Иванъ Василевичъ Баженовъ – Честные вериги святого апостола Петра.

Въ 16-й день января Православная Церковь Христова совершаетъ поклоненіе честнымъ веригамъ первоверховнаго апостола Петра, при чемъ въ читаемомъ на литургіи апостолѣ (Дѣян. 12, 1-11) воспоминается слѣдующее чудесное обстоятельство, случившееся во время возбужденнаго Иродомъ Агриппою I гоненія на христіанъ въ 44 г. по Р. Хр. Доселѣ Церковь христіанская въ Іерусалимѣ постепенно возрастала внутренне, особенно благодаря ревностной дѣятельности ап. Петра, и даже долгое время наслаждалась покоемъ. Іерусалимскіе блюстители закона, быть можетъ послѣдовавъ разумному совѣту уважаемаго всѣмъ народомъ законоучителя Гамаліила (Дѣян. 5, 34-39), стали, по-видимому, равнодушно относиться къ вѣрѣ христіанской и удерживались отъ новыхъ преслѣдованій ея какъ бы въ ожиданіи дальнѣйшихъ послѣдствій. Когда же изъ Кесаріи, обычной резиденціи тогдашнихъ іудейскихъ правителей, Иродъ Агриппа I прибылъ въ Іерусалимъ на праздники Пасхи и опрѣсноковъ, первосвященники не преминули при столь благопріятномъ случаѣ указать ему на быстрое и успѣшное распространеніе новаго ученія о Христѣ Іисусѣ и вмѣстѣ на униженіе іудейства и представили это дѣло Ироду съ самой чувствительной и для него стороны, со стороны вѣры и чести. И вотъ легкомысленный, хитрый и льстивый правитель не столько изъ ревности къ іудейскому закону (онъ былъ природный іудей), сколько изъ желанія пріобрѣсти расположеніе представителей іудейства и затѣмъ въ интересахъ своего личнаго возвышенія въ глазахъ народа вообще, возбудилъ безъ всякихъ видимыхъ причинъ преслѣдованіе противъ ни въ чемъ неповинныхъ христіанъ.

По приказанію Ирода схвачены были нѣкоторые іерусалимскіе христіане и. вѣроятно, подверглись тѣлесному наказанію, а Іаковъ Зеведеевъ, братъ Іоанна Богослова, былъ обезглавленъ; это былъ первый изъ 12 апостоловъ и второй послѣ архидіакона Стефана мученикъ за имя Христово. Тогда представители іудейской церковно-іерархической власти, въ надеждѣ чрезъ Ирода правителя подавить все болѣе и болѣе возраставшую силу христіанства, поспѣшили выразить ему все свое расположеніе за такое отношеніе къ ненавистному ими христіанству. Увидѣвъ, что это весьма пріятно начальникамъ іудейскимъ и вообще іерусалимлянамъ, Иродъ повелѣлъ схватить и посадить въ темницу апостола Петра, перваго изъ представителей христіанства, доселѣ сильнѣйшаго всѣхъ другихъ собратій и словомъ и дѣломъ предъ Богомъ и людьми. Такъ вѣрѣ апостола первоверховнаго, который понесъ уже много трудовъ и страданій за Христа, предстояло выдержать тяжкое испытаніе, которое завершилось послѣдующимъ явленіемъ ему чудесной и могущественной милости Божіей. Въ виду того, что въ праздникъ и притомъ такой великій, какъ Пасха, не позволительно было осуждать на казнь, Иродъ Агриппа въ угоду фанатикамъ іудейства намѣренъ былъ по окончаніи праздничныхъ дней торжественно при многолюдномъ стеченіи народа судить и осудить на смертную казнь этого мнимаго преступника. До того же времени повелѣно было его, яко бы чрезвычайно опаснаго для всѣхъ, тщательно стеречь четыремъ четверицамъ воиновъ, такъ что на каждую изъ четырехъ ночныхъ стражъ приходилось по четыре воина; при чемъ, соотвѣтственно римскому обычаю – при строгомъ военномъ заключеніи темничномъ приковывать заключеннаго цѣпью къ своему стражу, ап. Петръ въ темницѣ прикованъ былъ къ двумъ стражамъ – къ одному одною рукою, къ другому другою, между тѣмъ остальные два стража изъ четырехъ находились у дверей темницы.

Въ виду столь явно рѣшительнаго намѣренія враговъ христіанства опечаленные вѣрующіе прилежно молились Господу Богу, чтобы Онъ сохранилъ жизнь славнаго апостола для блага церкви Своей, такъ или иначе освободивъ его изъ рукъ яростныхъ враговъ, какъ нѣсколько прежде освободилъ изъ темницы всѣхъ апостоловъ (5, 13 и дал.). И молитвы Церкви оказались сильнѣе темничныхъ узъ. Наканунѣ того дня, когда царь Иродъ хотѣлъ публично произнести смертный приговоръ надъ неповиннымъ св. узникомъ, послѣдній посреди ужасовъ предстоявшей смерти не предается ни унынію, ни страху и остается спокойнымъ въ полной преданности волѣ Господа Бога, и Онъ избавилъ апостола отъ великой опасности. И вотъ ангелъ Господень предсталъ, и свѣтъ заблисталъ въ той комнатѣ темницы, въ которой находился Петръ. Толкнувъ въ бокъ его, спавшаго сномъ невинности, небесный посѣтитель пробудилъ его и сказалъ: встань скорѣе! И – цѣпи упали съ рукъ его. Чудесно отцѣпившійся отъ обоихъ стражей, спавшихъ съ нимъ, св. узникъ по повелѣнію ангела одѣлся во всю верхнюю одежду, которая на время заключенія была съ него снята, вѣроятно, изъ предосторожности, и руководимый ангеломъ прошелъ мимо двухъ воиновъ, стерегшихъ двери этого отдѣленія темницы. Далѣе «прошедши первую и вторую стражу», они подошли къ охраняемымъ воинами желѣзнымъ выходнымъ дверямъ изъ темницы на улицу или площадь города, и ворота сани собою отворились имъ; когда затѣмъ, очутившись въ полной безопасности на свободѣ, апостолъ прошелъ одну улицу въ сопровожденіи ангела, этотъ внезапно оставилъ освобожденнаго. Тогда ап. Петръ, доселѣ считавшій все происходившее видѣніемъ во снѣ, пришелъ въ обычное состояніе души и, увидѣвши чудесно спасшую десницу Божію, съ умиленіемъ и благодарностію радостно сказалъ: «теперь я вижу воистинну, что Господь послалъ ангела Своего и избавилъ меня изъ руки Ирода и отъ всего, чего ждалъ народъ іудейскій» (11 ст.). Прибывъ тотчасъ въ домъ Маріи, матери Іоанна Марка, гдѣ многіе вѣрующіе собрались и молились объ избавленіи св. узника, освобожденный апостолъ при глубокомъ изумленіи и среди порывовъ неудержимой радости разсказалъ имъ о томъ, какъ Господь вывелъ его изъ темницы (17).

Спустя почти 25 лѣтъ послѣ этого событія, именно въ царствованіе Нерона ап. Петръ, какъ ревностный проповѣдникъ вѣры Христовой въ Римѣ, особенно же за обращеніе въ христіанство двухъ любимѣйшихъ женъ этого царя, былъ схваченъ и заключенъ въ Мамертинскую темницу, при чемъ на выю первоверховнаго была возложена тяжелая верига. Провидѣнію угодно было, чтобы тогда здѣсь же онъ, по суду римской власти, увѣнчалъ свою святую и многотрудную жизнь мученическою кончиною (29 іюня 68 г. по Р. Хр.).

Питая высокое уваженіе и благоговѣніе къ великому апостолу Чудотворцу, благочестивые ученики, безъ сомнѣнія, не могли не дорожить тѣми или другими предметами, имѣвшими такое или иное отношеніе къ нему, и не замедлили пріобрѣсти, какъ великую драгоцѣнность и святыню, вериги или цѣпи, находившіяся на тѣлѣ страдальца Христова. Если ап. ІІетръ обладалъ такимъ обиліемъ благодати Божіей, что, по сказанію Дѣеписателя, выносили больныхъ на улицы и полагали ихъ тутъ на постеляхъ и кроватяхъ для того, чтобы хотя тѣнь мимо проходящаго Петра осѣнила кого-либо изъ нихъ (Дѣян. 5, 15), ибо отъ нея исходила сила цѣлебная (подобно тому, какъ прикосновеніе къ одеждѣ Іисуса Христа сопровождалось исцѣленіемъ болѣзни прикоснувшихся, Матѳ. 9, 20; 14, 36 и др.), то, безъ сомнѣнія, христіане имѣли великую вѣру въ чудодѣйственную силу веригъ Петровыхъ и, дѣйствительно, получали отъ нихъ многоразличныя исцѣленія, какъ отъ платковъ и полотенецъ, бывшихъ на тѣлѣ ап. Павла (Дѣян. 19, 12). Отсюда понятно, что вериги первоверховнаго апостола-мученика всегда привлекали къ себѣ благоговѣніе его чтителей, были въ великомъ почтеніи первенствующей церкви Христовой и съ подобающимъ уваженіемъ сохраняемы были и передаваемы вѣрующими преемственно отъ одного къ другому, какъ священный памятникъ, какъ наслѣдственная святыня Церкви.

Однако краткія извѣстія сохранились о судьбѣ веригъ, возложенныхъ на св. Петра въ іерусалимской темницѣ и впослѣдствіи въ римской. Іерусалимскія вериги современемъ поступили въ сокровищницу храма Воскресенія Христова. Когда же по благочестивому обѣту прибыла въ Іерусалимъ для поклоненія святымъ мѣстамъ императрица Евдокія, супруга Ѳеодосія младшаго (408-450 г.), тогдашній Іерусалимскій патріархъ Ювеналій въ уваженіе благочестія ея и по вниманію къ многимъ драгоцѣннымъ ея пожертвованіямъ для этой церкви, поднесъ ей въ даръ, между другими духовными сокровищами, и чудотворныя вериги ап. Петра. Считая величайшимъ пріобрѣтеніемъ оковы его, царица Греціи съ благоговѣніемъ перенесла ихъ въ Царьградъ и одну изъ нихъ въ 439 г. (по Баронію) положила въ храмѣ во имя ап. Петра близъ Софіи. Другую веригу она тогда же послала въ даръ дочери своей Евдоксіи, супругѣ римскаго императора Валентиніана (423-460 г.); послѣдняя соорудила въ Римѣ храмъ въ честь веригъ св. узника и въ немъ положила подаренную ей святыню. О первой веригѣ свидѣтельствуетъ русскій паломникъ Антоній въ 1200 г., говоря: «у св Петра, прилежащаго къ Софіи, висѣло Петровыхъ веригъ желѣзо вковано въ золотую икону; на праздникъ же Петровыхъ веригъ цѣлуетъ патріархъ и всѣ люди». Къ этой же веригѣ слѣдуетъ относить выраженіе мѣсяцеслова Василія и другихъ: «поклоненіе веризѣ», т. е. одной, ибо другая была въ Римѣ, и одна верига изображена въ его мѣсяцесловѣ.

Между прочимъ, о части іерусалимскихъ веригъ ап. Петра, сохранявшихся въ Римѣ, св. Григорій Двоесловъ въ VI вѣкѣ писалъ къ Динамію Патрицію: «послалъ я къ тебѣ въ благословеніе отъ первоверховнаго апостола небольшой крестъ съ частицами веригъ апостола, дабы вериги сіи, недолго державшія его въ узахъ, освободили тебя навсегда отъ грѣховъ» (письмо 1-е). Нѣкогда въ Римѣ обрѣтены были и тѣ вериги св. Петра, въ которыхъ онъ заключенъ былъ здѣсь по повелѣнію импер. Нерона предъ смертію, и тогда онѣ поступили также въ апостольскій храмъ для храненія вмѣстѣ съ веригою іерусалимскою, присланною изъ Константинополя. Въ настоящее время въ Римѣ Петровыхъ веригъ имѣется двѣ и онѣ сохраняются въ ризницѣ Евдоксіевой базилики. Для поклоненія этой святынѣ паломники каждый разъ должны испрашивать особое разрѣшеніе папы съ уплатою опредѣленной канцелярской пошлины. При входѣ въ ризницу вниманіе поклонника привлекаетъ прежде всего мраморная стѣна, въ средину которой вдѣланъ шкафъ съ двустворчатыми бронзовыми дверцами, украшенными снаружи рѣзными изображеніями. Облачившись въ епитрахиль и затепливъ свѣчи предъ иконами, ризничій отворяетъ дверци шкафа, имѣющія на обратной сторонѣ надпись: растерзалъ еси Господи узы моя (Пс. 115, 7). Затѣмъ, открывши находящійся въ шкафѣ ковчежецъ съ честными веригами ап. Петра, ризничій по прочтеніи съ колѣнопреклоненіемъ нѣкоторыхъ молитвъ даетъ богомольцамъ приложиться къ веригамъ.

Церковь Христова по высокому уваженію къ трудамъ, подвигамъ и страданіямъ св. славнаго Петра, посвящая воспоминанію и прославленію его нѣсколько дней въ году, между прочимъ, совершаетъ память и поклоненіе честнымъ веригамъ его. Торжество поклоненія имъ началось на востокѣ и западѣ почти въ одно время. Римскій праздникъ веригъ восходитъ къ временамъ папы Александра (109-119 г.), именно въ память веригъ ап. Петра въ римской темницѣ; впослѣдствіи этотъ праздникъ обновленъ перенесеніемъ вериги изъ Іерусалима. Папа Сикстъ III (432-440 г.) установилъ повсемѣстно праздникъ поклоненія веригамъ, который у западныхъ христіанъ совершается 1 августа, у восточныхъ же 16 января; вѣроятно, это дни принесенія веригъ на мѣсто или освященія храмовъ, воздвигнутыхъ по случаю принесенія ихъ. О празднествѣ въ честь Петровыхъ веригъ въ Константинопольской церкви имѣется свидѣтельство паломника Антонія. Въ древнихъ русскихъ лѣтописяхъ (Новгор. 1 лѣт. въ Полн. Собр. лѣтоп. т. 3) 16 день января называется днемъ спаденія веригъ, ибо, по свидѣтельству Писанія, узы спадоша съ Петра (Дѣян. 12, 7).

Св. Православная Церковь въ день празднества поклоненія честнымъ веригамъ св. апостола представляетъ ихъ особенному вниманію христіанъ для благочестнаго воспоминанія о носившемъ ихъ и призываетъ вѣрующихъ праздновать Петру чудесе честныя вериги (конд. гл. 2), вѣрою покланяться имъ (троп. гл. 4) и цѣловать ихъ: вѣрою вериги облобызаемъ, отъ нихъ же почерпающе здравіе тѣлесе и души спасеніе (стих. на Госп. воззвахъ 6), приглашаетъ возводить мысленныя очи чадъ своихъ къ самому апостолу для прославленія: верховнаго и перваго апостоловъ, Истины божественнаго ученика, Петра великаго восхвалимъ и того вѣрою цѣлуемъ вериги, прегрѣшеній разрѣшеніе пріемлюще (конд. гл. 2). На литургіи положено чтеніе апостола о веригахъ, возложенныхъ на св. Петра въ Іерусалимѣ (Дѣят. 12, 1-11), евангеліемъ же Церковь благовѣствуетъ о возстановленіи Петра въ званіи апостола и предвозвѣщеніи ему мученической кончины (Іоан. 21, 15-21).

 

И. Баженовъ.

 

«Костромскія Епархіальныя Вѣдомости». 1895. № 2. Ч. Неофф. С. 24-30.

 

※ ※ ※

Тропарь ап. Петру, честнымъ веригамъ, гласъ 4-й:

Рима не оставль, къ намъ пришелъ еси/ честными веригами, яже носилъ еси, апостоловъ первопрестольне./ Имже вѣрою покланяющеся, молимся:/ твоими къ Богу молитвами// даруй намъ велію милость.

Кондакъ, гласъ 2-й:

Камень Христосъ каменя вѣры прославляетъ свѣтло, учениковъ первопрестольника:/ созываетъ бо вся праздновати, Петре, чудеси твоея честныя вериги// и подаетъ согрѣшеній прощеніе.

Ин кондакъ, гласъ 2-й:

Верховнаго и перваго апостоловъ,/ Истины божественнаго ученика,/ Петра великаго восхвалимъ/ и того вѣрою цѣлуемъ вериги,// прегрѣшеній разрѣшеніе пріемлюще.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное:





Подписаться на рассылку: