• «ИЗМИТЕ ЗЛАГО ОТ ВАС САМЕХ» (1 Кор. 5:13). Обращения Архипастырей ИПЦ Виктора (Островидова) и Серафима (Самойловича).

    «ИЗМИТЕ ЗЛАГО ОТ ВАС САМЕХ» (1 Кор. 5:13). Обращения Архипастырей ИПЦ Виктора (Островидова) и Серафима (Самойловича).

    Приносим глубокую благодарность автору публикации Игору Васильевичу Ильичеву за предоставление нашему сайту данного материала. – ред.

    История написания текстов Обращений двух архиереев Истинно-Православной Церкви кратко изложила в своих показаниях заключенная Кулойлага Ксения Николаевна Пискановская на следствии по делу в 1940-1941 годах[1].

    «В 1933 г{оду} в Архангельск приехал направлявшийся в ссылку в Печеру[2] епископ Виктор Островидов, который также принял участие в проведении нелегальных служб[3]. В то же время приехал в ссылку епископ Серафим Самойлович»; «С приездом в Архангельск еп{ископа} Виктора к нему стали ходить многие из адм{инистративно-}ссыльного Вятского духовенства, фамилий всех я не помню, но к нему ходили: отец Павел (священник)[4], два священника Николая, дьякон Касьянов Афанасий[5], священник Кокарников Александр[6]. Еп{ископ} Виктор жил у нас недели две, а затем уехал на Печеру. Все его знакомые священники: Павел, два Николая, Касьянов, Кокарников продолжали посещать нашу квартиру и принимали участие в проводимых беседах и службах. После отъезда Виктора отец поддерживал с ним письменную связь»; «На вопрос следователя об известных ей тайных рукоположениях обвиняемая показала: "Мне известен лишь один случай, когда еп{ископ} Серафим в 1934 г{оду} у нас на квартире рукоположил в священники адм{инистративно-}ссыльного Якобсона Александра Яковлевича[7] и, видимо, снабдил его антиминсом, т{ак} к{ак} после этого Якобсон проводил службы у себя на квартире. Кроме того, мне известны случаи, когда еписк{оп} Серафим дьякона, адм{инистративно-}ссыльного {Афанасия} Касьянова, повысил до протодьякона"»;

    «Из показаний К. Н. Пискановской узнаем новые подробности взаимоотношений между митрополитом Кириллом (Смирновым), архиепископом Серафимом (Самойловичем), епископом Виктором (Островидовым), с одной стороны, и митрополитом Сергием (Страгородским) – с другой.

    01 March 2021 читать далее


  • Новосвмуч. Іосифъ, митрополитъ Петроградскій, и потаенная Церковь.

    Приводимые ниже документы представляютъ собою свидѣтельство мужественнаго духа и безстрашнаго исповѣдничества правды Божіей въ окруженіи враговъ Церкви, проявленныхъ Митрополитомъ Іосифомъ, главою протестнаго движенія противъ союза Церкви съ безбожниками, устроеннаго Митрополитомъ Сергіемъ, такимъ образомъ потомъ понудившимъ часть клира и мірянъ къ организаціи потаенной церкви. 

    Письмо Митрополита Іосифа къ Епископу, отложившемуся отъ Митрополита Сергія.

    Дорогой Владыка. Узнавъ отъ ... о принятомъ Вами рѣшеніи, нахожу и послѣ ознакомленія со всѣми матеріалами, что другого выхода нѣтъ. Одобряю Вашъ шагъ, присоединяюсь къ Вамъ, но, конечно, помочь Вамъ болѣе существенно лишенъ возможности. Правильно строить свое церковное дѣло, чтобы мы управлялись самостоятельно каждый, обращая всѣ взоры и надежды на единственно законнаго Мѣстоблюстителя М. Петра и будущій помѣстный Соборъ всѣхъ нынѣшнихъ святителей, а не случайнаго подбора и ихъ отдѣльными лицами. Этого законнаго собора только и должны сейчасъ добиваться всякіе правители и Синодъ, и, если они безсильны сдѣлать это, то должны честно сами сойти со сцены и сказать открыто, что мы готовы на всѣ мученія, но правды Христовой никогда не принесемъ въ жертву и посмѣяніе мракобѣсію безбожія. Помоги Вамъ Господи. Да не уничтожится у насъ вѣра въ неложность обѣтованія Господня быть до скончанія вѣка.

    Митр. Іосифъ.

    20 November 2020 читать далее


  • Новосвмуч. Андрей (кн. Ухтомский), архиеп. Уфимский – Об епископах и о катаскопах (1928).

    Новосвмуч. Андрей (кн. Ухтомский), архиеп. Уфимский – Об епископах и о катаскопах (1928).

    Архиепископ Андрей в ссылке.

    Священномученик Андрей (Ухтомский), архиеп. Уфимский, вместе с иными Новомучениками и Исповедниками Российскими был причислен к лику святых на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) в 1981. – ред.

    Caveant christiani!

    (Будьте осторожны, христиане)

    Подозрительный читатель, прочитав это заглавие, может подумать, что мы, пользуясь революционною свободою, злоупотребляем ею и вводим в употребление доселе неслыханное слово "катаскоп"[1], совершенно ненужное и излишнее. Между тем это слово в церковный язык введено очень давно и совсем не нами, а святителем Афанасием Александрийским, которому приходилось за всю его многострадальную епископскую жизнь много страдать от ложных епископов, которые не давали ему покоя даже в ссылке. Этих ложных, фальшивых епископов святитель Афанасий и называл катаскопами[2]. Точный перевод этого греческого слова на русский язык мы дадим впоследствии; а пока напомним читателю, что слово "епископ" значит надзиратель, т<о> е<стъ> надзиратель за святостью и чистотой церковной жизни. Можно, значит, предположить, что слово "катаскоп", по терминологии святителя Афанасия, – это нечто противоположное епископу.

    А из предательской деятельности этих катаскопов мы увидим, что это и есть так: катаскоп это существо, которое выдвигается жизнью для того, чтобы заменить собой истинного церковного епископа, когда этот истинный народный епископ для грешной земли неудобен.

    Катаскопы – это люди, носящие костюмы епископа, но на деле антиепископы, как, напр<имер>, Каиафа был первосвященником по своему облачению, но в душе принадлежал к той толпе, которую церковная песнь называет: "иже праведников убийцы".

    04 September 2020 читать далее


  • Митрополитъ Иннокентій (Фигуровскій) – Открытое письмо Епископу Нестору.

    Митрополитъ Иннокентій (Фигуровскій) – Открытое письмо Епископу Нестору.

    Непримиримый противник политики митр. Сергия (Страгородского), митр. Иннокентий (Фигуровский), узнав от митр. Антония (Храповицкого) о присоединении еп. Нестора (Анисимова) к «полуобновленцам» (как назвал митр. Антоний сторонников митр. Сергия), резко высказался в адрес еп. Нестора. Митр. Иннокентий оспаривал канонические права митр. Сергия (Страгородского), напоминал о гонениях на Церковь, обвиняя еп. Нестора в карьеризме и лукавстве. – ред.

    Въ № 967 газ. «Гун-бао» я прочелъ случайно Ваше интервью съ сотрудникомъ газеты. Считаю долгомъ отвѣтить Вамъ по содержанію его открытымъ письмомъ.

    Я давно подозрѣвалъ, что Вы тяготѣете къ Митрополиту Нижегородскому Сергію, но не считалъ возножнымъ открыто объ этомъ говоритъ, пока не получилъ отъ нашего Первоіерарха, Митрополита Антонія, письма, извѣщающаго, что и Вы и Архіепископъ Сергій Токійскій дѣйствительно присоединилась къ «полуобновленцамъ» (выраженіе Митр. Антонія).

    19 July 2020 читать далее


  • Иеромонах Серафим (Роуз) – Что такое «сергианство»?

    Иеромонах Серафим (Роуз) – Что такое «сергианство»?

    16/29-го июля 1927 г. митрополит Нижегородский Сергий, исполняющий в то время обязанности Местоблюстителя Патриаршего Престола, огласил свою бесславную “Декларацию” преданности Русской Православной Церкви Советской власти и солидарности с “радостями” и “скорбями” оной. Этот документ был напечатан в официальной советской газете “Известия” 6/19-го августа того же года и стал явной причиной фундаментального разделения возникшего в Русской Церкви в то "время и продолжающегося до наших дней. По словам одного исследователя истории Церкви этого периода (лично придерживающегося “сергианства”) год “Декларации" являлся годом “поворотным. До настоящего времени вся жизнь Церкви течет под знаком этого года” (А. Краснов-Левитин, Воспоминания, УМСА-Пресс, 1977, с. 91).

    22 November 2019 читать далее


  • «Возненавидех церковь лукавнующих». 15 лет анафемствования сергианства Русской Зарубежной Церковью.

    «Возненавидех церковь лукавнующих». 15 лет анафемствования сергианства Русской Зарубежной Церковью.

    Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви 19 ноября 2004 года в Мансонвилле провозглашый анафему сергианству.

     

    Утверждающим антихристианскую ересь сергианскую; учащим, что, якобы, союзом с врагами Христа спасается Церковь Христова, и подвиг мученичества и исповедничества отвергающим, и на иудином основании лжецерковь устрояющим, и ради этого дозволяющим нарушать и искажать учение, каноны и нравственные законы христианские; заповедающим христианам поклоняться богоборческой власти, будто бы Богом данной, и служить ей не за страх, а за совесть, благословляя все её беззакония; оправдывающим гонения на Истинную Церковь Христову от богоборцев, думая тем самым служить Богу, – как и совершали на деле продолжатели ереси обновленческой митрополит Сергий Страгородский и все его последователи – Анафема!

    6/19 ноября 2004 г.

    Свят. Павла, патриарха

    Константинопольского, исп.

    ☦ Митрополит Виталий, Первоиерарх РПЦЗ (подпись)

    22 November 2019 читать далее


  • МИТРОПОЛИТЪ СЕРГІЙ И ЦЕРКОВЬ.

    МИТРОПОЛИТЪ СЕРГІЙ И ЦЕРКОВЬ.

    Годовщина принятия митр. Сергием (Старогородским) Декларации о лояльности к Советской власти (29 июля 1927 г.)  – ред.

     

    Прошло сравнительно немало времени съ періода расколовъ и тяжелыхъ гоненій на Церковь, вызванныхъ извѣстной «Деклараціей» Митрополита Сергія. Однако православный умъ не перестаетъ недоумѣвать и ищетъ причину, побудившую такого крупнаго богослова (ученика Бл. Митр. Антонія), нарушить элементарные законы христіанской совѣсти для, какъ ему повидимому искренне казалось, – пользы Церкви. Авторитетъ Митр. Сергія, какъ богослова былъ настолько высокъ, что даже пресловутая «декларація» не помѣшала другому выдающемуся богослову – Вл. Лосскому – сравнить Митрополита Сергія ни съ кѣмъ инымъ, какъ со Св. Василіемъ Великимъ.

    И все же мы вправѣ усомниться, что истинный православный богословъ способенъ на такія элементарные съ точки зренія чистаго христіанскаго сознанія ошибки; и выдвигаемъ гипотезу (пусть субъективную) возможности существованія въ одномъ человѣкѣ какъ бы глубокаго и догматически какъ бы правильнаго богословскаго міровоззрѣнія рядомъ съ нецерковнымъ сознаніемъ.

    29 July 2019 читать далее