Протоіерей Аркадій Знаменскій – Нѣчто о хронологіи событій въ Русской Церкви и о новолѣтіяхъ до, и послѣ январскаго новолѣтія 1700 года.

Благовещенский собор Московского Кремля. Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI в.

До тысяча семьсотъ перваго года событія какъ церковныя, такъ и гражданскія въ Россіи обозначались счетомъ лѣтъ отъ сотворенія міра; при чемъ Русская церковь заимствовала отъ Греческой, какъ въ ней было со временъ императора Ираклія (610-641 г.), отчислять для ветхозавѣтнаго міра 5508 лѣтъ{1}.

По этому счету Рождество Христово совершилось отъ сотворенія міра въ 5509 году; слѣдовательно 5509 годъ есть первый отъ Р. X.; 5520-й есть двѣнадцатый отъ Р. X. и т. д.

Когда, по счету лѣтъ отъ сотворенія міра, требовалось найти годъ событія отъ Р. Христова, наши предки вычитали 5508 лѣтъ изъ числа, подъ которымъ событіе значилось въ лѣтописи. Числовыми знаками были, а въ богослужебныхъ книгахъ и до сего времени остаются, буквы грекославянскаго алфавита: а҃ = 1; в҃ = 2; г҃ = 3 и т. д. Требовалось, напр.: найти годъ отъ Р. X. по данному отъ сотворенія міра: «шесть тысячъ четыреста девять десять шестому году». Вычитали 5508 лѣтъ, получалось: «отъ Рождества Христова девятьсотъ осмьдесятъ осмый годъ{2}. Или еще примѣръ; даны лѣта отъ сотворенія міра «6527-й годъ»; вычитали изъ нихъ «пять тысячъ пять сотъ восемь»; получалось: отъ Р. Хр. 1019 годъ{3}.

До послѣднихъ годовъ XIV вѣка несложны были вычисленія лѣтъ отъ Р. Христова, по даннымъ отъ сотворенія міра. Простота вычисленій зависѣла отъ общепринятаго предѣла, – новолѣтія въ мартѣ мѣсяцѣ, – первымъ днемъ котораго опредѣлялся новый годъ.

Древнѣйшая лѣтопись, лѣтопись преп. Нестора писана по мартовскому лѣтосчисленію; но въ концѣ XIV столѣтія стало входить въ употребленіе другое лѣтосчисленіе. Въ исторіи государства Росс. Карамзина читаемъ: «Въ его княженіе (Государя Всея Руси Вел. князя Василія II Дмитріевича 1389-1425 г.). Россіяне начали счислять годы мірозданія съ сентября мѣсяца, оставивъ древнее счисленіе съ марта. Вѣроятно, что митрополитъ Кипріанъ{4} первый ввелъ сію новость, подражая тогдашнимъ Грекамъ»{5} и еще: «Въ началѣ Васильева княженія по Троицкимъ, Ростовскимъ и всѣмъ древшшъ лѣтописямъ (кромѣ новѣйшей Никоновской) годъ начинался еще съ марта: такъ въ лѣто 6898 сказано, что Іюня 22 сгорѣла Москва, а послѣ въ томъ же году Генв. 9 женился Великій князь, что въ 1392 году лѣтомъ расписали Коломенскую (въ селѣ Коломенскомъ подъ Москвою) церковь; а послѣ въ томъ же году сент. 25 преставился св. Сергій»{6}{7}.

Введеніе сентябрьскаго лѣтосчисленія не было съ первой же поры общеизвѣстнымъ; не было оно объявлено ни государевымъ указомъ, ни соборнымъ постановленіемъ; оттого и не было, съ первый поры его введенія, общепринятымъ у лѣтописцевъ.

Но оно вводило въ счисленіе лѣтъ разницу на полугодіе.

По мартовскому счисленію годъ начинался весною, по сентябрьскому осенью. Чтобы, вмѣсто весны начать годъ съ осени, иначе, перенести дату года на сентябрь, необходимъ одинъ изъ двухъ пріемовъ: первое сентября, по вводимому лѣтосчисленію, помѣтить или прежней датой, или новой. Пояснимъ примѣромъ; допустимъ, что сентябрьское счисленіе вводилось въ 1390 году, бывшаго предъ нимъ мартовскаго: какъ же можно было помѣтить первое сентября? Если помѣтить тѣмъ же годомъ, тогда, при новомъ предѣлѣ счисленія, необходимо было предшествующихъ полтора года принять за годъ; а если помѣтить бывшій годъ новою датой, обозначить 1391 годомъ; тогда необходимо было за годъ принять мартовское полугодіе.

При первомъ условіи сентябрьское счисленіе на полугодіе отставало бы отъ мартовскаго и, могло быть введено не иначе, какъ при оповѣщеніи для общаго употребленія въ Россіи; при второмъ условіи сентябрьскимъ счисленіемъ опережалось мартовское на полугодіе. Это, именно, второе условіе, по свидѣтельству нашихъ отечественныхъ историковъ, имѣло мѣсто при перемѣнѣ лѣтосчисленія мартовскаго на сентябрьское. Вопросъ о полугодіи въ ряду вѣковъ, конечно, не особенно важный; но вводя и небольшую разницу – на полугодіе, – сентябрьское счисленіе ставитъ современнаго историка въ немалое затрудненіе при опредѣленіи точной даты года по лѣтописямъ, по крайней мѣрѣ за тридцатилѣтій періодъ, отъ конца XIV до тридцатыхъ годовъ XV вѣка и ставитъ въ затрудненіе тѣмъ большее, что кромѣ разности въ датахъ лѣтъ, бывали въ лѣтописяхъ и описки.

Въ XV вѣкѣ, за исключеніемъ перваго двадцатилѣтія, въ XVI и XVII вѣкахъ, сентябрское счисленіе было уже общепринятымъ въ Россіи{8}. Здѣсь не лишне упомянуть, что въ концѣ XV вѣка, именно, въ 1492 году отъ Р. Хр., по счету лѣтъ отъ сотворенія міра, исполнилось семь тысячъ лѣтъ. Съ этого года стала появляться, кромѣ полной даты года, еще дата сокращенная. Въ сокращенной датѣ числовой знакъ тысячъ или хилядъ ҂З, иначе ҂З не писался. Полной датой помѣчались акты первой важности: государственныя грамоты, договоры и т. под.; а сокращенной, акты менѣе важные; напр. дѣла приказовъ строельнаго, писцоваго и др. Сохранились «писцовыя Московскихъ сороковыхъ церквей книги письма и дозору Андрея Ѳедоровича Наумова да подъячаго Ивана Ламакина», помѣченныя датой 139 и 140 годовъ; сохранились «строельныя книги церковнымъ землямъ», помѣченныя датой 165 года; т. е. вмѣсто датъ 7139, 7140, 7165 отъ сотворенія міра; тѣже даты отъ Р. Хр. 1631, 1632, 1656 года{9}.

Такъ было до новолѣтія 1700 года, учрежденнаго царемъ Петромъ первымъ Алексѣевичемъ въ январѣ.

«20 декабря (уже наступившаго по сентябрьскому счисленію новаго года) наши предки узнали новость; приказано вести лѣтосчисленіе не отъ сотворенія міра, а отъ Рожд. Христова и новый годъ считать не «съ 1-го сентября, а съ 1-го января». Извѣстно (читаемъ въ приказѣ) великому государю, что не только во многихъ европейскихъ странахъ; но и въ народахъ славянскихъ, которые съ восточною православною церковью во всемъ согласны какъ: Волохи, Молдаване, Сербы, Далматы, Волгаре, и самые – великаго Государя подданные Черкасы и всѣ Греки, отъ которыхъ вѣра наша принята, – всѣ тѣ народы согласно лѣта свои счисляютъ отъ Рождества Христова осмь дней спустя».

«Въ знакъ добраго начинанія и новаго столѣтія, послѣ молебна въ церквахъ, всѣ должны были поздравлять другъ друга съ новымъ годомъ; значительные домовладѣльцы должны были передъ воротами поставить украшенія отъ древъ н вѣтвей, сосновыхъ, еловыхъ и мозжевеловыхъ и сохранять эти украшеніи до 7 января; предписано было, во время фейерверка и пушечной пальбы на Красной площади, въ домахъ палатныхъ, воинскихъ и купеческихъ людей стрѣлять изъ небольшихъ собственныхъ пушекъ или мелкаго ружья трижды и пускать ракеты, по ночамъ отъ 1-го до 7 числа зажигать смоляныя бочки»{10}.

Ближайшимъ послѣдствіемъ царскаго приказа при введеніи январскаго новолѣтія было то, что послѣ приказа наступило 1-е сентября; слѣдовало бы по старому, по привычному отмѣчать событія тысяча семь сотъ первымъ годомъ; но онѣ отмѣчались не тѣмъ; а 1700-мъ годомъ до 1 япваря. Наступилъ январскій тысяча семь согъ первый годъ; опять въ сентябрѣ нужно бы отмѣчать: тысяча семь сотъ второй годъ; но событія отмѣчались не имъ, а 1701-мъ годомъ.

Январское лѣтосчисленіе было введепо рѣшительно и, съ первой же поры, стало общеизвѣстнымъ и общепринятымъ

Пересмотримъ особенности и взаимныя отношенія трехъ новолѣтій и счисленій по нимъ.

1) При введеніи сентябрьскаго лѣтосчисленія полугодіе, предшествовавшаго ему мартовскаго, было принято за цѣлый годъ и, слѣдовательно, сентябрьскимъ лѣтосчисленіемъ на полгода опережалось мартовское. 2) При введеніи январскаго лѣтосчисленія, сравнительно съ мартовскимъ были приняты за годъ десять мѣсяцевъ, а сравнительно съ сентябрьскимъ четыре мѣсяца признаны были за излишекъ; почему январское отстаетъ отъ сентябрьскаго на четыре мѣсяца и опережаетъ мартовское на два мѣсяца: январь и февраль

Сравнительная таблица мартовскаго и сентябрьскаго лѣтосчисленія по январскому можетъ быть представлена въ слѣдующемъ видѣ:

Тѣмъ бы можно было и покончить нашу замѣтку, но Русская Церковь и до сего дня празднуетъ два новолѣтія: одно 1-го дня сентября; другое 1-го дня января.

Въ церковномъ уставѣ; а также въ мѣсячной минеѣ на первый день сентября положена полная служба новолѣтію, которая отправляется и понынѣ. На вечернѣ: тропарь, стихиры и пареміи новолѣтію; на утрени: канонъ новолѣтію, тропарь, кондакъ и великое славословіе ради новолѣтія; на литургіи: прокименъ, апостолъ и евангеліе новолѣтію. Кромѣ того указано: если первый день сентября будетъ днемъ воскреснымъ; то на литургіи Евангеліе читается, хотя и подъ одно зачало; но прежде новолѣтію, а потомъ уже воскресное.

На первый день января въ церковномъ уставѣ не положено службы новолѣтію; но эта служба помѣщена въ прибавленіи къ уставу; – въ книгѣ молебныхъ пѣній, которая и начинается молебнымъ пѣніемъ иа новый годъ. Въ составъ молебствія на 1-го января вошли изъ сентябрьской службы: тропарь, апостолъ и Евангеліе; но прокименъ другой. Краткая колѣнопреклоненная молитва въ концѣ молебна, въ которой священнодѣйствующій приноситъ Господу Богу благодареніе за прожитый годъ и испрашиваетъ Господне благословеніе на новый годъ, а за тѣмъ многолѣтіе Государю Императору и всему царствующему дому придаютъ молебствію торжественность.

По особенностямъ дня, въ который Православная Грековосточная Церковь празднуетъ Обрѣзаніе Господне и память учителя Вселенской Церкви св. Василія Великаго, неудобно было на 1-й день января цѣликомъ переносить ту службу, которая указана въ уставѣ на первое сентября; почему та служба отправляется и доселѣ въ тотъ же день{1}.

Что касается мартовскаго новолѣтія; то едва-ли оно праздновалось когда церковною службою, особенно въ Россіи. Мартовское новолѣтіе было не болѣе, какъ общепринятымъ въ Русской Церкви предѣломъ для счета лѣтъ отъ сотворенія міра.

 

Священникъ Аркадій Знаменскій.

 

«Московскія Церковныя Вѣдомости». 1891. № 52. С. 731-732.

 

{1} Начертаніе Церк. библ. Исторіи Изд. одиннадцатое Москва 1866 г стр. 373.

{2} Сочин. св. Димитрія митр. Ростовскаго ч. 4. Лѣтопись, Синопсисъ, стр. 36. Моск. Синод. Тип. 1807 г.

{3} Тамъ же, стр. 45.

{4} Св. Кипріянъ вторично (1390-1406 г.) Св. Востокъ Арх. Сергія. Москва 1876 г. ч. . ІІІ. Прибавленіе, стр. 267.

{5} Истор. Госуд. Россійск. Карамзина. Спб. 1819 г. т. V, изд. второе братьевъ Слениныхъ стр. 237.

{6} Тамъ же, примѣч. 246.

{7} Если въ лѣтописяхъ за исключеніемъ Никоновской, кончина Преп. и Богоноснаго Отца нашего Сергія игумена, Радонежскаго чудотворца помѣчена датой «6900 лѣто»; то не можетъ быть вопроса о годѣ пятисотлѣтія со дня кончины св. Сергія. Годъ 1392 и по мартовскому и по январскому лѣтосчисленію въ сентябрѣ мѣсяцѣ тотъ же: шесть тысячъ девяти сотый годъ отъ сотворенія міра.

{8} Лѣтопись Св. Димитрія Ростовскаго писана въ концѣ XVII вѣка и, по мартовскому лѣтосчисленію; но въ 1-хъ: отступая отъ обычнаго въ XVII вѣкѣ пріема лѣтосчисленія, авторъ о томъ предупреждаетъ читателя, говоря: «Вѣстно же буди и сіе читателю благоразсудному, яко вся та здѣ числимая лѣта, не отъ Сентемврія начинаются, а отъ Марта мѣсяца» (Лѣт. стр. 67). Во 2-хъ; Мартовское лѣтосчисленіе – это обычный, до сего дня, пріемъ при изложеніи библейской исторіи, часть которой составляетъ «лѣтопись»: другое дѣло, «Синопсисъ» при ней, иначе рядъ эпизодическихъ разсказовъ изъ Русской исторіи, въ которомъ авторъ держится того же пріема.

{9} Хранятся въ Арх. Минис. Юст.

{10} Исторія Россіи Сергѣя Соловьева съ древнѣйшихъ временъ т. XIV, тотъ же, томъ «въ эпоху преобразованія» второй. Москва 1864 г., стр. 335-326. Примѣч. Полное собраніе законовъ № 1735, 1736.

{11} 30 ноября 1917 г. на Поместном Соборе Русской Православной Церкви на 22-м заседании «Отдел о богослужении, проповедничестве и храме» были приняты следующие положения: «Привнесение службы «начала индикта, сиречь новаго лета» в богослужение 1 января весьма желательно. Объединение этой службы с положенными на 1 января службами Обрезанию Господню и святителю Василию Великому не представляется удобным с уставной точки зрения. Но означенная служба в значительной своей части может быть объединена с последованием новогоднего молебного пения. В таком случае существующее в русской богослужебной практике молебное пение на Новый год должно быть переработано в чин уставного молебна с каноном». Отделом был выработан чин новогоднего молебна с каноном из службы Минеи 1 сентября. («Богословские труды». Вып. 34. М. 1998. С. 334-335.). Ред.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: