• Епископъ Митрофанъ (Землянскій) – Бесѣда въ день Введенія во храмъ Божіей Матери о приснодѣвствѣ по пѣснопѣніямъ церковно-богослужебныхъ книгъ.

    Епископъ Митрофанъ (Землянскій) – Бесѣда въ день Введенія во храмъ Божіей Матери о приснодѣвствѣ по пѣснопѣніямъ церковно-богослужебныхъ книгъ.

    «Христосъ раждается славите... Прежде вѣкъ отъ Отца рожденному нетлѣнно Сыну и въ (дни) послѣдніе отъ Дѣвы воплощенному безсѣменно – Христу Богу возопіемь...». (Изъ ирмосовъ Христорождеств. канона).

    Сіи радостныя молитвословія для назиданія богомольцевъ возглашаются, братіе, во св. храмахъ съ праздникъ Введенія во храмъ Божіей Матери, напоминая православнымъ о предначатіи, предображеніи Божественнаго благоволенія и о проповѣданіи всѣмъ человѣкамъ спасенія чрезъ пришествіе на землю Сына Божія, воплотившагося отъ Духа Свята и Дѣвы Маріи и въ рождествѣ сохранившей дѣвство.

    Входъ во святая святыхъ ветхозавѣтнаго храма Приснодѣвы Маріи по своей исключительной необычайности вызывалъ изумленіе не только среди іудеевъ – жителей Святой Земли – Палестины, но, по глаголу пѣснословцевь Богородицы, и граждане Іерусалима горняго, ангелы, вхожденіе Пречистыя зряще, удивишася, како Дѣва вниде во святая святыхъ (припѣвъ 9 пѣсни канона).

    Величая Присноблаженную и Пренепорочную Матерь Бога нашего, мы, православные христіане, купно съ небесными силами не токмо обязаны благоговѣть, но и поучаться въ законѣ Господнемъ, воспоминая настоящее священное торжество, должны праздновать духовно, что, по мысли иже во святыхъ отца нашего Григорія Богослова, и значитъ пріобрѣтать нѣчто душеполезное, дѣломъ и словомъ угождать Богу.

    Какъ древле отъ Богосотворенной жены праматери Евы произошло преступленіе и послѣдовало Божіе наказаніе прародителямъ за грѣхопаденіе, такъ въ послѣдокь дней на рубежѣ двухъ завѣтовъ ветхаго и новаго тоже чрезъ Богоизбранную Жену Благодатную Марію – спасеніе міру бысть, даровано людямъ прощеніе грѣховъ отъ Бога, введенъ на землю миръ, царствіе небесное отверсто, и святый градъ – Іерусалимъ увидѣлъ величественное зрѣлище{1}.

    04 December 2024 читать далее


  • Годичныя воспоминанія дней освященія храма.

    Годичныя воспоминанія дней освященія храма.

    Годичныя воспоминанія дней освященія храма.

    Освященіе храма носитъ еще на языкѣ церковнаго устава названіе обновленія. Съ теченіемъ же времени обновленіемъ стали называть освященіе всякаго храма, хотя бы онъ и небылъ возстановленъ, обновленъ, – стали называть въ томъ именно смыслѣ, что чрезъ освященіе зданіе храма становится инымъ, новымъ, изъ несвященваго дѣлается священнымъ, изъ обыкновеннаго зданія дѣлается мѣстомъ особеннаго присутствія Божія, мѣстомъ совершенія жертвы Христовой. («Подол. Епарх. Вѣдом.». 1901. № 29. Ч. Неофф. С. 501-507.). У насъ нынѣ храмовыми праздниками служатъ дни тѣхъ святыхъ или тѣхъ прославляемыхъ Церковію событій, въ честь коихъ устроены храмы. Напримѣръ въ храмѣ апп. Петра и Павла съ особенною торжествевностію отправляются тѣ дни, на которые падаетъ память этихъ апостоловъ, вь храмѣ Успенія Богоматери день Успенія и т. д. Вь древней Церкви храмовыми праздниками считались тѣ дни года, въ которые первоначально совершено было освященіе храмовъ. Въ эти дни совершалось торжественное богослуженіе, на которое народъ сходился въ большомъ количествѣ, какъ въ самый большой праздникъ, и кромѣ своихъ прихожанъ приходили на мѣстное торжество и изъ другихъ мѣстъ. Такъ было не только въ древней Церкви греческой, но и въ вашей древней отечественной Церкви. У насъ до нынѣ 26 ноября посрящено празднованію памяти вмч. Георгія Побѣдоносца, и въ народѣ чтится этотъ день, какъ дель праздничный. Но день вмч. Георгія падаетъ на 23 апрѣля; а 26 ноября празднуется освященіе храма вмч. Георгія, который въ 1037 г. создалъ Ярославъ въ Кіевѣ оредъ вратами св. Софіи, и который въ этотъ день быль освященъ. Въ дни подобнаго годичнаго воспоминанія торжества освященія храма, какъ въ дни великихъ мѣстныхъ праздниковъ, предстоятели церквей не оставляли народъ безъ приличнаго назиданія. («ТКДА. 1885». Т. 3. № 10. С. 200-201.).

    25 September 2024 читать далее


  • Краткое показаніе того, что должно знать христіанину о совѣсти для спасенія своего (По письмамъ святителя Игнатія (Брянчанинова)).

    Краткое показаніе того, что должно знать христіанину о совѣсти для спасенія своего (По письмамъ святителя Игнатія (Брянчанинова)).

    Совѣсть – чувство духа человѣческаго, тонкое, свѣтлое, различающее добро отъ зла.

    Это чувство яснѣе различаетъ добро отъ зла, нежели умъ.

    Труднѣе обольстить совѣсть, нежели умъ.

    И съ обольщеннымъ умомъ, подкрѣпляемымъ грѣхолюбивою волею, долго борется совѣсть.

    Совѣсть – естественный законъ (авва Дороѳей. Поуч. 3-е).

    Совѣсть руководствовала человѣка до закона письменнаго. Падшее человѣчество постепенно усвоило себѣ неправильный образъ мыслей о Богѣ, о добрѣ и злѣ; лжеименный разумъ сообщалъ свою неправильность совѣсти. Письменный законъ содѣлался необходимостію для руководства къ истинному богопознанію и къ богоугодной дѣятельности.

    Ученіе Христово, запечатлѣнное святымъ крещеніемъ, исцѣляетъ совѣсть отъ лукавства, которымъ поразилъ ее грѣхъ (Евр. X, 22). Возвращенное намъ, правильное дѣйствіе совѣсти поддерживается, возвышается послѣдованіемъ ученію Христову.

    Здравое состояніе и правильное дѣйствіе совѣсти возможно только въ нѣдрѣ православной Церкви, потому что всякая принятая неправильная мысль имѣетъ вліяніе на совѣсть: уклоняетъ ее отъ правильнаго дѣйствія.

    06 September 2024 читать далее


  • Проф.-протоіерей Іоаннъ Петропавловскій – Значеніе Преображенія Господня на Ѳаворѣ для вѣры и нравственности христіанина.

    Проф.-протоіерей Іоаннъ Петропавловскій – Значеніе Преображенія Господня на Ѳаворѣ для вѣры и нравственности христіанина.

    Всегда смиренный на поприщѣ земнаго служенія роду человѣческому, глубоко скрывавшій Свое божественное величіе и достоинство подъ образомъ бѣднаго и незнатнаго галилеянина, Господь Іисусъ Христосъ наконецъ рѣшилъ открыть Свою божественную славу троимъ избраннымъ ученикамъ Своимъ – Петру, Іакову и Іоанну. Съ этою цѣлію, взявши ихъ съ Собой на гору Ѳаворъ, Господь чудеснымъ образомъ преобразилъ предъ ними Свой внѣшній видъ; и лице Его получило блескъ, подобный блеску солнца, а одежды Его стали бѣлы какъ снѣгъ. Божественный видъ Спасителя и бесѣда Его при этомъ съ двумя явившимися предъ Нимъ небожителями, Моѵсеемъ и Иліей, вызвали необычайный восторгъ въ зрителяхъ этой чудной картины, въ ученикахъ Христа, и они устами апост. Петра сказали Господу: «Господи! хорошо намъ здѣсь. Хочешь ли мы сдѣлаемъ три палатки – одну Тебѣ, другую Моѵсею и третью Иліѣ». Воспоминаніе объ этомъ событіи и составляетъ празднованіе настоящаго дня.

    Естественнымъ является вопросъ; для чего собственно такъ торжественно воспоминается это событіе изъ земной жизни Спасителя? Несомнѣнно, оно было чудеснаго характера; но какой имѣетъ для насъ смыслъ? что представляетъ собой особенно-важнаго для нашей духовной жизни, для нашего спасенія?

    18 August 2024 читать далее


  • Протоіерей Іоаннъ Троицкій – Поученіе о трапезѣ.

    Протоіерей Іоаннъ Троицкій – Поученіе о трапезѣ.

    Нѣкогда Преподобный Нифоитъ видѣлъ человѣка, сѣдящаго за трaпезой съ своей женою и съ дѣтьми своими. При каждомъ изъ нихъ предстояли прекрасные юноши въ свѣтлыхъ ризахъ, такъ что сколько было сѣдящихъ, столько же было и предстоящихъ. Рабъ Божій почудился тому, что сѣдящіе убоги и нищи, а предстоящіе въ блестящихъ ризахъ, и недоумѣвалъ, что сіе значитъ. Тогда небесный вѣстникъ возвѣстилъ ему, что «свѣтлообразные юноши суть Ангелы Божіи. Она имѣютъ отъ Бога служебное назначеніе предстоять предъ трапезующими благочестиво. Но, прибавилъ вѣстникъ, Ангелы Божіи тотчасъ удаляются отъ сѣдящихъ за трапезой, на полобіе пчелъ отлетающихъ отъ дыма, коль скоро начнутся между нима неподобныя рѣчи и злыя бесѣды. Вмѣсто Ангеловъ тутъ приходятъ діаволы и всѣваютъ злосмрадный дымъ въ трапезу и всякое зло посредѣ трапезующихъ». Выслушавъ съ умиленіемъ, Преподобный невольно помянулъ святыя поистинѣ слова Св. Апостола Павла: братіе, аще ясте, аще ли піете, аще ли ино что творите, вся во славу Божю творите (1 Коринѳ. 10, 31).

    И вы, братіе, желаете ли, чтобы и при вашей трапезѣ предстояли свѣтлообразные юеоши, Св. Aнгелы?.. Безъ сомнѣнія, отъ всего сердца желаете. А если желаете, то всегда старайтесь поступать такъ: непремѣшно предъ началомъ ястія и питія творите усердно и благоговѣйно молитву Господню. Отче нашъ, Иже еси на небесѣхъ!.. и прочія слова сей молитвы, которую долженъ знать наизусть всякій христіанинъ. Вмѣсто Господней молитвы можете произносить и сію: Очи всѣхъ на Тя, Господи, уповаютъ, и Ты даеши имъ пищу во благовременіи, отверзаеши Ты щедрую руку Твою, и исполняеши всяко животное благоволенія. Благословясь такимъ образомъ, наблюдайте, гдѣ бы вы ни были, во время трапезы благоприличіе, умѣренность и воздержаніе въ употребленіи пищи и питія; произносите слова только Богоугодныя, полезныя и необходимыя; а еще лучше, блюдя сердце и умъ всяцѣмъ храненіемъ (Притч. 4, 23), держитесь, сколько возможно, молчанія, потому что отъ многословія не избѣжиши грѣха (Притч. 16, 19). Окончаніе трапезы паки освящайте молитвою ко Господу – благодарною: Благодарю Тя, Христе Боже нашъ, яко насытилъ мя еси земныӕъ Твоихъ благъ: не лиши мя и небеснаго Твоего царствія. Вотъ такая трапеза, – съ молитвою, съ благодареніемъ, благоразумная, – и будетъ во славу Божію, и вы насладитесь невидимымъ, но тѣмъ не менѣе вожделѣннымъ, присутствіемъ Святыхъ Ангеловъ.

    17 August 2024 читать далее


  • Св. прав. о. Іоаннъ Кронштадтскій – Природа растеній и природа души человѣческой.

    Св. прав. о. Іоаннъ Кронштадтскій – Природа растеній и природа души человѣческой.

    По природной сообщительности, не могу не подѣлиться съ вами, возлюбленные братья и сестры, мыслями и чувствами, посѣтившими меня при видѣ лѣсовъ, полей и луговъ, одѣвшихся самою живою свѣжею зеленью, ласкавшею глазъ и разнообразно благоухавшею во время слѣдованія моего изъ Петербурга въ Москву; все шестисотверстное пространство было покрыто зеленью, какъ живымъ ковромъ самымъ разнообразнымъ; не было мѣста, гдѣ бы не было растительной жизни и красоты; каждое деревцо, каждая вѣточка на деревѣ нарядились въ живую лиственную одежду, – каждая травка возвысила свой стебелекъ или листокъ, быстро развивавшійся изъ земли. Думалъ я, какимъ жизненнымъ ключомъ бьетъ изнутри вся природа, какъ стремится она жить, развиваться, украшаться и украшать міръ Божій и достигать намѣреній и цѣлей, указанныхъ Творцомъ. Но вѣдь каждое деревцо, силою Божіей, развивается само изъ себя, изъ своего существа и изъ своей природной, данной Богомъ, формы или вида, какъ всякая травка, всякій цвѣтокъ, всякое хлѣбное зернышко, всякое корнеплодное и другое сѣмя и растеніе развивается изъ себя и доставляетъ столько пріятности для глазъ и всѣхъ чувствъ.

    Такова природа растеній, но не плодоноснѣе ли несравненно природа души человѣческой, созданной по образу и подобію Божію? Не во сто ли и тысячу кратъ способна она развиваться и украшаться и приносить духовные плоды Творцу и Богу своему, Который создалъ ее по Своей безмѣрной благости способною развиваться въ безконечность, принести безчисленные плоды добрыхъ дѣлъ, – правды, святости, любви, кротости, смиренія, терпѣнія, воздержанія, чистоты молитвы, милостыни, нестяжанія, сочувствія, сострадательности, всецѣлой преданности Богу и проч.? Такъ, дорогіе братья и сестры, мы можемъ и должны болѣе чѣмъ неодушевленная, но прекрасная природа, развиваться, украшаться и благоухать христіанскими добродѣтелями. Возьмемъ себѣ урокъ отъ нея. Замѣчайте, какъ она съ наступленіемъ благопріятнаго времени весны и лѣта спѣшитъ развиваться, украшаться, благоухать и приносить сладкіе плоды: и мы не будемъ дремать въ лѣности и бездѣйствіи, а будемъ спѣшить исправляться, стряхивать съ себя пыль и ветошь грѣха, и обновляться всякій день вѣрою, молитвою, покаяніемъ, добрыми дѣлами.

    03 August 2024 читать далее


  • Миссіонеръ-священникъ Евгеній Зубаревъ – Подражай Христу (Уроки подвижничества святыхъ отцовъ IV-V вв.)

    Миссіонеръ-священникъ Евгеній Зубаревъ – Подражай Христу (Уроки подвижничества святыхъ отцовъ IV-V вв.)

    Авва Спиридонъ, пастырь овецъ, столько былъ святъ, что удостоился быть пастыремъ людей; ибо въ одномъ изъ Кипрскихъ городовъ, именно въ Тримиѳунтѣ, онъ избранъ былъ въ епископа.

    Но по великому смиренію своему, онъ, будучи епископомъ, пасъ и овецъ. Однажды въ полночь воры тайно подошли къ овчарнѣ, чтобы украсть овецъ. Но Богъ, хранящій пастыря, сохранилъ и овецъ. Воры невидимою силою были связаны у овчарни. На разсвѣтѣ пришелъ къ овцамъ и пастырь и, увидѣвъ воровъ съ связанными назадъ руками, узналъ о случившемся. Сотворивъ молитву, авва Спиридонъ развязываетъ воровъ. Потомъ долго убѣждалъ и увѣщевалъ ихъ, чтобы старались жить лучше честными трудами, чѣмъ воровствомъ, и, подаривъ имъ одну овцу, отпустилъ ихъ, сказавъ съ любовію: чтобы не подумали, что вы даромъ стерегли овчарню.

    19 July 2024 читать далее