• Празднованіе новолѣтія въ христіанской Церкви.

    Празднованіе новолѣтія въ христіанской Церкви.

    Для первенствующихъ христіанъ каждый день года былъ днемъ священнымъ, потому что каждый день они освящали благоговѣйнымъ воспоминаніемъ великихъ благодѣяній, оказанныхъ роду человѣческому безцѣнными заслугами Господа Іисуса Христа, воспоминаніемъ евангельскихъ событій (Дѣян. 11, 46). Если первенствующая Церковь Христова избирала извѣстные дни для торжественнаго празднованія, то предметомъ сего празднованія было также какое-нибудь важнѣйшее евангельское событіе (Дѣян. 20, 7, 16). Посему праздникъ новолѣтія, какъ праздникъ, относящійся къ произвольному опредѣленію времени, уже самъ по себѣ, но говоря о языческомъ его характерѣ, какимъ онъ отличался въ первыя времена христіанства, былъ внѣ той точки зрѣнія, съ которой первобытная Церковь Христова смотрѣла на праздники. Оттого неудивительно, если въ первыя времена христіанства мы не находимъ никакихъ слѣдовъ празднованія новаго года въ Церкви Христовой; такъ было до VI вѣка, когда Церковь отличила день новолѣтія отъ прочихъ дней года и почтила его особеннымъ празднованіемъ. Чтобы объяснить причины такого поздняго происхожденія праздника новолѣтія, обратимъ вниманіе на празднованіе новаго года у язычниковъ и на отношеніе къ сему празднованію первенствующихъ христіанъ.

    01 January 2021 читать далее


  • Нѣсколько словъ о новолѣтіи и лѣтосчисленіи въ Церкви Христіанской.

    Нѣсколько словъ о новолѣтіи и лѣтосчисленіи въ Церкви Христіанской.

    Языческій міръ, при появленіи вѣры христіанской, руководясь календаремъ Юлія Цезаря, бывшемъ во всеобщемъ употребленіи въ римской имперіи, праздновалъ начало новаго года съ 1 Января и велъ свое лѣтосчисленіе отъ основанія Рима[1]. Христіанская церковь, не давая никакого значенія языческому началу года съ Января, сопровождавшемуся разными языческими воспоминаніями и суевѣрными обычаями, въ опредѣленіи начала года руководилась своими воспоминаніями; началомъ церковнаго года она всегда поставляла какое нибудь важное для вѣры христіанской событіе. По этому въ различныхъ церквахъ и начало новаго года было различно. Большая часть восточныхъ церквей, вмѣсто Генваря начинали годъ съ Пасхи или съ м. Марта, ознаменованнаго сотвореніемъ міра, воплощеніемъ Бога-Слова, искупительною смертію и живоноснымъ воскресеніемъ Спасителя[2]. Въ этомъ случаѣ онѣ конечно руководились и примѣромъ іудейской ветхозавѣтной церкви, праздновавшей новолѣтіе 1 Марта[3]. Вь западныхъ церквахъ за начало года принимался праздникъ Рождества Христова[4].

    Кромѣ январскаго новодѣтія у римлянъ, со временъ Августа Кесаря употреблялись индикты, (періодъ времени состоявшій изъ 15 лѣтъ) начинавшіеся съ 1 Сентября[5].

    01 January 2021 читать далее


  • Ексакустодіанъ Ивановичъ Махароблидзе о новомъ стилѣ и опасности старостильнаго движенія для Христовой Церкви.

    Нѣсколько мыслей по поводу новаго стиля въ Православной Церкви.

    Вселенскій Патріархъ Мелетій IV разослалъ главамъ Автокефальныхъ Православныхъ Церквей, въ томъ числѣ и Предсѣдателю Архіерейскаго Синода Русской Православной Церкви заграницей Высокопреосвященному Митрополиту Антонію двѣ грамоты съ декретами «Всеправославнаго Конгресса», какъ онъ называетъ рѣшенія созванной имъ Междуправославной Комиссіи въ Константинополѣ.

    Въ одной грамотѣ, сообщая рѣшеніе этого конгресса о переходѣ Православной Церкви на новое счисленіе съ 1-го октября с. г., каковое число должно считаться 14-мъ октября, и о разныхъ, въ связи съ этимъ, измѣненіяхъ въ церковномъ календарѣ. Патріархъ Мелетій проситъ Автокефальныя Церкви сообщить свое на это согласіе, чтобы можно было объявить рѣшеніе Конгресса, какъ рѣшеніе Единой Святой Православной Вселенской и Апостольской Церкви.

    15 December 2020 читать далее


  • ПОДМЕНА ПАСХИ РОЖДЕСТВОМ – НРАВСТВЕННОЕ ПОСЛЕДСТВИЕ ВСЕХ ЕРЕСЕЙ ЗАПАДА. Слово на Пасху 1983 г. Архиепископа Виталия (Устинова).

    ПОДМЕНА ПАСХИ РОЖДЕСТВОМ – НРАВСТВЕННОЕ ПОСЛЕДСТВИЕ ВСЕХ ЕРЕСЕЙ ЗАПАДА. Слово на Пасху 1983 г. Архиепископа Виталия (Устинова).

    Христос Воскресе!

    Пасха Христова есть конечная цель Божьего домостроительства, осуществление всех пророчеств, всего священного Писания.

    Апостолы Христовы вышли на всемирную проповедь о Воскресении Христовом и этой проповедью покорили языческий мир. Из Гроба Господня вместе с Воскресшим Господом вышла вся наша вера и все наше богослужение, ибо по слову апостола Павла: «если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и наша вера» (1 Кор. 14). Без Воскресения Христова вообще не может быть никакого христианства. Воскресение Христово было бы недостаточным назвать догматом, это догмат всех догматов. Как в океан устремляются все ручьи, речки и реки, так к Пасхе, к Воскресению Христову стремится все учение христианское и в нем завершается.

    12 April 2018 читать далее


  • П. П. Бутурлинъ, О времени празднованія Пасхи по счисленію Юліанскаго и Григоріанскаго календаря.

    Пасхалия - центр Юлианского календаря

    Намъ часто случалось слышать слѣдующій вопросъ: «если, въ настоящемъ столѣтіи, числа юліанскаго календаря отстаютъ отъ чиселъ григоріанскаго 12-ю днями, то отчего празднованія св. пасхи, по этимъ двумъ календарямъ, иногда совпадаютъ въ одинъ день, а иногда пасха по юліанскому календарю бываетъ позже пасхи по календарю григоріанскому 7-ю, 28-ю и даже 35-ю днями?»

    Задающіе такой вопросъ не знаютъ, или забыли, что григоріанское преобразованіе календаря состояло не только въ увеличеніи чиселъ юліанскихъ нѣсколькими днями, для приведенія навсегда весенняго равноденствія на 21-е марта, какъ оно было во времена I Никейскаго собора; но кромѣ того, оно измѣнило и начала, по которымъ опредѣлялось число новолунія.

    Для яснаго рѣшенія этаго вопроса, мы считаемъ нужнымъ представить прежде нѣсколько понятій о ветхозавѣтной пасхѣ у іудеевъ, потомъ христіанской пасхѣ по юліанскому календарю, и наконецъ о преобразованіи календаря папою Григоріемъ XIII.

    07 April 2018 читать далее


  • Людмила Дмитриевна Перепелкина - ЮЛИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ – 1000-ЛЕТНЯЯ ИКОНА ВРЕМЕНИ НА РУСИ.

    Издревле человек склонялся перед тайной времени, силясь постичь ее. Время представлялось ему то глубоко враждебным, требующим кровавых жертв (как у ацтеков), то ареной борьбы хаоса и космоса или магическим сновидением (The Dream time), обращенным в темное прошлое тотемных предков.

    Сказания и мифы доносят до нас отголоски древних представлений о времени. Человек боялся или обожествлял время, придавая ему самые разные формы: луча, пронизывающего тьму, стрелы, летящей из будущего в прошлое, цепи окружностей. Чаще всего время передавалось числом, иногда, как у орфиков и кельтов, оно представлялось звуком или музыкой. Так, кельтский бог Дагда своей игрой на живой арфе-дубе вызывал различные времена года [1]. Есть поэтическая концепция времени, посредством которой пытаются разрешить спор между временем и вечностью: «Смерть и время царят на земле, — ты владыками их не зови» (Вл. Соловьев).

    Время в метафорических образах отражено в космогонических, антропогонических и этиологических мифах. Человек догадывался, что со временем связано что-то главное: начало и конец, его память и надежда. Мечта объяснить время и овладеть им отразилась и в современной фантастической «машине времени», которая позволяла бы свободно странствовать по этому непостижимому царству.

    01 January 2018 читать далее


  • Святаго Астерія Амасійскаго, Слово обличительное противъ празднованія Календъ (противъ празднованія «Новаго Года»).

    Святитель Николай уничтожает языческие идолы.

    Два праздника совпали вмѣстѣ во вчерашній и нынѣшній день, — (праздники) не согласные и сродные, а напротивъ во всемъ другъ другу враждебные и противоположные. Одинъ — праздникъ внѣшней безпорядочной толпы, собирающій большія деньги для мамоны и влекущій за собой другаго рода мелочную торговлю — праздную и непристойную. Другой — праздникъ святой и истинной религіи, научающій единенію съ Богомъ и добродѣтели чистой жизни. Поелику же многіе, предпочитая суетную роскошь и занятіе, отстали отъ церковнаго собранія; то вотъ мы постараемся словомъ отогнать отъ душъ эту глупую и вредную забаву, какъ нѣкое сумасшествіе, влекущее за собою смерть среди смѣха и шутокъ. Благовременно было бы мнѣ взять за образецъ въ пользованіи рѣчью Соломона. Вѣдь и онъ, совѣтуя юношамъ непоколебимо блюсти себя отъ сѣтей невоздержанія, — съ цѣлію придать своему наставленію болѣе силы и внушительности, — олицетворяетъ невоздержаніе въ образѣ зазорной женщины: предавая позору каждый изъ его пороковъ, онъ такимъ путемъ выставляетъ его передъ увлекающимися достойнымъ отвращенія[1]. Такъ и я, показавши въ рѣчи суетность человѣческаго праздника, попытаюсь отклонить любителей его отъ ложнаго увлеченія.

    31 December 2017 читать далее