• Соборный іеромонахъ Зосима – Идеалъ христіанской жизни.

    Соборный іеромонахъ Зосима – Идеалъ христіанской жизни.

    Идеалъ христіанской жизни или высшее совершенство несомнѣнно въ жизни дѣвственной, въ жизни преданной всецѣло служенію Богу. Еще въ Ветхомъ Завѣтѣ видимъ стремленіе къ жизни дѣвственной, но это были случаи единичные. Это были слабые отблески «свѣта невечерняго». Съ явленіемъ на землю Христа жизнь дѣвственная получаетъ высшее свое освященіе. Примѣръ Предтечи Іоанна, Самого Господа и Его Матери не могъ остаться безъ вліянія и значенія. Видя эти чудные примѣры, и ученики Господа прониклись стремленіемъ къ жизни дѣвственной. Что намъ говоритъ ап. Павелъ? Онъ рисуетъ два идеала: идеалъ брачной жизни и дѣвственной, и предпочтеніе отдаетъ послѣдней, и не безъ основанія и причинъ. Жизнь дѣвственная болѣе располагаетъ средствами къ тому, чтобы посвящать себя всецѣло на служеніе Богу. Въ жизни брачной жена привязывается къ мужу и такъ или иначе забываетъ Бога. Въ жизни же дѣвственной – сердце свободно и оно всецѣло отдается Господу. Вотъ почему преимущество на сторонѣ дѣвственной жизни. Въ послѣдней нѣтъ узъ, которыя бы связывали человѣка и удаляли его сердце отъ Бога. Впрочемъ, говоря о дѣвственной жизни, ап. Павелъ высказываетъ не какъ повелѣніе, а какъ совѣтъ, но совѣтъ человѣка, получившаго отъ Бога особенную «милость быть Ему вѣрнымъ» (4 Кор. 7, 25). А почему такой совѣтъ? Потому что «проходитъ образъ міра сего» (31). Эти слова имѣютъ значеніе для всякаго времени. Ими указывается на кратковременность нашей жизни. Особенно сильное стремленіе къ жизни дѣвственной начинается съ IV в. Тогда явилось такъ много ревнителей дѣвственной жизни, что нужно было организовать особую монашескую жизнь. Явились монастыри. Это историческое монашество имѣетъ большое значеніе.

    06 July 2022 читать далее


  • Александръ Сергѣевичъ Орловъ – Бытъ древне-русскаго монастыря по Кіево-Печерскому Патерику.

    Александръ Сергѣевичъ Орловъ – Бытъ древне-русскаго монастыря по Кіево-Печерскому Патерику.

    Значеніе Кіево-Печерскаго монастыря, какъ образца для другихъ. А. Свѣдѣнія о томъ, какъ обыкновенно происходило зарожденіе и внѣшнее развитіе монастыря. В. Бытъ монастыря. 1) Студійскій уставъ, которымъ руководились монастыри. 2) Штаты монастырскіе: а) игуменъ и другія должностныя лица, б) братія. 3) Порядокъ жизни: а) богослуженіе, б) братская трапеза, в) келейная и рабочая жизнь монастыря: α) частная молитва. Добавленіе. Особыя проявленія и усиленія молитвы и вообще подвижничества. β) чтеніе, снисканіе книгъ и литературные труды; γ) рукодѣлія, ремесла и занятія искусствами. С. Дѣятельность монаховъ, переходящая за ограду монастыря. Религіояно-воспиттельное значеніе монастыря для русскаго народа.

    I.

    При описаніи быта древне-русскаго монастыря, изъ возможныхъ методовъ позволительно слѣдовать и такому. Нужно обратить вниманіе на то, что первымъ изъ всѣхъ монастырей и по времени основанія, и по своему достоинству, – по достаточной полнотѣ осуществленія требованій монашескаго устава, является Кіево-Печерскій монастырь св. Ѳеодосія. Лѣтопись прямо провозглашаетъ: «Почтенъ есть монастырь Печерьскый старей всѣхъ. Отъ того манастыря переяша вси манастыреве уставъ»[1].

    Такіе же историческіе факты, какъ основаніе монахами Кіево-Печерской обители другихъ монастырей – (напр. Никономъ – Тмутараканскаго, Стефаномъ – Кловскаго или Влахернскаго; игуменство Варлаама въ Дмитровскомъ Кіевскомъ монастырѣ[2], выходъ изъ среды ея иноковъ многихъ епископовъ различныхъ мѣстностей древней Руси, епископовъ, – преданныхъ духовныхъ дѣтей и проводниковъ идеаловъ и уставовъ Печерской обители[3], подтверждаютъ провозглашенное положеніе лѣтописи о приматствѣ Кіево-Печерской Обители и даютъ намъ право говорить о типологическомъ значеніи Кіево-Печерскаго монастыря.

    «Знакомясь съ устройствомъ Печерскаго монастыря, мы чрезъ это самое познакомимся и съ другими древне-русскими монастырями»[4].

    16 May 2022 читать далее


  • Жизнь блаженного старца Никиты, схимонаха Рославльского († 29 марта ст. ст. 1793 г.).

    Жизнь блаженного старца Никиты, схимонаха Рославльского († 29 марта ст. ст. 1793 г.).

    Никита был уроженец г. Орла. Имея особенное стремление к благочестию, он все свое время посвящал чтению Св. Писания и житий святых, питал чувство благоговения к великим подвижникам, горел любовью к их подвигам, и часто посещал места, бывшие свидетелями трудов их и горестей, орошенные слезами их и потом. Это возбудило в нем непреодолимое желание последовать образу их жизни. Итак, Никита, носясь по волнам житейского моря, проливал горькие слезы раскаяния и умиления пред всечестным образом Владычицы нашей Богородицы и поручал себя многомощному Ее покровительству. В один день удалился он из дому родительского и пошел искать себе тихого и безмолвного пристанища в дремучих брянских лесах, с намерением начать там жизнь пустынническую. Вошедши в чащу леса, стал он на молитву, изливая горькие слезы из глубины сердца и умолял Господа призреть на него и научить его тому, что угодно святой воле Божией. После молитвы построил он себе малую келию на пригорке и ископал колодезь у самой подошвы пригорка, в двух верстах от монастыря, а от дороги, пролегающей в город Карачев, на четверть версты влево. Здесь-то Никита начал подвизаться в молитве и богомыслии, проливая источники слез о разорении внутреннего своего Иерусалима. Пребывая неисходно в молчании, посте и бдении, не заботясь ни о чем житейском, не сея и не пожиная, он питался одним ржаным хлебом с водою и квасом, каковую пищу испрашивал себе в обители раз в неделю. Когда же обитель перестала давать ему хлеб и прочее, тогда он принужден был в нищенском образе испрашивать себе пропитание у прохожих. Никита обыкновенно выносил корзинку на дорогу и вешал ее там, где проходили странники в Белобережскую пустынь для поклонения иконе Матери Божией Троеручицы.В настоящее время на месте подвигов Никиты существует только его колодезь, который в недавнее время вновь оправлен, и на нем водружен большой деревянный крест, с надписью: здесь подвизался убогий старец Никита, в конце 18-го столетия.

    10 May 2022 читать далее


  • Сергѣй Нилусъ – Для чего и кому нужны православные монастыри?

    Сергѣй Нилусъ – Для чего и кому нужны православные монастыри?

    Въ дни разгрома тысячелѣтняго зданія православно-русскаго духа, въ грозные дни, нами переживаемые, духъ невѣрія, вольнодумства, новаго язычества, духъ антихріста, грядущаго въ міръ, употребляетъ тысячи всевозможныхъ средствъ для торжества сзоей пропаганды: печать во всѣхъ ея видахъ – отъ періодическихъ журналовъ съ иллюстраціями и безъ иллюстрацій; уличныя газеты направляемыя, за малымъ исключеніемъ, зримой и незримой еврейско-масонской рукой; подметные листки подпольнаго отечественнаго, и заграничнаго производства; кагалъ явно и тайно жидовствующихъ и лже-философствующихъ профессоровъ высшихъ учебныхъ заведеній, на скорую руку сфабрикованныхъ и распропагандированныхъ сельскихъ учителей; различныя общества и союзы, и, наконецъ, забастовки всѣхъ видовъ и именованій – все это непроницаемой тучей, вырвавшейся изъ преисподней, охватило самое дыханіе русскаго православнаго человѣка, грозя задушить его на смерть.

    Очевидно, что противъ такой силы недостаточно просто-научныхъ доказательствъ или обращенія къ смыслу пережитой нами тысячелѣтней исторіи, обнажающей всю гибельность того пути, на которомъ насъ насильно и стремительно толкаютъ въ пропасть, изъ глубины которой намъ нѣтъ и не можетъ быть возврата. Если духъ антихріста, котораго теперь ожидаетъ безсознательно и въ рѣдкихъ случаяхъ сознательно почти все вѣрующее человѣчество, выступаетъ противъ насъ крѣпко сплоченной и единодушной арміей своихъ представителей, то и вѣра Хрістова должна на борьбу съ нимъ выставить такую твердыню, которая могла бы противостоять всей совокупности адскихъ силъ, возставшихъ вкупѣ на Господа и на Хріста Его: она должна дѣйствовать тѣмъ же испытаннымъ орудіемъ, которымъ она дѣйствовала въ жестокіе и страшные дни языческаго и еврейскаго гоненія на Церковь Хрістову на утренней зарѣ хрістіанства.

    17 February 2022 читать далее


  • Новосвмуч. Архіеп. Андроникъ (Никольскій) – Значеніе обителей для нашего духовнаго спасенія.

    Новосвмуч. Архіеп. Андроникъ (Никольскій) – Значеніе обителей для нашего духовнаго спасенія.

    Саламатовский монастырь до революции

    Городище теперь мѣсто, гдѣ возникла обитель въ честь Божіей Матери. Въ древности «городище», какъ самое нысокое мѣсто въ окрестности, служило для наблюденія за непріятелемъ; на немъ устраивалась ограда, укрѣпленная, устанавливалась стража – слѣдить, чтобы врагъ не пришелъ нечаянно, и предупреждать народъ объ опасности; сюда же собирались и жители изъ окружныхъ селеній, чтобы съ высокаго мѣста и изъ-за ограды легче отразить непріятелей. Теперь это мѣсто «городище» потеряло свое мірское значеніе, нынѣ возникаетъ здѣсь другая ограда – обитель. Здѣсь, какъ и прежде, люди будутъ стоять на стражѣ, будутъ охранять себя и другихъ отъ врага сильнаго – діавола, будутъ заботиться о спасеніи отъ его власти и о томъ, чтобы Господь царствовалъ надъ всѣмъ міромъ, чтобы врагъ – діаволъ не могъ внезапно овладѣть даже частью царства Божіяго.

    Міръ во злѣ лежитъ, и мірскіе люди живутъ въ безпрерывныхъ заботахъ, враговъ своего спасенія часто и замѣтить не могутъ; и вотъ нѣкоторые люди уединяются, уходятъ въ обители, чтобы поставить себя на стражѣ, отражать какъ отъ себя, такъ и отъ другихъ вражескія искушенія, навожденія, чтобы самимъ избѣгнуть ихъ и другихъ предупредить, чтобы бодрствовать за тѣхъ, которые за сутолокою житейскою не подозрѣваютъ объ опасности.

    17 February 2022 читать далее


  • Соборъ преподобныхъ Оптинскихъ старцевъ.

    30 апрѣля/13 мая 1990 года, въ 5-ю недѣлю по Пасхѣ, Русской Православной Зарубежной Церковью было совершено прославленіе цѣлаго сонма оптинскихъ подвижниковъ, жившихъ въ XIX, XX вѣкахъ. Вотъ ихъ имена: преподобный Моисей, преп. Антоній, преп. Левъ, преп. Макарій, преп. Исаакій (первый), преп. Амвросій, преп. Іосифъ, преп. Анатолій (старшій), преп. Иларіонъ, преп. Варсонофій, преп. Анатолій (младшій), преп. Исаакій (второй), преп. Нектарій и преп. Никонъ. Эти преподобные отцы прославились даромъ чудотворенія и были удостоены Богомъ особымъ благодатнымъ даромъ – старчествомъ.

    Благодатное старчество есть одно изъ высочайшихъ достиженій духовной жизни Церкви, это ея цвѣтъ, это вѣнецъ духовныхъ подвиговъ, плодъ безмолвія и Богосозерцанія. Оно органически связано съ монашескимъ внутреннимъ подвигомъ, имѣющимъ цѣль достиженія безстрастія, а потому и возникло одновременно съ монашествомъ на зарѣ христіанства.

    22 October 2021 читать далее


  • Житіе преподобнаго Сергія, игумена Радонежскаго, съ указаніемъ церковнаго и государственнаго значенія Троице-Сергіевой лавры въ судьбахъ нашего отечества.

    Житіе преподобнаго Сергія, игумена Радонежскаго, съ указаніемъ церковнаго и государственнаго значенія Троице-Сергіевой лавры въ судьбахъ нашего отечества.

    Господь, по премудрымъ путямъ Своего Промысла, даетъ по временамъ міру такихъ мужей, которыхъ обстоятельства уже самаго равнаго возраста являютъ, что они раждаются на необыкновенное и великое служеніе своему отечеству.

    Къ таковымъ прославленнымъ Богомъ съ дѣтства и славящимся въ исторіи отъ рода въ родъ богоизбраннымъ мужамъ относится и сей самый святый и смиренный игуменъ Радонежскій преподобный Сергій, житіе котораго и значеніе основанной имъ лавры въ судьбахъ нашей святой церкви и отечества и имѣется предложить вашему благосклонному вниманію въ семъ питомникѣ духовной науки[1].

    07 October 2021 читать далее