• Протоиерей Сергий Четвериков – Святые молитвенники и вожди русской земли (С 10-го по 20 век).

    Протоиерей Сергий Четвериков – Святые молитвенники и вожди русской земли (С 10-го по 20 век).

    Церковный Собор 1917-18 года установил службу в память всех святых Российской Церкви и постановил совершать эту службу в первое воскресенье после недели всех святых Вселенской Церкви, т. е. во второе воскресенье после праздника Св. Троицы. В память святых Российской Церкви составлена особая служба, в которой в исторической последовательности и по отдельным русским областям вспоминаются и прославляются угодники Божии и молитвенники Российской земли. И когда читаешь или слушаешь эту службу, то воочию восстает перед тобою вся Святая Русь в лице ее молитвенников и подвижников от Владимира Святого до мучеников 20-го столетия, и в душе возникает непоколебимая уверенность, что никакие силы вражий не сокрушат и не разрушат то дело Божие, которое совершалось во имя Божие и под покровом Пресвятой Богородицы трудами, скорбями, добровольными лишениями, слезами и молитвами русских святых. Память о наших святых подвижниках поможет нам сохранить наше церковное единство, и укрепить в нас уверенность в несокрушимой силе и правде нашей Святой Православной Церкви. Опираясь на эту память и имея эту уверенность мы легче и безопаснее переживем настоящую тяжелую годину нашей истории, и не поколеблемся в нашей вере в Господа Иисуса Христа и в нашей верности его Святой Православной Церкви.

    Настоящая статья имет целью сделать краткий обзор подвигов русских святых, упоминаемых в указанной службе, и показать их значение для нашей личной и духовной жизни.

    03 July 2021 читать далее


  • Новомученикъ Евгеній Поселянинъ – Канонизація святыхъ и непрославленные русскіе подвижники.

    Новомученикъ Евгеній Поселянинъ – Канонизація святыхъ и непрославленные русскіе подвижники.

    У насъ въ большой публикѣ такъ мало отдаютъ себѣ отчетъ въ томъ, что такое канонизація святыхъ и какъ она происходитъ, что теперь, въ виду событія церковнаго прославленія патріарха Ермогена, интересно поговорить объ этомъ.

    Глубокое невѣжество относительно церковныхъ дѣлъ выказываютъ люди, полагающіе, что Церковь «выдумываетъ» святыхъ... Лица освѣдомленныя скажутъ другое. Они скажутъ, что Церковь всячески тормазитъ дѣла о канонизаціи святыхъ, и они проходятъ всякій разъ лишь благодаря какому-нибудь случайному счастливому обстоятельству, послѣ долгихъ усилій мѣстныхъ жителей!

    Насколько былъ извѣстенъ задолго до канонизаціи хотя бы святитель Ѳеодосій Черниговскій, можно заключить изъ письма Кутузова къ знаменитому проповѣднику того времени, настоятелю кіевскаго Софійскаго собора, протоіерею Іоанну Левандѣ. Отправляясь въ турецкій походъ, старый набожный полководецъ, – очевидно очень освѣдомленный въ области русской праведности, – проситъ, посылая о. Левандѣ три червонца, «по примѣру прежнихъ лѣтъ, заказать три панихиды у гроба преосвященнаго Ѳеодосія Черниговскаго».

    03 July 2021 читать далее


  • Новосвмуч. Митр. Владиміръ (Богоявленскій) – Противъ отрицающихъ почитаніе святыхъ.

    Новосвмуч. Митр. Владиміръ (Богоявленскій) – Противъ отрицающихъ почитаніе святыхъ.

    Кто Мнѣ служитъ, того почтитъ Отецъ Мой. (Іоан. 12, 26)

     

    Мы собрались здѣсь, братіе, почтить память св. благовѣрнаго князя Даніила, по случаю исполнившагося 250-лѣтія со времени открытія честныхъ мощей его. Замѣчательно, что торжество это совпало съ праздникомъ въ честь отца св. Даніила, святого благовѣрнаго великаго князя Александра Невскаго. Итакъ, нѣсколько вѣковъ прошло уже съ тѣхъ поръ, какъ эти два великіе мужа отошли въ вѣчность, но святая память ихъ чтится и доселѣ въ святой Церкви Христовой. И счастливы мы, братіе, что принадлежимъ къ этой Церкви и имѣемъ возможность принимать участіе въ чествованіи святыхъ ея! Въ этомъ чествованіи выражается наше съ ними общеніе, а чрезъ нихъ и съ самимъ царствомъ Христа, членами котораго состоятъ они. Если не малымъ счастьемъ считаемъ мы для себя общеніе съ высокими людьми міра сего, если и при ихъ содѣйствіи мы достигаемъ иногда не малыхъ благъ для себя, то тѣмъ большимъ счастьемъ для насъ должно быть общеніе съ святыми небожителями; ибо стоя близко къ престолу Всевышняго, какихъ милостей, и благъ не могутъ исходатайствовать они для насъ по нашимъ молитвамъ! Но, ахъ, зачѣмъ же расторгается эта связь, это благоплодное общеніе со святыми у послѣдователей новыхъ, отъинуду пришедшихъ къ намъ учителей? Зачѣмъ попираютъ они эту истину вѣры, которая такъ много говоритъ уму и сердцу человѣка и такъ наглядно изображаетъ намъ величіе и славу царства Христова? Думаю, что вы хорошо знаете, кого разумѣю я, говоря это, – знаете, у кого является предметомъ не только спора, но и насмѣшекъ и издѣвательства ученіе нашей Церкви о почитаніи святыхъ. Я разумѣю нашихъ пашковцевъ, молоканъ, штундистовъ, толстовцевъ и другихъ сектантовъ-раціоналистовъ, которые, къ несчастію, начинаютъ появляться и у насъ въ Москвѣ. Чтобы умѣть намъ давать отпоръ имъ и отвѣтъ всякому вопрошающему о нашей вѣрѣ, я нахожу благопотребнымъ разобрать сейчасъ предъ вами нѣкоторые изъ тѣхъ возраженій, которыя дѣлаютъ намъ сектанты противъ догмата нашей Церкви о почитаніи святыхъ.

    29 June 2021 читать далее


  • Проф. Евграфъ Ивановичъ Ловягинъ – Знаютъ ли Святые на небѣ о нашыхъ нуждахъ на землѣ?

    Проф. Евграфъ Ивановичъ Ловягинъ – Знаютъ ли Святые на небѣ о нашыхъ нуждахъ на землѣ?

    Православная Церковь Христова во всѣ времена учила и учитъ, что благочестивыя души праведниковъ, которые, еще при жизни своей на землѣ любили своихъ ближнихъ и молились за нихъ предъ Богомъ, не забываютъ о нихъ и по переселеніи своемъ въ вѣчныя обители[1]. Какъ Спаситель нашь Іисусъ Христосъ не только предъ крестною смертію Своею молился Богу Отцу о сохраненіи всѣхъ вѣрующихъ въ Него (Іоан. 17, 11), но и сѣдя на престолѣ одесную Отца въ вѣчной Славѣ не престаетъ ходатайствовать о насъ (1 Іоан. 2, 1); такъ и Святые, по разлученіи съ земными братьями, переносятъ свою любовь къ нимъ въ загробную жизнь и не могутъ не выражать этой любви въ попеченіи объ ихъ спасеніи. Ибо, если бы они оставались въ этомъ отношеніи недѣятельными, то слѣдовало бы, что тѣ, которые на землѣ старались во всемъ быть едиными съ Господомъ Спасителемъ, на небѣ перестали быть едиными съ Нимъ, вѣчнымъ Ходатаемъ о насъ предъ Отцемъ небеснымъ. Св. Апостолъ Іоаннъ пишетъ: «возлюбленны, нынѣ чада Божія есмы, и не у явися, что будемъ: вѣмы же, яко, егда явится, подобни ему будемъ» (1 Іоан. 3, 2), и св. Павелъ говоритъ: «аще кто Духа Христова не имать, сей нѣсть Еговъ» (Римл. 8, 9). Если же высочайшій Праведникъ Іисусъ Христосъ есть нашъ постоянный «Ходатай ко Отцу» (1 Іоан. 2, 1), то и уподобляющіеся Ему праведники не могутъ не быть предстателями о насъ предъ божественнымъ престоломъ Отца и Сына и Святаго Духа; иначе они не имѣли бы въ себѣ Духа Христова, не были бы подобны Спасителю, перестали бы быть святыми праведниками. Посему-то православная Церковь, увѣренная въ живой и дѣятельной любви отшедшихъ праведниковъ къ земнымъ странникамъ, внушаетъ намъ призывать ихъ въ молитвахъ и просить о помощи, защитѣ и покровительствѣ въ дѣлѣ спасенія.

    26 June 2021 читать далее


  • Священникъ Николай Кулаковъ – Лугъ благоухающій.

    Священникъ Николай Кулаковъ – Лугъ благоухающій.

    Случилось ли тебѣ, возлюбленный, въ ясный лѣтній день бывать на широкомъ прекрасномъ лугу, усѣянномъ множествомъ разнообразныхъ цвѣтовъ? Твое зрѣніе навѣрно любовалось привлекательными красотами нѣжно распускающихся цвѣтовъ, а чувство обонянія, безъ сомнѣнія, наслаждалось ароматическими благоуханіями воздуха. Созерцая предъ собою какъ бы море цвѣтущей растительности и вдыхая струи напоеннаго ароматами воздуха, ты, можетъ быть, возносился въ это время умомъ и сердцемъ къ Виновнику такой дивной красоты и прославлялъ Его Творческую премудрость словами пророка: дивна дѣла Твоя, Господи, вся премудростію сотворилъ еси!... А можетъ быть при этомъ тебѣ восходило на сердце и такое помышленіе: «прекрасенъ этотъ лугъ, испещренный разнообразными красотами; привлекательны виды нѣжно распускающихся цвѣтовъ, и пріятное чувствуется отъ нихъ благоуханіе, – но не еще ли прекраснѣе, несравненно лучше и вождедѣннѣе есть, лугъ духовный – посреди рая Христова, сіяющій многочисленными ликами святыхъ и преподобныхъ мужей и благоухающій дивными ароматами ихъ добродѣтелей! Какое, чудное представляетъ онъ зрѣлище для мысленныхъ очей, для духопааго созерцанія! Какими небесными, привлекательными красотами онъ украшенъ! Сколько неувядаемыхъ, духовно-сіяющихъ и прекрасныхъ цвѣтовъ видится на немъ: тамъ патріархи и пророки, тамъ апостолы и святители, тамъ мученики и страстотерпцы, тамъ преподобные и праведные, тамъ всѣ святые!.. И хотя всѣ они одинаково любезны и привлекательны, но каждый изъ нихъ въ отдѣльности сіяетъ какою-либо отличною красотою, благоухаетъ особенною добродѣтелью. Одинъ – глубокимъ смиреніемъ, другой – дивнымъ терпѣніемъ; иной – необыкновеннымъ милосердіемъ, а иной – великою любовію; тотъ – крѣпкимъ мужествомъ, а сей – голубиною кротостію и незлобіемъ; этотъ – обиліемъ премудрости, а сей – даромъ чудотворенія... Но всѣ они святы, небесны, божественны! Всѣ живутъ теперь уже одною присноблаженною, жизнію, всѣ просвѣщаются единымъ свѣтомъ – истиннымъ, незаходимымъ! «Отбѣже отъ нихъ болѣзнь, печаль и воздыханіе». Одна только любовь царствуетъ среди нихъ. Утѣшитель Духъ Святый, подобно тихому дыханію вѣтра, утучняющему плоды, оживотворяетъ ихъ и, сообщая имъ жизнь, доставляетъ отраду, веселіе, приснобытіе!... ».

    26 June 2021 читать далее


  • Протоіерей Петръ Смирновъ – Молитва объ усопшихъ и прославленіе святыхъ.

    Протоіерей Петръ Смирновъ – Молитва объ усопшихъ и прославленіе святыхъ.

    Первое дѣйствіе въ отношеніи къ усопшимъ отцамъ и братіямъ нашимъ, внушаемое чувствомъ любви и уваженія къ намъ, есть молитва о нихъ.

    Моленіе объ усопшихъ существовало и существуетъ въ церкви издревле, отъ временъ ветхозавѣтныхъ. Благодать даянія, пишетъ сынъ Сираховъ, предъ всякимъ живымъ да будетъ, и надъ мертвецемъ не возбрани благодати (гл. 7, ст. 36), то есть, по изъясненію митрополита Филарета, принеси къ олтарю жертву по усопшемъ, или, по другому его же толкованію, подай милостыню въ память усопшаго. «Въ исторіи Маккавеевъ, говоритъ святитель Филаретъ, находимъ именно жертву и молитву за усопшихъ. Іуда принесъ оную за воиновъ, умершихъ во грѣхѣ взятія военной добычи отъ даровъ идольскихъ, которыми благочестивый не долженъ былъ осквернять рукъ своихъ (2 Макк. 12, 39-46). Съ тѣхъ поръ, какъ образовалось общественное богослуженіе христіанское, моленіе за усопшихъ вошло въ оное, какъ часть, постоянно къ составу онаго принадлежащая. Свидѣтельствуютъ о семъ всѣ древнія чиноположенія божественной литургіи, начиная съ литургіи апостола Іакова, брата Господня»[1].

    19 June 2021 читать далее


  • Замѣтка: Существуетъ ли имя святой жены Свѣтланы въ Православныхъ Святцахъ?

    Можетъ ли ребенокъ женскаго рода быть нареченъ Свѣтланой? Отвѣть на этоть вопрось неоднократно помѣщался въ дореволюиционной церковной перiодикѣ. Приведемъ выписки по данному запросу:

    I. Можно ли дать младенцу-дѣвочкѣ имя «Свѣтлана» и какъ быть, если родители ни на какое другое имя не согласны? Въ числѣ святыхъ Православной Церкви этого имени нѣтъ; священнику, обязанному держаться каталога именъ святыхъ, признаваемыхъ нашею Церковью, слѣдуетъ по нашему мнѣнію, предложитъ родителямъ дать ихъ ребенку соотвѣтствующее Свѣтланѣ имя Фотины (марта 20) или Фотиніи (февр. 13). («Церковный Вѣстникъ». 1905. № 30. С. 947)

    II. Въ числѣ святыхъ православной Церкви «Свѣтланы» нѣтъ, а потому это имя и не можетъ быть дано православному младенцу. («Приб. къ Церк. Вѣдом.». 1905. № 5. С. 228)

    05 June 2021 читать далее