Синаксарь во святый и Великій вторникъ.

Во святый и Великій вторникъ творимъ память притчи о десяти дѣвахъ; ибо эту притчу говорилъ Господь ученикамъ Своимъ, восходя въ Іерусалимъ, предъ Своими страданіями. Есть и другія притчи, которыя Онъ говорилъ тогда же къ іудеямъ. Притчею же о десяти дѣвахъ Господь преклоняетъ къ милостынѣ и вмѣстѣ научаетъ всѣхъ быть готовыми прежде конца. И прежде Онъ много говорилъ ученикамъ о дѣвствѣ и о скопцахъ. И, дѣйствительно, дѣвство заслуживаетъ большой славы и поистинѣ велико. Но, чтобы кто, исправляя одну сію добродѣтель, не пренебрегалъ и другими, а преимущественно милостынею, которою просвѣщается свѣтильникъ дѣвства, священное Евангеліе предлагаетъ настоящую притчу. Пять дѣвъ называетъ оно мудрыми за то, что къ дѣвству присоединили многій и обильный елей милостыни, а другихъ пять – юродивыми, кои, хотя соблюли дѣвство, но не приложили достаточной милостыни. Потому-то и юродивы онѣ, что, исправивъ большее, пренебрегли меньшее, и ничѣмъ не разнствуютъ отъ блудницъ; ибо сіи побѣждаются собственнымъ тѣломъ, а тѣ – имѣніемъ.

Когда же преходила ночь настоящаго житія, воздремашася вся дѣвы тыя и спаху, т е. умерли, ибо смерть именуется сномъ. Но, во время сна ихъ, въ полунощи вопль бысть; – и имѣвшія съ собою много елея дѣвы, когда отверзлись двери, вошли съ Женихомъ, юродивыя же, имѣвшія мало елея, искали его по пробужденіи отъ сна. Мудрыя и хотѣли удѣлить юродивымъ отъ своего елея, но не могли, почему и сказали: еда како не достанетъ намъ и вамъ; идите же паче къ продающимъ, т. е. къ нищимъ, и купите. Но по смерти это уже невозможно, что показываетъ и Авраамъ въ притчѣ о богатомъ и Лазарѣ, когда говоритъ: хотящій прейти отсюду къ вамъ не возмогутъ (Луки 16, 26). Итакъ, пришедши безъ свѣта, юродивыя дѣвы вопіяли, ударяя въ двери: Господи, Господи, отверзи намъ! Но Господь игрекъ нмъ оный страшный отвѣтъ: отъидите, не вѣмъ васъ. Ибо какъ увидите Жениха, не имѣя приданаго – милостыни?

Итакъ, притча о десяти дѣвахъ для того положена здѣсь богоносными отцами, чтобы научить насъ всегда бодрствовать и быть готовыми ко срѣтенію истиннаго Жениха съ благими дѣлами, и преимущественно съ милостынею, – ибо невѣдомъ для насъ день и часъ кончины; такъ же какъ примѣромъ Іосифа научаемся пріобрѣтать цѣломудріе, а смоковницею – приносить всегда плодъ духовный. Кто одно, притомъ большее дѣло дѣлаетъ, а другими пренебрегаетъ, преимущественно же милостынею; тотъ не войдетъ съ Христомъ въ вѣчный покой, но со срамомъ возвратится вспять; ибо ничего нѣтъ прискорбнѣе и постыднѣе, какъ дѣвство, побѣждаемое пристрастіемъ къ богатству.

Но, о Женише Христе, сочетай насъ съ мудрыми дѣвами, сопритчи насъ избранному Своему стаду и помилуй насъ.

 

Собраніе поученій на дни воскресные и праздничные и дни св. Четыредесятницы. Сост. Ред. «Воскреснаго Чтенія», при Кiевской духовной акад. Кiевъ 1853. Томъ 1. С. 470-471.




«Благотворительность содержит жизнь».
Святитель Григорий Нисский (Слово 1)

Рубрики:

Популярное: