• Какимъ путемъ идемъ мы по причащеніи Св. Таинъ Апостольскимъ или Іудинымъ?

    Какимъ путемъ идемъ мы по причащеніи Св. Таинъ Апостольскимъ или Іудинымъ?

    Милосердъ Ты, Господи (Матѳ. 16, 22), сказалъ Ап. Петръ Іисусу Хрісту, и милосердію Твоему, прибавимъ мы, нѣтъ конца. Всмотримся, хрістіане, повнимательнѣе въ свою жизнь, вникнемъ въ свои слова, дѣйствія и поступки и мы увидимъ, что на каждомъ шагу прогнѣвляемъ Бога своими грѣхами, и не только не думаемъ о своемъ исправленіи, а даже не обращаемъ вниманія на свое поведеніе, какъ будто такъ и должно быть. Вотъ, напр., мы приступаемъ къ св. чашѣ и просимъ Господа, чтобы Онъ удостоилъ насъ Св. Причащенія: вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божій, причастника мя пріими, и даемъ обѣщаніе исправить свою жизнь, оставить грѣховныя привычки: не бо врагомъ Твоимъ тайну повѣмъ, т. е. я не скажу Твоимъ врагамъ тайны, я не буду какъ іудеи мучить Тебя своими грѣхами и беззаконіями; вѣдь не іудеи только мучили Господа Іисуса, а и мы «второе распинаемъ» Его, когда грѣшимъ и предаемся страстямъ и похотямъ.

    Но исполняемъ ли мы это обѣщаніе? Не обманываемъ ли мы Бога? Подумайте – если человѣка обмануть считается, нехорошимъ поступкомъ, то тѣмъ болѣе Бога, – это значитъ насмѣяться надъ Нимъ, а Богъ, говоритъ ап. Павелъ, поругаемъ не бываетъ (Гал. 6, 6). Трудно, невозможно, скажутъ многіе, оставить свои привычки, измѣнить образъ жизни. Но Господь по Своему долготерпѣнію и милосердію не прогнѣвается на насъ, если мы начнемъ свое исправленіе по-немногу, если мы оставимъ сначала хотя бы одну какую-нибудь дурную, грѣховную привычку. Возмемъ въ примѣръ Господа и начнемъ свое исправленіе съ того, съ чего Онъ началъ Тайную вечерю.

    21 April 2022 читать далее


  • САМОИСПЫТАНІЕ И САМОПОЗНАНІЕ.

    САМОИСПЫТАНІЕ И САМОПОЗНАНІЕ.

    Внемли себѣ (Второз. XV, 13; срав. 1 Тим. IV, 16).

    Въ числѣ первыхъ и главныхъ средствъ къ нравственному исправленію, обновленію и усовершенствованію человѣка, должны быть поставлены самоиспытаніе и самопознаніе. Это подмѣчено было еще мудрецами древняго міра, и сознаніе этого выразилось въ положеніи: познай самого себя. Но въ языческомъ человѣчествѣ эта потребность самопознанія только смутно и неясно сознавалась и болѣе сильно ощущаема была, болѣе точное выраженіе получила только въ умахъ лучшихъ людей древняго міра, мудрецовъ, стоявшихъ по своему развитію, и умственному и нравственному, выше окружающей среды, сильнѣе другихъ чувствовавшихъ испорченность человѣческой природы, стремившихся къ познанію идеальнаго міра и Божества и иного думавшихъ объ улучшеніи и нравственномъ обновленіи человѣчества. Между тѣмъ Откровеніе Божественное давно возвѣстило это требованіе падшему человѣчеству, какъ существенно необходимое для возстановленія и исправленія его поврежденной грѣхомъ души и всей природы средство.

    13 April 2022 читать далее


  • Архіепископъ Леонидъ (Краснопевковъ) – Объ исповѣди, постѣ и говѣніи (Изъ письма къ кн. N...).

    Архіепископъ Леонидъ (Краснопевковъ) – Объ исповѣди, постѣ и говѣніи (Изъ письма къ кн. N...).

    Ради Господа Іисуса Христа, – что еще за новость: «Буду говѣть, если не буду въ смущеніи духа?». Да если діаволъ это подслушаетъ, то онъ станетъ всегда смущать вашъ духъ и вовсе отведетъ васъ отъ Христа. Вы скажите искусителю: не здравые требуютъ врача, а болящіе. Смущеніе духа есть болѣзнь худшая тѣлесной; пойду ко Врачу душъ и тѣлесъ и скажу Ему: отврати лице Твое отъ грѣхъ моихъ и вся беззаконія моя очисти. Исповѣмъ на мя беззаконія моя и Онъ оставитъ нечестіе сердца моего. Сердце чисто созижди во мнѣ Боже и Духъ правъ обнови во утробѣ моей; Духа Твоего Святаго не отыми отъ мене, Духомъ владычнымъ утверди мя.

    Неужели не знаете, что сердце сокрушенное, разбитое, разрушенное Богъ не уничижитъ? – Вѣра въ отпущеніе грѣховъ, сокрушеніе о нихъ, желаніе искреннее исправленія – вотъ условія успѣха таинства. Непрестанно говѣйте. Мой многогрѣшный опытъ да удостовѣритъ васъ, что чѣмъ рѣшительнѣе борьба со смущеніемъ, досадою, уныніемъ, тѣмъ болѣе утѣшенія находилъ я въ пріобщеніи; чѣмъ слабѣе духомъ чувствовалъ себя вначалѣ, тѣмъ при концѣ былъ крѣпче, тѣмъ плодотворнѣе было пріобщеніе. Ядый Мою плоть, и піяй Мою кровь, имать животъ вѣчный, во Мнѣ пребываетъ и Азъ въ немъ, а не ядущіи тѣла Его и не піющій крови – живота не имѣетъ въ себѣ... Разсудите же.

    29 March 2022 читать далее


  • Священникъ Николай Дорохольскій – О говѣній.

    Священникъ Николай Дорохольскій – О говѣній.

    Время Великаго поста есть главнымъ образомъ время говѣній, покаянія и приготовленія къ достойному причащенію св. Таинъ. Благочестивые предки наши не ограничивали времени своего говѣнія однимъ днемъ, какъ дѣлаютъ очень многіе въ наше время, а обыкновенно говѣли цѣлую седмицу, начиная съ понедѣльника, и только въ субботу или воскресеніе приступали къ принятію св. Таинъ. Въ наше время такихъ усердныхъ къ говѣнію лицъ очень мало: нѣкоторые говѣютъ два-три дня, а очень многіе ограничиваются только однимъ днемъ. Такое нерадѣніе къ очень важному христіанскому долгу зависитъ у насъ отъ многихъ причинъ.

    Нѣкоторые хотѣли-бы говѣть подольше, да условія занятій или занимаемой ими службы не дозволяютъ имъ выполнить этого, какъ напр. чиновники нѣкоторыхъ вѣдомствъ, служащіе на фабрикахъ, заводахъ и въ другихъ подобныхъ мѣстахъ. Другіе по собственному нерадѣнію и лѣности не хотятъ говѣть болѣе или менѣе продолжительное время: смотрятъ на это какъ-то легкомысленно, исполняютъ свой христіанскій долгъ какъ только установившуюся формулу или моду и не хотятъ вдуматься во всю важность и величіе этого святато дѣла. А нѣкоторые говѣютъ только одинъ день по своему убѣжденію, которое выработалось у нихъ подъ вліяніемъ живущихъ по сосѣдству съ ними католиковъ. Такіе обыкновенно разсуждаютъ такъ, что для того, чтобы покаяться, не нужно много времени; это можно сдѣлать быстро, какъ, напримѣръ, сдѣлалъ одинъ изъ распятыхъ со Христомъ разбойниковъ. Забываютъ такіе, что быстрое покаяніе возможно только подъ вліяніемъ какихъ-нибудь особенныхъ обстоятельствъ, которыя потрясутъ душу, произведутъ въ ней переворотъ и направятъ ее съ ложнаго грѣховнаго пути на спасительный. Такое покаяніе исключительное, рѣдкое и необычайное. Всѣмъ же вообще для того, чтобы искренно и глубоко раскаяться, нужна особая подготовка. Эта подготовка и заключается въ говѣній.

    24 March 2022 читать далее


  • ПРИЗЫВЪ КЪ ПОКАЯНЮ И СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНІЮ. Великопостное поученіе Епископа Виссаріона (Нечаева).

    ПРИЗЫВЪ КЪ ПОКАЯНЮ И СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНІЮ. Великопостное поученіе Епископа Виссаріона (Нечаева).

    Не пріидохъ призвати праведники, но грѣшники на покаяніе (Мар. 21, 17).

    Сіи слова Господь Іисусъ Христосъ произнесъ въ домѣ мытаря Матѳея, куда онъ явился вслѣдъ за тѣмъ, какъ Матѳей призванъ въ послѣдованію за Христомъ, и гдѣ Онъ раздѣлилъ трапезу съ мытарями. Занятія мытарей, сбиравшихъ пошлины въ пользу языческаго правительства и наживавшихъ себѣ богатство притѣсненіями и неправдами, были ненавистны іудеямъ. Особенно ненавидѣли и презирали ихъ фарисеи, почитавшіе себя и слывшіе у народа ревнителями закона и праведниками, хотя ихъ праведность была только наружная и чужда была любви къ Богу и ближнимъ. Съ нескрываемою ненавистію и презрѣніемъ они смотрѣли не только на мытарей, но вообще на грѣшниковъ, на людей, позорившихъ себя невоздержаніемъ, развратомъ, неправдами, холодныхъ къ вѣрѣ и благочестію, и чуждались общенія съ ними, бѣгали ихъ, какъ язвы, и своими безсердечными обличеніями только озлобляли ихъ и растравляли грѣховныя раны.

    14 March 2022 читать далее


  • НАСТАВЛЕНІЕ ПРИЧАСТНИКАМЪ.

    НАСТАВЛЕНІЕ ПРИЧАСТНИКАМЪ.

    1) Какъ готовиться къ св. Причащенію.

    Правила Святыхъ Отецъ, наложенныя въ нашехъ служебникѣ повелѣваютъ христіанахъ цѣлую седмицу предъ причастіемъ говѣть, то есть ежедневно ходить на всѣ церковныя службы и пребывать въ постѣ и воздержаніи. Такъ и должно исполнять въ Великомъ Посту, когда живешь въ домѣ твоемъ.

    Но если ты пришелъ исповѣдываться и причащаться въ далекую обитель, то вмѣсто седмичнаго говѣнія тебѣ вмѣняются труды, понесенные во время пути. Однако и здѣсь не забывай, что написано въ св. Библіи: «Сынъ мой, если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою» (Сирах. 2, 1). Старайся хотя три дня быть на всѣхъ службахъ и уже непремѣнно выстоять всѣ службы хотя бы одяого дня, то есть вечерню, утреню и литургію; приступать же къ причастію, не бывши у вечерни или у всенощной, воспрещено святыми правилами и бываетъ то причастіе во осужденіе, а не въ пользу. Кронѣ вечерни должно прослушать и правило ко Святому Причащенію – три канона и акаѳистъ, а наипаче внимать молитвамъ во святому причащенію.

    17 February 2022 читать далее


  • Протоіерей Василій Наумовъ – Съ какими чувствами должно приступать къ принятію Пресвятыхъ Таинъ Христовыхъ.

    Протоіерей Василій Наумовъ – Съ какими чувствами должно приступать къ принятію Пресвятыхъ Таинъ Христовыхъ.

    Къ принятію Пресвятыхъ, Пречистыхъ и Животворящихъ Таинъ Христовыхъ, надобно приступать съ истинною вѣрою и благоговѣйнымъ страхомъ. Когда приступаете вы къ трапезѣ Господней, не хлѣбъ и не вино вы приступаете вкушать, а истинное, пречистое тѣло и истинную кровь Господа нашего Іисуса Христа. Дабы болѣе насъ въ семъ убѣдить, разскажу вамъ изъ пролога одно повѣствованіе.

    «Нѣкогда одинъ славный пустынникъ, по своей простотѣ, не вѣрилъ, чтобы хлѣбъ и вино, коими мы пріобщаемся, было дѣйствительно тѣло и кровь Христовы. По совѣту двухъ святыхъ старцевъ, пустыниикъ всю недѣлю усердно молился Господу и просилъ Его, чтобы Онъ Самъ открылъ ему о сей непостижимой тайнѣ. Объ этомъ же молились и два старца. По окончаніи недѣли, всѣ они трое (т. е. два старца и невѣрующій) пришли въ церковь: «отверзошася же имъ очи. Егда бо положенъ бысть хлѣбъ на святѣй трапезѣ, явися имъ тремъ единемъ, яко отроча младо». Когда же священникъ простеръ руку, чтобы раздробить Святый хлѣбъ, изумленные старцы увидѣли, «что Ангелъ Господень сшелъ съ неба держа ножъ въ рукѣ и закла отроча, и излія кровь въ чашу. И егда священникъ преломляше хлѣбъ Ангелъ Господень рѣзаше на малыя часта». Наконецъ когда пришло время пріобщаться Святыхъ Христовыхъ Таинъ, подошелъ къ принятію ихъ и невѣрующій. Каковъ же былъ его страхъ, когда вмѣсто хлѣба и вина онъ увидѣлъ дѣйствительно тѣло и кровь. Убоявшійся и вмѣстѣ съ тѣмъ увѣровавшій старецъ возопилъ ко Господу: «вѣрую Господи, яко хлѣбъ тѣло Твое есть. И абіе бысть тѣло на руцѣ его хлѣбъ по тайнѣ: и взятъ общеніе хваля Бога». Тогда два святые старца, молившіеся о вразумленіи его сказали: «Богъ знаетъ, что человѣческій родъ не можетъ ѣсть тѣла и пить кровь и потому то Онъ преложи тѣло Свое въ хлѣбъ, а кровь Свою въ вино вѣрою пріемлющимъ».

    17 February 2022 читать далее