• Радоница.

    Радоница.

    Православные христіане имѣютъ благочестивый обычай совершать въ Понедѣльникъ или во Вторникъ Ѳоминой недѣли молитвенное поминовеніе въ храмахъ и на могилахъ своихъ усопшихъ сродниковъ. Обычай этотъ называется въ нѣкоторыхъ мѣстностяхъ нашего отечества радоницею; онъ ведетъ свое начало съ древнѣйшихъ временъ и имѣетъ самое благотворное значеніе не только для почившихъ, за которыхъ моленія приносятся, но и для живыхъ, совершающихъ таковыя моленія.

    Названіе радоница происходитъ отъ великой духовной радости о Воскрестіемъ Спасителѣ, которою въ указанный день поминовенія христіане, живущіе на землѣ, дѣлятся съ душами усопшихъ отецъ и братій своихъ. Глубокій смыслъ, лежащій въ основѣ этого благочестиваго обычая – радоницы, заключается въ томъ, что св. Православная Церковь, по прошествіи свѣтлыхъ дней Пасхи, когда она непрерывно праздновала высочайтее торжество свое – Христово воскресеніе, – спѣшитъ съ перваго же дня Ѳоминой недѣли раздѣлить свою радость и съ умершими въ надеждѣ блаженнаго воскресенія, каковую радость возвѣстилъ умершимъ и Самъ Господь нашъ, сходившій въ адъ проповѣдать побѣду надъ смертію (1 Петр. 3, 13-19). Движимые искреннею любовію къ своимъ приснымъ по вѣрѣ и крови, почившимъ о Господѣ, христіане, живущіе на землѣ, усугубляютъ свои моленія къ Воскресшему объ усвоеніи спасительныхъ плодовъ Его воскресенія перешедшимъ съ вѣрою въ загробную жизнь и объ избавленіи ихъ отъ вѣчныхъ мученій адскихъ.

    14 May 2024 читать далее


  • Ѳомина недѣля.

    Ѳомина недѣля.

    Недѣля св. Aп. Ѳомы называется иначе недѣлею «Новою», или недѣлею «Антипасхи», что значитъ «вмѣсто Пасхи», или обновленіе Пасхи. Память о священныхъ событіяхъ изъ жизни Спасителя и Божіей Матери ежегодно св. Церковью возобновляется или обновляется торжественнымъ празднованіемъ Благовѣщенія, Рождества Христова, Крещенія, Успенія, Преображенія и др. День же Свѣтлаго Христова Воскресенія настолько великъ и радостенъ по своему значенію, что память о немъ возобновляется Церковью еженедѣльно въ каждый воскресный день, и потому первое воскресенье послѣ Пасхи и называется днемъ обновленія Пасхи. Названіе «обновленія» тѣмъ приличнѣе этому дню, что въ восьмой день по воскресеніи Своемъ Самъ Господь благоволилъ обновить радость воскресенія Своего, вторично явившись Апостоламъ и утвердивъ вѣру св. Ап. Ѳомы, доселѣ не хотѣвшаго вѣрить воскресенію Спасителя.

    Въ древности Ѳомино воскресечiе носило еще имя «воскресенія въ бѣлыхъ». Имя это дали ему новообращенные христіане, которые въ Великую субботу принимали таинство крещенія и миропомазанія. Выходя изъ купели, они по уставу облачались въ бѣлыя одежды – символъ чистоты и невинности – и носили эти одежды въ продолженіе всей пасхальной седмицы, а въ Ѳомино воскресенье омывали на тѣлѣ св. мѵро и торжественно вносили въ храмъ бѣлыя одежды, почему и воскресеніе это называлось «въ бѣлыхъ».

    14 May 2024 читать далее


  • Разсказы изъ жизни святыхъ о силѣ молитвы и пользѣ милостыни за усопшихъ.

    Разсказы изъ жизни святыхъ о силѣ молитвы и пользѣ милостыни за усопшихъ.

    Случаи, изъ которыхъ можно видѣть спасительную силу молитвъ за усопшихъ, нерѣдки въ жизни святыхъ подвижниковъ.

    Такъ, св. Іоаннъ Милостивый, патріархъ Александрійскій, поучая, что молитвенныя поминовенія весьма полезны душамъ, отшедшихъ отъ насъ, разсказывалъ между прочимъ слѣдующую повѣсть:

    Одинъ христіанскій плѣнникъ засаженъ былъ Персами въ темницу. Нѣкоторые изъ сотоварищей его, убѣжавъ изъ Персіи и пришедши въ Кипръ, увѣрили родителей плѣннаго, что сынъ ихъ уже умеръ, и они (сотоварищи) погребли его. Вслѣдствіе сего начали совершаться поминовенія по усопшемъ, и три раза въ году совершались. Но чрезъ четыре года является самъ мнимо умершій, узнаетъ, что столько времени молились объ немъ, какъ объ усопшемъ, и спрашиваетъ: въ какіе дни года совершалось о немъ поминовеніе? Родители отвѣчали: на праздникъ Богоявленія, на Пасху и на день Пятидесятницы. Тогда возвратившійся плѣнникъ сказалъ родителямъ: точно, въ эти дни приходилъ ко мнѣ какой-то свѣтоносный мужъ, разрѣшалъ меня отъ оковъ, выводилъ изъ темницы, и я могъ цѣлый день свободно прохаживаться; на другой же день опять обрѣтался я въ темницѣ и въ оковахъ.

    30 March 2024 читать далее


  • Воспоминаніе усопшихъ.

    Воспоминаніе усопшихъ.

    Усопшіе братія наши умоляютъ насъ живыхъ, не забывать, и мы по братской христіанской любви должны какъ можно чаще воспоминать ихъ. Какъ и чѣмъ? Всѣмъ, что внушено будетъ любовію, но наипаче теплою и постоянною молитвою.

    Можно воспоминать добрымъ словомъ: воспоминаніемъ любезнаго имени покойника, образа жизни, привычекъ и поступковъ, бесѣдами о немъ, похвалами ему. Но есть ли существенная польза для умершихъ отъ сего воспоминанія? Какое утѣшеніе имъ отъ красныхъ словъ нашихъ и отъ многорѣчивыхъ похвалъ? Можно воспоминать сооруженіемъ памятниковъ разнаго вида, разной цѣны, разнаго вещества. Но какое утѣшеніе покойникамъ отъ состраданія и любви, выражаемыхъ безжизненными металлами и камнями? Очиститъ ли это хотя малѣйшій грѣхъ? Можно воспоминать подражаніемъ добродѣтелямъ покойниковъ: это полезно для живыхъ и, вѣроятно, для умершихъ. Но сего воспоминанія недостаточно тѣмъ болѣе, что не всѣ покойники имѣютъ достоподражаемыя качества и дѣла.

    Воспоминаю вамъ, братіе мои и чада, и друзи мои, не забывайте мя, егда молитеся ко Господу. Вотъ о чемъ просятъ насъ покойники!

    30 March 2024 читать далее


  • Повѣсть о Таксіотѣ воинѣ, воскресшемъ изъ мертвыхъ (Прологъ Марта 28).

    Повѣсть о Таксіотѣ воинѣ, воскресшемъ изъ мертвыхъ (Прологъ Марта 28).

    Въ Африкѣ, въ городѣ Карфагенѣ, жилъ воинъ по имени Таксіотъ; жизнь онъ велъ грѣховную. Когда же открылась тамъ эпидемическая болѣзнь, Таксіотъ испугался и, раскаясь въ грѣхахъ своихъ, принесъ искреннее покаяніе и удалился съ женою изъ города на жительство въ село. Чрезъ нѣсколько времени, дѣйствіемъ діавола, онъ опять смертно согрѣшилъ, и, бывъ ужаленъ змѣею, скончался. Недалеко отъ того мѣста былъ монастырь, и жена его умолила монаховъ взять тѣло умершаго и похоронить въ церкви. Погребеніе совершилось въ три часа, а въ девятомъ раздался вопль изъ могилы: «помилуйте меня, сжальтесь надо мною»! Немедленно раскопали могилу и нашли Таксіота живымъ. Ужасъ объялъ всѣхъ, стали распрашивать какъ это случилось, но онъ отъ слезъ и рыданій не могъ выговорить ни слова, умоляя скорѣе привести его къ мѣстному епископу Тарасію. Епископъ три дня убѣждалъ его повѣдать ему тайны загробной жизни, и только на четвертый день Таксіотъ разсказалъ слѣдующее:

    30 March 2024 читать далее


  • Замѣчательное сновидѣніе (Покойнаго Ярославскаго Архіепископа Нила).

    Замѣчательное сновидѣніе (Покойнаго Ярославскаго Архіепископа Нила).

    Въ прошедшемъ 1871 году, состоявшій въ пѣвческомъ хорѣ, А. Я.., проживъ не болѣе 24-хъ лѣтъ, умеръ отъ эпидемической холеры. Чрезъ девять дней послѣ смерти, именно утромъ 16 іюля, явился онъ мнѣ во снѣ.

    На немъ былъ знакомый мнѣ сюртукъ, только удлиннѣвшій до пятъ. Въ моментъ явленія ко мнѣ Я-ва видѣлъ я у стола гостинной своей, а онъ вошелъ изъ залы довольно скорымъ шагомъ, какъ это и всегда бывало, показавъ знаки уваженія во мнѣ, приблизился онъ къ столу, и не сказавъ ни слова, началъ высыпать на столъ изъ подъ жилета мѣдныя деньги съ малой примѣсью серебряной, очень истертой монеты

    Съ изумленіемъ спросилъ я: Что это значитъ? Онъ отвѣчалъ: На уплату долга{*}.

    Это меня очень поразило и я неоднократно повторилъ: Нѣтъ, нѣтъ, не нужны твои деньги, самъ заплачу твой долгъ.

    При словахъ сихъ Я-въ съ осторожностію сказалъ мнѣ: Говорите потише, чтобъ не слыхали другіе.

    На выраженную же мною готовность уплатить за него долгъ онъ не возражалъ, а деньги не укоснилъ сгрести рукою со стола. Но куда положилъ онъ ихъ, не удалось мнѣ замѣтить, а кажется онѣ тутъ же исчезли.

    За тѣмъ, вставши со стула, я обратился къ Я-ву съ вопросомъ: Гдѣ находишься ты, отшедши отъ насъ?

    30 March 2024 читать далее


  • Что служитъ отрадою для умершихъ.

    Что служитъ отрадою для умершихъ.

    Много слезъ мы проливаемъ, когда схоронимъ своихъ близкихъ родственниковъ. Конечно, слезы понятны и естественны; но онѣ не приносятъ пользы ни намъ – живымъ, ни умершимъ. Самымъ лучшимъ утѣшеніемъ для насъ и отрадою для умершихъ служитъ молитва; эта мысль прекрасно выражена въ одной церковной пѣсни, пѣваемой при прощаніи съ умершими: «Зряще мя безгласна и бездыханна предлежаща, восплачите о мнѣ, братіе и друзи, сродницы и знаеміи, вчерашній бо день бесѣдовахъ съ вами, и внезапу найде на мя страшный часъ смертный: но пріидите вси любящій мя, и цѣлуйте мя послѣднимъ цѣлованіемъ; не ктому бо съ вами похожду или бесѣдую прочее: къ Судіи бо отхожду, идѣже нѣсть лицепріятія – рабъ бо и владыка вкупѣ предстоятъ, царь, воинъ, богатый и убогій, – въ равнѣмъ достоинствѣ: кійждо бо отъ своихъ дѣлъ или прославится или постыдится; но прошу всѣхъ и молю: непрестанно о мнѣ молитеся Христу Богу, да не низведенъ буду по грѣхомъ моимъ на мѣсто мученія, но да вчинитъ мя, идѣже свѣтъ животный». Въ самомъ дѣлѣ, въ чемъ нуждаются умершіе? Пищи имъ не нужно, одежды также; имъ только и нужно отпущеніе грѣховъ, безъ которыхъ человѣкъ не можетъ прожить. А отпущеніе грѣховъ даруется или чрезъ покаяніе или чрезъ молитву. Мертвые каяться уже не могутъ, и имъ остается одно утѣшеніе, это – молитва родныхъ или молитва Церкви. Насколько важна эта молитва и какую отраду умершимъ доставляетъ она, – это наглядно можно видѣть изъ жизни преподобнаго Макарія Египетскаго, память коего празднуется 19 января. Но предварительно разскажемъ про жизнь этого великиго подвижника.

    08 March 2024 читать далее