• Митрополитъ Анастасiй (Грибановскiй) – Объ иноческихъ искушенiяхъ.

    Митрополитъ Анастасiй (Грибановскiй) – Объ иноческихъ искушенiяхъ.

    Посещение митрополитом Анастасием монастыря Преп. Иова. Ладомирова, 1940 г.

    Всякій, кто хочетъ сознательно и неуклонно идти по пути благочестія, долженъ приготовить душу свою къ искушеніямъ, по слову Премудраго Сираха (Сир. 2, 1-2). Въ наибольшей степени они постигаютъ инока, для котораго служеніе Богу и исполненіе Его вѣчнаго закона составляетъ весь смыслъ и все содержаніе жизни.

    Богъ, по свидѣтельству Апостола Іакова, «не искушается зломъ и Самъ не искушаетъ никого» (Іак. 1,13). Искушенія ко злу исходятъ съ одной стороны отъ закона грѣха, живущаго въ нашей испорченной природѣ (Римл. 7, 23): «каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотію» (Іак. 1, 14), а съ другой отъ источника всякаго зла – діавола, который подлинно, какъ левъ, рыкая ходитъ ища добычи, чтобы поглотить ее. Всякій соблазнъ означаетъ прикосновеніе злой стихіи къ душѣ человѣка, пытающейся вызвать въ послѣдней сродный себѣ откликъ, и такъ какъ подвижники тщательно блюли свой внутренній миръ и нравственную чистоту, то они особенно болѣзненно переживали малѣйшее ощущеніе того или иного искушенія. Ихъ совѣсть была столь чувствительна, что заставляла ихъ глубоко страдать отъ самыхъ малыхъ духовныхъ ранъ, которыхъ обыкновенно совсѣмъ не замѣчаютъ мірскіе люди. Съ другой стороны на этихъ великановъ духа съ особою силою нападалъ искуситель. Дерзнувшій нѣкогда приступить со словами соблазна къ Самому Богочеловѣку въ пустыни, и боровшійся съ великимъ адамантомъ вѣры и благочестія Іовомъ, онъ всегда хочетъ сокрушить наиболѣе мужественныхъ своихъ противниковъ, побѣда надъ которыми доставила бы ему особое торжество.

    12 September 2018 читать далее


  • Митрополит Антоний (Храповицкий) - Кого должны просвещать монастыри?

    Митрополит Антоний (Храповицкий) - Кого должны просвещать монастыри?

    Митрополит Антоний (Храповицкий) с братией Милькова монастыря в 1926 г.

    Ответ на подобный вопрос у нас вызывают постоянно доходящие до нас жалобы на то, что поступление в монастыри в наше время не воспитывает религиозную настроенность искателей аскетических подвигов, но, напротив, ослабляет ее, вводя их носителей в скрытый от мирян, так сказать, закулисный, будничный строй монастырской жизни и раскрывая пред ними дотоле неведомые человеческия слабости большинства братии, а в то же время не давая религиозному чувству никаких почти новых начал для высшего развития, так как главнейшее и почти единственное из них – богослужение – бывает по большей части давно знакомо прозелитам монастырской жизни. Таковы жалобы мирян на обители.

    09 September 2018 читать далее


  • Митрополит Антоний (Храповицкий) - О желательной деятельности монастырей.

    Митрополит Антоний (Храповицкий) - О желательной деятельности монастырей.

    Митрополит Антоний (Храповицкий) в Пантелеимоновом монастыре на Афоне, 4 сентября 1920 г.

    I.

    Прочитав такое заглавие, читатель уверен, конечно, что речь будет о монастырских школах и больницах для бедных, об устроении в обителях рациональных хозяйств в пример и помощь крестьянским хозяйствам и т.д. Не отрицая полезности таких учреждений, мы, однако, не можем не предостеречь всякого требователя подобных реформ - напоминанием о том, что как ни давно уже раздаются словесные и печатные заявление о их необходимости, но тем не менее они почти вовсе нигде в России не прививались, да и едва ли привьются, так как, будучи заимствованы из латинских филантропических орденов, эти реформы в таком виде вовсе не имеют у нас почвы ни во внешних условиях монастырской жизни, ни в самых принципах православного аскетизма. Но прежде чем перейти к выяснению обоих положений, мы просим читателя извинить такой неожиданный для него оборот дела и принять во внимание: 1) что мы отрицаем возможность не монастырской филантропии вообще, а излюбленных казенных форм ее, и 2) беремся обсуждать дело не в принципе, а на факте, оставаясь в стороне со своими собственными взглядами.

    09 September 2018 читать далее


  • Митрополит Антоний (Храповицкий) - О учёном монашестве.

    Митрополит Антоний (Храповицкий) - О учёном монашестве.

    Архиепископ Антоний (Храповицкий) с архимандритом Трифоном и братией Святогорской пустыни на ступенях лестницы Успенского собора. Фото нач. XX в.

    I.

    Заводим речь об этом предмете согласно обещанию, данному нашим читателям полгода назад в ответ на вопрос в области церковно-приходской практики: "может ли монах проповедовать". На основании примеров в святоотеческой истории мы утверждали, что может, но за послушание, и обещали посвятить особую статью для разъяснения того, как совмещается подвиг жизни монашеской с пастырскою деятельностью.

    Что такое монашество по существу? Как жизненный принцип, монашество заключается в том, чтобы ставить единственною целью своей жизни созидание своего внутреннего человека, т.е. уничтожение греховных склонностей или "совлечение ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных", и воплощение в себе нового человека, т.е. духовных совершенств, заповеданных учением благодати. Подробное определение цели принятия монашества явствует и из чина пострижения и из всех отеческих писаний о монашеской жизни, между коими главнейшие состоят из указания, во первых, свойств греховной природы нашего падшего естества и средств к исторжению их (учение о восьми пороках),и, во вторых, из раскрытия способов к усвоению совершенств богоподобия и описания свойств последнего (добродетели). Но монашеская жизнь по отеческим творениям и по фактам своей пятнадцативековой истории являлась не как принцип только и не как раскрытие чисто субъективного психического процесса постепенного христианского возрастания человека, но и как известный специализированный способ применения этого процесса к жизни, как известный определенный индивидуальный и общественный быт. Раскрытием и регламентацией этого способа занимаются монастырские уставы, сохраняющиеся в предании и писанные.

    09 September 2018 читать далее


  • Новосвмуч. архиеп. Феодор (Поздеевский) – Об ученом монашестве.

    Новосвмуч. архиеп. Феодор (Поздеевский) – Об ученом монашестве.

    Теме ученого монашества уделял особое внимание архиепископ Феодор (Поздеевский) (1876-1937), последний перед закрытием настоятель Московского Данилова монастыря. Владыка занимал должность ректора Московской Духовной Академии с 1909 по 1917 годы. Профессор аскетики по кафедре пастырского богословия, сам строгий монах аскет он неоднократно высказывался об ученом монашестве как о «весьма важном служении». Многие размышления Новосвященномученика и сегодня будут полезны монашествующим, чье служение связано с развитием богословской науки. Новосвященномученик архиепископ Феодор, вместе с иными Новомучениками и Исповедниками Российскими был причислен к лику святых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) в 1981. – Ред.

    Благие намерения и задачи работающей теперь при Св.Синоде Комиссии по преобразованию Духовных Академий и имеющего быть летом монашеского съезда несомненно направляются к одному: сделать всё возможное, чтобы соль земли не обуяла (Мф. 5:13) окончательно и не была выброшена вон, на попрание ногами. В записке Высокопреосвященного Антония, архиепископа Волынского[1], о том, в каком направлении должна быть произведена реформа Духовных Академий, весьма хорошо отмечено то положение, какое занимают у нас Духовные Академии в деле прямого влияния на пастырство[2], то есть на то, что составляет соль земли, по слову Христову, а отсюда, конечно, и влияние их на всю православную, верующую народную массу. Говорить о направлении богословской мысли, о продуктах научных богословских исследований, о самом христианском православном сознании, в смысле зависимости всего этого от Академий, конечно, излишне, об этом тоже говорится в указанной выше записке Высокопреосвященного автора и всякому понятно. Отсюда понятна и серьёзность работ, предпринятых Академической Комиссией.

    09 September 2018 читать далее


  • НЕЧТО ОБ ИНОКЕ РУССКОМ И О ВОЗМОЖНОМ ЗНАЧЕНИЕ ЕГО. «Из бесед и поучений старца Зосимы» в «Братьях Карамазовых» Ф. М. Достоевского.

    НЕЧТО ОБ ИНОКЕ РУССКОМ И О ВОЗМОЖНОМ ЗНАЧЕНИЕ ЕГО. «Из бесед и поучений старца Зосимы» в «Братьях Карамазовых» Ф. М. Достоевского.

    Отцы и учители, что есть инок? В просвещенном мире слово сие произносится в наши дни у иных уже с насмешкой, а у некоторых и как бранное. И чем дальше, тем больше. Правда, ох правда, много и в монашестве тунеядцев, плотоугодников, сластолюбцев и наглых бродяг. На сие указывают образованные светские люди: "Вы, дескать, лентяи и бесполезные члены общества, живете чужим трудом, бесстыдные нищие". А между тем, сколь много в монашестве смиренных и кротких, жаждущих уединения и пламенной в тишине молитвы. На сих меньше указывают и даже обходят молчанием вовсе, и сколь подивились бы, если скажу, что от сих кротких и жаждущих уединенной, молитвы выйдет может быть еще раз спасение земли русской! Ибо воистину приготовлены в тишине "на день и час, и месяц и год". Образ Христов хранят пока в уединении своем благолепно и неискаженно, в чистоте правды божией, от древнейших отцов, апостолов и мучеников, некогда надо будет, явят его поколебавшейся правде мира. Сия мысль великая. От востока звезда сия воссияет.

    08 September 2018 читать далее


  • Іеромонахъ Пахомій Святогорецъ - Размышленіе христіанина въ праздникъ св. Пасхи (1932)

    Іеромонахъ Пахомій Святогорецъ - Размышленіе христіанина въ праздникъ св. Пасхи (1932)

    Сей день, его же сотвори Господь,

    возрадуемся и возвеселимся въ онь!

    Праздникъ свѣтлаго Христова Воскресенія — радостнѣйшій и торжественнѣйшій изъ всѣхъ праздниковъ. Онъ есть праздниковъ Праздникъ и торжество торжествъ. И насколько солнце свѣтлѣе звѣздъ, настолько онъ свѣтлѣе всѣхъ прочихъ праздниковъ. Но почему такъ? Да потому, что въ прочихъ праздникахъ Владыка нашъ представляется подъ покровомъ плоти въ смиренномъ образѣ раба, въ воскресеніи же Своемъ Онъ является во всей славѣ Своего Божества, какъ Побѣдитель ада и смерти, и всѣхъ враговъ — Своихъ и нашихъ.

    Сердце каждаго истиннаго христіанина въ сей день исполняется особою неземною радостію, которая подается намъ отъ Воскресшаго Христа, какъ даръ, въ воздаяніе за вѣру нашу въ Него и за любовь къ Нему, преимущественно же чувствуютъ сію радость тѣ, кои вмѣстѣ съ правою вѣрою стараются исполнять все заповѣданное намъ Спасителемъ нашимъ. О такихъ христіанахъ Самъ Христосъ радуется и похваляется ими предъ Отцемъ Своимъ небеснымъ, какъ бы такъ говоря: «Вотъ, Отче! такіе-то истинно любятъ Меня и исполняють все, что Я отъ Имени Твоего заповѣдалъ имъ. Они дѣлами своими прославляютъ Тебя на земли предъ человѣками, Ты же прослави ихъ на небеси предъ святыми Ангелами Твоими, чтобы, гдѣ Я, Сынъ Твой, тамъ и они, слуги Мои, были!»

    08 April 2018 читать далее