• Михаилъ Петровичъ Пятницкій – Юродство Христа ради (Церковно-историческій очеркъ и нравственно-психологическій анализъ подвига).

    Михаилъ Петровичъ Пятницкій – Юродство Христа ради (Церковно-историческій очеркъ и нравственно-психологическій анализъ подвига).

    «Несение креста. Ксения Петербургская» А. Простев (2010)

    Архиерейским Собором РПЦЗ 1978 г. определено отмечать память блаж. Ксении Петербургской также в день прославления – 11 / 24 сентября. – ред.

    Въ великомъ сонмѣ святыхъ Божіихъ новгородскаго края есть лица, жизненнымъ подвигомъ которыхъ служило «юродство Христа ради». Всякій новгородецъ съ особеннымъ почтеніемъ и благоговѣніемъ произнесетъ имена святыхъ Христа ради юродивыхъ: Михаила Клопскаго, праведнаго Ѳеодора и Николая Кочанова. Лучшимъ и нагляднымъ выраженіемъ благоговѣйнаго отношенія жителей Новгорода къ памяти этихъ Святыхъ служитъ не такъ давно установленный крестный ходъ къ Георгіевскому храму, къ мощамъ св. Ѳеодора, на Торговую сторону изъ церкви, посвященной памяти великаго угодника Николая Кочанова съ Софійской стороны. Ежегодно этотъ день (13 января) празднуется съ большимъ церковнымъ торжествомъ. Въ немъ участвуетъ почти весь городъ, начиная съ высшихъ представителей свѣтской и церковной власти.

    23 September 2020 читать далее


  • Протоіерей Василій Нектарьевскій – О Святыхъ Столпникахъ.

    Протоіерей Василій Нектарьевскій – О Святыхъ Столпникахъ.

    Фрагмент синайской иконы Благовещение и 6 святых столпников.

    Названіе Столпниковъ (stylitae, columnares) въ Церкви Христіанской дано не многимъ пустынникамъ, подвизавшимся на столпахъ. Столпы сіи устроялись изъ дикихъ камней, иногда самими же столпниками, и были различной высоты. На ихъ вершинахъ, имѣвшихъ не болѣе двухъ лактей въ діаметрѣ, ставились перилы, или хижины, большею частію открытыя, которыя предостерегали подвижниковъ отъ паденія, и служили для нихъ опорою, во время ихъ крайняго изнеможенія. Проводя дни и ночи въ покаяніи, созерцаніи и славословіи, Столпники съ удивительнымъ мужествомъ переносили всѣ лишенія со стороны природы. Мочимые дождемъ, жегомые зноемъ, томимые стужею, иногда подъ тяжкими веригами, они, какъ бы пригвожденные, стояли неподвижно на столпахъ. Это были «самоизвольные мученики», которые несли крестъ Христовъ, но, лучше, висѣли на немъ въ продолженіи многихъ лѣтъ, умирая каждый день.

    13 September 2020 читать далее


  • Рождество святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских (29 июля / 11 августа).

    Рождество святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских (29 июля / 11 августа).

    Согласно постановлению Архиерейского Собора ПРЦ/РПЦЗ от 2/15 – 8/21 сентября 2017г. было восстановлено почитание и празднование рождества святителя Николая архиепископа Мир Ликийских чудотворца в день 29 июля / 11 августа, с богослужебным знаком «Средний бденный Праздник». – ред.

     

    Сказаніе о рожденіи св. Николая Чудотворца.

    Радуйся, отъ утробы матернія очищенный (Акаѳистъ, икосъ 1-й).

    Радуйся, рожденіемъ своимъ родителей удививый (Икосъ 1-й).

    Радуйся, силу душевную абіе по рождествѣ явивый (Икосъ 1-й).

    Около 16-ти вѣковъ прошло съ тѣхъ поръ, какъ жилъ и подвизался на землѣ святитель и угодникъ Божій Николай, великій чудотворецъ, архіепископъ Мѵрликійскій, котораго теперь чтитъ и прославляетъ весь христіанскій міръ за его ревность по вѣрѣ, добродѣтельную жизнь и безчисленныя чудеса, совершаемыя имъ и до сихъ поръ всѣмъ, прибѣгающимъ къ нему съ вѣрою въ его помощь и милосердіе Божіе.

    11 August 2020 читать далее


  • Георгій Петровичъ Федотовъ – Канонизація святого Владиміра.

    «Когда и гдѣ впервые установлено празднованіе памяти св. Владиміра?». Таковъ вопросъ, поставленный болѣе полувѣка назадъ проф. И. И. Малышевскимъ въ статьѣ подъ тѣмъ же заглавіемъ въ «Трудахъ Кіевской Дух. Акад.» (1882, I). Говоря по совѣсти, и сейчасъ на этотъ вопросъ мы должны отвѣтить незнаніемъ. Малышевскій считалъ возможнымъ дать свой отвѣтъ съ большой степенью точности. Позднѣйшее изслѣдованіе, отдавая должное его остроумію и не отвергая, въ основномъ, его теоріи, подорвало нашу увѣренность въ возможности точныхъ опредѣленій времени. Какъ во многихъ другихъ случаяхъ, docta ignorantia научила насъ скромности.

    28 July 2020 читать далее


  • Митрополитъ Антоній (Храповицкій) – Всенародное новое прославленіе Св. Равноапостольнаго Великаго Князя Владиміра.

    31 декабря 1929 г. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Заграницей в Сремских Карловцах, своим определением от 18/31 декабря 1929 г., – постановил установить день св. кн. Владимира (15 июля ст. ст.) общим русским церковно-национальным праздником. С этого момента в Русской Зарубежной Церкви особо торжественно празднуется день св. Владимира. Один из примеров приспособления Церкви к реалиям эмигрантской жизни – перенос праздника на ближайший воскресный день. – ред.

    Благодаря Бога, наконецъ то, чрезъ 914 лѣтъ послѣ преставленія Са. Равноапостольнаго Великаго Князя Владиміра и чрезъ 941 годъ послѣ крещенія имъ русскаго народа, какъ будто подходитъ время его нарочитаго прославленія по крайней мѣрѣ въ русской эмиграціи.

    Спросимъ же прежде всего, почему русскіе люди давно не взялись за такое святое и достойное дѣло? – Брались они за него и раньше. Такъ, когда исполнилось 900 лѣтъ со времени крещенія Руси, то въ Кіевѣ были устроены величественныя торжества, составленъ былъ акаѳистъ са. Князю; около этого же времени заложили въ честь его великолѣпный соборъ вь центрѣ города; изданы были сборники и безчисленные листки съ его изобряженіемъ; почти вся петербургская знать во главѣ съ Побѣдоносцевымъ и десяткомъ архіереевъ прибыла въ Кіевъ для участія въ священнослужсніи и крестномъ ходѣ; говорились блестящія рѣчи въ торжественныхъ собраніяхъ горожанъ; сооружались огромныя иконы, строились новыя церкви: приглашались даже изъ заграницы православные іерархи и общественные дѣятели. Нельзя сказать, чтобы всѣ эти пріемы остались безъ воздѣйствія на народныя массы и даже на общество; да и раньше св. Владиміра всѣ въ Россіи знали, люди благочестивые его чтили не менѣе, чѣмъ другихъ великихъ святыхъ, и очень многихъ младенцевъ родители именовали Владиміромъ. Но при всемъ томъ день этотъ оставался днемъ рабочимъ и именовался чаше днемъ св. Кирика и Улитты, а не Владиміра Святого; церквей въ честь св. Кирика и Улитты было и есть больше, чѣмъ въ честь св. Владиміра; такъ это происходитъ въ Россіи, такъ и въ прочихъ православныхъ странахъ – славянскихъ и инородческихъ.

    Какая-же тому причина?

    28 July 2020 читать далее


  • Архіепископъ Антоній (Синкевичъ) – Новыя данныя о томъ, что убіеніе Царя-Мученика не было политическимъ, а чисто религіознымъ.

    Въ 18-мъ номерѣ «Православной Руси» отъ 15/28 сентября 1980 года было помѣщено описаніе четвертаго Съѣзда русской общественности, состоявшагося въ концѣ августа въ связи съ подготовкой празднованія тысячелѣтія крещенія Руси. Наиболѣе оживленную дискуссію вызвалъ вопросъ прославленія русскихъ новомучениковъ. Отмѣчено, что по этому вопросу существуетъ рядъ мнѣній. Острѣйшимъ моментомъ всей дискуссіи былъ вопросъ прославленія Царской Семьи. Противники канонизаціи Царской Семьи считаютъ, что такой актъ будетъ воспринятъ многими, какъ дѣйствіе политическое, ибо, по ихъ мнѣнію, Государь Императоръ Николай Александровичъ и его Семья были убиты большевиками не за вѣру въ Бога, а потому, что послѣдній русскій царь былъ символомъ старой Россіи.

    Хотя доводы о, якобы, политическомъ убійствѣ Царской Семьи были неоднократно опровергнуты въ рядѣ статей, опубликованныхъ въ печати, однако, представляется существеннымъ привести нѣкоторыя новыя данныя по этому вопросу.

    17 July 2020 читать далее


  • Священникъ Василій Масловскій – Народныя воззрѣнія на св. пророка Илію.

    Священникъ Василій Масловскій – Народныя воззрѣнія на св. пророка Илію.

    20 день іюля мѣсяца посвященъ памяти ветхозавѣтнаго святого – пророка Иліи. Воззрѣнія нашего народа на этого святого весьма замѣчательны и заслуживаютъ того, чтобы на нихъ остановиться.

    Какъ извѣстно, нашъ простой народъ не понимаетъ причины, производящей громъ и молнію. Владыкою надь громомъ и молніей, по народному воззрѣнію, является св. пророкъ Илія. «Илья грозы держитъ», утверждаетъ народная поговорка. «Илья великій гудитъ», обыкновенно говорятъ простолюдины при ударѣ грома. Нужно замѣтить, что народное представленіе о св. пророкѣ Иліи, какъ производителѣ грома, носитъ нѣсколько грубыя черты. Илья пророкъ, говоритъ народъ, ѣздитъ по небу на огненной колесницѣ и на огненныхъ коняхъ; отъ стука колесницы, на которой разъѣзжаетъ по небу Илія, происходитъ слышимый нами громъ. Въ заговорѣ на охрану противъ ружейныхъ ранъ, каковой заговоръ въ рукописи имѣютъ при себѣ главнымъ образомъ солдаты, читаемъ: «на морѣ – на окіанѣ, на островѣ на Буянѣ, гонитъ Илья пророкъ въ колесницѣ громъ съ великимъ дождемъ. Надъ тучею туча взойдетъ, молнія осіяетъ, дождь пойдетъ – порохъ зальетъ.... Какъ отъ кочета нѣтъ яйца, такъ отъ ружья нѣтъ стрѣлянья».

    03 August 2019 читать далее