• Замѣтки о Святомъ Артосѣ и его употребленіи.

    Замѣтки о Святомъ Артосѣ и его употребленіи.

    Святый Артосъ.

    Нелишне будетъ передать въ краткихъ чертахъ установленіе церковью обычая освящать и раздавать православнымъ св. артосъ. Обыкновенно въ первый день Пасхи у алтаря на особомъ столѣ полагается особенный хлѣбъ, называемый артосомъ (artos – греческое значеніе слова хлѣбъ). Хлѣбъ этоть имѣетъ различныя украшенія: на верхней части его помѣщается изображеніе воскресшаго Господа или же креста съ терновымъ вѣнкомъ вокругъ изображенія – слова пасхальнаго тропаря: «Христосъ Воскресе».

    Въ первый день Св. Пасхи, по окончаніи литургіи, надъ артосомъ читается молитва въ которой призывается на него благословеніе Божіе (молитвы этой въ цвѣтныхъ тріодяхъ нѣтъ, но въ требникахъ новѣйшаго изданія она печатается), за молитвою слѣдуетъ окропленіе артоса освященной водою. Въ монастыряхъ, гдѣ есть общія трапезы, артосъ ежедневно, въ теченіе всей Свѣтлой седмицы, во время обѣда переносится изъ церкви въ трапезу. Перенесеніе это совершается съ особеннымъ торжествомъ: впереди несутъ одинъ или два подсвѣчника съ зажженными свѣчами, за ними крестъ, а въ нѣкоторыхъ мѣстахъ одну или двѣ хоругви; позади ихъ слѣдуютъ: клиръ, который поетъ «Христосъ Воскресе» затѣмъ діаконъ въ полномъ облаченіи несетъ на блюдѣ артосъ, а за нимъ священникъ съ иконою Воскресенія Христова и остальная братія. Процессія сопровождается обыкновенно колокольнымъ звономъ. Въ трапезѣ артосъ полагается на особомъ мѣстѣ рядомъ съ иконою праздника, по окончаніи же обѣда переносится на столъ при пѣніи тропаря «Христосъ Воскресе». Затѣмъ, келарь, возгласивъ «Христосъ Воскресе» и получивъ отъ братіи обычный отвѣтъ, крестообразно возвышаетъ артосъ и подноситъ его для цѣлованія настоятелю и братіи. По окончаніи цѣлованія, артосъ прежнимъ порядкомъ относится въ церковь. Здѣсь, послѣ каждаго Богослуженія, въ теченіе всей Свѣтлой седмицы священнослужители и предстоящіе цѣлуютъ артосъ наравнѣ со св. иконами; наравнѣ же съ ними онъ предносится и въ крестныхъ ходахъ Въ субботу Свѣтлой недѣли или въ Ѳомино воскресенье, а въ нѣкоторыхъ мѣстахъ – и въ Ѳоминъ понедѣльниккъ, артосъ раздробляется и раздается по частямъ предстоящимъ. Предъ раздробленіемъ артоса читается особая молитва, въ которой призывается благодать Божія, какъ на самый хлѣбъ, такъ и на всѣхъ молящихся. Частицы артоса употребляются православными прежде всякой другой пищи въ праздники, а иногда и въ обыкновенные дни, въ случаѣ болѣзни

    07 May 2021 читать далее


  • Архимандритъ Николай (Орловъ) – ЯВЛЕНІЕ ГОСПОДА ПЕТРУ. Воистину воста Господь и явися Симону.

    Архимандритъ Николай (Орловъ) – ЯВЛЕНІЕ ГОСПОДА ПЕТРУ. Воистину воста Господь и явися Симону.

    Причины этого особеннаго явленія Господа и его значеніе для апостола Петра кроются въ самомъ душевномъ состояніи послѣдняго. Мы должны уяснить себѣ это состояніе. По повѣствованію всѣхъ четырехъ евангелистовъ, ап. Петръ въ ночь преданія Господа отрекся отъ Него, отрекся усиленно, съ клятвою (Мр. 14, 7). Каковы бы ни были мотивы этого отреченія, но, отказываясь отъ личности Господа, апостолъ уже тѣмъ самымъ отрекался и отъ того служенія, отъ того апостольскаго званія, которое онъ получилъ отъ Господа и которое состояло въ томъ, чтобы «быть съ Нимъ и ходить на проповѣдь» о Его царствіи (Мр. 3, 14). Мы знаемъ, какое жгучее раскаяніе охватило душу апостола, когда онъ это созналъ! Жить съ сознаніемъ, что теперь кончились всѣ тѣ отношенія къ Господу, въ которыхъ заключалась вся цѣль и смыслъ его бытія, что эти отношенія уже никогда и никогда не возобновятся, – это для натуры подобной Петру значило потерять cамый источникъ жизни, значило умереть нравственно. Выйдя со двора отреченія, апостолъ, чрезвычайно выразительно замѣчаютъ евангелисты, плакася горько (Мѳ. 26, 75; Лк. 22, 62).

    05 May 2021 читать далее


  • Замѣтка: Когда ангелъ возвѣстилъ Св. Дѣвѣ о воскресеніи Господа Іисуса Христа?

    Замѣтка: Когда ангелъ возвѣстилъ Св. Дѣвѣ о воскресеніи Господа Іисуса Христа?

    Пѣснопѣніе «Ангелъ вопіяше Благодатнѣй» указываетъ на церковное преданіе, основанное на евангельскихъ повѣствованіяхъ.

    Наши церковно-богослужебныя книги упоминаютъ, что первой изъ членовъ новонасажденной Своей церкви Глава ея Іисусъ Христосъ, по воскресепін Своемъ, явился Пречистой Матери Своей. Такъ, въ богослуженіи въ недѣлю женъ Мироносицъ церковь, обращаясь, въ первой пѣсни канона, къ Богоматери, воспѣваетъ: «Воскресшаго видѣвши Сына Твоего и Бога, радуйся со Апостолы, Богоблагодатная, чистая: еже радуйся первѣе, яко всѣхъ радости вину воспріяла еси, Богомати всенепорочная». Далѣе, – начиная съ перваго дня Пасхи и до самаго отданія свѣтлаго праздника, – въ продолженіе шести недѣль, мы постоянно слышимъ торжественную пѣснь Пресвятой Дѣвѣ: «Ангелъ вопіяше»...

    05 May 2021 читать далее


  • Архимандритъ Николай (Орловъ) – Почему Господь явился особо двумъ ученикамъ, шедшимъ въ Еммаусъ, Лукѣ и Клеопѣ?

    Архимандритъ Николай (Орловъ) – Почему Господь явился особо двумъ ученикамъ, шедшимъ въ Еммаусъ, Лукѣ и Клеопѣ?

    Для рѣшенія поставленнаго вопроса необходимо уяснить себѣ внутреннее настроеніе обоихъ учениковъ. Апостолы Клеопа и Лука не были изъ числа ближайшихъ учениковъ Господа, Они дальше отъ Него стояли (принадлежа къ 70), не находились съ Нимъ неотлучно съ первыхъ же моментовъ Его общественнаго служенія. Естественно, что ихъ воззрѣнія на лицо Іисуса Христа, какъ Мессію чисто духовнаго, были слабѣе и, на оборотъ, національно-іудейскія мессіанскія чаянія у нихъ брали перевѣсъ. Крестныя страданія и смерть Господа, столь неожиданныя, поразили ихъ въ самое сердце. Все, чѣмъ жили они до сихъ поръ, теперь было отнято. Все кончилось. Нѣтъ болѣе надеждъ на освобожденіе Израиля Если не оказался Мессіею Онъ, этотъ великій Пророкъ, то кто еще Мессія? Когда-нибудь можетъ ли кто явиться и быть признаннымъ, какъ Мессія? Подавляющая тяжесть лежала на душѣ. Понятно послѣ этого, какъ могли отнестись ученики къ извѣстію женъ-мѵроносицъ. Вызванное фактомъ отсутствія тѣла во гробѣ недоумѣніе, которое выражаютъ ученики, было у нихъ очень велико; но оно, очевидно, не затрогивало въ такой степени глубоко ихъ нравственнаго настроенія, чтобы они побуждались объяснить фактъ, во что бы то ни стало.

    04 May 2021 читать далее


  • Размышленіе о воскресеніи Христовомъ.

    Размышленіе о воскресеніи Христовомъ.

    Чтобы тверже и глубже запечатлѣть въ душахъ христіанъ мысль о воскресеніи Христовомъ, вселенская Церковь, помимо годоваго празднества свѣтло-пасхальнаго, постановила еще посвящать воспоминанію спасительнаго событія – воскресенія Христова первый день каждой седмицы. По времени происхожденія праздникъ воскресенія Христова былъ первымъ въ христіанской Церкви; по важности своей онъ между всѣми другими христіанскими праздниками – тоже, что солнце между свѣтилами небесными. Въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ пасхальныхъ сей праздникъ называется «праздникомъ праздниковъ» «торжествомъ торжествъ», «предначатіемъ праздника вѣчнаго блаженства». Такое высокое понятіе св. Церкви о воскресеніи Спасителя вполнѣ согласуется съ внутреннимъ чувствомъ всѣхъ христіанъ: ни одно изъ славныхъ событій въ земной жизни Спасителя не производитъ на нашу душу столь могущественнаго дѣйствія, какъ воскресеніе Христово; ни одинъ изъ праздниковъ христіанскихъ не наполняетъ нашей души такимъ живымъ восторгомъ, такою высокою духовною радостію, какъ свѣтло-пасхальное празднество. Почему же воскресеніе Христово столь могущественно и вмѣстѣ столь благотворно дѣйствуетъ на христіанина? потому, что оно лежитъ въ основаніи и собственнаго нашего духовнаго воскресенія.

    02 May 2021 читать далее


  • Великій и Свѣтлый Праздникъ Воскресенія Христова.

    Великій и Свѣтлый Праздникъ Воскресенія Христова.

    Воскресеніе Христово есть величайшій праздникъ христіанскій. Святая Церковь называетъ его праздникомъ праздниковъ и торжествомъ изъ торжествъ; въ устахъ христіанъ онъ именуется свѣтлымъ и великимъ праздникомъ. Иначе не называетъ его, какъ «Великдень», нашъ мѣстный православно-русскій народъ.

    Да, это поистинѣ великій и священный день не только по сравненію съ другими днями года, но и съ самыми важнѣйшими праздниками Церкви христіанской. Тогда какъ другіе праздники воспоминаютъ намъ частнѣйшія событія изъ земной жизни Господа Искупителя и Его Пречистой Матери, имѣвшія священное значеніе въ исторіи нашего спасенія, – празднуемое нынѣ великое событіе свѣтлаго воскресенія Христова имѣетъ то преимущественное значеніе, что имъ завершилась великая тайна искупленія и спасенія рода человѣческаго. Единородный Сынъ Божій, принявшій зракъ раба и униженный до смерти крестной, возглавилъ наше искупленіе славнымъ воскресеніемъ Своимъ, проявивъ божественное всемогущество въ воспринятой Имъ отъ Пресвятой Дѣвы пречистой плоти Своей, въ которой Онъ восторжествовалъ надъ всѣми сопротивными силами, явившись побѣдителемъ смерти, ада и діавола. Всякая благочестивая душа христіанская чувствуетъ многознаменательное значеніе этого великаго событія и преисполняется, во время празднованія его, самою искреннею и священною христіанскою радостію.

    01 May 2021 читать далее


  • Подъ Свѣтлый день.

    Подъ Свѣтлый день.

    Обычная, каждодневная, будничная жизнь, съ ея удачами и огорченіями, мелкими радостями, и крупнымъ горемъ, мало-по-малу стала утихать и, наконецъ, совсѣмъ утихла. Все къ чему-то приготовляется, съ трепетомъ ожидаетъ чего-то дивнаго, великаго...

    День потухъ – и въ тихомъ небѣ загорѣлась первая звѣздочка, за ней вторая, третья... Скоро тысячи чудныхъ глазъ устремились на землю, какъ бы желая повѣдать ей великую тайну. И теперь особенно ласково, особенно привѣтливо смотрятъ эти чудные глаза. Этотъ привѣтъ и теплоту они безмолвно посылаютъ всѣмъ и каждому, кто только въ состояніи понять ихъ, а въ эту чудную ночь каждый, именно, и настроенъ къ такому пониманію, каждый особенно жаждетъ того и другого...

    01 May 2021 читать далее