.

Изчисли мысленно, сколько людей отпало за эти два проклятые года, сколько кощунствъ было совершено, а Церковь Божія не обѣднѣла отъ этого. Блюди только свою душу, чтобы тебѣ не быть колеблющимся. Вспомни, какъ Господь пріидетъ со множествомъ святыхъ и преподобныхъ и предъ этимъ множествомъ грѣшники будутъ, какъ ничтожные черви.

Правда, Господь скорбитъ, какъ добрый пастырь, объ ожесточенныхъ, некающихся грѣшникахъ. Долженъ скорбѣть и ты и стараться возвратить на путь истицы, но знай все-таки, что если тебѣ это не удастся, то миръ твой къ тебѣ возвратится и Господь помилуетъ тебя за то, что ты старался о спасеніи ближняго.

Но и въ русской землѣ есть еще столько ревности, столько любви ко Христу, столько радости о Его воскресеніи, столько подвиговъ вѣры, надежды, любви, что эти жалкія нападенія демона и служителей его еще долго не будутъ имѣть успѣха и если даже будутъ распинать и жечь, то и тогда многое множество прославитъ Бога смертію.

Какъ Христосъ, по слову апостола, умерши для грѣха, уже не умираетъ, смерть Ему ктому не обладаетъ, такъ и мы да будемъ мертвыми грѣху, а живыми Богови, Которому слава во вѣки вѣковъ, аминь.

Въ третій день св. Пасхи.

Прошло два дня св. праздника и радость у многихъ ослабѣваетъ и охлаждается суетою. На насъ обрушиваются кощунства и клеветы отъ завидующихъ нашему счастью праздничному невѣровъ, какъ въ день Пятидесятницы нѣкоторые насмѣхались надъ апостолами, говоря, что они напились вина. Эти люди, живущіе злобою на всѣхъ, никого не любящіе, желали бы и у другихъ отнять духовный миръ и стремятся стать во главѣ государственнаго правленія для этого. Ихъ дурному настроенію подражаютъ и женщины, коверкающіе свою мягкую женскую природу грубыми и дикими издѣвательствами и проч. Но намъ, сподобляющимся церковной жизни и радости, подобно Емаусcкимъ путникамъ, шедшимъ со Христомъ, нужно любить и утѣшать и помогать людямъ, чтобы, такимъ образомъ, жизнью славить Его Воскресеніе.

 

М.

 

«Волынcкія Епархіальныя Вѣдомости». 1906. № 11-12. Ч. Неофф. С. 351-362.


КАНОН - Свод законов православной церкви



«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: