• «Что душа въ тѣлѣ, то Духъ Божіи въ церкви». Слово блаженнаго Августина въ день Пятидесятницы.

    «Что душа въ тѣлѣ, то Духъ Божіи въ церкви». Слово блаженнаго Августина въ день Пятидесятницы.

    Настоящимъ торжествомъ мы, братіе, прославляемъ пришествіе Святаго Духа, Котораго послалъ Господь на землю, по Своему обѣтованію, которое Онъ изрекъ Своимъ ученикамъ слѣдующимъ образомъ: аще не иду Азъ, Утѣшитель не пріидетъ къ вамъ: аще ли же иду, послю его къ вамъ (Іоан. 16, 7). И вотъ, послѣ того какъ Господь пострадалъ, умеръ, воскресъ и вознесся на небо, оставалось исполниться Его обѣтованію. Ожидая исполненія этого обѣтованія, ученики его, числомъ, какъ сказано, яко сто и двадесятъ (Дѣян. 1, 16), т. е. десятикратно увелилившимся въ сравненіи съ числомъ апостоловъ (ибо апостоловъ Господь избралъ двѣнадцать, а Духа послалъ ста двадцати), пребывали въ одномъ домѣ, терпяще единодушно въ молитвѣ и моленіи (Дѣян. 1, 14). Проводя такъ время, они самою вѣрою и молитвою, самымъ духовнымъ ожиданіемъ содѣлали себя новыми мѣхами, способными вмѣщать въ себя новое, небесное вино. И вотъ оно излилось! Ибо Господь Іисусъ Христосъ, этотъ многоплодный виноградный гроздъ, уже созрѣлъ и былъ прославленъ.

    22 June 2021 читать далее


  • Слово на утрени на праздникъ св. Пасхи.

    Слово на утрени на праздникъ св. Пасхи.

    Перифразъ пасхальнаго слова св. Златоуста, сдѣланнаго Высокопреосвященнымъ Митрополитомъ Кіевскимъ Платономъ.

    Христосъ воскресе!

    «Кто благочестивъ и боголюбивъ», – говоритъ св. Златоустъ, – кто истинно чтитъ Бога и любитъ Его искренно, «да насладится сего добраго и свѣтлаго торжества», т. е. преславнаго воскресенія Христова, которое мы нынѣ празднуемъ и въ коемъ Господь такъ дивно показалъ и благость Свою къ роду человѣческому, и премудрость въ искупленіи его отъ вѣчной погибели, и силу Свою надъ врагами спасенія нашего. – «Кто рабъ благоразумный», кто данные ему отъ Бога таланты – время, силы и способности, не скрываетъ напрасно въ землю, не иждиваетъ на земныя только дѣла и удовольствія, но мудро употребляетъ на служеніе Господу и стяжаніе вѣчнаго блаженства, «да внидетъ радуяся въ радость Господа своего», да будетъ участникомъ той духовной радости, которую Господь уготовалъ вѣрвымъ рабамъ Его, искупленнымъ кровію Спасителя (Матѳ. 25, 21). – «Кто потрудился постяся», – кто во время прошедшаго поста не оставался въ праздности, но усердно трудился надъ дѣломъ спасенія своего, «да пріиметъ нынѣ динарій», – получитъ въ благодатныхъ плодахъ воскресевія Христова ту награду, какую обѣщалъ Богъ добрымъ дѣлателямъ (Матѳ. 10, 10. 20, 1-8). – «Кто работалъ съ перваго часа», – исполнялъ волю Божію съ дѣтства, или съ того времени, какъ Господь призвалъ его въ вертоградъ Свой т. е. въ Церковь Христову, «пусть получитъ нынѣ плату, слѣдующую ему по справедливости». – «Кто пришелъ послѣ третьяго часа», приступилъ къ дѣлу Божію не вдругъ, но опустилъ нѣсколько времени, «да празднуетъ благодаря» Бога за снисхожденіе къ нему. – «Кто успѣлъ придти по шестомъ часѣ», пришелъ на зовъ Божіи еще позже, когда протекла уже половина его жизни, «пусть ни мало не безпокоится; ибо онъ ничего не лишится» изъ тѣхъ благъ, которыя воскресшій Господь даруетъ всѣмъ, желающимъ вкушать оныя. – «Кто пропустилъ и девятый часъ», замедлилъ еще болѣе и началъ трудиться надъ дѣломъ Божіимъ тогда, какъ день жизни его склонился уже къ вечеру, «пусть приступитъ безъ всякаго сомнѣнія и боязни»: ибо нынѣ явилась благодать Божія, спасительная всѣмъ человѣкамъ (Тит. 2, 11). – «Если кто успѣлъ придти только въ одинадцатый часъ», – даже и тотъ, кто вышелъ на дѣло Божіе очень поздно, сталъ пещись о спасеніи души своей уже въ старости, «и тотъ да не страшится замедленія: ибо домовладыка, любя честь», и будучи щедръ, «пріемлетъ и послѣдняго какъ перваго, успокоиваетъ и пришедшаго въ одинадцатый часъ, какъ трудившагося съ перваго часа», воздавая всѣмъ должное. «И первому удовлетворяетъ», награждая его по справедливости, «и послѣдняго милуетъ» по снисхожденію, «и оному даетъ» заслуженное, «и сему даритъ» по благости Своей; «и добрыя дѣла пріемлетъ» съ радостію, и благое «намѣреніе лобызаетъ» съ любовію; «и дѣяніе чтитъ» какъ должно, «и доброе расположеніе хвалитъ».

    02 May 2021 читать далее


  • Святитель Амфилохій, еп. Иконійскій – Слово въ день Обрѣзанія Господа нашего Іисуса Христа, и въ похвалу святому Василію Великому

    «Сѣнь имый законъ» письмени «грядущихъ благъ, а не самый образъ вещей», сказалъ великій Павелъ (Евр. 10, 1). Какъ живописцы, смотря на первообразы, сперва легко обозначаютъ на доскѣ виды изображаемыхъ предметовъ, а послѣ, составивъ по правиламъ искусства различныя краски, и покрывая ими первыя очертанія, живописуютъ уже предметы сходственно съ образцами: такъ законъ духа, взирая на блага, уготованныя Святымъ на небесахъ, какъ на нѣкіе живые образцы и нетлѣнные предметы, въ началѣ чрезъ Моѵсея и Ветхій Завѣтъ обозначилъ только тѣнь сихъ благъ, а потомъ чрезъ Христа и Новый Завѣтъ, употребивъ догматы благочестія и истины, какъ свѣтлыя и яркія краски, представилъ взорамъ яснѣйшее изображеніе оныхъ небесныхъ и невидимыхъ благъ. Притомъ, какъ первоначальное очертаніе предмета становится непримѣтнымъ, и какъ бы изчезаетъ, когда изображаемое, посредствомъ искусства и красокъ, принимаетъ полную свою красоту: подобно сему изчезаютъ и уничтожаются тѣни нетлѣнныхъ вещей, когда наконецъ открываются самые ихъ образы, самыя блага, сокрытыя нынѣ на небесахъ. «Аще пророчествія», говоритъ Апостолъ, «упразднятся, аще разумъ испразднится: отъ части бо разумѣваемъ, и отъ части пророчествуемъ: егда же пріидетъ совершенное, тогда, еже отъ части, упразднится» (1 Кор. 13, 8-10).

    13 January 2021 читать далее


  • «ТАИНСТВО СТРАННОЕ И ПРЕСЛАВНОЕ». Слово св. Іоанна Златоуста, читавшееся въ древней Греческой Церкви на утренѣ Рождества Христова.

    «ТАИНСТВО СТРАННОЕ И ПРЕСЛАВНОЕ». Слово св. Іоанна Златоуста, читавшееся въ древней Греческой Церкви на утренѣ Рождества Христова.

    Таинство странное и по истиннѣ изумительное представляетъ мнѣ торжество настоящаго праздника! Слышу раздающіяся пѣнія пастырей, которыхъ звуки съ пустынныхъ полей возносятся къ небу и смѣшиваются съ хорами Ангельскими. – Ангелы и Архангелы, Херувимы и Серафимы, въ радостныхъ пѣсняхъ и въ торжественныхъ гимнахъ, прославляютъ Господа, и – святая радость одушевляетъ ихъ вь сей день, въ который Божество соединилось съ человѣчествомъ. О, высокаго смотрѣнія! О, неизреченной благости! Богъ сущій превыше небесъ, нисходитъ даже до нашего ничтожества, а человѣкъ, столь глубоко низринувшійся чрезъ свое паденіе, возвышается даже до небесъ! Нынѣ Виѳлеемъ есть истинный образъ неба, – не того, которое украшаютъ звѣзды и освѣщаютъ лучи солнца, но того, которое оглашаютъ своимъ пѣніемъ хоры Ангеловъ и наполняютъ солнца правды своею безпредѣльностію. – Не вопрошай меня: какъ совершилось это чудо? ибо тамъ, гдѣ повелѣваетъ Богъ, природа только повинуется. Онъ восхотѣлъ и – возмогъ, пришелъ и – спасъ насъ! Воля Божія не знаетъ сопротивленія, и – Сущій отъ вѣчности нынѣ воплощается!

    07 January 2021 читать далее


  • Иже во святыхъ отца ншего Іоанна, пресвитера Дамасскаго, похвала святой и славной мученицѣ Христовой Варварѣ.

    Великомученица Варвара как победный воин Христов. Греческая икона.

    1. Слава, благодать и извѣстность святыхъ и побѣдныхъ мучениковъ благочестія превосходятъ, конечно, всякое сочетаніе похвалъ и стоятъ выше сдожнаго сплетенія риторическихъ словъ и изреченій софистическаго искусства. И мнѣ кажется, что даже весьма опытные въ такого рода наукахъ, всю свою жизнь и заботы употребившіе и отдавшіе на эти занятія, изумились бы и смутились предъ величіемъ настоящаго предмета, – не говоря уже о подобныхъ намъ невѣждахъ и простецахъ, и краемъ пальца, какъ говорится, не отвѣдавшихъ этихъ знаній и искусства. Но тѣмъ не менѣе невозможно, чтобы мы, только приступивъ къ слову, какъ бы пораженные, объятые страхомъ и нерѣшительностью, лишили совершенно и самихъ себя и присутствующихъ внимательныхъ слушателей той пользы, которая, несомнѣнно, проистекаетъ изъ повѣствованія о столькихъ подвигахъ. Итакъ, свыше призвавъ милость и помощь отъ созерцателя такихъ подвиговъ и подвигоположника Христа, опишемъ своимъ словомъ и поставимъ какъ бы передъ глазами ту, которую нынѣ по достоинству прославляемъ, и вкратцѣ предложимъ зрѣлище всей борьбы той, въ честь которой мы устроили сегодня всенародное собраніе, – побѣдной мученицы Варвары, чтобы, постигая божественную силу, которая невидимо поддерживала и укрѣпляла мучениковъ, мы получили отсюда не малую пользу для души и исправленіе, – не заботясь о томъ, чтобы красивыми словами и выраженіями возвысить подвиги, ибо они не нуждаются въ помощи словъ, но говоря объ этихъ дѣлахъ простымъ языкомъ.

    16 December 2020 читать далее


  • Преп. Іосифъ Студитъ, архіеп. Солунскій – Похвальное слово святому великомученику Димитрію.

    Преп. Іосифъ Студитъ, архіеп. Солунскій – Похвальное слово святому великомученику Димитрію.

    Преподобнаго отца нашего и исповедника Іосифа, архіепископа Солунскаго,

    Похвальное слово святому великомученику Димитрію.

    Господи благослови.

    Свѣтлый нынѣ праздникъ и многолюдный, потому что устроитель торжества выше насъ. Кто же это? Слава мучениковъ, великій Христовъ искренній послѣдователь и преславный мученикъ, побѣдоносный Димитрій. Ибо онъ, уязвившись пріятностію любви ко Господу (Пѣсн. 5, 8), пренебрегши все земное, оказался превосходнѣйшимъ въ ратоборствѣ; а велерѣчиваго и весьма надмѣвающагося, замышляющаго на облакахъ поставить престолъ свой и говорящаго въ умѣ своемъ «буду подобенъ Вышнему» (Ис. 14, 13), съ нимъ схватившись въ борьбѣ, показалъ, что онъ лжецъ и пріобрѣлъ силу только наглостію рѣчей своихъ. Посему отъ небеснаго Царя Христа, за котораго съ готовностію пролилъ и кровь свою, получилъ и награды, достойныя побѣды и подвиговъ. Потому что награждается и украшается не вѣнцами чувственными или золотомъ или облаченіемъ, происходящими отъ земли и въ землю обращающимися, какими на малое время увеселяются и восхищаются изъ-за человѣческой славы подвизающіеся на зрѣлищахъ (1 Кор. 9, 25), но тѣмъ, чего міръ давать не можетъ; потому что и подвижничество не есть какое-либо изъ бывающихъ съ подобными намъ, но съ тѣми, что выше насъ. И какая бы борьба ни предстояла намъ, и какая бы ни была сила демоновъ, онъ есть готовый заступникъ призывающимъ Его, отмститель неодолимый и въ войнахъ съ варварами помощникъ надежный всѣмъ притекающимъ къ нему, особенно же обитающимъ во градѣ его, какъ любящій нашъ городъ и нашу родину. Посему, о городъ Солунь, радуйся и веселисъ, красуйся вѣнцомъ пѣсней божественныхъ, и украшаясь имъ, свѣтло ликуй, торжествуя нынѣ, совершая память предстателя твоего и стража, воспѣвая Бога и непрестанно благодаря Его, даровавшаго тебѣ такого помощника и заступника.

    08 November 2020 читать далее


  • Профессоръ-протоіерей Михаилъ Лисицынъ – О греческомъ, болгарскомъ, сербскомъ и знаменномъ распѣвахъ.

    Профессоръ-протоіерей Михаилъ Лисицынъ – О греческомъ, болгарскомъ, сербскомъ и знаменномъ распѣвахъ.

    Свт. архіеп. Іоаннъ (Максимовичъ) издалъ указ, по которому на день памяти препп. Романа Сладкопѣвца и Iоанна Кукузеля, то есть 1/14 октября, назначался ПРАЗДНИКЪ ПѢВЧИХЪ. Въ этотъ день по окончанiи литургiи полагается провозглашать пѣвчимъ многолѣтiе. Святитель писалъ: «По окончанiи богослуженiя желательно устроить прихожанамъ храма угощенiе для пѣвчихъ, какъ знакъ вниманiя и благодарности за ихъ труды и усердiе» (Распоряженiе Высокопресв. Архiеп. Iоанна объ установленiи праздника для всѣхъ церковныхъ пѣвцовъ. // «Вѣстникъ Швейцарского Викарiатства». 1951. Декабрь. № 38. С. 4.). – ред.

    Весь цивилизованный міръ съ удивленіемъ и восхищеніемъ смотрѣлъ эти дни на появившіяся новыя силы на фонѣ исторіи, а именно на балканскія народности. Весь міръ ахнулъ отъ изумленія, какъ быстро и въ порядкѣ совершилась мобилизація военныхъ силъ балканскихъ государствъ и еще болѣе поразился, когда балканскія войска быстро стали отнимать у турокъ одну позицію за другой, одинъ городъ за другимъ. Всѣ говорили, что балканскіе народы разыграли войну «какъ по нотамъ». И, дѣйствительно, въ походѣ балканскихъ армій чувствовался ритмъ, а ритмъ, какъ извѣстно, душа музыки. Ритмъ даетъ различную окраску одной и той же мелодіи. Ритмъ вліяетъ на психику людей особеннымъ образомъ. Именно, благодаря ритму, мы, когда слушаемъ какую-либо музыку, невольно пристукиваемъ ногой или барабанимъ пальцами. Ритмъ есть источникъ движенія. Онъ будитъ души людей и заставляетъ ихъ не спать, а дѣйствовать и при томъ дѣйствовать такъ, а не иначе. Знаете ли, гдѣ ритмъ имѣетъ господствующее значеніе? Въ танцахъ. И при томъ отъ такого или иного ритма получаетъ характеръ и свой танецъ. Въ барабанномъ боѣ есть также только ритмъ. Отъ одного ритма солдаты идутъ мѣрнымъ маршемъ, отъ другого бѣгутъ. Ритмъ даетъ стройность движенію войскъ.

    12 October 2020 читать далее