-
Святый апостолъ Іаковъ, братъ Господень по плоти (Память его 23 октября).
Св. апостолъ Іаковъ, память коего св. Церковь празднуетъ въ настоящую седьмнцу, былъ сынъ Іосифа обручепника отъ первой его супруги и потому называется братомъ Господнимъ. По преданію Іаковъ сопутствовалъ Пресвятой Богородицѣ, когда Она съ Іосифомъ, по повелѣнію Божію, бѣжала въ Египетъ, чтобы снасти Божественнаго младенца отъ злобы Иродовой. Отъ юпости своей св. Іаковъ возлюбилъ строгое благочестивое житіе. Отвергая всякое плотское услажденіе и упокоеніе, онъ не вкушалъ ни вина, ни мяса, не стригъ волосъ, не ходилъ въ баню, не намащалъ тѣла своего елеемъ, не носилъ мягкихъ одеждъ, но острую власяницу. Въ молитвѣ онъ подвизался столь усердно, что отъ частыхъ колѣноноклоненій кожа на колѣнахъ его ожестѣла, какъ верблюжья. За такую добродѣтельную жизнь Іаковъ пользовался столь великимъ уваженіемъ между іудеями и ихъ начальниками, что ему одному отъ первосвященника было дано позволеніе входить во Святая Святыхъ – внутреннее отдѣленіе храма, куда св. Іаковъ уединился для молитвы. Всему народу онъ былъ извѣстенъ подъ именемъ праведнаго. Еще большимъ почтеніемъ св. Іаковъ пользовался къ первоначальномъ обществѣ христіанскомъ. Онъ былъ первостоятелемъ Церкви Іерусалимской и вокругъ него всегда собиралось множество народа, не только затѣмъ, чтобы послушать слова его, но и чтобы только коснуться края ризъ его. Успѣхъ проповѣди о Христѣ возбудилъ вниманіе и зависть іудейскихъ начальниковъ, которые умыслили погубить его. Съ этою цѣлію, воспользовавшись отсутствіемъ римскаго правителя въ Іерусалимѣ, враги вѣры Христовой окружили св. Іакова въ церкви и просили его, чтобы онъ, въ присутствіи всего народа, во множествѣ собравшагося въ Іерусалимъ на праздникъ Пасхи, торжественно предъ всѣми исповѣдалъ, что христіане заблуждаются, вѣруя въ Iисуса Христа, Сына Божія. Они насильно ввели святаго праведника на кровлю храма, чтобы всѣ могли услышать его правдивое слово. Но жестоко ошиблись въ своемъ разсчетѣ враги Христовы: изъ устъ святаго исповѣдника вѣры Христовой они услышали не боязненно предъ всѣмъ сонмомъ іудеевъ изреченное слово о Божествѣ Iисуса Христа, Сына Божія. «Для чего, въ слухъ всѣхъ возгласилъ св. Іаковъ, спрашиваете меня о Сынѣ человѣческомъ? Онъ пострадалъ, умеръ и воскресъ и нынѣ сѣдитъ на небесахъ одесную Бога и опять придетъ на землю, судить живыхъ и мертвыхъ». Слыша такія слова многіе увѣровали во Христа и съ радостію воскликнули: осанна Сыну Давидову. А книжники и фарисеи говорили между собою: «худо мы сдѣлали давши Іисусу такое свидѣтельство отъ почитаемаго всѣми мужа». Дабы страхомъ отвратить отъ вѣры сему свидѣтельству, они съ яростію набросились на праведника и низвергнули его съ крыши, крича: «и праведный заблуждается». Разбившись отъ паденія съ высоты св. Іаковъ не вдругъ умеръ, но имѣлъ еще силы приподняться на колѣна и произнести молитву за враговъ своихъ. Не смотря на то ожесточенные іудеи бросали на него камни и одинъ изъ нихъ ударомъ по головѣ прекратилъ жизнь святаго исповѣдника и мученика Христова. Это было въ 62 году по Р. Христовѣ.
05 November 2024 читать далее
-
Бесѣда на память преподобнаго Самасона страннопріимца (Память его 27-го іюня).
Страннолюбіе есть одинъ изъ видовъ любви и милосердія къ ближнему, состоящій въ томъ, чтобы человѣка, не имѣющаго пристанища, ввести въ домъ и упокоить. Значеніе этой добродѣтели въ дѣлѣ благоугожденія Богу и спасенія души открывается изъ того, что Самъ Господь, нашъ Іисусъ Христосъ, неимѣвшій на землѣ пристанища, гдѣ бы могъ «главу подклонити» (Мѳ. 8, 21), нѣкогда на страшномъ судѣ воспомянетъ страннолюбцевъ: «страненъ бѣхъ», речетъ Онъ, «и введосте Мене» (Мѳ. 25, 35). На основаніи сего въ Христіанской Церкви издревле страннопріимство считалось одною изъ священныхъ обязанностей какъ для первостоятелсй церквей, которые, по апостолу, должны быть страннолюбивы (1 Тим. 3, 2), такъ и для всѣхъ членовъ христіанскаго общества, въ которомъ живо и дѣйственно было неоднократное апостольское наставленіе: «страннюлюбія держитесь (Рим. 12, 13), страннолюбія не забывайте (Евр. 13, 1), будьте страннолюбцы другъ къ другу» (1 Петр. 4, 9), тѣмъ болѣе, что не забвенна была и священная память первыхъ провозвѣстниковъ вѣры, подъ видомъ странниковъ прошедшихъ дальнѣйшія страны міра «безъ влагалища, пиры и сапоговъ» (Лук. 10, 4). Въ сонмѣ святыхъ, стяжавшихъ себѣ вѣнецъ небесной славы, мы чтимъ и страннопріимцевъ. Таковъ, воспоминаемый Церковію въ настоящую седьмицу, преп. Сампсонъ страннопріимецъ, всю свою жизнь посвятившій на служеніе странникамъ.
10 July 2024 читать далее
-
Бесѣда на память преподобнаго Агапита Печерскаго, безмезднаго врача (Память его 1-го іюня).
Одно изъ скорбныхъ послѣдствій грѣха, тяготѣющаго надъ родомъ человѣческимъ, есть болѣзнь, въ разнообразныхъ видахъ проявляющаяся среди людей. Дивный во Святыхъ Своихъ Богъ, по неизрѣченному милосердію къ страждущему человѣчеству, открылъ неистощимый источникъ исцѣленій отъ недуговъ и болѣзней душевныхъ, вкупѣ и тѣлесныхъ, въ святынѣ Православной Церкви, какъ-то: въ чудотворныхъ иконахъ, въ нетлѣнныхъ мощахъ угодниковъ Божіихъ, источающихъ многоцѣлебные дары съ вѣрою притекающимъ къ нимъ, паче же всего и доступнѣе для всякаго въ достойномъ принятіи Таинствъ Покаянія, Причащенія и Елеосвященія. Но, кромѣ сихъ таинственныхъ и чудодѣйственныхъ средствъ къ уврачеванію душевныхъ и тѣлесныхъ недуговъ, на помощь страждущимъ отъ болѣзни Богъ воздвигалъ не рѣдко такихъ мужей, которые, пользуясь естественными средствами врачебнаго искусства, вѣрою и молитвою сообщали ему высшую дѣйственную силу, a въ полнотѣ своей христіанской любви обрѣтали источникъ самоотвержепнаго, безкорыстнаго усердія къ служенію болящимъ. Такихъ, Богомъ избранныхъ благодѣтелей страждущимъ св. Церковь чтитъ въ лицѣ св. безмездныхъ врачей Косьмы и Даміана, Кира и Іоанна, св. Пантелеймона и др. Къ этому же лику принадлежитъ прославившійся въ отечествѣ нашемъ преп. Аганитъ Печерскій, память коего св. Церковь совершаетъ въ настоящую седьмицу.
14 June 2024 читать далее
-
Бесѣда на память преподобной Маріи Египетской (Память ея 1-го апрѣля).
Преподобная Марія была родомъ изъ Египта. Въ самыхъ юныхъ лѣтахъ, обуреваемая страстями, она удалилась изъ подъ мирнаго родительскаго крова въ шумный и торговый городъ Александрію, на гибельное торжище порока. Здѣсь она 17 лѣтъ провела въ самомъ стыдномъ развратѣ, ниспадая глубже и глубже въ бездну грѣха. Однажды она увидѣла на берегу моря бодьшое собраніе людей, готовыхъ отплыть во Св. градъ Іерусалимъ на поклоненіе гробу Господню и животворящему Кресту. Марія вступила съ ними въ корабль. Не чувство благочестія влекло ее къ святымъ мѣстамъ, побуждало ее праздною поѣздкою оразнообразить свою жизнь то-же безумное разженіе плоти, по дѣйствію котораго ея сожженная совѣсть и омраченный умъ уже давно оставались мертвы и глухи къ внушеніямъ добра. Марія, какъ на пути въ Іерусалимъ, такъ и въ первое время пребыванія въ немъ, продолжала свою прежнюю беззаконную жизнь. Въ ея растлѣнной душѣ, по-видимому, неоставалось и малѣйтей искры страха Божія. Между тѣмъ и для этого погибшаго созданія, по благости Божіей, долженъ былъ скоро настать свѣтлый день внутренняго обновленія и возстанія изъ бездны грѣховной. Бывши въ Іерусалимѣ, Марія, въ праздникъ Воздвиженія Креста Господня, изъ любопытства пошла въ храмъ Вокресенія Христова, куда стремились толпы богомольцевъ. Но, при входѣ въ храмъ, какая-то не видимая сила отталкивала Марію назадъ и препятствовала войти въ храмъ, тогда какъ всѣ другіе безпрепятственно входили. Послѣ неоднократно повторившейся безплодной попытки проникнуть внутрь храма, Марію внезапно озарила мысль о ея недостоинствѣ приблизиться святынѣ. Оставшись въ притворѣ, она поверглась съ пламенною молитвою предъ иконою Бокіей Матери, покаялась въ своихъ грѣхахъ и дала рѣшительное обѣщаніе исправиться. Послѣ сего она безпрепятственно вошла въ храмъ, объятая страхомъ, и въ слезахъ сердечнаго сокрушенія облобызала Св. животворяцій Крестъ и Гробъ Спасителя. По выходѣ изъ храма, услышавъ голосъ: «иди за Іорданъ, тамъ обрѣтешь покой». Марія пріобщилась Св. Таинъ въ монастырѣ Св. Іоанна Крестителя находившемся близь Іордана и удалилась въ глубину пустыни Іорданской, гдѣ и пробыла безъисходно 48 лѣтъ, ни кѣмъ не вѣдомая и сама не видѣвшая ни кого, кромѣ звѣрей пустынныхъ.
14 April 2024 читать далее
-
Бесѣда на память преподобнаго Іоанна Лѣствичника (Память его 30-го марта).
Въ примѣръ постящимся во дни св. Четыредесятницы св. Церковь предлагаетъ жизнь и духовные подвиги преподобнаго Іоанна Лѣствичника, подобно намъ обложеннаго немощію плоти, но который «постомъ, бдѣніемъ и молитвою сдѣлался и въ тѣгоси, яко ангелъ». (Кондакъ 30 марта).
Преподобный Іоаннъ жилъ въ 6 вѣкѣ по Р. Христовѣ, родомъ былъ изъ Сиріи. Онъ названъ Лѣствичникомъ, или списателемъ лѣствицы, по написанному имъ нравоучительному сочиненію, имѣющему названіе: лѣствица рая, въ которомъ онъ изложилъ постепенное восхожденіе человѣка, путемъ добродѣтелей, какъ по лѣстницѣ, отъ земли къ небу. По мѣсту своихъ иноческихъ подвиговъ, проподобпый называется Синаитомъ, потому что почти всю свою жизнь провелъ въ Синайский пустынѣ. Будучи еще 16 лѣтъ, онъ восчуствовалъ къ душѣ благое стремленіе къ уединенной подвижнической жизни и удалился на Синайскую гору, гдѣ нѣкогда Господь благоволилъ дать людямъ, чрезъ Моѵсея, законъ, написанный на двухъ скрижаляхъ и содержащій въ 10 заповѣдяхъ обязанности человѣка къ Богу и ближнимъ. На этой священной горѣ, окруженной трудно проходимою пустыней и потому представлявшей всѣ удобства для уединенія, преп. Іоаннъ началъ свою подвижническую жизнь, подъ руководствомъ старца Мартирія. Юный подвижникъ всецѣло предалъ себя въ жертву Богу; отрѣшившись всякаго самовольнаго хотѣнія и самолюбія, но съ кротостію и смиреніемъ повинуясь своему духовному руководителю, стремился къ высотѣ духовной: тѣло вознесъ на Синайскую гору, а душу на гору небесную, – восшествіемъ на гору видимую поучался возноситься и приближаться къ созерцанію невидимаго Бога. Проживъ въ Синайской обители 19 лѣтъ, до сорокалѣтняго своего возраста, преподобный удалился въ ближайшую пустыню на уединенное жительство и здѣсь подвизался 40 лѣтъ, словомъ и примѣромъ назидая приходящихъ къ нему за совѣтомъ. Единому Богу вѣдомы труды, бдѣнія, сердечные вопли слезы преподобнаго въ продолженіе сей великой четыредесятницы! Долго послѣ его кончины показывали весьма тѣсную пещеру, мѣсто его тайныхъ подвиговъ, прозванную слезоточную, потому что она была орошаема слезами преподобнаго. Изъ подвижнической жизни его особенно указываетъ жизнеописатель преподобнаго слѣдующія черты его смиренномудрія. Такъ онъ чтобы не дать повода возникнуть въ душѣ самомнѣнію и совершенно сокрушитъ рогъ гордыни, во время поста не уклонялся отъ пищи, но вкушалъ все, что было дозволено иноческимъ уставомъ, но это принятіе пищи было такъ мало, что онъ казался болѣе отвѣдывающимъ, нежели вкушающимъ пищу. Одаренный Богопросвѣщеннымъ умомъ преподобный изъ сокровищницы Слова Божія и изъ опытовъ собственной жизни износилъ спасительные уроки и съ любовію поучалъ въ всѣхъ приходящихъ къ нему, руководя ихъ ко спасенію. Но когда явились нѣкоторые, по зависти укорявшіе его въ многоглаголаніи и лживости словесъ, преподобный наложилъ на себя подвигъ молчанія и въ теченіи цѣлаго года не отверзалъ устъ своихъ, этимъ и онъ заградилъ уста завистниковъ, которые сознали потомъ свою исправду и сами приступили къ нему съ усильною мольбою не лишать послушающихъ душеспасительной его бесѣды. Сдѣлавшись игуменомъ Синайской горы, преп. Іоаннъ въ руководство братіи написалъ сочиненіе подъ названіемъ: лѣствица рая, исполненное столь глубокими и основанными на долговременномъ опытѣ его подвижнической жизни совѣтами, что это сочиненіе сдѣлало имя преп. Іоанна извѣстнымъ повсюду и дало ему названіе Лѣствичника. Потомъ онъ еще написалъ книгу къ пастырю. Преподобный скончался 80 лѣтъ около 606 г. по Р. Хр.
14 April 2024 читать далее
«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)
Рубрики:
- Церковь, Государство и Общество
- ЦЕРКОВНОЕ ПЕНИЕ
- ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО
- ЦЕРКОВНО-НАРОДНЫЙ МЕСЯЦЕСЛОВ НА РУСИ
- ЦЕРКОВНАЯ ДИСЦИПЛИНА
- ХРАМОЗДАТЕЛЬСТВО
- УЧИЛИЩЕ МОЛИТВЫ
- УЧАСТИЕ МИРЯН В ЖИЗНИ ЦЕРКВИ
- Уставные чтения (проповедь книги)
- УРОКИ ИЗ ЖИЗНИ СВЯТЫХ
- УРОКИ БОГОСЛУЖЕНИЯ
- Узкий путь в Царство Небесное
- СЛУЖЕНИЕ ЖЕНЩИНЫ ХРИСТИАНКИ
- СИНОДИК ПРАВОСЛАВИЯ
- СИЛА БОЖИЯ И НЕМОЩЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ
- СВЯЩЕННАЯ БОРЬБА РПЦЗ С АПОСТАСИЕЙ
- Святоотеческое Училище Благочестия
- СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ
- СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ (ВОЗНЕСЕНСКИЙ)
- СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ШАНХАЙСКИЙ И САН-ФРАНЦИССКИЙ
- СВЯТИТЕЛЬ АВЕРКИЙ (ТАУШЕВ)
- Святая Русь под омофором Богородицы
- СВЕТОЧИ ХРИСТИАНСТВА
- РУССКИЙ ПАСТЫРЬ
- РУССКИЙ ИНОК
- РПЦЗ, ТРЕТИЙ РЕЙХ И ВОВ
- РОЖДЕСТВЕНСКОЕ
- ПСАЛТИРЬ
- ПРОПОВЕДНИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
- ПРОПОВЕДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ
- ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПАСТЫРЕЙ
- ПРАКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА
- ПРАВОСЛАВНЫЕ ОТВЕТЫ
- Православное Христиансто и современный мир
- Православное Христиансто и его враги
- Православная Христианская Семья
- ПРАВОСЛАВНАЯ ПОЭЗИЯ
- ПРАВОСЛАВНАЯ ПЕДАГОГИКА
- Православная Община
- ПРАВОСЛАВНАЯ ИКОНОГРАФИЯ
- ПОУЧИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
- Поучения Святых Отцов
- ПОСТНИЧЕСТВО
- ПОДВИЖНИКИ БЛАГОЧЕСТИЯ
- ПАСХАЛИЯ И ЦЕРКОВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ
- ПАСХА ГОСПОДНЯ
- ПАСТЫРСКИЙ КРЕСТ
- Основная
- ОРУЖИЕ ПРАВДЫ
- О ПОКРОВИТЕЛЯ НАШЕГО ЦЕНТРА
- НОВОСТИ ИЗ ЖИЗНИ ЦЕРКВИ
- Новомученики и исповедники Российские
- НЕИЗВРАЩЕННАЯ ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИЯ
- НЕБЕСНАЯ ПОМОЩЬ В НАШИХ НУЖДАХ И ПЕЧАЛЯХ
- НАШИ ИЗДАНИЯ
- НАЗИДАТЕЛЬНЫЯ РАЗМЫШЛЕНІЯ
- МЫСЛИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ ГОДА
- МОНАШЕСКОЕ ДЕЛАНИЕ
- МИТРОПОЛИТ ВИТАЛИЙ (УСТИНОВ)
- МИТРОПОЛИТ АНТОНИЙ (ХРАПОВИЦКИЙ)
- МИССИОНЕРСТВО
- ЛИТУРГИКА
- КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ)
- КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН
- КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
- КАНОНИКА (ЦЕРКОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО)
- ИМЯБОЖИЕ - ДРЕВНЯЯ ЕРЕСЬ
- ЗАПАДНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ
- ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
- ЕРЕСЬ СЕРГИАНСТВА (СЕРВИЛИЗМ)
- ЕПИСКОП ГРИГОРИЙ (ГРАББЕ)
- ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ЧТЕНИЕ
- ДУХОВНЫЕ СТИХИ
- ДУХОВНАЯ БЕСЕДА
- ДОГМАТ ИСКУПЛЕНИЯ
- ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ ВО ХРИСТЕ
- ГОЛОС РУССКОГО ПАСТЫРЯ
- ВОСКРЕСНАЯ БЕСЕДА
- ВНЕБОГОСЛУЖЕБНОЕ ЧТЕНИЕ
- Видео
- ВЕЛИКОЕ ТАИНСТВО ЕПИСКОПСТВА
- В ПОМОЩЬ ГОВЕЮЩИМ
- БОГОСЛУЖЕБНЫЕ ТЕКСТЫ И УКАЗАНИЯ
- БОГОСЛОВСКИЕ ТРУДЫ
- Архиерейский Собор РПЦЗ 2016
- Архиерейский Собор ПРЦ/РПЦЗ 2017
- АРХИЕПИСКОП АНТОНИЙ (БАРТОШЕВИЧ)
- Апостасия последних времен
- АНГЕЛОЛОГИЯ
- Азбука православного христианина
- АГИОЛОГИЯ
- «ДУХОВНАЯ БРАНЬ». Свято-Афанасьевское издание
Популярное:
- ПРАВОСЛАВНАЯ И ИУДЕЙСКАЯ ПАСХИ НИКОГДА НЕ СОВПАДАЮТ (ВРЕМЯ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ).
- ИКОНА БОГОРОДИЦЫ «НЕПРОХОДИМАЯ ДВЕРЬ» – УТЕШИТЕЛЬНИЦА РУССКОГО НАРОДА В СМУТНОЕ ВРЕМЯ.
- Протоіерей Стефанъ Луканинъ – О значеніи крестныхъ ходовъ и освященія воды (Слово въ день Происхожденія честныхъ древъ Креста Господня).
- О СОСТОЯНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В КОНЦЕ МИРА (ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО, ГЛАВЫ 28-37)
- ЧТЕЦАМ И ПЕВЦАМ О ЦЕРКОВНОМ ЧТЕНИИ. ТРИ СТЕПЕНИ ХОРОШЕГО ЦЕРКОВНОГО ЧТЕНИЯ: ПРАВИЛЬНОСТЬ, ТОЛКОВОСТЬ, УМИЛИТЕЛЬНОСТЬ (1911)