Священникъ Александръ Яблонскій – Праздники въ честь св. Іоанна Предтечи: 24 февраля, 25 мая и 12 октября.
Въ означенныя числа положены слѣдующія празднованія въ честь святаго и славнаго Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Іоанна: 1) Первое и второе обрѣтеніе главы Іоанна Предтечи (24 февраля); 2) Третіе обрѣтеніе главы (25 мая) и 3) Перенесеніе въ г. Гатчину десныя руки Предтечевой вмѣстѣ съ частію Животворящаго Креста Господня и Иконою Божіей Матери Филермскою (12 октября).
Передадимъ содержаніе этихъ праздниковъ.
По смерти Іоанна Крестителя, честная глава Предтечи Господня осталась у беззаконной Иродіады (Мѳ. ХІV, 11; Мр. VI, 28). Но, видно, демонская злоба ея на Пророка Божія не совсѣмъ была удовлетворена мученической кончиной праведника сего. Преданіе говоритъ, что злая Иродіада, исколовъ иголкой языкъ обличителя своей развратной жизни, приказала, наконецъ, для большаго поруганія его, бросить главу Іоаннову въ нечистое мѣсто при дворцѣ царя Ирода. Отсюда глава св. Предтечи тайно извлечена была благочестивой Іоанной, женою царскаго домоправителя Хузы, – одной изъ сотрудницъ Іисуса Христа въ проповѣди Евангелія (Лук. VIII, 3), – и скрыта была ею въ землѣ на горѣ Елеонской, – въ имѣніи, принадлежавшемъ царю Ироду. По смерти Ирода, имѣніе его досталось, по покупкѣ, одному изъ придворныхъ его, по имени – Иннокентію, который, принявъ христіанскую вѣру, проводилъ свою жизнь на горѣ Елеонской въ иноческихъ подвигахъ и молитвѣ. Желая на мѣстѣ своей иноческой жизни устроить храмъ, Иннокентій приступилъ къ копанію рва подъ фундаментъ храма, и тогда-то произошло первое обрѣтеніе главы Пророка Божія Іоанна, сопровождавшееся различными знаменіями и чудесами.
Прославляя первое обрѣтеніе главы Іоанна Предтечи 24 февраля, св. Церковь въ тотъ же день воспоминаетъ и дальнѣйшую исторію главы Предтечевой, подъ именемъ второго обрѣтенія ея.
Обстоятельства второго обрѣтенія таковы.
Благочестивый Иннокентій, чувствуя приближеніе смерти и не желая, чтобы обрѣтенная имъ святыня досталась на поруганіе кому-либо изъ враговъ христіанства – іудеевъ, или язычниковъ, – снова скрылъ главу Предтечеву въ землѣ, – въ томъ мѣстѣ, гдѣ и обрѣлъ ее. Съ этихъ поръ честная глава Пророка Господин долгое время пребывала въ землѣ никому невѣдомою. И уже въ царствованіе равноапостольнаго царя Константина, нѣкоторые два благочестивые инока, путешествуя въ Іерусалимъ на поклоненіе Животворящему Кресту Господню, получили въ видѣніи сна отъ самого Іоанна Предтечи извѣщеніе о мѣстѣ сокрытія главы его. Извлекши изъ земли и вложивъ ее въ мѣшокъ изъ верблюжьяго волоса, иноки, по легкомыслію и сомнѣнію въ своей находкѣ, передали сіе священное сокровище одному бѣдному горшечнику. Пребываніе въ домѣ горшечника главы Предтечевой ознаменовалось пріумноженіемъ у него всякихъ благъ земнаго счастія и благополучія. Передъ смертію своею, вложивъ честную главу Іоанна Крестителя въ глиняный водоносъ, горшечникъ передалъ ее на храненіе своей сестрѣ; затѣмъ, въ теченіе нѣкотораго времени сія достопоклоняемая святыня переходила изъ рукъ въ руки, – отъ одного благочестиваго вѣрующаго къ другому, пока наконецъ не досталась, по преемству, одному пресвитеру, по имени – Евстафію, жителю г. Емессіи. Будучи изгнанъ изъ сего города за распространеніе аріанской ереси, зловредный Евстафій снова скрылъ главу Крестителя Господня въ землѣ, – на мѣстѣ своего жительства.... Въ послѣдствіи времени, на бывшемъ мѣстѣ жительства Евстафія, промысломъ Божіимъ, устроилась православная обитель. И вотъ, 18 февраля 452 года, въ воскресенье крестопоклонной недѣли, архимандриту Емесской обители Маркеллу было во снѣ явленіе множества Ангельскихъ чиновъ и самого Іоанна Предтечи, указавшаго ему на самое то мѣсто въ обители, гдѣ скрывалось никому невѣдомое драгоцѣнное сокровище, – честная глава его. Архимандритъ извѣстилъ о семь епископа Емесскаго Уранія. Послѣдній, прибывъ въ обитель и, вмѣстѣ съ прочимъ церковнымъ клиромъ, совершивъ молебное пѣніе святому и славному Пророку Божію Іоанну Предтечѣ, торжественно извлекъ изъ земли честную главу его и положилъ во святомъ храмѣ, на видномъ мѣстѣ, для всеобщаго благоговѣйнаго поклоненія вѣрующихъ.
Это второе обрѣтеніе главы Іоанна Крестителя совершилось въ 452 году 24 февраля, въ каковой день оно и празднуется Церковію.
Повелѣніемъ Императора Маркіана, при которомъ и произошло второе обрѣтеніе, честная глава Іоаннова торжественно перенесена была изъ Емессіи въ Халкидонъ; отсюда, при Императорѣ Валентѣ, – въ Константинополь, гдѣ и положена была въ нарочито устроенномъ великолѣпномъ храмѣ во имя св. Іоанна Предтечи. Во время ереси иконоборческой, многіе православные христіане, избѣгая преслѣдованія еретиковъ, удалились изъ Константинополя въ г. Команы (на восточномъ берегу Чернаго моря – мѣсто заточенія и кончины св. Іоанна Златоуста) и взяли съ собою голову Іоанна Крестителя – изъ опасенія, какъ бы и она не подверглась поруганію со стороны гонителей на православныя святыни. Прибивъ въ Команы, христіане вложили главу Предтечеву въ серебряный сосудъ и скрыли ее въ землѣ. Когда же буря иконоборства утихла, то она снова обрѣтена была патріархомъ Игнатіемъ, въ царствованіе благочестиваго Императора Михаила и матери его Ѳеодоры, и съ подобающимъ торжествомъ перенесена въ Константинополь 25 мая 867 года.
Это событіе и воспоминается Церковію подъ именемъ третьяго обрѣтенія.
Празднованіе въ честь святаго Іоанна Предтечи, положенное Православною Русскою Церковію на 12-е октября, воспроизводитъ собою исторію нетлѣннаго тѣла великаго Пророка.
Ученики Іоанновы предали погребенію обезглавленное тѣло его (Мѳ. ХІV, 12; Мр. VI, 29) въ Самарійскомъ городѣ Севастіи. Св. евангелистъ Лука, проповѣдывавшій объ Іисусѣ Христѣ въ Севастіи и Антіохіи, желая дать духовное утѣшеніе христіанамъ г. Антіохіи, гдѣ было особенно большое число вѣрующихъ (Дѣян. XI, 20-26), просилъ у Севастійскихъ христіанъ позволенія перенести святыя мощи Іоанна Крестителя въ Антіохію. Но просьба эта не вполнѣ была удовлетворена. Съ дозволенія Севастійскихъ христіанъ, ев. Луна перенесъ въ Антіохію только часть мощей, именно – десную руку Предтечи. Святыня сія пребывала въ Антіохіи до 956 года, будучи предметомъ общаго благоговѣйнаго поклоненія и источникомъ многихъ чудотвореній{1}. Въ 956 году, по завоеваніи Антіохіи магометанами, св. десница перенесена была сперва въ Халкидонъ; потомъ, чрезъ нѣсколько времени, – въ Константинополь. Принесеніе въ Константинополь руки Предтечевой составило особенное духовное торжество, при участіи патріарха Поліевкта и Императора Константина Порфиророднаго, и совершилось 5 января, – наканунѣ праздника св. Богоявленія. По взятіи Константинополя турками (въ исходѣ XV столѣтія), султанъ Баязетъ передалъ, въ видѣ подарка, десницу Іоанна Предтечи рыцарямъ католическаго ордена Іоанна Іерусалимскаго, имѣвшимъ мѣстопребываніе сперва на о. Родосѣ, потомъ – на о. Мальтѣ. Вь 1798 году Мальтійскіе рыцари были изгнаны съ о. Мальты Наполеономъ, и магистръ ордена Гомпешь прибылъ въ Россію просить покровительства ордену у русскаго Императора Павла Петровича. Благочестивѣйшій Государь взялъ орденъ подъ свое покровительство и самъ принялъ на себя званіе Мальтійскаго кавалера. Тогда Гомпешъ, въ знакъ благодарности, принесъ въ даръ Императору принадлежавшія ордену святыни: десную руку Іоанна Предтечи, часть Животворящаго древа Креста Господня и Икону Божіей Матери Филермскую{2}. Принесеніе въ г. Гатчину означенныхъ святынь состоялось 12 октября 1799 года. Въ память этого событія, съ 1800 г. и установлено въ Православной Русской Церкви особое празднованіе. Ежегодно 12 октября рука Предтечева изъ Императорскаго Зимняго Дворца (въ С.-Петербургѣ), гдѣ она имѣетъ постоянное мѣстопребываніе, переносится въ придворную церковь г. Гатчины и остается тамъ до 18 октября.
Тропарь 1-го и 2-го обрѣтенія:
Отъ земли возсіявши Предтечева глава лучи испущаетъ нетлѣнія, вѣрнымъ исцѣленій: свыше собираетъ множество ангелъ, долгъ же созываетъ человѣческій родъ, единогласную возсылати славу Христу Богу.
Тропарь 3-го обрѣтенія:
Яко Божественное сокровище, сокровенное въ земли, Христосъ откры главу Твою намъ, Пророче и Предтече: вси убо сошедшеся въ сея обрѣтеніе, пѣснъми богоглаголивыми Спаса воспоимъ, спасающаго насъ отъ тлѣнія молитвами Твоими.
12 октября поется общій тропарь въ честь Іоанна Предтечи:
Память праведнаго съ похвалами, Тебѣ же довлѣетъ свидѣтельство Господне, Предтече: показалбося ecи воистинну и пророковъ честнѣйшій, яко и въ струяхъ крестити сподобился ecи проповѣданнаго. Тѣмже за истину пострадавъ радуяся, благовѣстилъ ecи и сущимъ во адѣ Бога явльшагося плотію, вземлющаю грѣхъ міра и подающаго намъ велію милость.
Свящ. А. Яблонскій.
«Смоленскія Епархіальныя Вѣдомости». 1892. № 19. Отд. Неофф. С. 923-929.
{1} Въ 362 году, по приказанію Императора Юліана Отступника, св. тѣло Предтечево, находившееся въ г. Севастіи, было сожжено врагами христіанства. Уцѣлевшіе отъ огня останки св. мощей перенесены были христіанами сперва въ Іерусалимъ, потомъ въ Александрію. Въ настоящее время частицы мощей св. Предтечи сохраняются въ разныхъ мѣстахъ и, между прочимъ, въ Московскомъ Успенскомъ соборѣ.
Что касаетсявоироса «гдѣ въ настоящее время находится глава Предтечева?», то на него можно отвѣчать предположительно. Полагаютъ, что она потонула въ водахъ мраморнаго моря въ 1204 году, во время бури, погубившей корабли западныхъ крестоносцевъ, которые разграбили Константинополь и нагрузили свои корабли разными драгоцѣнными и священными предметами, для отправленія на западъ.
{2} Филермская икона Божіей Матери, писанная св. ев. Лукою (вмѣстѣ съ двумя еще иконами – Смоленской и Владимірской), изъ Іерусалима была перенесена къ Константинополь супругой греческаго Императора Ѳеодосія младшаго Евдокіей. По завоеваніи Константинополя западными крестоносцами (въ началѣ XIII в.), св. икона взята была ими въ Европу и отъ нихъ досталась рыцарямъ ордена Іоанна Іерусалимскаго (Описаніе Смол. Чудотв. иконы Б. М. Одигигріи. Смоленскъ. 1892. стр. 6.).