• Леонидъ Лоскутовъ – Чудесныя посмертныя явленія Св. Іоанна Богослова.

    Леонидъ Лоскутовъ – Чудесныя посмертныя явленія Св. Іоанна Богослова.

    Нынѣ, 8 мая[1], Церковь празднуетъ память св. Апостола Любви[2], а вмѣстѣ – воспоминаетъ и прославляетъ его великіе апостольскіе труды, его Богословіе, многочисленныя чудеса, совершенныя имъ, его мученія, болѣзни и скорби, понесенныя «за слово Божіе и за свидѣтельство Іисуса Христа» (Откровеніе. 1, 9).

    Много писалось о возлюбленномъ ученикѣ Господнемъ – Св. Апостолѣ и Евангелистѣ Іоаннѣ Богословѣ, такъ что подробности его земной жизни и дѣятельности почти общеизвѣстны. Но св. Преданіе сохраняетъ еще сказанія о неоднократныхъ явленіяхъ св. Іоанна Богослова послѣ его преславной кончины. Эти случаи мало кому извѣстны.

    Описаніе такихъ чудесныхъ явленій находится, главнымъ образомъ, въ Четьихъ-Минеяхъ св. Димитрія Ростовскаго, и содержаніе ихъ, приводимое ниже безъ измѣненія, составляетъ матеріалъ исключительнаго интереса и назиданія.

    20 May 2021 читать далее


  • Святой Іосифъ Пѣснописецъ (4 апрѣля).

    Воспоминаемый и прославляемый святой Церковью Христовою въ 4 день апрѣля, св. Іосифъ былъ однимъ изъ великихъ борцовъ православія во время возобновленія иконоборческой ереси. Особенную же память о себѣ въ исторіи христіанской Церкви оставилъ этотъ высокій подвижникъ тѣмъ, что обогатилъ сокровищницу молитвенныхъ изліяній и славословій краснорѣчивыми канонами, которые и доселѣ св. Церковь воспѣваетъ въ честь святыхъ Божіихъ.

    17 April 2021 читать далее


  • ЖИТІЕ ПРЕПОДОБНЫЯ МАТЕРИ НАШЕЙ МАРІИ ЕГИПЕТСКІЯ.

    ЖИТІЕ ПРЕПОДОБНЫЯ МАТЕРИ НАШЕЙ МАРІИ ЕГИПЕТСКІЯ.

    Написанное Святѣйшимъ Софроніемъ Патріархомъ Іерусалимскимъ

    и на русскій языкъ съ славянскаго переложенное для лучшаго разумѣнія

    Николаемъ (Доброхотовымъ) Епископомъ Тамбовскимъ.

    Тайну Цареву добро хранити; дѣла же Божія открывами и проповѣдати славно (Тов. 12. 7), сказалъ Рафаилъ Ангелъ Товиту, получившему изцѣленіе отъ слѣпоты глазъ. Не хранить тайнъ царскихъ опасно и пагубно; а умалчивать преславныя дѣла Божія – великая тщета для души. Потому и я, говоритъ св. Софроній, страшась покрыть молчаніемъ дѣла Божественная и воспоминая бѣду, какою Евангеліе угрожаетъ рабу лукавому, получившему отъ Господа данный ему для дѣланія талантъ, но закопавшему оный въ землю и скрывшему безъ дѣйствія, никакъ не утаю святой повѣсти, до меня дошедшей. Но не будь никто недовѣрчивъ мнѣ, который пишу что слышалъ, и никто не думай, чтобы я осмѣливался писать не истинное, какъ бы дѣло великое не казалось невѣроятнымъ, не буду лгать на святыхъ.

    14 April 2021 читать далее


  • Память 40 мучениковъ севастійскихъ.

    Память 40 мучениковъ севастійскихъ.

    9-го марта Православная церковь празднуетъ память 40 мучениковъ севастійскихъ. Всѣ они происходили родомъ изъ Каппадокіи, но названы севастійскими, потому что всѣ служили въ полку, который расположенъ былъ въ г. Севастіи. Начальникомъ надъ ними былъ нѣкто Агриколай. Обстоятельства ихъ мученической кончины таковы. Въ началѣ 4 вѣка христіанской эры, въ царствованіе императора Ликинія, воздвигнуто было на христіанъ гоненіе. Гоненіе прежде всего обрушилось на служившихъ въ войскѣ. Выло потребовано, чтобы воины принесли жертву идоламъ. 40 воиновъ полка Агриколая, будучи христіанами, отказалисъ исполнить означенное требованіе. Ихъ посадили въ темницу, а затѣмъ хотѣли силою принудить сделать то, чего они не хотѣли сдѣлать добровольно: сдѣлано было распоряжѳніе побить мучениковъ камнями. Но Богъ не допустилъ своихъ исповѣдниковъ умереть отъ камней: камни, брошенные одними мучителями, попадали въ другихъ мучителей, 40 же воиновъ оставались невредимыми. Тогда мучениковъ снова заключили въ темницу.

    22 March 2021 читать далее


  • Заметка: Существует ли имя преп. Енната в православных Святцах?

    Заметка: Существует ли имя преп. Енната в православных Святцах?

    В 4-м тропаре 3-й песни канона службы Сырной субботы (творение преп. Феодора Студита, см. Четьи-Минея 9 августа, о преп. Псое) встречается некий подвижник имением «Еннат»: «Фермискаго Ѳеодора всеславнаго пою и Енната всепѣтаго...». (Триодион, сиесть трипеснец. Киев: тип. Киево-Печерской Успенской Лавры, 1864; также во втором исправленном издании Постной Триоди (Москва: Синодальная типография, 1915)), где лишь добавлена запятая перед словом «Енната» (Л. 57.). Ошибка настолько утвердилась в сознании читателей, что попала в «Настольную книгу церковно-священнослужителя» С. В. Булгакова. (тип. Киево-Печерской Успенской Лавры, 1913., примеч. на стр. 546.) и начала распространяться на другие издания.

    В то же время греческий текст канона («Τῆς Θέρμης Θεόδωρον, τὸν πανάγαστον ὑμνῶ, καὶ τοῦ Ἐννάτου τὸν πάνυμνον...») показывает, что здесь воспеваются два Феодора: Фермийский (τῆς Θέρμης) и Еннатский (τοῦ Ἐννάτου), т.к. оба прилагательных стоят в родительном падеже. Если бы речь шла о человеке по имени Еннат, то стоял бы винительный падеж.

    13 March 2021 читать далее


  • Списокъ преподобныхъ и богоносныхъ отецъ въ постѣ и подвигахъ просіявшихъ (изъ службы сырной субботы).

    «Восхвалимъ убо мужы славны и отцы наши въ бытіи.»

    (Сирах. 44, 1).

    Память всѣхъ въ пощеніи просіявшихъ мужей и женъ твориться соборно въ Субботу сырную. Въ составъ этого соборнаго празднованія входятъ – подвижники, подвижницы и пастыри съ учителями Церкви. Въ службѣ, особенно въ канонѣ, твореніи преп. Ѳеодора Студита (Четьи-Минея 9 августа, о преп. Псоѣ), именуются:

    а) ПОДВИЖНИКИ:

    АВВАКИРЪ, египетскій инокъ 6 вѣка, знаменитый терпѣливостію. (Іоаннъ Лѣствичникъ въ 20 гл. 4 степени. Прологъ 12 марта.)

    АВКСЕНТІЙ, «гора жительства высокаго», отшельникъ виѳинскій. (14 февр.)

    АВРАМІЙ, «страдалецъ чистоты». (29 окт.)

    АГАПИТЪ палестинскій, ученикъ преп. Саввы Освященнаго (См. Четьи-Минея 5 дек., въ Житіи преп. Саввы.). Агапитъ, «мужъ святъ и совершенъ въ добродѣтелѣхъ», былъ наставникомъ преп. Евфросиніи александрійской.

    11 March 2021 читать далее


  • Сказанія о честной главѣ св. Іоанна Крестителя и Предтечи Господня.

    Сказанія о честной главѣ св. Іоанна Крестителя и Предтечи Господня.

    Великій проповѣдникъ покаянія, строгій ревнитель закона Божія и обличитель неправдъ человѣческихъ, св. Іоаннъ Креститель – за открытое изобличеніе правителя Ирода Антипы въ противозаконномъ сожительствѣ съ женою брата его Филиппа, Иродіадою, при жизни послѣдняго, по повелѣнію Ирода, былъ заключенъ въ темницу въ крѣпости Махернской. Но недолго здѣсь въ оковахъ стеналъ этотъ праведникъ Божій. Въ 32 году по Р. Хр. во время безумнаго своего пиршества Иродъ, во исполненіе просьбы дочери Иродіады – Саломіи дать ей на пиру голову Іоанна, повелѣлъ одному изъ своихъ тѣлохранителей отсѣчь голову Іоанна Крестителя. Тѣлохранитель, цришедши въ темницу, объявилъ узнику царскую волю. Праведный мужъ безропотно покорился своея участи и такимъ образомъ мученическою своею кончиною предварилъ вольную смерть Спасителя, какъ своимъ режденіемъ и проповѣдью предварилъ рожденіе и ученіе Его-Мессіи. Объ этихъ обстоятельствахъ мученической смерти Іоанна Крестителя и Предтечи Господня согласно передаютъ намъ св. евангелисты Матѳей (XIV, 1-12) и Маркъ (VI, 14-29. Ср. Лук. III, 19-20). Это повѣствованіе дополняется древнѣйшими преданіями о судьбѣ какъ убійцъ Крестителя и самого тѣла его и особенно о честной главѣ его.

    09 March 2021 читать далее